город Томск |
|
26 апреля 2024 г. |
Дело N А45-8838/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Марченко Н.В., |
судей |
|
Вагановой Р.А., |
|
|
Сластиной Е.С., |
при ведении протокола судебного заседания помощником Климентьевой К.С. (до перерыва), секретарем Сухих К.Е. (после перерыва) с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном онлайн-заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Прибой" (07АП-11599/2022(2)) на решение от 21.11.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А45-8838/2022 (судья Нефедченко И.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (ОГРН 1125476156211, ИНН 5410772955, г. Новосибирск) к товариществу собственников жилья "Прибой" (ОГРН 1115476077474, ИНН 5408288560, г. Новосибирск) о взыскании денежных средств.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" Шумкин Евгений Михайлович, товарищество собственников жилья "Приморский-1" (630098, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Приморская, дом 26, ОГРН 1025403667024, ИНН 5408154528).
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Бозылева И.В., доверенность от 26.02.2024,
от ответчика - Тихонова Ю.В., доверенность от 05.-3.2023, Швиндт О.В., доверенность от 25.12.2016.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (далее - ООО "Экология-Новосибирск" общество) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к товариществу собственников жилья "Прибой" (далее - ТСЖ "Прибой", товарищество) о взыскании 401 140,10 руб. основной задолженности за период с 01.01.2019 по 31.08.2022, пени в сумме 89 194,86 руб., в том числе 18 217,75 руб. за период с 12.02.2019 по 05.04.2020, 70 977,11 руб. за период с 01.01.2021 по 31.03.2022.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: временный управляющий обществом с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" Шумкин Евгений Михайлович, товарищество собственников жилья "Приморский-1" (далее - ТСЖ "Приморский-1").
Решением от 31.10.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 30.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Постановлением от 03.07.20223 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение от 31.10.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 30.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-8838/2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области с указанием на необходимость исследования факта оказания обществом как региональным оператором услуг товариществу собственников жилья, дачи правовой оценки договору между товариществом и третьим лицом о размещении контейнера для ТКО с условием о компенсации затрат на вывоз мусора, установления обстоятельства его исполнения, определения объема обязательств товарищества перед обществом исходя из количества собственников (пользователей) помещений в многоквартирном доме применительно к каждому из месяцев спорного периода, проверки расчета иска.
Решением от 21.11.2023 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТСЖ "Прибой" в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указано, что названная истцом в качестве места исполнения обязательства контейнерная площадка по адресу: г.Новосибирск, ул.Ивлева, дом 164 не существует и не включена в территориальную схему обращения с отходами; положенный в основу решения вывод суда о заключении между истцом и ответчиком договора с 01.01.2019 без согласования места накопления ТКО является немотивированным; доказательств, свидетельствующих о согласовании между истцом и ТСЖ "Прибой" условий оказания услуги по вывозу ТКО путем использования площадки по адресу уд. Приморская, 26 не представлено; расчет задолженности, взысканной судом, не основан на достоверных сведениях.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представители сторон настаивали на своих позициях.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом подведения итогов на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области от 12.07.2018 обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области с даты заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Новосибирской области.
Между министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и обществом заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО от 25.07.2018.
Предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области на 2019, 2020, 2021 и 2022 годы установлен на основании приказов департамента по тарифам Новосибирской области от 18.12.2018 N 769-ЖКХ, 18.06.2019 N 179-ЖКХ, от 18.12.2019 N 702-ЖКХ, от 18.12.2020 N 571-ЖКХ, от 16.12.2021 N 518-ЖКХ.
Региональным оператором размещено предложение и текст типового договора 20.12.2018 на официальном сайте: www.ecologynsk.ru, произведена публикация в газете "Советская Сибирь" N 52 от 26.12.2018.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате фактически оказанных в период с 01.01.2019 по 31.08.2022 услуг по обращению с ТКО на сумму 401140 рублей 10 копеек, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в период с января 2019 по август 2022 года ООО "Экология-Новосибирск" оказывало ответчику услуги по вывозу и утилизации отходов.
Повторно рассмотрев дело, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Из статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора предусмотрен Правилами N 1156.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора (пункт 8(4) Правил N 1156).
