г. Чита |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А19-8228/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Исламовой А.В.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Принко Плюс" Волошенко Д.С. (доверенность от 05.09.2023), Мальцева Е.А. (доверенность от 09.01.2023), индивидуального предпринимателя Тюкавкина Андрея Сергеевича Тюкавкиной Н.М. (доверенность от 01.08.2023), Степанова С.Ю. (доверенность от 01.08.2022), товарищества собственников недвижимости "Новая Жизнь" Белоголовкиной Ю.В. (доверенность от 22.08.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Принко плюс" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 августа 2023 года по делу N А19-8228/2021,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Тюкавкин Андрей Сергеевич (ОГРНИП 304380109900070, г. Ангарск, далее - заявитель, ИП Тюкавкин А.С., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с требованиями: признать недействительным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости N 3800/608/13-122982 от 28.10.2013 г.; восстановить положение, существовавшие до принятия оспариваемого решения, путем обязания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области снять с кадастрового учета нежилое здание общей площадью 6833,5 кв.м кадастровый номер 38:26:040401:7677, расположенное по адресу: г. Ангарск, микрорайон 12а, и восстановить на кадастровом учете нежилое помещение общей площадью 6595 кв.м, расположенного по адресу: Ангарск, 12а микрорайон, дом 2, помещение 489 с кадастровым номером 38:26:040401:7632.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: товарищество собственников недвижимости "Новая жизнь" (ОГРН 1153850021160, 665826, Иркутская область, Ангарск город, дом 2 квартира 407, далее - ТСН "Новая жизнь); общество с ограниченной ответственностью "Принко плюс" (ОГРН 1053801050654, 665826, Иркутская область, Ангарск город, строение 42, офис 16, далее - ООО "Принко плюс"); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, 664056, Иркутская область, Иркутск город, Академическая улица, дом 70), общество с ограниченной ответственностью "Строительно-Техническая Компания" (ОГРН 1063801039576, 665826, Иркутская область, г. Ангарск, ул. Желябова (12 мкр), д. 9А, кв. 54), кадастровый инженер Попов Леонид Владимирович (г. Ангарск далее также - Попов Л.В.), общество с ограниченной ответственностью "ДиАл-Сиб" (ОГРН 11063801031722, 665827, Иркутская область, Ангарск город, мкр. 12А, 4, 116).
Определением суда от 02.02.2023 произведена замена ответчика по делу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на Публично-правовую компанию "Роскадастр" (ОГРН 1227700700633, 107078, Россия, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Красносельский, Орликов пер., д. 10, стр. 1).
Определением от 22.12.2022 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, 664056, Иркутская область, Иркутск город, Академическая улица, дом 70).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 августа 2023 года по делу N А19-8228/2021 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 28.10.2013 N 3800/608/13-122982 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с обязанием Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области устранить нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Тюкавкина Андрея Сергеевича.
Общество с ограниченной ответственностью "Принко плюс" обратилось с апелляционной жалобой в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
ООО "Принко плюс" указывает, что заявителем пропущен трехмесячный срок на обращение за судебной защитой, не доказано нарушения прав и законных интересов оспариваемым ненормативным правовым актом.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит изменить обжалуемый судебный акт в части удовлетворения требований к Управлению, а также возложении на Управление обязанности устранить нарушения прав и законных интересов ИП Тюкавкина. Осуществить учетные действия в виде снятия данного нежилого здания с государственного кадастрового учета при наличии в ЕГРН зарегистрированных прав и обременений невозможно без решения судьбы зарегистрированного права. Управление полагает, что привлечение судом первой инстанции его как соответчика необоснованно, так как оспариваемое решение принято не Управлением, а иным государственным органом - Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области (с 01.01.2023 - Филиал ППК "Роскадастр" по Иркутской области). Управление не нарушало прав заявителя на спорный объект недвижимого имущества, а также не давало оснований полагать, что будет оспаривать его права на данное имущество, так как не имеет к нему никакого отношения и не препятствует разрешению возникшего спора в соответствии с законом.
