город Ростов-на-Дону |
|
28 декабря 2023 г. |
дело N А01-2053/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Емельянова Д.В.,
судей Илюшина Р.Р., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 20 октября 2023 года по делу N А01-2053/2023
по иску Министерства внутренних дел по Республике Адыгея (ОГРН 1020100704580)
к ответчику: Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ОГРН 1102308008330)
при участии третьего лица: Администрации муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение",
об обязании прекратить право оперативного управления на объект недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Министерство внутренних дел по Республике Адыгея (далее - истец, МВД по РА) обратилось в суд к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - ответчик, МТУ Росимущества) в котором просило возложить на МТУ Росимущества обязанность по изъятию из оперативного управления трансформаторной подстанции КТПН-63/10-04 с кадастровым номером 01:04:2000043:980, расположенной по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, пос. Краснооктябрьский, ул. Школьная, б/н.
Заявленные требования мотивированы тем, что трансформаторная подстанция КТПН-63/10-04 с кадастровым номером 01:04:2000043:980, расположенная по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Краснооктябрьский, ул. Школьная, б/н, была построена и введена в эксплуатацию для снабжения электрической энергией двух многоквартирных домов N 4 и N 6, расположенных по улице Школьной, поселка Краснооктябрьский Майкопского района. Права собственности на жилые помещения в указанных МКД, после ввода в их эксплуатацию, переданы физическим лицам. Отказ публичного собственника в прекращении права оперативного управления нарушает интересы МВД по РА, поскольку истец несет бремя содержания имущества, не используемого в его деятельности.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.10.2023 исковые требования удовлетворены. Суд возложил на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и Республики Адыгея обязанность по изъятию из оперативного управления Министерства внутренних дел по Республике Адыгея объекта недвижимости - трансформаторной подстанции КТПН-63/10-04 с кадастровым номером 01:04:2000043:980, площадью 2,3 кв. м, расположенной по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, пос. Краснооктябрьский, ул. Школьная.
Судебный акт мотивирован тем, что согласно статье 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Положения статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации не исключают возможность прекращения права оперативного управления путем отказа от вещного права. Исходя из системного толкования названных норм, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что законом предусмотрена возможность отказаться от имущества, закрепленного на праве оперативного управления. Усматривая необоснованность бездействия ответчика, а равно несение истцом расходов по содержанию спорного имущества, суд первой инстанции иск удовлетворил.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обжаловало решение Арбитражного суда Республики Адыгея и просит указанный судебный акт отменить. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. Суд не учел, что согласно ст.296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом с согласия собственника. МВД по Республике Адыгея и Межрегиональное территориальное управление Росимущества неоднократно обращались в Администрацию муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение" с просьбой безвозмездно принять эксплуатируемое имущество в муниципальную собственность, поскольку подстанция обеспечивает интересы физических лиц. Также МТУ предоставляло Министерству внутренних дел согласие на самостоятельное обращение в суд с иском к администрации о понуждении к принятию подстанции в муниципальную собственность. Также апеллянт считает, что рассмотрение данного дела невозможно до рассмотрения дела N А01-2094/2022 по иску МВД по Республике Адыгея к Администрации муниципального образования "Краснооктябрьское сельское поселение" об обязании принять подстанцию в муниципальную собственность, а суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу. Заявитель считает, что имеются законные основания для передачи спорной подстанции в муниципальную собственность.
Отзывов на апелляционную жалобу от истца и третьего лица не поступило.
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции стороны и третье лицо представителей не направили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом путем публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на сайте арбитражного суда в срок, установленный частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно пунктам 16 и 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска ввиду неправильного применения материального закона (применение закона, не подлежащего применению, неприменение закона, подлежащего применению, неправильное истолкование закона).
Как следует из материалов дела, за Министерством внутренних дел по Республике Адыгея на праве оперативного управления закреплен объект недвижимости - трансформаторная подстанция КТПН-63/10-04 с кадастровым номером 01:04:2000043:980, расположенная по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Краснооктябрьский, ул. Школьная. Право оперативного управления Министерства зарегистрировано 20.06.2016 (л.д.15). Указанная подстанция является собственностью Российской Федерации, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 20.06.2016.
Указанный объект был введен в эксплуатацию в комплексе с двумя 18-ти квартирными жилыми домами в п. Краснооктябрьском Майкопского района по ул. Школьная, N 4 и ул. Школьная, N 6, построенными для сотрудников органов внутренних дел, что подтверждается Актом Государственной приемочной комиссии от 03.11.2009.
Пояснениями представителя истца и представленными копиями судебных актов судов общей юрисдикции, установлено, что жилые помещения в указанных МКД были приватизированы и перешли в собственность граждан.
В этой связи указанные многоквартирные жилые дома выведены за баланс МВД по РА, что подтверждено представленными актами о списании нефинансовых активов от 30.12.2021 N 00000329 и N 00000330.
