г. Челябинск |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А07-6717/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем веб-конференции апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29 сентября 2023 года по делу N А07-6717/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Мухамедьянова Л.И. (паспорт, доверенность от 27.02.2023, диплом);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Зотова Д.С. (паспорт, доверенность от 10.01.2023, диплом);
Рамазанова Э.Д. - Султанова А.И. (паспорт, доверенность от 15.09.2022, диплом).
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее также - заявитель, Министерство, Минземимущество РБ) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее также - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Башкортостанское УФАС России, Управление) о признании недействительным решения от 21.02.2023 N 002/01/15-1764/2022.
К участию в данном деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Рамазанов Эдуард Данисович (далее - третье лицо, Рамазанов Э.Д.), Исхаков Тимур Фанилевич (далее - третье лицо, Исхаков Т.Ф.).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.09.2023 (резолютивная часть решения объявлена 27.09.2023) по делу N А07-6717/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Министерство (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на то, что Министерство действовало согласно нормам земельного законодательства, рассмотрение заявления Рамазанова Э.Д. завершено отказом в предварительном согласовании, так как поступило обращение Исхакова Т.Ф. о намерении участвовать в аукционе. Апеллянт указывает, что Минземимуществом РБ исполнено предписание антимонопольного органа до даты вынесения решения Башкортостанского УФАС России.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путём размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Исхакова Т.Ф.
По ходатайству заявителя и антимонопольного органа судебное заседание проведено с использованием систем веб-конференции (часть 1 статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
До начала судебного заседания от Башкортостанского УФАС России через систему "Мой Арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес лиц, участвующих в деле.
В порядке части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные Башкортостанским УФАС России документы приобщены к материалам дела.
Представители сторон, участвовавшие в судебном заседании, поддержали занятые по делу позиции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 11.05.2022 Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан проведены мероприятия по опубликованию извещения о приеме заявлений с 12.05.2022 по 10.06.2022 граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:375:ЗУ1 или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http:/torgi.gov.ru/). на официальном сайте Минземимущества РБ, в газете "Аргументы и факты Башкортостан" (N 19), на сайте Администрации Зубовского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. В извещении, в том числе указывается информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка, подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.
Поступило обращение Исхакова Т.Ф. от 23.05.2022 вх. N 5375-Г о намерении участвовать в аукционе по предоставлению земельного участка.
Также Рамазановым Э.Д. подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью будущего предоставления участка, расположенного по адресу: РБ, Уфимский район, с кадастровым номером: 02:47:000000:375:ЗУ1, из категории земель: "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадь 159 017 кв.м.
Минземимуществом РБ принят приказ от 27.05.2022 N М04ТО-05-38-П-99 об отказе Рамазанову Э.Д. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения. Минземимуществом РБ указано, что после проведения мероприятий по образованию земельного участка будет рассмотрен вопрос о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
От Исхакова Т.Ф. поступило обращение 10.06.2022 вх. N 6178-Г об отзыве заявления, поданного 23.05.2022 N 5375-Г в соответствии с извещением от 11.05.2022 N 110522/0037866/19, но несмотря на отзыв заявления Исхакова Т.Ф. Министерством земельных и имущественных отношений РБ действий по предоставлению вышеуказанного земельного участка в соответствии с частью 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не предпринято.
Иные лица, заинтересованные в приобретении прав на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:375:ЗУ1 по итогам размещения Минземимуществом РБ извещения, отсутствовали.
Таким образом, несмотря на то, что по итогам размещения вышеуказанного извещения, иные лица, изъявившие намерение участвовать в аукционе на право аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номерам 02:47:000000:375:ЗУ1, отсутствовали, Минземимуществом РБ не предпринято мер по предоставлению данного земельного участка единственному заинтересованному лицу - Рамазанову Э.Д., в соответствии с положениями пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Непринятие Министерством мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, после отзыва Исхаковым Т.Ф. заявления о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: 02:47:000000:375:ЗУ1, содержит в действиях Министерства нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что послужило основанием выдаче Министерству предупреждения УФАС по РБ от 13.07.2022 N 002/01/15-1276/2021 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Предупреждение антимонопольного органа в предусмотренные сроки не исполнено, оспорено в Арбитражном суде Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.11.2022 по делу N А07-24549/2022, оставленным без изменения Восемнадцатым арбитражным судом 24.01.2023 в удовлетворении заявленных требований Министерства о признании недействительным предупреждения от 13.07.2022 N 002/01/15-1276/2021 отказано.
