город Омск |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А81-7039/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мартыновым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11592/2023) Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.09.2023 по делу N А81-7039/2023 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Тарко-Салинская центральная районная больница" (ОГРН 1028900858590, ИНН 8911001324, адрес: 629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, Больничный городок, здание 1) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН 1028900510297, ИНН 8901006041, адрес: 629008, город Салехард, улица Зои Космодемьянской, дом 59) об оспаривании акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 30.06.2023 в части, а также по встречным исковым требованиям Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Тарко-Салинская центральная районная больница" о взыскании средств, использованных не по целевому назначению в сумме 9 569 927 руб. 93 коп., штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования денежных средств в сумме 956 992 руб. 79 коп., пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день предъявления санкций от суммы нецелевого использования за период с 17.07.2023 по 04.09.2023 в сумме 119 624 руб. 10 коп. с последующим начислением процентов с 02.09.2023 по дату фактического исполнения обязательств,
при участии в судебном заседании представителя:
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа - после перерыва посредством использования системы веб-конференции Ларионова Алексея Сайнулловича по доверенности от 01.01.2023 N 4 сроком действия до 31.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Тарко-Салинская центральная районная больница" (далее - Учреждение, ГБУЗ ЯНАО "ТЦРБ") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Фонд) об оспаривании Акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) от 30.06.2023 в части нецелевого использования средств ОМС при:
- начисление заработной платы специалистам по связям с общественностью на сумму в размере 7 274 502 руб. 93 коп., в том числе:
- в 2021 году - 2 929 351 руб. 09 коп.;
- в 2022 году - 4 345 151 руб. 84 коп.
-использование средств ОМС, выданных в подотчет работникам медицинской организации (расходы по оплате услуг на проведение обучения в Пиар-школе и командировочные расходы специалиста по связям с общественностью на сумму 85 725 руб.);
- при заключении гражданско-правовых контрактов с обществом с ограниченной ответственностью "МРТ Альянс"" на проведение отдельных диагностических исследований, указанных в Приложении 13 к Тарифному соглашению на 2021 год (расходы в сумме 2 209 700 руб.),
- в части штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств в сумме 963 562 руб. 83 коп.
В свою очередь, Фонд обратился в арбитражный суд со встречным заявлением к Учреждению о взыскании средств, использованных не по целевому назначению в сумме 9 569 927 руб. 93 коп., штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования денежных средств в сумме 956 992 руб. 79 коп., пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день предъявления санкций от суммы нецелевого использования за период с 17.07.2023 по 04.09.2023 в сумме 119 624 руб. 10 коп. с последующим начислением процентов с 02.09.2023 по дату фактического исполнения обязательств.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.09.2023 по делу N А81-7039/2023 требования Учреждения к Фонду удовлетворены частично. Признан недействительным акт плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 30.06.2023 в части начисленного и оспариваемого заявителем штрафа в размере, превышающем 191 398 руб. 56 коп. В удовлетворении остальной части требований Учреждения отказано. С Фонда в пользу Учреждения взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 3000 руб.
Встречные требования Фонда удовлетворены частично. С учреждения в пользу Фонда взысканы средства, использованные не по целевому назначению в размере 9 569 927 руб. 93 коп., штраф в размере 191 398 руб. 56 коп., пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций от суммы нецелевого использования за период с 17.07.2023 по 04.09.2023 в сумме 119 624 руб. 10 коп. с последующим начислением процентов с 05.09.2023 по дату фактического исполнения обязательств.
В удовлетворении остальной части требований Фонда отказано. С учреждения в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 70 750 руб. 83 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом в части уменьшения суммы штрафа и взыскания государственной пошлины в размере 3000 руб., Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции:
- изменить в части в части уменьшения суммы штрафа: взыскать с Учреждения штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в сумме 956 992 руб. 79 коп.;
- отменить в части взыскания с Фонда государственной пошлины в размере 3000 руб.
В обоснование жалобы ее заявитель указывает, что судом первой инстанции безосновательно уменьшена сумма штрафа; отношения, связанные с финансированием медицинской деятельности за счет средств бюджета Фонда, обладают признаками публичности, а нормами Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) не предусмотрена возможность уменьшения судом размера штрафных санкций.
Заявитель жалобы отмечает, что ответственность в виде штрафа в размере 10%. от суммы нецелевого использования средств предусмотрена в целях минимизации последствий правонарушений в сфере осуществления социально-значимой деятельности. В рассматриваемом случае штраф является соразмерным характеру допущенного нарушения, размер штрафа не является чрезмерным.
По мнению Фонда, основания для взыскания с него государственной пошлины в размере 3000 руб. отсутствуют, поскольку Фонд осуществляет деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, обращение в арбитражный суд с заявлением к Учреждению направлено на обеспечение государственных интересов. Отсутствует внесудебный механизм уменьшения размера ответственности в сфере обязательного медицинского страхования.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Протокольным определением от 14.12.2023 в судебном заседании объявлен перерыв до 10 час. 45 мин. 19.12.2023.