ИП Тюкавкин А.С. в отзыве и дополнительных пояснениях и ТСН "Новая жизнь в отзыве с доводами апелляционных жалоб не согласились.
Определением суда от 28 ноября 2023 года судебное разбирательство по делу N А19-8228/2021 отложено на 09 час.00 мин.19 декабря 2023 года.
Рассмотрение апелляционных жалоб начато в составе судей Басаева Д.В. (председательствующий), Будаевой Е.А., Ломако Н.В.
В связи с длительным отсутствием судьи Ломако Н.В. (приказ N 343 к от 02.11.2023 в период с 19.12.2023-29.12.2023 года) ввиду нахождения в очередном отпуске на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7 (ред. от 22.06.2012), определением председателя четвертого судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2023 года судья Ломако Н.В. заменена на судью Сидоренко В.А.
При таких обстоятельствах в силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела проведено с самого начала.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 25.10.2023, 31.10.2023, 29.11.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывы на жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 09.12.2013 в Едином государственном реестре недвижимости (далее-ЕГРН) зарегистрировано право собственности АО "Фирма БаАнго-Сити" на здание, расположенное по адресу: Иркутская область, Ангарский городской округ, город Ангарск, микрорайон 12а, строение 42, кад. N 38:26:040401:7677.
Регистрация права осуществлена на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации г. Ангарска N 80 от 19.04.1993, постановления мэра г. Ангарска от 18.07.1994 N1614, извещения на передачу основных средств и малоценного инвентаря от 23.09.1994 N91 (А), договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) N862 от 20.09.1996, разрешения на выполнение строительно-монтажных работ N141-97 от 25.04.2000, постановления мэра Ангарского муниципального образования Иркутской области от 30.10.2000 N3192, договора аренды земельного участка от 28.02.2003 N1710, акта приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссией от 06.08.2001, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию NRU38501101 -54-2009 от 31.12.2009.
12.10.2019 в ЕГРН зарегистрировано право собственности ООО "Принко плюс" на вышеуказанное здание на основании протокола общего собрания учредителей от 19.05.2005, протокола внеочередного общего собрания акционеров Акционерного общества "Фирма БаАнго-Сити" от 16.07.2019, передаточного акта к договору о присоединении АО "Фирма БаАнго-Сити" к ООО "Принко Плюс" от 04.03.2019.
Указанный спорный объект недвижимости (здание) поставлен на государственный кадастровый учет филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области 28.10.2013 на основании технического плана от 21.10.2013.
ИП Тюкавкин А.С. полагая, что решение ФГБУ "ФКП Росреестра" о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости N 3800/608/13-122982 от 28.10.2013 г. является незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
(Д.В. нормы на которые мы ссылаемся всегда в постановлении далее дублируются) Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Доводы ООО "Принко плюс" о пропуске заявителем трехмесячного срока на обращение в суд рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, установленный в части 4 статьи 198 АПРК РФ срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Исходя из правовой позиции, содержащейся в пункте 2 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2010 N 6-П, законодательное урегулирование восстановления срока должно обеспечивать надлежащий баланс между вытекающим из Конституции Российской Федерации принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем, чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права в рамках установленного процессуального срока.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" срок обращения в суд по делам, рассматриваемым по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ, начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности, о привлечении к ответственности (часть 3 статьи 92 КАС РФ, часть 4 статьи 113 и часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления (заявления) к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Уважительность причин пропуска срока оценивается судом независимо от того, заявлено ли гражданином, организацией отдельное ходатайство о восстановлении срока. В случае пропуска указанного срока без уважительной причины суд отказывает в удовлетворении административного иска (заявления) без исследования иных фактических обстоятельств по делу (пункт 3 части 1, часть 5 статьи 138, часть 5 статьи 180, часть 5 статьи 219 КАС РФ, пункт 3 части 2 статьи 136 АПК РФ).
