г. Владимир |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А43-12016/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Богуновой Е.А., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РК-СИСТЕМА" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.09.2023 по делу N А43-12016/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к обществу с ограниченной ответственностью "РК- СИСТЕМА" (ОГРН: 1187746613670, ИНН: 7713460042) о взыскании 105 896 руб. 03 коп.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РК-СИСТЕМА" (далее - ООО "РК-Система", ответчик) о взыскании 101 736 руб. платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, 4 160 руб. 03 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 04.10.2022 по 20.04.2023, а также проценты с 10.02.2023 по день фактической оплаты.
В соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск рассмотрен в порядке упрощенного производства.
Решением от 05.09.2023 Арбитражный суд Нижегородской области заявленные исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, ООО "РК-СИСТЕМА" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023 апелляционная жалоба принята к производству, лицам, участвующим в деле, было предложено в срок до 14.12.2023 представить мотивированный отзыв на апелляционную жалобу.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель, ссылаясь на статью 39 Устава железнодорожного транспорта, условия договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 1/138, первичные документы, указал, что в нарушении условий вышеуказанного договора подача и уборка вагонов осуществлялась ответчиком самостоятельно своим собственным локомотивом, а не локомотивом перевозчика. Истец, нарушая условия заключенного договора, не обеспечил своевременную подачу и уборку прибывающих на станцию в адрес ответчика вагонов, ввиду отсутствия необходимого количества собственных локомотивов. В связи с чем считает, что виновным в задержке вагонов является сам истец.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ОАО "РЖД" (перевозчиком) и ООО "РК-Система" (пользователь) заключен договор N1/138 от 01.02.2021 (далее - договор) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "РК-Система" при станции Мухтолово Горьковской ж.д.
На основании условий договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего на продолжении железнодорожного пути N16 станции Мухтолово Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", локомотивом перевозчика.
В порядке пункта 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования производится по уведомлению.
Количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 15 вагонов, по весу не более 1500 тонн (пункт 7 договора).
Согласно пункту 9 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в количестве одновременно поданной группы вагонов. При наличии возможности у перевозчика по согласованию сторон допускается возврат меньшего, большего количества одновременно поданных вагонов.
Пунктом 10 договора установлено, что о готовности вагонов к уборке владелец передает перевозчику уведомление формы ГУ-2Б ВЦ/Э в электронном виде, с применением электронной подписи с обязательным уведомлением перевозчика по телефону о передаче такого уведомления. Готовыми к уборке считаются вагоны с оформленными перевозочными документами.
Готовые к уборке вагоны убираются с железнодорожного пути необщего пользования перевозчиком, согласно технологии работы маневрового локомотива на станции Мухтолово после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке (параграф 11 договора).
В силу пункта 13 договора на железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются следующие технологические нормы:
- на выгрузку: навалочные грузы (щебень, отсев, щебеночно-песчаная смесь и другие),
- щебень, отсев, щебеночно-песчаная смесь - 24 мин. на вагон на месте выгрузки;
- шлак - 30 мин. на вагон на месте выгрузки;
- железобетонные изделия автокраном - 01 час 30 мин. на вагон на месте выгрузки.
ООО "РК-Система" приняло на себя обязательство уплачивать ОАО "РЖД" плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, независимо от его принадлежности, по правилам и ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1, с применением коэффициентов индексации:
за время нахождения вагонов на станции, в случаях предусмотренных пунктом 2.3 указанного Тарифного руководства, по ставкам таблицы N 1;
за время задержки в пути следования по причинам, зависящим от владельца, в том числе на промежуточных станциях из-за неприема станцией назначения, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, по правилам пункта 2.4 и ставкам таблицы N 2 Тарифного руководства.
Время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, определяется по данным актов общей формы (подпункт "д" пункта 16 договора).
Ввиду неприема поезда железнодорожной станцией назначения грузополучателем ООО "РК-Система" вагоны, следующие в поезде N 3204 индекс 6300-364-2440, в период с 04.05.2022 по 11.05.2022 задержаны в пути следования на промежуточной станции Добрятино.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования.
По причине неприема станцией назначения вагонов по причинам, зависящим от грузополучателей (ООО "РК-Система") по обращению начальника станции Мухтолово N65 от 04.05.2022 о необходимости задержки в пути следования вагонов, следующих на станцию Мухтолово в адрес грузополучателя ООО "РК-Система", оперативным приказом N 3516 от 04.05.2022 на временное отставление от движения грузовых поездов, отставлен от движения поезд N 3204 индекс 6300364-2440.
В подтверждение занятости путей необщего пользования ООО "РК- Система" составлены акты общей формы NN 3/259-3/260 от 04.05.2022.
По факту отставления от движения поезда N 3204 индекс 6300-364-2440, оформлены акт общей формы на начало и окончание задержки доставки вагонов N 4/3802 от 04.05.2022, 4/3986 от 11.05.222 представитель грузополучателя извещен письмами N1705 от 11.05.2022 и N518 от 04.05.2022.
