город Томск |
|
27 декабря 2023 г. |
Дело N А03-4879/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Зайцевой О.О., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гойник А.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Бийска Алтайского края (N 07АП-9524/23), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.09.2023 по делу N А03-4879/2023 (судья Куличкова Л.Г.) по исковому заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (ИНН 2225145249, ОГРН 1132225020377), г. Барнаул, к Администрации г. Бийска Алтайского края (ИНН 2204001327, ОГРН 1022200567212), г. Бийск, о взыскании суммы субсидии подлежащей возврату в бюджет Алтайского края в размере 125 815, 52 руб., с привлечением к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска" (ИНН 2204024388), МКУ "Финансовое управление Администрации города Бийска" (ИНН 2226020813, ОГРН 1022200561712), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ИНН 7707780887 ОГРН 1127746554320), Министерства финансов Российской Федерации,
В судебном заседании приняли участие:
от Администрации г. Бийска Алтайского края: Астапенко В.В., представитель по доверенности от 19.01.2023, паспорт;
от иных лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (ИНН 2225145249, ОГРН 1132225020377), г. Барнаул, (далее - истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации г. Бийска Алтайского края (ИНН 2204001327, ОГРН 1022200567212), г. Бийск, (далее - ответчик, Администрация) о взыскании суммы субсидии подлежащей возврату в бюджет Алтайского края в размере 125 815, 52 руб. К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска" (ИНН 2204024388), МКУ "Финансовое управление Администрации города Бийска" (ИНН 2226020813, ОГРН 1022200561712), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ИНН 7707780887 ОГРН 1127746554320), Министерство финансов Российской Федерации.
Решением суда от 27.09.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Министерство в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонило, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержала.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с Распоряжением Правительства Алтайского края от 12.01.2021 N 2- р, во исполнение закона Алтайского края от 07.12.2020 N 100-ЗС "О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" истцом заключено с ответчиком соглашение от 22.01.2021 N-01705000-1-2021-002 о предоставлении субсидии из бюджета Алтайского края бюджету г.Бийска на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды в рамках регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" - в сумме 104 568 101, 01 руб. (далее - соглашение).
В 2021 году городом Бийском Алтайского края не достигнуты показатели по обеспечению индекса качества городской среды и приросту среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году, которые установлены в соответствии с приложением N 5 к указанному соглашению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 13 Правил, истец направил ответчику требование о возврате из бюджета муниципального образования в краевой бюджет 125 815, 52 руб., которое оставлено без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований в части.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Однако требование о безвозвратности субсидии не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 160.1 БК РФ главный администратор (администратор) доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета; представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета; представляет, сведения для составления и, ведения кассового плана; формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета; представляет для включения в перечень источников доходов Российской Федерации и реестр источников доходов бюджета сведения о закрепленных за ним источниках доходов; утверждает методику прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения; осуществляет начисление, учет и контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Министерство является главным администратором взыскиваемых платежей в соответствии со статьей 3 Закона Алтайского края от 07.12.2020 N 100-ЗС "О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", что также следует из содержаний соглашения (пункт 1.1).
Таким образом, полномочия Министерства по взысканию в бюджет Алтайского края суммы субсидии определяются его бюджетными полномочиями как главного администратора доходов бюджета по указанному виду КБК в соответствии с действующим бюджетным законодательством.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 139 БК РФ, пункта 8 Правил установлено, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения между главным распорядителем средств краевого бюджета и администрацией муниципального образования Алтайского края, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Исходя из изложенного, несмотря на то, что правоотношения между органом, предоставившим субсидию, и лицом, получившим субсидию, регулируются нормами Бюджетного кодекса РФ, к отношениям сторон по исполнению условий соглашения применяются также нормы Гражданского кодекса РФ.
При изложенных обстоятельствах, поскольку обязательство ответчика по достижению показателей результативности использования субсидии возникли в силу соглашения, а не вследствие вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, ссылка ответчика на норму ст. 1069 ГК РФ не состоятельна.
В соответствии с пунктом 4.3.3 соглашения ответчик обязуется обеспечить достижение показателей результативности использования субсидии установленных в соответствии с приложением N 5 к соглашению.
Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России от 11.04.2022 N 15372-АЕ/06 в 2021 году ответчиком не достигнуты показатели: - по обеспечению индекса качества городской среды при плане 181 фактически достигнуто 180; - по приросту среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году при плане 9% фактически достигнуто 8,4%.
Согласно пункту 13 Правил в случае, если муниципальным образованием края по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, по достижению результатов использования субсидий (предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "г" пункта 9 настоящих Правил), и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в краевой бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии (Vвозврата), рассчитывается по формуле: Vвозврата = (Vсубсидии x k x m / n) x 0,1, где: Vсубсидии - размер субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования в отчетном финансовом году; m - количество результатов использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-ro значения результата использования субсидии, имеет положительное значение; n - общее количество результатов использования субсидии; k - коэффициент возврата субсидии, рассчитываемый в соответствии с пунктом 15 Правил.
В соответствии с Отчетом о достижении значений результатов исполнения субсидии по состоянию на 01.01.2022 администрации города Бийска Алтайского края, от 01.04.2022 за подписью главы города Студеникина А.П., администрацией г. Бийска не достигнуты значения результата использования субсидии по двум показателям: индекс качества городской среды; прирост значения индекса качества городской среды по отношению к 2019 году.
В соответствии с соглашением общее количество результатов использования субсидии - 6.