Как следует из материалов дела оспариваемое заявителем решение о постановке на кадастровой учет объекта недвижимости принято ответчиком 28.10.2013.
Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением 30.04.2021 года (согласно штампу входящей корреспонденции суда).
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, предприниматель указал, что об оспариваемом решении узнал в феврале 2021, после привлечения его к участию в деле N А19-12921/2020 по иску ТСН "Новая жизнь" к ООО "Принко плюс" о признании права отсутствующим в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Судом первой инстанции исследованы материалы дела N А19-12921/2020, в результате чего установлено, что документы (кадастровые дела на здание с кадастровым номером 38:26:040401:7677, адрес объекта: Иркутская область, г. Ангарск, микрорайон 12а, строение 42 и на нежилое помещение, адрес объекта: Иркутская область, г. Ангарск, микрорайон 12а, дом 2, пом. 489), содержащие, в том числе оспариваемое ИП Тюкавкиным А.С. решение от 28.01.2023, представлены ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА", во исполнение определения суда от 15.12.2020, в судебное заседание, состоявшееся 11.02.2021.
Факт предоставления ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" документов, содержащих, в том числе оспариваемое заявителем решение, подтверждён протоколом судебного заседания от указанной даты (т. 3 л.д.22-24).
Из материалов указанного дела судом также установлено, что интересы ТСН "Новая жизнь" представляли Штраус М.М. и Тюкавкина Н.М., что лицами, участвующими в деле не оспаривается и подтверждено в настоящем судебном заседании.
В настоящем судебном заседании также подтверждено, что супругой ИП Тюкавкина А.С. (заявитель в рамках настоящего дела) является Тюкавкина Н.М.
Копии документов, предоставленных ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" в судебном заседании 11.02.2021 на определение суда от 15.12.2020 в электронном виде, получены Тюкавкиной Н.М. 11.02.2021, что отражено в ходатайстве о предоставлении документов (т. 3 л.д. 6 (дело N А19-12921/2020).
Вместе с тем, из материалов дела N А19-12921/2020 (т. 2 л.д. 4-10, 20), судом также установлено, что копия оспариваемого ИП Тюкавкиным А.С. решения от 28.10.2013, являлась приложением к дополнительным письменным пояснениям, предоставленным в суд 01.02.2021 (согласно штампу входящей корреспонденции суда) представителем ТСН "Новая жизнь" - Штраус М.М., которая представляла интересы указанного лица совместно с Тюкавкиной Н.М.
Суду первой инстанции Тюкавкина Н.М. пояснила, что 24.12.2020 ознакомилась с материалами дела N А19-12921/2020 24.12.202020 (т. 1 л.д. 145 дела N А19-12921/2020), регистрационные/кадастровые дела на тот момент в материалы дела N А19-12921/2020 не поступили, в определении Арбитражного суда Иркутской области от 24.12.2020 по делу N А19-12921/2020 указано, что дело не может быть рассмотрено в связи с не поступлением документов, истребованных определением суда от 15.02.2020 (были истребованы кадастровые и регистрационные дела).