Ввиду неисполнения предупреждения от 13.07.2022 N 002/01/15-1276/2021 антимонопольным органом возбуждено дело N 002/01/15-1764/2022, в ходе рассмотрения которого установлено в действиях Министерства нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), вынесено решение N 002/01/15-1764/2022 (резолютивная часть от 08.02.2023) в полном объёме изготовлено 21.02.2023.
Заявитель с вынесенным Управлением решением не согласился и обжаловал его в судебном порядке по основаниям, изложенным в заявлении.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для признания недействительным решения Башкортостанского УФАС России от 21.02.2023 N 002/01/15-1764/2022 не имеется.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
При этом арбитражным судом оцениваются на соответствие закону лишь те выводы, которые положены в основу обжалуемого ненормативного правового акта, поскольку при рассмотрении дела в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяется вопрос о законности конкретного ненормативного правового акта, а не спорная ситуация в целом.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, создание дискриминационных условий.
Статья 15 Федерального закона N 135-ФЗ представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаков состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Статья 15 Закона о защите конкуренции представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий/бездействия органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (абзац третий), согласно которым при применении конкретных положений статьи 15 Закона о защите конкуренции судам также необходимо учитывать, имеется ли норма иного федерального закона, допускающая принятие оспариваемого акта, осуществление действий (бездействие).
Действия Минземимущества РБ попадают под антимонопольные запреты и не содержат в себе исключений из них.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношениях Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 N 35, Министерство является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства.
В настоящее время принят Закон Республики Башкортостан от 02.11.2020 N 319-з "О внесении изменений в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан", согласно которому с 2021 года полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, передаются от органов местного самоуправления органам государственной власти Республики Башкортостан - Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
В соответствии с частью 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Согласно положениям части 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно части 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 11.05.2022 Минземимуществом РБ в связи с поступлением заявления Рамазанова Э.Д. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:375:ЗУ1, проведены мероприятия по опубликованию извещения о приеме заявлений граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе по продаже указанного выше земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://torgi.gov.ru/), на официальном сайте Минземимущества РБ, в газете "Аргументы и факты Башкортостан" (N 19), на сайте Администрации Зубовского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Срок приема заявлений установлен с 12.05.2022 по 10.06.2022.
Как следует из имеющихся материалов дела, 23.05.2022 поступило заявление Исхакова Т.Ф. (вх. N 5375-Г) о намерении участвовать в аукционе по предоставлению земельного участка.
Вместе с тем в установленные для приема заявлений сроки заявление Исхакова Т.Ф. было им отозвано.
Принимая во внимание вышеизложенное, лиц, имеющих намерение использовать данный земельный участок, по результатам открытой процедуры (размещение извещения) не установлено.
Положения части 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают перечень действий уполномоченного органа в случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления от иных граждан не поступили: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Таким образом, данная норма предусматривает возможность в ускоренном режиме получить земельный участок, правомерно не прибегая к процедуре торгов, в случае, если претендентов на использование данного земельного участка по результатам размещения извещения для неопределенного круга лиц не окажется.
Вместе с тем с учетом того, что в настоящем случае по результатам опубликования вышеуказанного извещения в открытом доступе, заявлений от лиц, имеющих намерение участия в аукционе по продаже земельного участка или на право аренды такого земельного участка, не имеется, Минземимуществом РБ не соблюдены требования действующего земельного законодательства, предусмотренные частью 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанные фактические обстоятельства явились предметом рассмотрения Арбитражным судом Республики Башкортостан, Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом, Арбитражным судом Уральского округа, Верховным Судом Российской Федерации по делу N А07-24549/2022.