В связи с освобождением путей приема ООО "РК-Система" по обращению начальника станции Мухтолово N 38 от 11.05.2022 оперативным приказом N3443 от 11.05.2022 поднят временно отставленный от движения грузовой поезд N 3204 индекс 6300-364-2440 с промежуточной станции - на станцию назначения Мухтолово.
Факт прибытия вагонов на станцию назначения подтверждают акты общей формы N 19 от 11.05.2022, 3/314-3/318 от 11.05.2022.
Факт занятости путей необщего пользования ранее прибывшими в адрес ООО "РК-Система" вагонами подтверждается также ведомостями подачи и уборки вагонов в графах, в которых указаны дата и время подачи вагонов под грузовую операцию и завершения грузовой операции, общее время нахождения под грузовой операцией.
Пунктом 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N26 (далее - Правила N26), установлено, что учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Занятость путей необщего пользования ООО "РК-Система" подтверждена представленными в дело ведомостями подачи и уборки вагонов, в которых зафиксированы дата и время подачи вагонов под грузовую операцию завершения грузовой операции.
Данные ведомости включают в себя информацию, содержащую в памятках приемосдатчика.
На основании актов общей формы, по накопительным ведомостям начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в общей сумме 102 449 руб. 54 коп.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия N Исх-13100/ГРК ТЦФТО от 15.06.2022 с требованием об оплате начисленной платы, а также процентов за неосновательное пользование денежными средствами оставлены последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковыми требованиями.
Повторно исследовав доводы жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
К правоотношениям сторон, возникшим в связи с исполнением договора N 1/138 от 01.02.2021, применяются нормы главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, иные законы и изданные в соответствии с ними правила.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 55 Федерального закона от 10.01.03 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее, Устав) отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если в предусмотренных части 11 настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче.
Основания и порядок задержки вагонов регулируются пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N26), согласно которому задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Размер платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), а также платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в Тарифном руководстве, утвержденном приказом ФСТ России от 29.04.15 N 127-т/1.
Факт и время простоя вагонов на путях общего пользования по причине задержки в пути следования по причинам, зависящим от ответчика - занятость фронтов выгрузки грузополучателя подтверждены данными актов общей формы, памяток приемосдатчика на уборку вагонов, накопительных ведомостей, оцененными судом по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Составленные по факту простоя вагонов на путях общего пользования ОАО "РЖД" акты общей формы соответствуют установленным требованиям, содержат сведения о задержанных вагонах, причинах и времени их задержки, виновном в задержке вагонов лице, а потому могут быть приняты в качестве допустимых доказательств, содержащих достоверные сведения.
Недостоверность предоставленных истцом сведений и документов не доказана.
Начисление платы за нахождение вагонов на путях общего пользования произведено истцом в соответствии со статьей 39 Устава, а также Тарифного руководства, утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения" (Тарифное руководство N 2).
Расчет суммы платы судом проверен и признан соответствующим обстоятельствам простоя вагонов на путях общего пользования из-за неприема станцией назначения по причине занятости путей необщего пользования ответчика, размеру платы за пользование путями общего пользования.
В связи с чем начисление платы за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования в размере 101 736 руб. является правомерным и обоснованным.
Доводы заявителя судом рассмотрены и отклонены исходя из следующего.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей (абзац 6 п. 4.7 Правил N 26).
В соответствии со статьей 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно абзацу 6 статьи 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.03 N 45, акт общей формы составляется на станциях для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
В обоснование заявленных требований истец представил акты общей формы, памятки приемасдатчика, ведомостями подачи и уборки вагонов.
В силу положений пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств того, что простой вагонов имел место по независящим от него причинам, в отсутствие его вины.
Исследовав и оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд признает доказанным и установленным факт простоя на железнодорожных путях общего пользования вагонов, прибывших в адрес ответчика, по причине их неприема последним, в связи с чем приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Ссылка апеллянта на то, что подача и уборка вагонов осуществлялась локомотивом ООО "РК-Система" сама по себе не подтверждает, что пути необщего пользования были заняты по вине перевозчика, а потому подлежит отклонению апелляционным судом.
Кроме того, истцом было заявлено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 4 160 руб. 03 коп. за период с 04.10.2022 по 20.04.2023 и далее по день фактического исполнения обязательства по ключевой ставке Банка России.
Согласно пункту 1 статьи 395 кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В силу пункта 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Факт ненадлежащего исполнения обязательства ответчиком судом установлен, следовательно, начисление процентов в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации и требование об их взыскании является правомерным.
Расчет процентов судом проверен и признан арифметически верным.
Ответчик расчет процентов за пользование чужими денежными средствами не оспорил, контррасчет не представил.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" от 24.03.2016 N 7 сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов. Расчет процентов, начисляемых после вынесения решения, осуществляется в процессе его исполнения судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве).
Поскольку наличие у ответчика перед истцом неисполненного в срок денежного обязательства подтверждено материалами дела, требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит удовлетворению.
Таким образом, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований истца, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято исходя из фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.09.2023 по делу N А43-12016/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РК-СИСТЕМА"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-12016/2023
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала Горьковской железной дороги
Ответчик: ООО "РК-СИСТЕМА"