27.01.2021 в рамках указанного дела представителем ТСН "Новая жизнь" Штраус М.М. было заявлено ходатайство о наложении на ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области за непредставление документов, что также свидетельствует о том, что до указанной даты доказательства, истребованные судом (в том числе решение оспариваемое в рамках дела N А19-8228/2021) в материалах дела отсутствовали. 11.02.2021 в судебном заседании ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области был представлен диск с материалами кадастрового дела, копии поступивших материалов были получены представителем ТСН "Новая жизнь" в рамках объявленного перерыва в судебном заседании и ознакомления с материалами дела 11.02.2023. Тюкавкина Н.М. пояснила, что для ознакомления с материалами кадастрового дела он обратилась за помощью к супругу - Тюкавкину А.С., так как CD-диск необходимо было открыть на компьютере и в ходе данного ознакомления, как она, так и ее Тюкавкин А.С. ознакомились с решением, оспариваемым в рамках дела N А19-8228/2021. Относительно указания в ходатайстве Штраус М.М. на оспариваемое решение, Тюкавкина Н.М. пояснила, что очевидно в данном ходатайстве имеется опечатка в дате ходатайства, Штраус М.М. о наличии оспариваемого решения ей не сообщала и в материалы дела N А19-12921/2020 его не представляла. Также Тюкавкина Н.М. указала, что в деле N А19-12921/2020 являлась представителем ТСН "Новая жизнь", а не Тюкавкина А.С., супругу обстоятельства дела не сообщала, и Тюкавкину А.С. в любом случае до 11.02.2021 не было известно о существовании решения, оспариваемого в настоящем деле.
После того, как ИП Тюкавкину А.С. стало известно о существовании оспариваемого решении он вступил в дело N А19-12921/2020 (определение суда от 21.04.2021).
30.04.2021 ИП Тюкавкин А.С. обратился в суд с требованием об оспаривании решения ФГБУ "ФКП Росреестра" о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости N 3800/608/13-122982 от 28.10.2013 г.
Ссылку ООО "Принко плюс" на то обстоятельство, что Тюкавкина Н.М. также представляла интересы: ТСН "Новая жизнь" в Арбитражном суде Иркутской области в рамках дела N А19-30044/2019 по иску ТСН "Новая жизнь" к ООО "Принко плюс" о взыскании расходов за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме"; в рамках дела N А19-19153/2020 по иску ТСН "Новая жизнь" о признании незаконным постановления Администрации Ангарского муниципального образования от 07.07.2017 г. N 1239-па "О предоставлении Акционерному обществу "Фирма "Банго-Сити" в собственность земельного участка с кадастровым номером 38:26:040401:7786"; интересы Степановой О.А., являющейся дочерью Тюкавкина (участниками процесса данный факт не оспорен) в Кировском городском суде г. Иркутска в рамках дела N 9а-980/2020 по заявлению Степановой О.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (предмет спора ООО "Принко плюс" не указан); в рамках дела N 9а-1028/2020 по заявлению Степановой О.А. к Администрации Ангарского муниципального образования (предмет спора ООО "Принко плюс" не указан); в рамках дела N 2а-1911/2021 по заявлению Степановой О.А. к Администрации Ангарского муниципального образования и ООО "Принко плюс" об оспаривании постановления, судом обоснованно отклонена, поскольку доказательств, свидетельствующих о наличии в указанных делах оспариваемого ИП Тюкавкиным А.С. решения, ООО "Принко плюс" не представлено.
Таким образом, о наличии оспариваемого решения заявитель - ИП Тюкавкин А.С., учитывая, что интересы ТСН "Новая жизнь" в рамках дела N А19-12921/2020 представляла, в том числе Тюкавкина Н.М., узнал или должен был узнать не ранее 11.02.2022.
В судебном заседании 19.12.2023 ООО "Принко плюс" выводы суда первой инстанции не опровергло.
Как правильно установлено судом, каких-либо иных доказательств, свидетельствующих об осведомленности ИП Тюкавкина А.С. о наличии оспариваемого решения от 28.10.2013 ранее 11.02.2021, ни ответчиком, ни третьим лицом - ООО "Принко плюс" суду не представлено, на наличие таковых последние в ходе рассмотрения дела не ссылались.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что срок на обращение в Арбитражный суд Иркутской области не пропущен заявителем.
По существу спора судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" в том случае, когда законодательством регламентирован порядок принятия решения, совершения оспариваемого действия, суд в соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ также проверяет соблюдение указанного порядка.
Несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела. Нарушения порядка, носящие формальный характер, по общему правилу, не могут служить основанием для признания оспоренных решений, действий незаконными.