В судебном заседании, продолженном после объявления перерыва, представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в период с 13 по 30 июня 2023 года на основании приказа Фонда от 06.06.2023 N 264 комиссией Фонда проведена плановая комплексная проверка использования средств ОМС Учреждением за период деятельности с 01.01.2021 по 31.12.2022.
По результатам проверки установлено следующее.
1. В проверяемом периоде ГБУЗ ЯНАО "ТЦРБ" осуществлялось начисление и выплата заработной за счет средств ОМС специалистам по связям с общественностью организационно-методического кабинета Керченко Л.Ю. и Бураковой Н.П. Общая сумма заработной платы, с учетом начислений на выплаты по оплате труда составила 7 274 502 руб. 93 коп.
По мнению Фонда, поскольку расходы на выплату заработной платы специалиста по связям с общественностью не могут быть отнесены к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации, средства в сумме 7 274 502 руб. 93 коп. в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) использованы не по целевому назначению, и, подлежат возврату в бюджет Фонда.
2. При проверке использования средств ОМС, выданных в подотчет работникам медицинской организации установлено, что Учреждением произведены расходы по оплате услуг на проведение обучения в Пиар-школе и командировочные расходы специалиста по связям с общественностью на сумму 85 725 руб.
По мнению Фонда, поскольку вышеуказанные расходы не входят в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС, в соответствии со статьей 306.4 БК РФ, являются нецелевым расходованием средств ОМС и подлежат восстановлению в бюджет территориального фонда.
3. Проверкой установлено, что в проверяемом периоде у ГБУЗ ЯНАО "ТЦРБ" отсутствовали правовые основания для заключения гражданско-правовых контрактов с ООО "МРТ Альянс"" на проведение отдельных диагностических исследований, указанных в Приложении 13 к Тарифному соглашению на 2021 год. В связи с чем, произведенные расходы в сумме 2 209 700 руб., в соответствии со статьей 306.4 БК РФ являются нецелевым использованием средств ОМС и подлежат возврату в бюджет Фонда.
4. В проверяемом периоде ГБУЗ ЯНАО "ТЦРБ" были произведены расходы, связанные с приобретением мешков патологоанатомических для хранения трупа, подготовленного для анатомического исследования, которые не относятся к обязательствам системы ОМС.
По мнению Фонда, в соответствии со статьей 306.4 БК РФ средства в размере 50 000 руб. 40 коп. использованы не по целевому назначению, и подлежат возврату в бюджет Фонда.
5. Учреждением произведена оплата расходов медицинских услуг, оказанных медицинскими организациями, расположенными за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа, которые являются обязательством окружного бюджета в рамках Порядка N 848-П.
Поскольку оплата медицинских услуг за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа, не входит в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, средства ОМС в сумме 15 700 руб., в соответствии со статьей 306.4 БК РФ подлежат возврату в бюджет Фонда.
6. В нарушение пункта 2 Указаний Центрального банка Российской Федерации от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", установлены случаи превышения лимита остатка кассы в период с 26.01.2021 по 01.03.2021.
7. При проверке правильности расчета общей суммы потребности за январь, февраль, март и июль 2021 года установлена излишне запрошенная сумма в размере 66 225 руб. 71 коп. из средств ненормированного страхового запаса Фонда.
В соответствии с пунктом 6 Приказа N 85н средства для софинансирования в сумме 66 225 руб. 71 коп., использованные медицинской организацией не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет Фонда.
Результаты проверки отражены в акте комплексной проверки использования средств ОМС Учреждением от 30.06.2023 года. Общий размер средств ОМС, использованных не по целевому назначению по итогам проверки составил 9 635 628 руб. 33 коп. Заявителю применен штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в сумме 963 562 руб. 83 коп. Кроме того, по итогам проверки ГБУЗ ЯНАО "ТЦРБ" необходимо возвратить в бюджет Фонда средства для софинансирования в сумме 66 225 руб. 71 коп., использованные медицинской организацией не по целевому назначению.
С чем не согласился заявитель, обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит:
- признать недействительным акт плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 30.06.2023 в части нецелевого использования средств ОМС при:
-начисление заработной платы специалистам по связям с общественностью на сумму в размере 7 274 502 руб. 93 коп., в том числе:
- в 2021 году - 2 929 351 руб. 09 коп.;
- в 2022 году - 4 345 151 руб. 84 коп.
- использовании средств ОМС, выданных в подотчет работникам медицинской организации (Учреждением произведены расходы по оплате услуг на проведение обучения в Пиар-школе и командировочные расходы специалиста по связям с общественностью на сумму 85 725 руб.);
- при заключении гражданско-правовых контрактов с ООО "МРТ Альянс"" на проведение отдельных диагностических исследований, указанных в Приложении 13 к Тарифному соглашению на 2021 год. Произведенные расходы составили 2 209 700 руб.,
- в части штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств в сумме 963 562 руб. 83 коп.
