г. Челябинск |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А47-8895/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Колясниковой Ю.С., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.01.2024 по делу N А47-8895/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - Микунова Наталья Валерьевна (доверенность от 22.05.2023, паспорт, диплом);
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Насырова Руфата Фаритовича - Панин Алексей Сергеевич (доверенность от 20.07.2023, паспорт, диплом);
Счетной палаты Оренбургской области - Ветховская Анастасия Олеговна (доверенность от 17.01.2021, паспорт, диплом), Стрельцова Любовь Валентиновна (доверенность от 10.01.2023, паспорт, диплом).
Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - истец, Минсельхоз, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Насырову Руфату Фаритовичу (далее - ответчик, глава КФХ Насыров Р.Ф.) о взыскании бюджетных денежных средств, предоставленных в качестве субсидии, в размере 694 398 руб. 49 коп.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Счетная палата Оренбургской области (далее - третье лицо, Счетная палата).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.01.2024 (резолютивная часть от 18.01.2024) в удовлетворении исковых требований отказано.
С указанным решением суда не согласился Минсельхоз (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее податель указал, что в суд первой инстанции неверно истолковал нормы постановления Правительства Оренбургской области от 15.03.2021 N 140-пп "О предоставлении субсидий на поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства" (далее - Постановление N 140-пп, Порядок N 140-пп), подпунктом "б" пункта 10 которого было предусмотрено, что участник отбора должен соответствовать следующему требованию: нагрузка общей посевной площади участника отбора в расчете на одного работника, исходя из среднегодовой численности работников участника отбора за предыдущий год, должна составлять не более 550 гектаров. Статья 17 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" указывает, что глава фермерского хозяйства осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение. Федеральное законодательство разграничивает понятия члены КФХ и работники. Апеллянт полагал, что, исходя из смысла вышеуказанной статьи, понятие "работник" должно трактоваться в рамках Трудового кодекса Российской Федерации, соответственно, для принятия решения о предоставлении или отказе в предоставлении субсидии должны были учитываться сведения из справки об уровне среднемесячной оплаты труда работников, занятых в сельскохозяйственном производстве и получающих заработную плату. Поскольку Министерство предоставило субсидию с нарушениями областного законодательства, апеллянт считал, что субсидия подлежит возврату в бюджет.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции от ответчика и третьего лица поступили отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.03.2021 глава КФХ Насыров Р.Ф. обратился в Минсельхоз с заявлением о предоставлении субсидии на поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства (л.д. 7).
Для получения субсидии ответчик представил в Министерство документы, в том числе сведения о посевных площадях, занятых сельскохозяйственными культурами, а также картофелем и овощными культурами открытого грунта в 2019 году, согласно которым посевная площадь составила 3 740 га (в том числе озимые культуры - 765 га).
Данные площади посевов сельскохозяйственных культур подтверждены справкой о наличии посевных площадей, занятых сельскохозяйственными культурами (л.д. 8-9).
Согласно справке об уровне среднемесячной оплаты труда работников среднегодовая численность наемных работников крестьянского (фермерского) хозяйства ИП главы КФХ Насырова Р.Ф. составила 3,98 человека (л.д. 10).
По результатам рассмотрения данного заявления между Минсельхозом (Министерство) и главой КФХ Насыровым Р.Ф. (получатель) было заключено соглашение о предоставлении субсидии на поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства от 26.04.2021 N 10-2021-24123 (далее также - соглашение, л.д. 12-15), согласно п. 1.1 которого предметом настоящего соглашения является предоставление из областного бюджета в 2021 году субсидии:
- в целях возмещения части затрат получателя, связанных с: проведением агротехнологических работ, повышением уровня экологической безопасности, сельскохозяйственного производства, а также на повышением плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой сельскохозяйственными культурами; проведением агротехнических работ в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой картофелем; проведением агротехнических работ в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой овощами открытого грунта (далее - субсидия) (п. 1.1.1 соглашения);
- в целях достижения результатов государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области", утвержденной постановление Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 N 918-пп (п. 1.1.2 соглашения).