В рассматриваемом случае предметом оспаривания является решение ФГБУ "ФКП Росреестра" от 28.10.2013 N 3800/608/13-122982 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, следовательно, применению подлежат положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения (ред. от 23.07.2013).
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения, п. 1 ст. 1 Закона о кадастре).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (п. 3 ст. 1 Закона о кадастре).
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы, п. 4 ст. 1 Закона о кадастре).
Пунктами 1, 2 ст. 3 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений. На государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии с настоящей статьей полномочиями органа кадастрового учета, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований.
В рассматриваемый период на территории Иркутской области органом кадастрового учета являлся Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Иркутской области", следовательно, оспариваемое решение принято уполномоченным лицом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
Пунктом 1 статьи 7 Закона о кадастре установлен перечень сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, подлежащих обязательному внесению в государственный кадастр недвижимости (вид объекта недвижимости; кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с законом требований).
Согласно п. 2 ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о кадастре в редакции, действующей на момент подачи заявления и принятия оспариваемого решения, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением.
Согласно пп. 3 указанной нормы необходимыми для кадастрового учета документами являются, в частности, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
Исходя из требований п. 1 ст. 41 Закона о кадастре в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
В силу п. 2 данной статьи в той же редакции в техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости, сведения о части или частях такого объекта недвижимости в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей такого объекта недвижимости, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений такого объекта недвижимости.
На основании п. 8 ст. 41 Закона о кадастре в той же редакции сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или технического паспорта на такой объект недвижимости. При отсутствии указанных документов такие сведения, за исключением сведений о местоположении здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке и о местоположении помещения в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Данная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
В силу положений п. 10 ст. 41 Закона о кадастре форма технического плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки технического плана в отношении объектов недвижимости, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, форма указанной в части 8 настоящей статьи декларации и требования к ее подготовке, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения или помещения устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Форма технического плана утверждена Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 N 403 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке" (редакция, действовавшая в рассматриваемом периоде).
Согласно п. 12 Требований к подготовке технического плана здания, являющихся Приложением N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 г. N 403 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке", сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании разрешения на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта здания. Копии указанных документов, заверенные подписью (с указанием фамилии и инициалов) и оттиском печати кадастрового инженера, включаются в состав Приложения.
При отсутствии указанных документов сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем здания (далее - Декларация). В этом случае Декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о кадастре является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения.
Если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии, заверенные подписью (с указанием фамилии и инициалов) и оттиском печати кадастрового инженера, также включаются в состав Приложения.
В случае подготовки технического плана на основе проектной документации в состав Приложения включаются копии тех листов проектной документации, которые содержат включенные в состав технического плана сведения.
При подготовке технического плана также используются кадастровая выписка о земельном участке, в границах которого расположено соответствующее здание, или кадастровый план соответствующей территории.
Таким образом, при подготовке технического плана кадастровый инженер обязан использовать только те документы, которые предусмотрены соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации для соответствующих случаев.
Учитывая изложенное, следует отметить, что при подготовке технического плана также подлежат применению положения Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в той части, в которой они регулируют рассматриваемые обстоятельства.
Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает перечень случаев, в которых для осуществления строительства, реконструкции объектов не требуется выдача разрешения на строительство.
Статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что принятые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации формы разрешения на строительство признаются действительными до установления Правительством Российской Федерации формы разрешения на строительство.
До установления Правительством Российской Федерации формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию определяется уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим или юридическим лицам до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, признаются действительными.
До 1 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, единственным случаем, позволяющим подготовку технического плана на основе декларации и без разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта, является постановка на кадастровый учет индивидуального жилищного строительства, построенного до 1 марта 2015 года.
Поскольку оспариваемое решение принято в отношении нежилого здания, постольку основанием к изготовлению технического плана на нежилое здание в соответствии с требованиями п. 8 ст. 41 Закона о кадастре являются разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектная документация объекта недвижимости или изготовленный до 1 января 2013 года технический паспорт, являющиеся неотъемлемой частью такого технического плана.