Между тем, трансформаторная подстанция КТПН-63/10-04 с кадастровым номером 01:04:2000043:980, остается в оперативном управлении МВД по РА.
При этом, как указал истец, объект для выполнения задач и функций МВД по РА не используется. Наличие объекта на балансовом учете истца влечет необоснованные затраты на его содержание.
Письмами от 04.09.2020 N 11996, от 28.09.2021 N 14038, от 21.02.2023 N 3483 МВД по РА неоднократно обращалось к МТУ Росимущества по вопросу изъятия неиспользуемого объекта из оперативного управления, однако до настоящего времени объект не принят в казну Российской Федерации, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционный суд не может согласиться с толкованием закона, данным судом первой инстанции, относительно наличия у Министерства как государственного учреждения субъективного гражданского права требовать от Российской Федерации прекращения права оперативного управления в отношении спорной трансформаторной подстанции.
Согласно пункту 21 Положения о Министерстве внутренних дел по Республике Адыгея, утвержденного приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 25.07.2017 N 524: "МВД по Республике Адыгея является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения; имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; выступает истцом и ответчиком в суде".
Согласно пункту 22 названного Положения: " За МВД по Республике Адыгея в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество".
Согласно пункту 23 названного Положения: " Имущество, приобретенное МВД по Республике Адыгея по договору или иным основаниям, поступает в его оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки предоставляются МВД по Республике Адыгея в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Согласно пункту 22 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699: "Территориальный орган является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения; имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; выступает истцом и ответчиком в суде".
Таким образом, Министерство внутренних дел по Республике Адыгея как юридическое лицо является федеральным государственным учреждением.
Как следует из материалов дела, спорное имущество действительно не используется в уставной деятельности Министерства внутренних дел по Республике Адыгея. Трансформаторная подстанция предназначена для подачи электрической энергии в два многоквартирных жилых дома.
Как следует из письма МВД по Республике Адыгея от 28.09.2022 N 1/1/3/14038, Министерство внутренних дел Российской Федерации письмом от 21.09.2020 N 22/4/1-20752 дало согласие на прекращение права оперативного управления на указанную подстанцию (л.д.21).
Вместе с тем, удовлетворяя иск к Теруправлению Росимущества, Арбитражный суд Республики Адыгея не учел специфики правового регулирования спорного объекта.
Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в федеральной собственности может находиться:
имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Согласно абзацам 6-8 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14, пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 1 статьи 1 Закона Республики Адыгея от 18.12.2014 N 359 "О закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения" к вопросам местного значения сельского поселения на территории Республики Адыгея отнесены организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Соответственно, объекты инженерной инфраструктуры населенных пунктов, предназначенные для решения вопросов местного значения, которые необходимы для эксплуатации жилищного фонда, не относящегося к федеральной собственности, не могут находиться в собственности Российской Федерации, поскольку не являются имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имуществом для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации, обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений, и подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) установлено, что:
- решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации (абзац девятнадцатый);
- указанные в названной части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни (абзац двадцать первый);
- права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации (абзац тридцатый)
При таких обстоятельствах спорное имущество подлежит передаче в муниципальную собственность Краснооктябрьского сельского поселения на основании решения Росимущества ( или его территориального органа) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.07.2009 N 270.
Таким образом, при осуществлении процедуры безвозмездной передачи спорной трансформаторной подстанции из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования одновременно произойдет не только прекращение права федеральной собственности на указанный объект, но и одновременное прекращение производного вещного права федерального государственного учреждения (Министерства внутренних дел по Республике Адыгея) - права оперативного управления, чем и будет обеспечена защита законного интереса истца.
В случае уклонения муниципального образования от принятия объекта в муниципальную собственность не исключено предъявление соответствующего иска. В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
При этом, как следует из картотеки арбитражных дел, в настоящее время в производстве Арбитражного суда Республики Адыгея находится дело N А01-2094/2022 по иску Министерства внутренних дел по Республике Адыгея к муниципальному образованию "Краснооктябрьское сельское поселение" об обязании принять трансформаторную подстанцию в муниципальную собственность.
Как следует из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13, истцом по такому спору об обязании передать имущество может быть так соответствующее подразделение Росимущества, так и орган внутренних дел, за которым на праве оперативного управления закреплено (может быть) закреплено соответствующее имущество.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что с учетом специфики правового регулирования, установленного в отношении спорного объекта, который в силу прямого указания закона подлежит передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность, в данном деле истцом избран ненадлежащий способ защиты субъективного права. Права и законные интересы истца могут быть защищены при рассмотрении иска, заявленного в деле N А01-2094/2022.
Поскольку истец и ответчик в силу закона ( подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по иску и по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.10.2023 по делу N А01-2053/2023 отменить, в удовлетворении иска отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Емельянов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2053/2023
Истец: МВД по РА, Министерство внутренних дел по Республике Адыгея
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КРАСНООКТЯБРЬСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ"