г. Санкт-Петербург |
|
27 декабря 2023 г. |
Дело N А56-38362/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой К.Е.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчиков: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38090/2023) ООО "Предприятия бытового обслуживания населения "Меркурий - В" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2023 по делу N А56-38362/2023 (судья Бутова Р.А.), принятое
по иску Первого заместителя прокурора области
к 1) Администрации муниципального образования рождественского сельского поселения гатчинского муниципального района ленинградской области;
2) ООО "Предприятия бытового обслуживания населения "Меркурий - В"
о признании недействительным договора
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокуратура Ленинградской области (далее - истец, Прокуратура) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к администрации Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района (далее - ответчик-1, Администрации), обществу с ограниченной ответственностью "Предприятия бытового обслуживания населения "Меркурий - В" (далее - ответчик-2, Общество) о признании недействительным договора на оказание услуг специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Новосветское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области, заключенного 11.01.2021 между Администрацией муниципального образования Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области и ООО "Меркурий - В".
Решением суда от 02.10.2023 признан недействительным (ничтожным) договор на оказание услуг специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Новосветское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области, заключенный 11.01.2021 между администрацией муниципального образования Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области и обществом с ограниченной ответственностью "Предприятия бытового обслуживания населения "Меркурий - В".
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что выполнение функций специализированной службы по вопросам похоронного дела может осуществляться не только унитарными предприятиями или казенными учреждениями, но и коммерческими организациями; Прокурором не указано на какие права посягает данная сделка или какие конкретно публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц она нарушает. Так же ссылается на то, что суд необоснованно, удовлетворив иск к двум ответчикам, взыскал расходы по оплате госпошлины только с одного из них - ООО "Меркурий-В".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 11.01.2021 Администрация (заказчик) и Общество (исполнитель) заключили договор на оказание услуг специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Новосветское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее - договор), по условиям которого исполнитель принимает на себя полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования "Новосветское сельское поселение" на 2021- 2023 г., и обязался оказывать ритуальные услуги в соответствии со статьями 9, 12 Федерального закона РФ от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Правилами бытового Обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025, и в соответствии с Заданием. В соответствии с пунктом 1.1 договора, договор заключается на основании протокола заседания конкурсной комиссии заказчика от 25.12.2020 N 2.
Пунктом 2.3 договора срок предоставления услуг: до 31.12.2023. В силу пункта 3.1.2 договора исполнитель обязался в полном объеме предоставлять гарантированный перечень на ритуальные услуга по ценим и качеству, установленным нормативно-правовым актом органа местного, самоуправления муниципального образования Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
Ссылаясь на то обстоятельство, что наделение Общества путем заключения договора от 11.01.2021 статусом и полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела противоречит действующему законодательству и нарушает публичные и частные интересы, Прокурор обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с положениями статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-Ф) вопросы местного значения по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к полномочиям муниципальных образований поселений.
В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В целях выполнения Закона N 8-ФЗ издан Указ Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" (далее - Указ N 1001), пунктом 1 которого установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 названного Закона, и не имеют оснований для отказа в предоставлении данных услуг. Органы местного самоуправления обязаны выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 Указа N 1001.
Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает, в том числе гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
В силу статьи 3 Закона N 8-ФЗ настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Статьей 29 Закона N 8-ФЗ также предусмотрено, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Статьей 9 Закона N 8-ФЗ предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, согласно которой супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (пункт 1 данной статьи).
Пунктом 2 статьи 9 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Таким образом, с учетом приведенных положений Закона N 8-ФЗ организация похоронного дела (организация оказания ритуальных услуг, а также содержание мест захоронения) может быть возложена только на орган местного самоуправления; оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе возлагается на специализированную организацию, созданную органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ и статьей 29 Закона N 8-ФЗ.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, проанализировав приведенные правовые нормы, пришел к правомерному выводу о том, что Администрация, заключив Договор от 11.01.2021, наделила Общество статусом и полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела, что противоречит приведенным положениям Закона N 8-ФЗ, нарушает установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц, указанных в законе, на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.
Как верно установлено судом, институт специализированных служб создан в целях обеспечения государственных гарантий для погребения на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение за счет соответствующего бюджета. Бюджетные средства при этом по своему определению в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
Само по себе присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации не является созданием муниципального учреждения или предприятия, а наделение Общества полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела противоречит действующему законодательству, на что обоснованно указано судом.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2018 N 36-КГПР18-3.
Таким образом, поскольку указанный договор заключен в нарушение действующего законодательства, такой договор является ничтожным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Прокурором требования о признании недействительным договора от 11.01.2021 на основании пункта 2 статьи 168 ГК РФ.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Вопреки доводам Общества, поскольку Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, а требование носит неимущественный характер, в соответствии с частью 3 статьи 110 ГК РФ, с учетом разъяснений п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" государственная пошлина в полном объеме взыскивается с противоположной стороны по делу в доход федерального бюджета.
Как разъяснено в абзаце 2 пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46, в случае, когда решение принято против нескольких ответчиков, понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются судом с данных ответчиков как содолжников в долевом обязательстве.
Поскольку один из ответчиков - Администрация также освобождена от уплаты государственной пошлины, то суд первой инстанции правомерно взыскал со второго ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 октября 2023 года по делу N А56-38362/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Предприятия бытового обслуживания населения "Меркурий-В" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38362/2023
Истец: Первый заместитель прокурора области
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ НОВОСВЕТСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ГАТЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, ООО "ПРЕДПРИЯТИЯ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ "МЕРКУРИЙ - В"