Из материалов дела усматривается, что нежилое здание общей площадью 6 833,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Ангарск, микрорайон 12 а, кадастровый номер 38:26:040401:7677, было постановлено на кадастровый учет 28.10.2013 года на основании технического плана от 21.10.2013 года, подготовленного кадастровым инженером Поповым Л.В.
Определением суда от 27.05.2021 года по настоящему делу в ФГБУ "ФКП Росреестра" были истребованы документы, на основании которых принято оспариваемое решение от 28.10.2013 г. N 3800/608/13-122982 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровым номером 38:26:040401:7677. Указанные документы, как следует из материалов дела, поступили в суд на CD-диске и были приобщены к материалам дела. В судебных заседаниях, состоявшихся 12.04.2023 и 02.05.2023 года, материалы, содержащиеся на CD-диске, были исследованы судом и представлены на обозрение присутствующим в процессе сторонам.
Исходя и пояснений представителя ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскададстр" по Иркутской области документы, относящиеся к предмету настоящего спора, представлены в полном объеме, иных документов не имеется.
Судом установлено, что в материалах дела имеется технический план, состоящий их трех листов - схема геодезических построений, схема расположения здания на земельном участке, чертёж контура здания. Листы технического плана не пронумерованы и не подписаны лицом, его составившим. Иных документов в составе технического плана не имеется, что лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Судом установлено, что документы на здание, предусмотренные п. 8 ст. 41 Закона о кадастре, а именно - разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектная документация объекта недвижимости или изготовленный до 1 января 2013 года технический паспорт, на CD-диске отсутствуют; на бумажном носителе ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскададстр" по Иркутской области также не представлены.
В свою очередь в ходе рассмотрения настоящего дела ООО "Принко плюс" судом первой инстанции неоднократно предлагалось представить документы, подтверждающие обстоятельства изменения площади объекта недвижимости с 6 595 кв.м. до 6 833,5 кв.м. и изменения статуса объекта "помещение" на "здание". Однако истребуемые судом документы ООО "Принко плюс" суду не представило, при этом пояснить за счет чего произошло увеличение площади и изменение статуса объекта на здание, представитель ООО "Принко плюс" не смог.
Представленные же в ходе рассмотрения дела ООО "Принко плюс" различные документы также не подтверждают обоснованность такого изменения.
Более того, доводы ООО "Принко плюс" в подтверждение свой позиции, приведенные суду в судебном заседании 19.12.2023, судебная коллегия исследовала, однако находит документально необоснованными.
Имеющиеся на диске декларация об объекте недвижимости и акт технического освидетельствования строительных конструкций N 41-00-12-АТО от 20.06.2013 года, не могут быть приняты во внимание, так как не являются документами, на основании которых подготавливается технический план, и/или осуществляется постановка на кадастровый учет объекта недвижимости.
При подготовке технического плана также используются кадастровая выписка о земельном участке, в границах которого расположено соответствующее здание, или кадастровый план соответствующей территории (абз. 5 п. 12 Требований к подготовке технического плана здания, являющихся Приложением N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 г. N 403 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке"). Такие документы также отсутствуют в материалах дела, как на диске, так и на бумажном носителе.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал не соответствующими представленные в материалы дела технический план и иные документы п. 12 Требований к подготовке технического плана здания, являющихся Приложением N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 г. N 403 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке", ч. 8 ст. 41, ст. 22 Закона о кадастре, а также положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Указанные обстоятельства являются основанием для приостановки осуществления кадастрового учета в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 ст. 26 Закона о кадастре, согласно которой осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре.