На основании п. 2.1 соглашения субсидия предоставляется Министерством в соответствия с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств областного бюджета по кодам классификаций расходов бюджета Оренбургской области, в следующем размере в 2021 году - 694 398 руб. 49 коп.
В силу п. 3.1.1 соглашения субсидия предоставляется в соответствии и правилами предоставления субсидии на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения.
В соответствии с п. 4.1.4 соглашения Министерство обязуется установить для получателя значение результатов предоставления субсидии в приложении N 2 к настоящему соглашению, являющемся неотъемлемой частью настоящего соглашения.
Согласно п. 4.1.5 соглашения Министерство обязуется осуществить оценку достижения получателем значений результатов предоставления субсидии, показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Правилами предоставления субсидии или представителем в соответствии с п. 4.1.4 настоящего соглашения.
В силу п. 4.1.7 соглашения Министерство обязуется в случае, если установления Министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных правилами предоставления субсидий и настоящим соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с настоящим соглашением недостоверных сведений, направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Оренбургской области в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Пунктом 4.3.1 соглашения предусмотрено, что получатель обязуется представлять предоставителю субсидии документы, установленные пунктом(ами) настоящего соглашения.
На основании п. 4.3.2 соглашения получатель обязуется обеспечить достижение результатов предоставления субсидии и соблюдение сроков их достижения, устанавливаемых в соответствии с пунктом 4.1.4.1 настоящего соглашения.
В п. 4.3.5.2 соглашения установлено, что в случае получения от предоставителя субсидии требования в соответствии с пунктом 4.1.7 настоящего соглашения получатель обязуется возвратить в бюджет Оренбургской области субсидию в размере и в сроки, определенные указанным требованием.
Субсидия предоставлена Минсельхозом главе КФХ Насырову Р.Ф. в размере 694 398 руб. 49 коп., что подтверждается платежным поручением от 04.05.2021 N 506644.
Согласно отчету Счетной палаты от 28.11.2022 N 1-22/29 (л.д. 26-35), в ходе проверки Счетной палаты установлено, что нагрузка общей посевной площади в расчете на 1 работника у главы КФХ Насырова Р.Ф. за 2020 год составила 939 га. Общая посевная площадь ответчика складывается из посевных площадей яровых и озимых культур 2020 года. Посевные площади яровых культур в соответствии с отчетом формы N 1-фермер за 2020 год составляют 2 492 га (пшеница - 508 га, ячмень - 472 га, овес - 193 га, подсолнечник - 900 га, нут - 300 га, многолетние травы - 59 га, однолетние травы - 60 га), посевные площади озимых культур в соответствии с отчетом формы N 1- фермер за 2021 год составляют 1 248 га (пшеница - 1 004 га, рожь - 244 га), всего посевная площадь 2020 года - 3 740 га. Счетная палата посчитала, что ответчиком не выполнено условие, установленное подпунктом 6 пункта 10 Постановления N 140-пп, а именно несоответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя условию, указанному пункте 18 и пункте 20 Постановления N 140-пп, Министерством необоснованно представлена субсидия на поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства.
Министерство направило главе КФХ Насырову Р.Ф. требования от 12.12.2022 N 01-04-06/1218, от 09.032023 N 01-04-05-740 с предложением в добровольном порядке возвратить в бюджет области сумму субсидии в размере 694 398,49 руб. (л.д. 36, 37, 38-39).
Оставление главой КФХ Насыровым Р.Ф. указанных претензий без удовлетворения послужило основанием для обращения Минсельхоза в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что, исходя из совокупного толкования положений Порядка N 140-пп, при использовании понятия "работник" при расчете нагрузки общей посевной площади из среднегодовой численности работников участника отбора подразумеваются лица, занятые в сельскохозяйственном производстве, в силу чего члены КФХ и его глава полежали учету при расчете указанной нагрузки. Суд также не установил нарушения условий подпункта 2 пункта 10 Порядка N 140-пп, учтя такую форму объединения лиц, как крестьянское (фермерское) хозяйство, установленную законодателем возможность участия главы и членов КФХ в получении личного дохода, полученного от деятельности фермерского хозяйства, а также учтя пояснения ответчика и представленную информацию о том, что расходы на оплату труда распределялись только между наемными работниками.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы истца, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с абзацем 5 статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно пункту 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Порядок предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в 2021 году регламентировался постановлением Правительства Оренбургской области от 15.03.2021 N 140-пп "О предоставлении субсидий на поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства".