Как указал суд в рамках дела N А07-24549/2022, несмотря на то, что по итогам размещения вышеуказанного извещения, иные лица, изъявившие намерение участвовать в аукционе на право аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:47:000000:375:ЗУ1, отсутствовали, Министерством не предпринято мер по предоставлению данного земельного участка единственному заинтересованному лицу - Рамазанову Э.Д., в соответствии с положениями пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, непринятие Министерством мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, после отзыва Исхаковым Т.Ф. заявления о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: 02:47:000000:375:ЗУ1, содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
С учетом вышеизложенного, доводы Минземимущества РБ, изложенные в апелляционной жалобе, не подтвердились.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, комиссией антимонопольного органа выдано предписание об устранении нарушений действующего законодательства N 002/01/15-1724/2022. С целью исполнения настоящего предписания Минземимуществу РБ необходимо отменить Приказ N М04ТО-05-38-П-99 от 27 мая 2022 об отказе Рамазанову Э.Д. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности; совершить действия по предоставлению земельного участка с условным кадастровым номером: 02:47:000000:375:ЗУ1 единственному заинтересованному лицу - Рамазанову Э.Д., в соответствии с положениями пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2). Установить срок для исполнения предписания: в течение 30 рабочих дней с момента получения настоящего предписания (пункт 3). О выполнении настоящего предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения (пункт 4).
По мнению апеллянта, предписание исполнено до даты вынесения самого предписания.
Так, исходя из письменной позиции апеллянта, 15.02.2023 Минземимуществом РБ принят приказ N М04ТО-05-38-П-99 "Об отмене приказа отдела по Уфимскому району Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27.05.2022 N М04ТО-05-38-П-99 "Об отказе Рамазанову Эдуарду Данисовичу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения".
Минземимуществом РБ принят приказ от 20.02.2023 N М04ТО-05-38-П-1127 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена".
С учетом вышесказанного, апеллянт указывает на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства.
Вместе с тем к указанным доводам необходимо отнестись критически в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о защите конкуренции после исследования доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства, изложения позиций лиц, участвующих в деле, заключений экспертов, проведения опроса лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, председатель комиссии объявляет об окончании рассмотрения дела и просит лиц, участвующих в деле, и иных лиц удалиться для принятия комиссией решения.
В соответствии со статьёй 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле; определяет нормы антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации, нарушенные в результате осуществления рассматриваемых комиссией действий (бездействия); разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.
Кроме того, частью 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции установлено, что резолютивная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела, должна быть подписана всеми членами комиссии, участвовавшими в принятии решения, и приобщена к делу. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
По окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства подлежит оглашению резолютивная часть решения. Следовательно, действующее законодательство не предусматривает возможности принятия во внимание дополнительных документов, поступивших за пределами окончания рассмотрения дела.
Из материалов дела следует, оспариваемое решение антимонопольного органа N 002/01/15-1764/2022 в полном объёме изготовлено 21.02.2023 (резолютивная часть от 08.02.2023).
Письмо Минземимущества РБ о выполнении предупреждения N 002/01/15-1276/2022 подготовлено лишь 28.02.2023 (исх. N НЛ-М04-062/144-Ю) и поступило в адрес антимонопольного органа 09.03.2023, о чем свидетельствует, в том числе регистрационный номер (вх. N 3616/23).
При окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (08.02.2023) Приказы Минземимущества РБ от 15.02.2023 N М04ТО-05-38-П-99 и от 20.02.2023 N М04ТО-05-38-П-1127 не изданы, в связи с чем не могли быть представлены в установленные сроки в антимонопольный орган, а также лечь в основу оспариваемого в настоящем случае решения.
Кроме того, 27.03.2023 в адрес антимонопольного органа поступило письмо Минземимущества РБ, согласно которому действия, необходимые для выполнения данного предписания, Минземимуществом РБ исполнены.
Также Рамазановым Э.Д. в судебном заседании сообщалось о предоставлении Минземимуществом РБ спорного земельного участка и о его использовании в настоящее время в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, в настоящее время предписание антимонопольного органа исполнено в полном объёме.
Ссылка Минземимущества РБ в апелляционной жалобе на письмо ФАС России от 06.09.2023 N ГМ/71766/23, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку не относится к рассматриваемому делу.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Башкортостанского УФАС России от 21.02.2023 N 002/01/15-1764/2022 соответствует требованиям нормативных правовых актов и является законным, в связи с чем в удовлетворении требований отказано правомерно.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, ведущих к отмене судебного акта, не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции, в связи с чем они подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы относятся на её подателя.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29 сентября 2023 года по делу N А07-6717/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-6717/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Исхаков Т Ф, Рамазанов Э Д