г. Самара |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А65-22796/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Драгоценновой И.С.,
рассмотрев, без вызова сторон, апелляционную жалобу Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Управление Роспотребнадзора по РТ)
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 октября 2023 года по делу N А65-22796/2023 (судья Шайдуллин Ф.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Сабитовой Светланы Николаевны,
к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Управление Роспотребнадзора по РТ),
к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:
АО "Альфа Банк", ООО "УК "ТрансТехСервис", ООО "Прогресс",
о признании незаконными и отмене определений от 19.07.2023 N б/н об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении АО "Альфа Банк", ООО "УК "ТрансТехСервис" и ООО "Прогресс",
УСТАНОВИЛ:
Сабитова Светлана Николаевна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Управление Роспотребнадзора по РТ) (далее - ответчик), о признании незаконными и отмене определений от 19.07.2023 N б/н об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении АО "Альфа Банк", ООО "УК "ТрансТехСервис" и ООО "Прогресс".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Альфа Банк", ООО "УК "ТрансТехСервис", ООО "Прогресс" (далее - третьи лица).
Дело рассмотрено судом первой инстанции по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 октября 2023 года заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными определения Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от 19.07.2023 N б/н об отказе в возбуждении в отношении АО "Альфа Банк", ООО "УК "ТрансТехСервис" и ООО "Прогресс" дел об административных правонарушениях.
Не согласившись с выводами суда, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Управление Роспотребнадзора по РТ) подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконными и отмены определений Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от 19.07.2023 в отношении АО "Альфа-Банк", ООО "УК "ТрансТехСервис", ООО "Прогресс" с принятием нового судебного акта.
Стороны в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления 05.07.2023 поступило обращение (жалоба) Потребителя на незаконные действия Банка, Продавца и Исполнителя, выраженные в нарушении его права при получении им кредита и приобретению автомобиля по навязыванию услуг с просьбой провести проверку и при наличии оснований привлечь к административной ответственности с привлечением его самого к участию в деле в качестве потерпевшего.
Должностным лицом Управления после проведения опроса заявителя по результатам рассмотрения приложенных к жалобе и представленных материалов 19.07.2023 вынесены определения об отказе в возбуждении в отношении Банка, продавца и Исполнителя дел об административных правонарушениях со ссылкой на невозможность выявления по имеющимся документам фактов совершения ими административных правонарушений.
Заявитель, не согласившись с данными определениями, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.
Указанные в части 1 статьи 28.1 КоАП РФ материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ, в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии сообщений и заявлений физических и юридических лиц, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения и заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении на основании частей 3 и 4 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в арбитражный суд.
В рассматриваемом случае, как установил суд, потребитель обратился в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан с жалобой на действия Банка, Продавца и Исполнителя на предмет наличия либо отсутствия в их действиях при заключении и исполнении договоров событий административных правонарушений.
Тем самым, потребителем в административный орган направлена жалоба, содержащая данные, указывающие на наличие в действиях Банка и Исполнителей событий административных правонарушений, что в силу пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения данной жалобы административным органом вынесены определения об отказе в возбуждении в отношении Банка, Продавца и Исполнителя дел об административных правонарушениях.
В пункте 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что поскольку согласно части 1 статьи 29.9 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении именуется как постановление о назначении административного наказания, так и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, постановления обоих указанных видов могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Кроме того, поскольку в силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законными представителями этих лиц, а также защитникам и представителям названных выше лиц.
Потерпевшим признается физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (часть 1 статьи 25.2 КоАП РФ).
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Таким образом, в случае обжалования в арбитражный суд постановления о прекращении дела об административном правонарушении либо определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном нормами параграфа 2 главы 25 АПК РФ, принимая во внимание то обстоятельство, что нормы КоАП РФ не предусматривают вынесение должностным лицом административного органа какого-либо правоприменительного акта о признании соответствующего лица потерпевшим, арбитражный суд обязан установить, каким образом обжалуемое постановление или определение затрагивает права и законные интересы лица, считающим себя потерпевшим. Указанное обстоятельство подлежит установлению при рассмотрении заявления по существу.
В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, как и заявление об оспаривании определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть подано в суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения.
Как установил суд, заявление о признании незаконными определений от 19.07.2023, сведения о получении которых заявителем из Управления материалы дела не содержат, направлено заявителем в суд в электронном виде 09.08.2023, то есть в пределах установленного срока.
Из материалов дела следует, что между Потребителем и Банком 23.02.2023 заключен кредитный договор на приобретение автомобиля и на оплату иных потребительских нужд в виде абонентского договора помощи на дорогах.
В результате рассмотрения обращения Потребителя путем проведения опроса заявителя и анализа приложенных к обращению документов в отношении Банка, Продавца и Исполнителя Управлением вынесены определения об отказе в возбуждении в отношении них дел об административных правонарушениях, в которых указано, что проведенный опрос заявителя не позволил решить все вопросы, представленные им документы и сведения не содержат информации, позволяющей проведение контрольных мероприятий, и не являются поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, поскольку не позволяют оценить достаточность данных, указывающих на наличие составов административных правонарушений.
Между тем, как верно указал суд, представленные Управлением вместе с отзывом на заявление в суд материалы дел об административных правонарушениях вполне достаточны для квалификации действий Банка, Продавца и Исполнителя при заключении кредитного договора, договора купли-продажи автомобиля и договора на оказание услуг.
То обстоятельство, на которое ссылается Управление в оспариваемом определении и в отзыве на заявление, а именно о невозможности выявления факта совершения хозяйственными субъектами административного правонарушения в связи с тем, что из имеющихся материалов жалобы не представляется возможным оценить достаточность данных, указывающих на наличие состава административного правонарушения, свидетельствует об уклонении Управлением от рассмотрения обращения потребителя по существу, что влечет признание оспариваемых определений незаконными.
Отсутствие в оспариваемых определениях анализа условий договоров исключает возможность их анализа судом, поскольку суд не вправе подменять административный орган, на которого обязанность рассмотрения обращений потребителей возложена законом.
Согласно абз. 5 пункта 19.2 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае принятия арбитражным судом решения об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, материалы дела о соответствующем административном правонарушении направляются административному органу, постановление (определение) которого было отменено, для рассмотрения.
Заявленные Потребителем требования об отмене определений Управления об отказе в возбуждении в отношении Банка, Продавца и Исполнителя дел об административных правонарушениях от 19.07.2023 подлежат удовлетворению, а материалы дела - новому рассмотрению Управлением.
Вместе с тем, согласно пункту 3 части 4 статьи 211 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должно содержаться, в том числе, указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом.
Таким образом, закон (статья 211 АПК РФ) и его официальное толкование (абзац пятый пункта 19.2 постановления Пленума ВАС РФ N 10) не обязывают суд указывать в резолютивной части судебного акта на направление материалов административного дела в административный орган.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст. ст. 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 октября 2023 года по делу N А65-22796/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22796/2023
Истец: Сабитова Светлана Николаевна, Сабитова Светлана Николаевна, г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан ( Роспотребнадзор), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан ( Роспотребнадзор), г.Казань
Третье лицо: АО "Альфа-Банк", АО "Альфа-Банк", г.Москва, Арбитражный суд Республики Татарстан, ООО "Прогресс", ООО "Прогресс", г.Москва, ООО "Управляющая компания ТрансТехСервис", ООО "Управляющая компания ТрансТехСервис", г.Набережные Челны