В соответствии пунктом 10 Порядка N 140-пп (в редакции, действующей на момент подачи заявки и выдачи субсидии) участник отбора должен соответствовать, в том числе, следующим требованиям:
- участником отбора в году, предшествующем текущему финансовому году, обеспечен уровень среднемесячной заработной платы работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, не ниже уровня среднемесячной заработной платы работников, занятых в сельскохозяйственном производстве в Оренбургской области, определенного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области (подпункт 2);
- нагрузка общей посевной площади участника отбора в расчете на одного работника, исходя из среднегодовой численности работников участника отбора за предыдущий год, должна составлять не более 550 гектаров (подпункт 6).
В силу пункта 18 Порядка N 140-пп заявки подлежат отклонению на стадии их рассмотрения Министерством до дня окончания подачи (приема) заявок, указанного в объявлении о проведении отбора, по следующим основаниям:
а) несоответствие участника отбора требованиям, установленным пунктом 10 настоящего Порядка и указанным в объявлении о проведении отбора;
б) несоответствие представленных участником отбора заявок и документов требованиям, установленным пунктами 11 - 13 настоящего Порядка и указанным в объявлении о проведении отбора или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;
в) недостоверность представленной участником отбора информации, в том числе информации о местонахождении и адресе участника отбора.
Согласно пункту 20 Порядка N 140-пп основаниями для отказа в предоставлении субсидии участнику отбора являются:
а) несоответствие участника отбора требованиям, установленным пунктом 10 настоящего Порядка и указанным в объявлении о проведении отбора;
б) несоответствие представленных участником отбора заявок и документов требованиям, установленным пунктами 11 - 13 настоящего Порядка и указанным в объявлении о проведении отбора, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;
в) отклонение заявки участника отбора по основаниям, указанным в пункте 18 настоящего Порядка (за исключением случаев, когда участником отбора устранены причины, послужившие основанием для отклонения его заявки в порядке, установленном пунктом 19 настоящего Порядка);
г) недостаточность лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения поданного ответчиком заявления о предоставлении субсидии между Минсельхозом и главой КФХ Насыровым Р.Ф. (получатель) было заключено соглашение о предоставлении субсидии на поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства от 26.04.2021 N 10-2021-24123 в размере 694 398 руб. 49 коп.
Факт перечисления ответчику субсидии в размере 694 398 руб. 49 коп. во исполнение условий указанного соглашения подтверждается материалами дела, и лицами, участвующими в деле, не оспаривался.
Из материалов дела не следует, и истцом не представлялись в дело доказательства, указывающие на то, что главой КФХ Насыровым Р.Ф. в Министерство были представлены заведомо недостоверные или недействительные сведения, которые послужили основанием для выдачи спорной субсидии.
Минсельхоз в исковом заявлении указало, что при выдаче субсидии, при проверке документов и подсчете численности работников ответчика Министерство учитывало, в том числе, численность членов КФХ, ввиду чего было принято решение о предоставлении субсидии.
С указанным подходом к определению нагрузки общей посевной площади участника отбора в расчете на одного работника, исходя из среднегодовой численности работников участника отбора за предыдущий год, не согласилась Счетная палата, которая в отчете от 28.11.2022 N 1-22/29 указала, что нагрузка общей посевной площади в расчете на 1 работника у главы КФХ Насырова Р.Ф. за 2020 год составила 939 га, так как подлежала расчету исходя из числа наемных работников, оформленных главой КФХ Насыровым Р.Ф. в соответствии с трудовым законодательством.
По мнению Счетной палаты, федеральное законодательство разграничивает понятие "члены КФХ" и "работники", понятие "работник" в Порядке N 140-пп должно трактоваться в рамках Трудового кодекса Российской Федерации.