При этом в соответствии с положениями пп. 3 ст. 22 Закона о кадастре копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
Согласно пункту 8 части 2 ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Вместе с тем, как правильно установлено судом, материалы настоящего дела не содержат документов, свидетельствующих о направлении органом кадастрового учета соответствующего межведомственного запроса, что само по себе является нарушением положений Закона о кадастре и свидетельствует, о неполноте и недостоверности представленных для кадастрового учета документов.
Согласно пункту 5 части 2 ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.
Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 529 (в ред. N 1 от 30.09.2011, начало действия 11.01.2012) была утверждена форма заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости (Приложение N 1 к приказу), предусматривающая представление документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, что соответствует требованиям пункта 5 части 1 ст. 22 Закона о кадастре.
Согласно положениям части 1 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Согласно статье 46 данных Основ законодательства Российской Федерации о нотариате при удостоверении сделок (а выдача доверенности является односторонней сделкой) нотариусом совершается удостоверительная надпись.
Из пояснений сторон и представленных в материалы дела документов судом установлено, что с заявлением о постановке нежилого здания на кадастровый учет от имени ООО "БаАнго-Сити" обратился кадастровый инженер Попов Л.В.; надлежащем образом оформленная доверенность в материалах дела отсутствует.
Из содержания внутренней описи документов (кадастровое дело N 38:26:040401:7677) (т. 6 л.д.13), судом установлено, что доверенность на имя Попова Л.В., также отсутствует.
В ходе рассмотрения настоящего дела такие документа суду также не представлены.
При этом из протокола проверки документов (т. 6 л.д.14-15), усматривается, что в графе "Заключения" лицом, ответственным за приемку документов - И.В. Ковальской, в том числе относительно строки "наличие полномочия заявителя на обращение в ОКУ с заявлением (об учете изменений или снятия с учета) (п. 5 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре")" проставлен знак "+".
При таких обстоятельствах следует признать, что основании представленных на регистрацию документов постановка на кадастровый учет объекта - нежилое здание, осуществлена быть не могла.
Также из представленной сторонами в ходе рассмотрения настоящего дела проектной документации (т. 7), усматривается, что объект недвижимости, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, микрорайон 12а, был запроектирован как 9-ти этажный жилой дом на 488 квартир со встроенно-пристроенными объектами СКБ.
Из представленных ООО "Принко плюс" в судебное заседание 29.05.2023 документов - разрешения на строительство от 08.09.2008 N RU38501101-68-2008 и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от декабря 2009 (дата объекта не читаема) N RU38501101-54-2009, следует, что данные документы выданы в отношении нежилого встроенно-пристроенного помещения Торговый дом "Гефест".
При этом в ходе рассмотрения настоящего дела представитель ООО "Принко плюс" подтвердил, что часть помещений, поставленных на кадастровый учет в составе нежилого здания с кадастровым номером 38:26:040401:7677, фактически являются встроенно-пристроенными в МКД, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, мкр. 12а, д. 2; сослался на наличие заключенного между ТСН "Новая жизнь" и ООО "Принко плюс" соглашения о возмещения коммунальных расходов за помещения, входящие в состав МКД.
Таким образом, до принятия ответчиком оспариваемого заявителем решения, спорный объект значился как встроенно-пристроенное помещение. Доказательств обратного, суду не представлено и лицами, участвующими в деле, не опровергнуто.
Ссылка ООО "Принко плюс" на определение Верховного суда Российской Федерации N 305-ЭС18-13135 от 13.09.2018 не принимается, поскольку данное дело рассмотрено при иных обстоятельствах дела.
Исходя из положений статьи 11 ГК РФ и статьи 4 АПК РФ, судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление таких прав, то есть целью судебной защиты является восстановление именно нарушенного и оспариваемого права и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Таким образом, исследование вопроса о возникновении у заявителя соответствующего права, которое, как считает это заинтересованное лицо, обратившееся в суд, нарушено ответчиком (ответчиками), является необходимым и обязательным условием для разрешения рассматриваемого спора.
