г. Москва |
|
27 декабря 2023 г. |
Дело N А40-93969/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в лице судьи Валюшкиной В.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "Трансресурс" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.08.2023 по делу N А40-93969/23,
принятое в порядке упрощенного производства по иску ООО "Гарант Рейл Сервис" к ООО "Трансресурс" о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Гарант Рейл Сервис" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Трансресурс" о взыскании убытков в сумме 324 000 руб.
Решением суда от 09.08.2023 по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, исковое заявление удовлетворено.
Ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, в порядке ст. 257 АПК РФ в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
В материалы дела поступил отзыв истца на апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "ГРС" (покупатель) и ООО "Трансресурс" (продавец) заключен договор поставки деталей от 01.07.2015 N 0280/15/ГРС.
Согласно п. 1.1. договора поставщик обязуется передать покупателю, а покупатель обязуется принять и оплатить новые детали вагонов, а также бывшие в употреблении, исправленные и восстановленные детали вагонов, пригодные для дальнейшей эксплуатации.
В соответствии с условиями договора истец приобрел у ответчика колесные пары N 54002-1175-2013 стоимостью 162 000 руб. с НДС, N 595426-29-1989 стоимостью 162 000 с НДС, отремонтированные капитальным ремонтом. Факт покупки подтверждается счётом-фактурой от 15.06.2021 N 1-0615000008, актом приема-передачи от 15.06.2021 N 1-061500007.
Согласно п. 5.2 договора, гарантийный срок на товар устанавливается в соответствии с нормами и требованиями, действующими на железнодорожном транспорте.
В соответствии с п. 32.1.1 Руководящего документа по ремонту и техническом обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 гарантийный срок колесной пары после проведения капитально ремонта устанавливается до следующего капитального ремонта и составляет 15 лет.
В период действия гарантийной ответственности продавца выявлено несоответствие приобретенных колесных пар N 54002-1175-2013, N 595426-29-1989 нормативным требованиям. Колесные пары забракованы по причине наличия следов перебития номеров осей, о чем составлен акт формы ВУ-41 от 22.05.2022 N 35.
Согласно пункту 28.2 названного Руководящего документа, не допускаются в дальнейшую эксплуатацию и ремонт и подлежат исключению колесные пары с отсутствующими, неясными или перебитыми знаками маркировки и клеймами оси.
По причине существенного нарушения установленных требований (обнаружения неустранимых недостатков), купленные истцом колесные пары N 54002-1175-2013, N 595426-29-1989 забракованы и исключены из эксплуатации, о чем составлен акт браковки N 1931.
Забракованные и исключенные из эксплуатации колесные пары N 54002-1175-2013, N 595426-29-1989 приобретены истцом у ответчика за 324 000 руб. с НДС.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 03.06.2022 N 3733 с требованием возвратить оплаченную истцом за забракованные колесные пары N 54002-1175-2013, N595426-29-1989 сумму в размере 324 000 руб. с НДС., однако до настоящего времени оплата ответчиком не произведена, что послужило поводом для обращения истцом в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства, подлежащие установлению в данном деле, истцом в порядке ст. 65 АПК РФ доказаны; истцом доказана противоправность поведения ответчика, незаконность действий (бездействия), вина ответчика, а также наличие прямой причинной связи между действиями ответчика и причиненными истцу убытками.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции не выяснены обстоятельства в отношении колесных пар N 54002-1175-2012, N 595426-29-1989, истцом предъявлены суммы расходов, не связанные с гарантийными обязательствами ответчика; судом неправомерно взыскана сумма убытков с учетом НДС; судом первой инстанции не был разрешен вопрос о судьбе имущества.
Суд отклоняет приведенные доводы апелляционной жалобы.
Ответчик не представил надлежащих доказательств того, что дефекты спорных колесных пар N 54002-1175-2012, N 959426-29-1989 возникли после их передаче покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром, а также то, что ответчик не имеет отношения к выявленным дефектам.
Напротив, представленные истцом в материалы дела документы, подтверждают обстоятельства приобретения истцом у ответчика товара, непригодного к дальнейшему использованию, что влечет установленные ст. 475 ГК РФ последствия.