В опровержение доводов искового заявления глава КФХ Насыров Р.Ф. указал, что условия Порядка N 140-пп им были соблюдены, поскольку за период 2020 года у ответчика работало 4 наемных работника и 3 члена КФХ, всего 7 человек, при этом все работники, как наемные, так и члены КФХ были заняты в сельскохозяйственном производстве.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
В данном законе указано три квалифицирующих признака объединения граждан в форме фермерского хозяйства: наличие родственных и (или) свойственных связей между членами фермерского хозяйства, наличие в общей собственности имущества и совместное осуществление хозяйственной деятельности, которая основана на их личном участии.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика отметил, что в отношении ответчика, каждый член крестьянского (фермерского) хозяйства, включая его главу - Насырова Р.Ф. принимает личное участие в хозяйственной деятельности.
Указанные обстоятельства истцом документально опровергнуты не были.
Исходя из совокупного толкования положений Порядка N 140-пп, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в подпункте 6 пункта 10 Порядка N 140-пп при использовании понятия "работник" при расчете нагрузки общей посевной площади из среднегодовой численности работников участника отбора подразумеваются лица, занятые в целом в сельскохозяйственном производстве.
Указанный вывод суда подтверждается и действиями самого Министерства, которое при проверке документов и подсчете численности работников ответчика, при выдаче субсидии также учитывало численность членов КФХ, ввиду чего и было принято решение о предоставлении субсидии.
Суд первой инстанции в свете неоднозначного толкования и противоречивого применения пункта 10 Порядка N 140-пп обоснованно обратил внимание на то, что впоследствии постановлением Правительства Оренбургской области от 20.12.2022 N 1379-пп в указанный Порядок N 140-пп были внесены изменения.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 10 Порядка N 140-пп в новой редакции нагрузка общей посевной площади участника отбора, за исключением посевов многолетних трав прошлых лет, определяется в расчете на одного работника, исходя из среднегодовой численности работников участника отбора за предыдущий год, включая членов крестьянского (фермерского) хозяйства и индивидуального предпринимателя, должна составлять не более 550 гектаров.
То есть противоречивость применения пункта 10 Порядка N 140-пп была устранена, причем устранена в пользу получателей субсидии.
При рассмотрении дела судом первой инстанции Министерством и Счетной палатой заявлялись возражения относительно несоответствия ответчика как участника отбора в части уровня среднемесячной заработной платы.
Так, Счетная палата указала, что в случае, если количество работников составит 6,98 единиц, то уровень среднемесячной заработной платы составит 11 748 руб., а следовательно, не будет выполняться иное требование, предъявляемое к участнику отбора пунктом 10 Порядка N 140-пп.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 10 Порядка N 140-пп участником отбора в году, предшествующем текущему финансовому году, должен быть обеспечен уровень среднемесячной заработной платы работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, не ниже уровня среднемесячной заработной платы работников, занятых в сельскохозяйственном производстве в Оренбургской области, определенного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области.
Вместе с тем, условие по уровню среднемесячной заработной платы также будет соблюдено, поскольку указанные сведения о расходах на оплату труда отражены только в отношении оплаты труда наемных работников, члены КФХ при данном расчете не учитываются.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.
Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области уровень среднемесячной заработной платы работников, занятых в сельскохозяйственном производстве в Оренбургской области, в 2020 году составил 20 541 руб.
Согласно представленной информации о производственной деятельности глав КФХ за 2020 год и пояснениям ответчика, расходы на оплату труда распределяемые только между наемными работниками составили 984 000 руб.
Учитывая такую форму объединения лиц, как крестьянское (фермерское) хозяйство, установленную законодателем возможность участия главы и членов КФХ в получении личного дохода, полученного от деятельности фермерского хозяйства, учитывая пояснения ответчика и представленную информацию о том, что расходы на оплату труда распределялись только между наемными работниками, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для вывода о том, что ответчиком были нарушены условия подпункта 2 пункта 10 Порядка N 140-пп.
В ситуации отсутствия в действиях главы КФХ Насырова Р.Ф. недобросовестного поведения, связанного с разрешением вопроса о предоставления спорной субсидии, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы Министерства, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли ли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.01.2024 по делу N А47-8895/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
Ю.С. Колясникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8895/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП Насыров Руфат Фаритович
Третье лицо: Арбитражный суд Оренбургской области, Счетная палата Оренбургской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Управление Министерства внутренних дел по Оренбургской области