Согласно пункту 8(17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 148 (7) Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Правила N 354) предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО (часть 12 статьи 161 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, региональный оператор обращался к ответчику с уведомлением о необходимости заключения договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, однако получил отказ в связи с тем, что у ТСЖ "Прибой" отсутствует место для складирования ТКО, собственная контейнерная площадка не оборудована. Складирование ТКО производится жителями МКД на близлежащую контейнерную площадку многоквартирного дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Приморская, д. 26, на которой, согласно пояснениям ответчика, за дополнительную плату установлен один контейнер для сбора ТКО, принадлежащий ТСЖ "Прибой".
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (часть 1 статьи 781 ГК РФ).
Факт вывоза ТКО в период с января 2019 по август 2022 года ООО "Экология-Новосибирск" ответчиком не оспаривается. Вместе с тем, ответчик полагает, что обязательства по оплате услуг по обращению с ТКО не возникло в связи с отсутствием у ТСЖ "Прибой" собственной контейнерной площадки.
Довод ответчика об отсутствии мест накопления по адресу: г. Новосибирск, ул. Ивлева, д. 164 был предметом исследования суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые находятся в зоне деятельности Регионального оператора. Публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным с региональным оператором, даже в том случае, если сторонами не урегулированы условия договора и подлежит исполнению сторонами на условиях Типового договора, утвержденного постановлением Правительства N 1156.
Согласно пункту 8.1. Постановления от 12.11.2016 N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I (1), в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, законом напрямую установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО (в том числе типовой договор) заключается с организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, в отношении отходов образующихся в таком многоквартирном доме с собственником ТКО (его представителем), а не в отношении места накопления или складирования твердых коммунальных отходов.
Организация и содержание мест накопления ТКО, согласно пункту 26 (1) Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" включены в работы и услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и входит в обязанности организации, обслуживающей многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (пункт 4 Правил обустройства мест накопления ТКО).
В тоже время, в соответствии с частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товарищество собственников жилья несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
Как правильно указано судом первой инстанции, неисполнение ТСЖ "Прибой" обязанности по оборудованию контейнерной площадки непосредственно на территории МКД не свидетельствует о том, что в процессе жизнедеятельности собственников и пользователей жилых помещений по ул. Ивлева, д. 164 не образуются ТКО.
ТСЖ "Прибой" предоставлен договор, заключенный с ТСЖ "Приморский-1", предоставляющий ТСЖ "Прибой" возможность складирования ТКО собственниками, проживающими в МКД N 164 по ул. Ивлева.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что доступ к услуге по обращению с ТКО не ограничен, жители МКД N 164 по ул. Ивлева (образователи ТКО) пользовались ближайшей контейнерной площадкой, находящейся по адресу г. Новосибирск ул. Приморская, д. 26. Из представленных истцом в материалы дела сведений из открытых источников фотографий следует, что указанная контейнерная площадка доступна для использования жителями ТСЖ "Прибой", отсутствуют какие-либо заграждения, запирающие устройства, ограничивающие доступ к контейнерам.
С учетом того, что по адресу МКД по ул. Ивлева, 164 не было организовано соответствующее место (площадки) накопления ТКО, жители и собственники МКД по ул. Ивлева, 164, не ограничены количеством мест накопления ТКО и имеют возможность складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, что прямо согласуется с позицией Верховного суда Российской Федерации.
Так, в определении от 20.01.2021 N 309-ЭС20-21975 Верховный Суд Российской Федерации указал, что потребитель не привязан к конкретной контейнерной площадке и может пользоваться иным местом накопления ТКО, откуда отходы в установленном порядке также попадают к региональному оператору.
В случае коммерческого учета ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, потребитель не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, оказание региональным оператором услуг предполагается, пока не доказано иное.
В связи с отсутствием контейнерной площадки непосредственно на территории МКД по ул. Ивлева, 164 ТКО, образованные жителями дома 164 по ул. Ивлева, складировались на контейнерную площадку, в отношении которой у ТСЖ "Прибой" заключен договор аренды, откуда попадали региональному оператору. При заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором адрес места накопления ТКО (контейнерной площадки) может не совпадать с адресом собственника ТКО и места образования отходов. Однако, договор в силу пункта 8.1. Постановления от 12.11.2016 N 1156 заключается в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях конкретного многоквартирного дома.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что услуга ООО "Экология-Новосибирск" оказывалась жителям дома по ул. Ивлева, 164 путем транспортирования отходов с контейнерной площадки, расположенной по адресу ул. Приморская, 26.