Факт перебития номеров осей колесных пар не был оговорен продавцом при их продаже истцу.
В соответствии со ст. 477 ГК РФ если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.
Согласно п. 5.2 договора, гарантийный срок на товар устанавливается в соответствии с нормами и требованиями, действующими на железнодорожном транспорте.
В соответствии с п. 32.1.1 Руководящего документа по ремонту и техническом обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 гарантийный срок колесной пары после проведения капитально ремонта устанавливается до следующего капитального ремонта и составляет 15 лет.
Довод ответчика о том, что он не принимал участия в составлении акта браковки спорных колесных пар ранее, не приводился ответчиком в суде первой инстанции.
Согласно ч. 7 ст. 268 АПК РФ, новые доводы, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции.
Ответчик указывает на то, что не принимал участие в составлении акта браковки спорных колесных пар. При этом ответчик не указывает, какие именно его права нарушены и на что могло повлиять его присутствие при составлении акта браковки, учитывая то, что принципиальное значение, в данном случае, имеет только сам факт выявления в течение гарантийного срока неоговоренных продавцом при продаже дефектов. Факт выявления дефектов колесных пар ответчиком не оспаривается.
Доказательств того, что истец при покупке знал о том, что у колесных пар перебиты номера, ответчиком не предоставлено. Кроме того, заключенный сторонами договор не содержит условий о том, что проведение браковки колесных силами покупателя лишает покупателя права на возмещение убытков, связанных поставкой некачественного товара.
Несогласие ответчика с выводами, содержащимися в акте браковки спорных колесных пар, не лишает его доказательной силы, поскольку он составлен с участием специализированной аттестованной организации - Общества с ограниченной ответственностью "Вагонно-колесная мастерская", где был выявлен дефект колесных пар.
Также не может быть признан обоснованным довод ответчика о необходимости исключения из суммы убытков суммы налога на добавленную стоимость, поскольку налог на добавленную стоимость оплачен истцом в составе цены приобретенных у ответчика колесных пар, следовательно, вся сумма, включая налог, образует убыток для истца.
Поскольку утраченные запасные части не могут в дальнейшем быть использованы истцом для операций, облагаемых НДС, то на основании п. п. 2, 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ суммы НДС также являются убытками для истца и подлежат возмещению.
Кроме того, по смыслу ст. 15 ГК РФ, в связи с утратой ответчиком заявленных деталей, ООО "ТРС" необходимо будет восполнить оборотный запас запасных частей, т.е. приобрести их у третьих лиц (поставщиков). При этом стоимость детали, которая будет предъявлена истцу к оплате, будет содержать и сумму НДС. Таким образом, сумма НДС будет являться для него частью цены, подлежащей уплате в пользу поставщика по договору.
Уплата цены товара в полном объеме, включая ту ее часть, которую составляет сумма налога на добавленную стоимость, будет являться гражданско-правовой обязанностью покупателя ООО "ТРС" перед продавцом деталей по договору поставки. За неисполнение этой обязанности предусмотрена ответственность в виде процентов (ст. 395 ГК РФ).
Доводы о том, что судом не разрешена судьба имущества, не имеют отношения к данному спору, поскольку руководящие документы запрещают дальнейшую эксплуатацию имущества.
Забракованные колесные пары N 54002-1175-2013, N 595426-29-1989 с момента их браковки и по настоящее время находятся по месту браковки - в ООО "ВКМ" по адресу: 309540, Белгородская область, г. Старый Оскол, станция Котел, промузел, площадка Строительная, проезд М-4, N 6.
Вывоз забракованного товара является обязанностью ответчика в силу ч.1, ч. 2 ст. 514 ГК РФ, когда покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика. Поставщик обязан вывезти товар, принятый покупателем (получателем) на ответственное хранение, или распорядиться им в разумный срок.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не выявлено, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины при ее подаче в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.08.2023 по делу N А40-93969/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в суд кассационной инстанции.
Судья |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93969/2023
Истец: ООО "ГАРАНТ РЕЙЛ СЕРВИС"
Ответчик: ООО "ТРАНСРЕСУРС"