г. Москва |
|
26 апреля 2024 г. |
Дело N А40-188483/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей И.В. Бекетовой, В.А. Яцевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем Леликовым А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИП Батасова Александра Михайловича
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2023 по делу N А40-188483/23
по заявлению ИП Батасова Александра Михайловича
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконным уведомления; возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет земельного участка
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Финогенова Л.А. по доверенности от 09.01.2024;
от заинтересованного лица: Хрипун А.С. по доверенности от 15.01.2024;
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Батасов Александр Михайлович обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением:
- о признании незаконным уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 25.07.2023 N КУВД-001/2023-16534849/5, вынесенного отделом государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве;
- о возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004006:24 по адресу: г. Москва, ул. Цюрупы, д. 1 стр. 6 (далее - земельный участок) в связи с уточнением местоположения границ участка.
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2023 по делу N А40-188483/23 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель регистрирующего органа требования апелляционной жалобы не признал.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителя третьего лица.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их в совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в собственности заявителя находится земельный участок (регистрационная запись N 77:06:0004006:24-77/051/2023-9 от 27.03.2023), и расположенное на участке нежилое здание с кадастровым номером 77:06:0004006:1017 (далее - нежилое здание) (регистрационная запись N 77:06:0004006:1017-77/051/2023-17 от 27.03.2023 г.).
В связи с тем, что координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004006:24 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, заявитель обратился к кадастровому инженеру, который провел кадастровые работы и подготовил план по уточнению местоположения границы земельного участка.
Заявителем через МФЦ в Управление Росреестра по Москве было подано заявление N MFC-0558/2023-622307-l от 21.04.2023 о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, ограничений прав, обременении объектов недвижимости, сделок с прилагаемыми документами, в котором заявитель просил Управление Росреестра по Москве осуществить государственный кадастровый учет в отношении земельного участка в связи с изменением сведений о данном объекте недвижимости, а именно: изменением описания местоположения границ и площади земельного участка.
Уведомлением от 25.04.2023 N КУВД-001/2023-16534849/1 государственный кадастровый учет приостановлен до 25.07.2023 в связи с выявлением следующего:
- нарушены положения п. 25 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ);
- не проведено согласование местоположения границ уточняемого земельного участка с арендатором земельного участка.
В уведомлении о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета от 05.05.2023 N КУВД-001/2023-16534849/3 указано, что после проведения правовой экспертизы дополнительно представленных документов выявлено, что дополнительно представленные документы не устраняют обстоятельства, препятствующие в осуществлении государственного кадастрового учета, а осуществление действий по государственному учету приостановлено до 25.07.2023.
Уведомлением от 25.07.2023 N КУВД-001/2023-16534849/5 Росреестром отказано заявителю в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, в связи с тем, что представленный заявителем план по уточнению местоположения границы земельного участка не соответствует п.п. 33, 69, 74, 75 Требований.
При этом согласно поступившему ответу Департамента городского имущества города Москвы на запрос, подготовленный в отношении земельного участка, Департамент сообщил, что возражает против изменения конфигурации уточняемого земельного участка, а также увеличения его площади за счет земель неразграниченной государственной собственности.
Обстоятельства, изложенные в уведомлении от 25.07.2023, послужили препятствием для проведения действий по государственному кадастровому учету объекта недвижимости.
На основании положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции правомерно установлено отсутствие совокупности перечисленных обязательных условий на основании следующего.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке (ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным.
Статьей 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) установлен порядок согласования местоположения границ земельных участков.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона N 221-ФЗ согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования либо аренды, о чем составляется акт согласования.
Согласно положениям Требования акт согласования местоположения границ земельного участка - это раздел межевого плана, который составляется кадастровым инженером в завершение кадастровых работ (ч. 1 ст. 40 Закона N 221-ФЗ, пп. 9 п. 3 Требований).
Акт согласования местоположения границ земельного участка должны подписать все заинтересованные лица, определенные ч. 3 ст. 39 Закона N 221-ФЗ, или их представители, только в этом случае границы земельного участка будут считаться согласованными.
Поскольку изменение конфигурации уточняемого земельного участка и увеличение его площади предполагается за счет земель неразграниченной государственной собственности, в силу ч. 3 ст. 39 Закона N 221-ФЗ согласование межевого плана осуществляется с органом, осуществляющим полномочия собственника таких земель, то есть с Департаментом городского имущества города Москвы.
Между тем заявителем до 25.07.2023 включительно и по настоящее время в отношении уточняемого земельного участка не получены все согласования со стороны всех правообладателей смежных земельных участков, части границ которых уточняются в процессе кадастровых работ.
В частности, индивидуальным предпринимателем не согласовано местоположение границ уточняемого земельного участка с Департаментом городского имущества города Москвы.
Согласно ч.ч. 4, 5 Закона N 221-ФЗ если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений.
Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядке.
Статьей 64 ЗК РФ установлено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Утверждение заявителя в апелляционной жалобе на отсутствие оснований для согласования со ссылкой на письмо Минэкономразвития РФ от 08.10.2013 N ОГ-Д23-5470 судебной коллегией не принимается, поскольку в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения, о чем прямо указано в письме.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства и наличие разногласий в отношении границ уточняемого земельного участка, апелляционный суд приходит к выводу, что у регистрирующего органа не имелось правовых оснований для осуществления государственного кадастрового учета в отношении данного участка в связи с уточнением местоположения его границ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, судом первой инстанции вынесен судебный акт, с учетом правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованных доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2023 по делу N А40-188483/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-188483/2023
Истец: Батасов Александр Михайлович
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