ТСЖ "Прибой" в материалы дела представлен ответ администрации Советского района г.Новосибирска от 20.07.2021, в соответствии с которым отказано в размещении контейнерной площадки на предложенном ТСЖ "Прибой месте в связи с несоблюдением СанПиН 2.1.3684-21. Однако согласование иных мест возможного расположения места накопления ТКО, а также подтверждение обращений ТСЖ "Прибой", направленных на организацию места накопления администрацией района, отсутствуют.
Как правильно указано судом первой инстанции, несоблюдение ответчиком процедуры согласования места накопления ТКО с истцом не может быть расценено как добросовестное поведение.
Контейнерная площадка по адресу ул. Приморская, 26 включена территориальную схему обращения с ТКО. Наличие контейнерной площадки на указанной территории подтверждено Электронной моделью территориальной схемы по состоянию на 13.10.2023.
Таким образом, довод ответчика, о том, что место накопления ТКО, которым пользовались жители дома 164 по ул. Ивлева для складирования ТКО (по ул. Приморская, 26) не включена в Территориальную схему обращения с отходами Новосибирской области не находит своего подтверждения.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств неоказания услуги пользователям и собственникам дома 164 по ул. Ивлева, в том числе и от указанного ТСЖ "Прибой" места накопления по адресу ул. Приморская, 26.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" договоры, заключённые собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО, то есть такие договоры действуют до конца 2018 года, поскольку с 2019 года с момента введения института региональных операторов подобные договоры считаются прекратившим свое действие в силу закона.
Таким образом, с 01.01.2019 договор на оказание услуг по обращению с ТКО в Новосибирской области должен быть заключен исключительно с ООО "Экология-Новосибирск", все договоры, заключённые ранее собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, считаются расторгнутыми с 01.01.2019.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал доводы ответчика о том, что между ТСЖ "Прибой" и ТСЖ "Приморский-1" заключен договор, согласно которому ответчик ежемесячно компенсирует ТСЖ "Приморский-1" затраты на вывоз мусора, несостоятельными и противоречащими действующему законодательству.
Судом установлено, что ТСЖ "Приморский-1" в адрес ООО "Экология-Новосибирск" с заявкой на заключение договора относительно проживающих граждан по адресу ул. Ивлева, д.164 (расчетные единицы ТСЖ "Прибой") не обращалось, дополнительные соглашения на увеличение расчетных единиц с учетом жителей МКД N 164 по ул. Ивлева не заключались. Также не поступало каких-либо информационных писем, гарантийных обязательств и других документов, свидетельствующих об принятии обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО за ТСЖ "Прибой" перед ООО "Экология-Новосибирск". Доказательств оплат по обязательствам ТСЖ "Прибой" не представлено.
20.03.2019 между ТСЖ "Приморский-1" и ООО "Экология-Новосибирск" заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 1760532, согласно которому начисление оплаты за оказанную услугу в отношении ТКО, образованного проживающими и собственниками дома 26 по ул. Приморская, осуществлялось исходя из количества проживающих и собственников МКД (377 расчетных единиц), что подтверждается приложением N1 к Договору. В последующем, на протяжении действия Договора N1760532, количество расчетных единиц изменялось незначительно, что видно из Справки об объеме оказанной услуги и приложений, направляемых ТСЖ "Приморский-1 " в адрес ООО "Экология-Новосибирск".
В материалы дела истцом представлены отчеты оператора по контейнерной площадке по ул. Приморская. 26, согласно которым вывоз ТКО осуществлялся в большем объеме, чем количество установленных контейнеров, однако, количество транспортированных фактически ТКО не отразилось на исчислении суммы оплаты.
С учетом изложенного, расчет ежемесячной оплаты в отношении МКД N 26 по ул. Приморская обоснованно произведен исходя из расчетных единиц - проживающих и собственников МКД на основании пунктов 148 (30) Правил N 354, а не исходя из объемов и количества контейнеров, установленных в месте накопления.