В свою очередь, поскольку средства ОМС, пени и штраф Учреждением не были уплачены Фонд обратился в суд со встречным заявлением к Учреждению о взыскании средств, использованных не по целевому назначению в сумме 9 569 927 руб. 93 коп., штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования денежных средств в сумме 956 992 руб. 79 коп., пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день предъявления санкций от суммы нецелевого использования за период с 17.07.2023 по 04.09.2023 в сумме 119 624 руб. 10 коп. с последующим начислением процентов с 02.09.2023 по дату фактического исполнения обязательств.
18.09.2023 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции проверяет судебный акт в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Возражений против проверки в обжалуемой части к началу рассмотрения апелляционной жалобы не поступило. В связи с чем в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 АПК РФ, обжалуемое определение проверено лишь в части доводов апелляционной жалобы, в остальной части обжалуемое определение проверке не подлежит.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 10 БК РФ бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В силу положений статьи 38 БК РФ, устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, и статьи 147 названного Кодекса расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период (пункт 1); нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в данном пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Как следует из пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулирует Федеральный закон N 326-ФЗ.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Как следует из положений части 2 статьи 9 Федерального закона N 326-ФЗ, медицинская организация является участником ОМС, осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Поскольку Учреждением в нарушение положений статей 9,65 АПК РФ не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих целевое расходование денежных средств обязательного медицинского страхования, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требования Фонда о взыскании с учреждения 9 569 927 руб. 93 коп. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, подлежат в настоящем случае удовлетворению.
В данной части решение суда первой инстанции предметом апелляционного обжалования не является.
В связи с данным обстоятельством у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в соответствующей части (пункт 5 статьи 268 АПК РФ, пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Кроме того, Фондом заявлено требование о взыскании штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в сумме 956 992 руб. 79 коп.
Как указано судом апелляционной инстанции выше, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Судебная коллегия отмечает, что нормы Федерального закона N 326-ФЗ не предусматривают возможность учета Фондом смягчающих ответственность обстоятельств при назначении соответствующего штрафа за нецелевое использование средств.
Вместе с тем штраф, как мера обеспечения обязательств носит компенсационный характер, не может являться исключительно средством получения прибыли, а подлежит определению с учетом степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств с целью установления баланса между применяемой мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, причиненного нарушением учреждением положений части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации ответственность должна быть соразмерной характеру совершенного деяния, то есть должна быть дифференцированной и предусматривать возможность снижения санкции с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных обстоятельств. Санкции в экономических отношениях не должны носить карательный характер.
В силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11 и Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954.
Заявитель жалобы отмечает, что нормами Федерального закона N 326-ФЗ не предусмотрена возможность уменьшения судом размера штрафных санкций.
Между тем, учитывая вышеизложенное, любая мера публичной ответственности, в том числе штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств, предусмотренная частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, должна отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Таким образом, руководствуясь правовой позицией высших судебных органов, суд первой инстанции, установив правомерность привлечения медицинской организации к ответственности по пункту 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, вправе снизить размер штрафной санкции, так как любая мера публичной ответственности должна отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения, с учетом характера совершенного правонарушения.
В рассматриваемой ситуации арбитражным судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание статус Учреждения, социально значимый вид деятельности, обстоятельства выявленных нарушений и степень вины ГБУЗ ЯНАО "ТЦРБ".
С учетом изложенного, исходя из конституционных принципов дифференцированности, справедливости и соразмерности наказания выявленному правонарушению, в Постановлениях Конституционного суда от 24.06.2009 N 11-П, от 25.02.2014 N 4-П, Определении Конституционного суда от 21.12.2000 N 263-О, принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, суд первой инстанции правомерно усмотрел наличие оснований для снижения размера назначенного Фондом штрафа в 5 раз до 191 398 руб. 56 коп.
Доказательств несоответствия определенной судом первой инстанции суммы штрафа характеру и тяжести допущенных Учреждением нарушений, а также степени его вины и ущербу, причиненному в результате этих нарушений, Фонд в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил.
В части удовлетворения требований Фонда о начислении пени решение суда первой инстанции предметом апелляционного обжалования не является, выводы суда первой инстанции в данной части переоценке не подлежат.
В отношении довода апелляционной жалобы о взыскании с Фонда госпошлины в размере 3000 руб. суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
Таким образом, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
В рассматриваемом случае суд признал оспариваемый акт Фонда частично незаконным, следовательно, судебный акт в части требований Учреждения следует считать принятым в пользу ГБУЗ ЯНАО "ТЦРБ" (в части). В этой связи, как верно указал суд первой инстанции, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. подлежат отнесению на Фонд.
Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апеллянта основаны на неверном толковании норм права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, основания для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы фонда апелляционным судом не рассматривается, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.09.2023 по делу N А81-7039/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-7039/2023
Истец: Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Тарко-Салинская центральная районная больница"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа
Третье лицо: Восьмой арбитражный апелляционный суд