В соответствии с пунктами 15, 16 Правил коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле: k = SUM Di / m, где: Di - индекс, отражающий уровень недостижения i-ro показателя результативности использования субсидии. Индекс, отражающий уровень недостижения i-ro значения результата использования субсидии, определяется: а) для результата использования субсидии, по которому большее значение фактически достигнутого значения отражает большую эффективность использования субсидии, - по формуле: Di = 1 - Ti / Si, где: Ti - фактически достигнутое значение i-ro результата использования субсидии на отчетную дату; Si - плановое значение i-ro результата использования субсидии, установленное соглашением; б) для показателей результата использования субсидии, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает меньшую эффективность использования субсидии, - по формуле: Di = 1 - Si / Ti. Коэффициент возврата субсидии для администрации г.Бийска составил 0,036095764 = 1-(180/181)+(8,4/9)/2.
Таким образом, сумма субсидии, полученной администрацией г.Бийска по соглашению в 2021 году и подлежащая возврату в краевой бюджет рассчитана следующем образом: 104 568 101,01 * 0,036095764 · 2/6 *0,1 = 125 815,52 руб.
Расчет произведен в соответствии с Правилами. Расчет судом проверен, признан верным.
По убеждению администрации, соглашение не предусматривает для сторон меру ответственности.
С данной правовой позицией коллегия согласиться не может.
Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В силу статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. При этом существенными являются также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой (статьи 438, 443 ГК РФ). Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок. При этом, если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась (статья 434 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 532 предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения между главным распорядителем средств краевого бюджета и администрацией муниципального образования Алтайского края.
Соглашение заключается в электронной форме в системе учета соглашений Министерства с использованием квалифицированной электронной подписи.
Согласно подпункту "м" пункта 9 Правил N 532 соглашение должно содержать ответственность сторон за нарушение условий соглашения вследствие недостижения муниципальным образованием установленных значений результатов использования субсидии и несоблюдения графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества.
Раздел 5 Соглашения "Ответственность сторон", содержит согласованный сторонами пункт 5.1 согласно которому ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение своих обязанностей по соглашению, а именно: стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответчик утверждает, что из иных пунктов Соглашения нельзя сделать вывод, что Соглашение предусматривает для сторон такую меру ответственности.
Между тем анализ пунктов 4.1.4 и 4.3.2 Соглашения в их взаимосвязи подтверждает согласование сторонами Соглашения ответственность администрации г. Бийска - ответчика по настоящему иску за нарушение им условий соглашения вследствие недостижения муниципальным образованием установленных значений результатов использования субсидии, а именно уплату штрафа в размере определенном пунктами 13-16 Правил N 532.
Согласно пункту 4.1.4 Соглашения Министерство рассчитывает размер санкции за недостижение установленных значений результатов использования субсидии, и направляет требование о возврате средств субсидии в бюджет Алтайского края в указанном объеме.
Согласно пункту 4.3.2 администрация г. Бийска обязана исполнить требование Министерства по оплате в бюджет Алтайского края суммы правовой ответственности, рассчитанной в соответствии с пунктами 13-16 Правил N 532.
В пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление N 7) разъяснено, что соглашение о неустойке должно быть заключено в письменной форме по правилам, установленным пунктами 2, 3 статьи 434 ГК РФ, независимо от формы основного обязательства (статья 331 ГК РФ).
Таким образом, стороны Соглашения в письменной форме пунктами. 4.1.4 и 4.3.2 Соглашения, при его подписании согласовали ответственность администрацией г. Бийска как правовое последствие ненадлежащего исполнения ею обязательства по достижению установленных значений результатов использования субсидии, в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктами 13-16 Правил N 532.
Кроме того, судом верно приняты во внимание пояснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, значение показателя "Индекс качества городской среды" Алтайского края в 2021 году при плановом показателе 174 балла фактически составил 174; - значение показателя "Прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019" Алтайского края в 2021 году составило 9%, при плановом значении 9%.
В связи с чем, в 2022 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в Правительство Алтайского края не направлялось требование о возврате из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет денежных средств за нарушение обязательств, предусмотренных соглашением.
В тоже время, следуя материалам дела, усматривается достижение показателей результативности использования субсидии муниципальными образованиями субъекта РФ, и осуществление возврата ими денежных средств в бюджет субъекта Российской Федерации, не является предметом соглашения Правительства Алтайского края и Минстроя РФ, и относится к компетенции субъекта РФ.
Исполнение Правительством Алтайского края в 2021 году своих обязательств по соглашению от 20.12.2020 N 069-09-2021-026 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Алтайского края на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов РФ и муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды в рамках федерального проекта "Формирование городской среды" заключенному с Минстроем РФ, при наличии недостижения показателей результативности использования субсидии в 2021 году отдельными муниципальными образованиями Алтайского края (городами), в т.ч г. Бийском, компенсировано повышенными результатами достижения показателей результативности использования субсидии другими муниципальными образованиями Алтайского края (городами), в т.ч.: г. Камень-на-Оби, г. Змеиногорском, г. Горняк, г. Славгород, г. Заринск. В настоящем случае, основанием предъявления требований о взыскании 125 815 руб. 52 коп. является недостижение городом Бийском индекса качества городской среды, а не ненадлежащее исполнение (неисполнение) администрацией г. Бийска муниципальных контрактов, заключенных органами местного самоуправления г. Бийска. В связи с чем, довод администрации г. Бийска о том, что исполнение муниципальных контрактов свидетельствуют о достижении ею установленных значений результатов использования субсидии не соответствует Методике формирования индекса качества городской среды, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2019 N 510-р. В целом доводы, изложенные в жалобе, были рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции, а также иное толкование фактических обстоятельств и условий соглашения не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм права. С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.09.2023 по делу N А03-4879/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Бийска Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-4879/2023
Истец: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края
Ответчик: Администрация г. Бийска.
Третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации, Минстрой России