В материалы дела также не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих обязанность ТСЖ "Приморский-1" производить оплату за МКД N 164 по ул. Ивлева в адрес ООО "Экология-Новосибирск", равно как и обязанность по заключению договоров на оказание услуги по обращению с ТКО с региональным оператором или включение дополнительных единиц в уже действующий договор с ООО "Экология-Новосибирск".
На основании изложенного, довод ответчика о заключенном договоре на вывоз ТКО с ТСЖ "Приморский-1" подлежит отклонению как несостоятельный.
Как правильно указал суд первой инстанции, ссылаясь на договор, заключенный между товариществами, ответчик подтверждает факт использования контейнерной площадки по адресу ул. Приморская, 26 жителями дома по ул. Ивлева, 164 с 01.01.2019 и имел возможность заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО, указав данную контейнерную площадку в качестве места накопления в договоре с региональным оператором.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод ответчика о недобросовестном поведении истца в части заключения договора на иных условиях, в связи с отсутствием места накопления ТКО непосредственно на территории дома 164 по ул. Ивлева как основанный на неверном толковании норм права.
Согласно пунктам 148 (3) - 148 (5) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N354) исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом могут выступать товарищество или кооператив, который от своего имени и в интересах собственников заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для собственников помещений по ул. Ивлева, д. 164 исполнителем услуг по обращению с ТКО является Товарищество собственников жилья "Прибой".
В соответствии с пунктом 148 (7) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается товариществом посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям.
В силу части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно признано недобросовестным поведение ТСЖ "Прибой", выраженное в отказе от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, непредставлении сведений, необходимых для начисления оплаты за коммунальную услугу. Несмотря на возложенную законом обязанность ТСЖ "Прибой" заявку в установленные сроки с приложением необходимых документов в ООО "Экология-Новосибирск" не направило; отказ от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО получен ООО "Экология-Новосибирск" в ходе переписки.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, не представил в материалы дела доказательств, подтверждающих, что ТКО вывозились товариществом или жителями МКД собственными силами либо услуга оказывалась иным лицом, соответственно исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме (позиция истца согласуется с имеющейся судебной практикой, например, Определение Верховного Суда РФ от 01.02.2022 N 308-ЭС21-27259 по делу N А53- 33037/2020). Факт неоказания услуги по обращению с ТКО со стороны ответчика в материалы дела не представлено.
Таким образом, оказание ООО "Экология-Новосибирск" услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от контейнерной площадки по адресу ул. Приморская, 26, подтверждено представленными в материалы дела доказательствами и подлежит оплате.
Согласно пункту 10 Правил N 1156 складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО может осуществляться потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости.
Пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства N 505 от 03.06.2016 (далее - Правила N505), установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет таких отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, то есть расчетным путем.
Пунктом 8 Правил N 505 предусмотрено, что учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении таких отходов.
При раздельном накоплении сортированных отходов предусмотрена возможность определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления твердых коммунальных отходов, за расчетный период (пункт 148 (30) Правил N 354).
Таким образом, установленный законодательно коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, может быть применен лишь при наличии раздельного накопления ТКО.
В случае согласования места расположения контейнерной площадки, объемов и количества установленных на площадке контейнеров, а также при условии обеспечения ограниченного доступа к такой контейнерной площадке, допускается начисление оплаты исходя из согласованного объема.
В то же время, в случае отсутствия собственной контейнерной площадки для накопления ТКО, начисление производится согласно нормативам накопления ТКО, утвержденным приказом Департамента по тарифам от 20.10.2017 N 342-ЖКХ "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Новосибирской области" с применением для расчетов действующего тарифа на услуги регионального оператора.
С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела суд первой инстанции обоснованно произвел расчет размера оплаты за оказанные услуги в соответствии с пунктом 148(30) Правила N 354 по нормативам накопления ТКО, а именно исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, нормативов накопления твердых коммунальных отходов и утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора.
Объем оказанной услуги в разрезе каждого месяца по каждому МКД рассчитывается по следующей формуле: 2,38 м3 (норматив накопления ТКО) / 12 мес. * на количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении = месячный объем по каждому МКД.