При этом заявитель в силу статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов о возникновении у него того или иного законного права, которое он защищает в судебном порядке, а также о нарушении этого права и законных интересов решением (действиями) ответчика.
Как указал заявитель, обращаясь в суд с настоящим заявлением, оспариваемое решение повлияло на осуществление предпринимательской деятельности ИП Тюкавкиным А.С., поскольку постановка на кадастровый учет нежилого помещения, как здания, повлекла значительный рост коммунальных платежей, что подразумевает извлечение меньшей прибыли со стороны Истца от сдачи имущества в аренду.
В качестве доказательств осуществления предпринимательской деятельности, заявителем суду представлен договор аренды от 02.01.2021 заключенный с ИП Распутиной Валентиной Павловной, в отношении принадлежащего ему на праве собственности помещения - квартиры N 395, площадью 52 кв.м., расположенной по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, 12а мр-н, д.2.
Из представленных в материалы дела документов не следует, что указанный договор не оспорен, недействительным не признан. Согласно пояснением представителя заявителя, срок действия договора сторонами неоднократно пролонгирован в соответствии с п. 6.2 договора; в настоящее время срок его действия продлен до 31.12.2023 г.
Довод ООО "Принко плюс" о том, что вид осуществляемой заявителем деятельности (код ОКВЭД 47.43 "Торговля розничная аудио - и видеотехник") не имеет ничего общего к предмету настоящего спора, судом с учетом обстоятельств настоящего спора и предмета заявленных требования, во внимание не принимается.
Довод ООО "Принко плюс" о том, что заявителем не подтверждён факт реального осуществления предпринимательской деятельности (не представлены доказательства декларирования в установленном порядке доходов полученных от сдачи квартиры в аренды), судом отклоняется, поскольку, как указывалось судом выше, представленный предпринимателем договор аренды от 02.01.2021 никем не оспорен, недействительным не признан, доказательств обратного материалы дела не содержат, а возможное нарушение предпринимателем налогового законодательства не входит в предмет настоящего спора.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, учитывая, что представленных на регистрацию документов было недостаточно для принятия решения о постановке объекта на кадастровый учет как нежилое здание, принимая во внимание, что в результате принятия оспариваемого заявителем решения, изменилось не только назначение объекта, но и его площадь, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оспариваемое решение от 28.10.2013 N 3800/608/13-122982 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости не соответствует статье 27 Закона о кадастре и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы ООО "Принко плюс" об обратном документально не подтверждены и признаются необоснованными.
Согласно части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение; указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае имеется совокупность условий, при наличии которых оспариваемый ненормативный правовой акт подлежит признанию незаконными, заявленные требования ИП Тюкавкина А.С. подлежат удовлетворению.
Суд первой инстанции в соответствии с требованиями части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ правомерно обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (как орган, хотя и не принимавший оспариваемый акт, однако с 01.01.2017 уполномоченный на постановку и снятие с кадастрового учета объектов недвижимости) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы Росреестра правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
Доказательств того, что обжалуемое решение суда является объективно неисполнимым, на чем настаивает в жалобе Росреестр, материалы дела не содержат.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
ООО "Принко плюс" по платежному поручению от 17.10.2023 N 689 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
В соответствии с п. 33 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В связи с вышеуказанным при подаче апелляционной жалобы на судебный акт по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц составляет 1500 руб.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению от 17.10.2023 N 689 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 августа 2023 года по делу N А19-8228/2021 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Принко плюс" (ОГРН 1053801050654, 665826, Иркутская область, Ангарск город, строение 42, офис 16) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 17.10.2023 N 689 государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8228/2021
Истец: Тюкавкин Андрей Сергеевич
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Общество с ограниченной отвественностью "Строительно-техническая компания", ООО "Принко Плюс", Попов Леонид Владимирович, Товарищество собственников недвижимости "Новая жизнь", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-921/2024
26.12.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1572/2023
24.08.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-8228/2021
19.04.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1572/2023