Удовлетворяя исковые требования в заявленном истцом размере, суд первой инстанции исходил из того, что информацию для начисления оплаты (количество постоянно и временно проживающих в жилом помещении, а в случае их отсутствия - количество собственников такого помещения (пункт 148(36) Правил N 34), региональному оператору предоставляет товарищество собственников жилья.
ТСЖ "Прибой" предоставило информацию о количестве постоянно и временно проживающих лиц, только в сентябре 2021 года.
Вместе с тем, в суд апелляционной инстанции в подтверждение довода о неверном расчете задолженности по оплате ТКО ответчиком с целью определения объема обязательств товарищества перед обществом представлен контррасчет исходя из количества собственников (пользователей) помещений в МКД применительно к каждому из месяцев спорного периода, в том числе количества проживающих граждан/собственников жилых помещений относительно каждого жилого помещения с учетом поквартирных карточек, документально подтвержденного периода отсутствия проживающих.
Проверив представленный сторонами расчет/контррасчет задолженности с учетом исправленных расчетных единиц (количества проживающих граждан в многоквартирном доме, в том числе, по квартире N 29 за период 2020-2021, квартире N 33 в 2022 году), применения верного тарифа (за период январь-июнь 2021 года - 83,36 руб., за период январь-июнь 2022 года - 87,19 руб.), документально подтвержденных сведений о периодах временного отсутствия проживающих, апелляционный суд приходит к выводу о том, что задолженность по оплате за услуги по обращению с ТКО за период с января 2019 года по август 2022 года составляет 381 122,56 руб.
При этом, апелляционный суд отклоняет довод ответчика о необходимости исключения из расчета сумм, подлежащих начислению льготной категории граждан, проживающих в доме 164 по ул.Ивлева, в связи с тем, что льготный тариф на оплату услуг по обращению с ТКО не предусмотрен, оснований для такого уменьшения не имеется.
По смыслу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Поскольку обязательства по оплате за исполненные ООО "ЭкологияНовосибирск" договорные обязательства ТСЖ "Прибой" не исполнены надлежащим образом, требование истца о взыскании с ответчика пеней, является обоснованным.
Согласно пункту 7 договора услуги по обращению с ТКО оплачиваются до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО на основании выставленного региональным оператором счета, счет-фактуры и акта выполненных работ в полном объеме.
Пунктом 30 договора предусмотрена ответственность за несвоевременную оплату услуги регионального оператора в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Истцом за периоды с 12.02.2019 по 05.04.2020, с 01.01.2021 по 31.03.2022 с учетом скорректированных данных рассчитан размер пени, который составил 89194 рубля 86 копеек.
Проверив расчет пени на сумму 85 113, 38 руб. исходя из задолженности в сумме 381 122,56 руб., представленный ответчиком, апелляционный суд признает его верным. Правильность арифметического расчета пени истцом не оспорена. О применении статьи 333 ГК РФ в суде первой инстанции не заявлено.
При изложенных обстоятельствах, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 381 122,56 руб. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, 85 113,38 руб. неустойки; в удовлетворении остальной части исковых требований надлежит отказать.
Несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела является основанием для изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
С учетом размера удовлетворенных исковых требований (95,1 %), оплаты истцом государственной пошлины при подаче иска в сумме 2 000 руб., оплаты государственной пошлины ответчиком при подаче апелляционных и кассационной жалоб в общей сумме 9 000 руб., с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 931 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.11.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-8838/2022 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Прибой" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" 381 122,56 руб. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, 85 113,38 руб. неустойки, 931 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Прибой" в федеральный бюджет 10 807 руб. государственной пошлины по иску.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
Р.А. Ваганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-8838/2022
Истец: ООО "Экология-Новосибирск"
Ответчик: ТСЖ "Прибой"
Третье лицо: ООО временный управляющий "Экология-Новосибирск" Шумкин Евгений Михайлович, ТСЖ "Приморский-1", Седьмой арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1947/2023
26.04.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11599/2022
21.11.2023 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-8838/2022
03.07.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1947/2023
30.01.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11599/2022
31.10.2022 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-8838/2022