г. Владивосток |
|
25 апреля 2024 г. |
Дело N А51-20837/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.А.Щёлкиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион",
апелляционное производство N 05АП-1949/2024
на решение от 20.02.2024
судьи Л.П.Нестеренко
по делу N А51-20837/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Регион" (ИНН 2703070679, ОГРН 1132703000275)
к Дальневосточному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2540106044, ОГРН 1042504366288)
об оспаривании предостережения от 11.08.2023 N 16-16/27-2023,
при участии:
от ООО "Регион": представитель П.В. Чучалин, по доверенности от 01.11.2023, сроком действия на один год, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 2551), паспорт.
Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: не явились;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Регион" (далее - заявитель, общество, ООО "Регион") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предостережения Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор, Управление) от 11.08.2023 N 16-16/27-2023.
Решением суда от 20.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы приводит доводы о допущенных Росприроднадзором нарушениях, поскольку при отборе проб (образцов) почвы видеозапись не велась, что не позволяет установить соблюдение должностным лицом Управления правил, установленных в части 2 статьи 81 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". В этой связи заявитель полагает, что отобранные пробы, а также результаты их исследования не могут являться доказательствами по делу.
Общество считает, что суд в своем решении не указал, какое именно требование об обеспечении охраны водного объекта от загрязнения не было им выполнено. В оспариваемом предостережении не указано, какие конкретно действия (бездействие) общества могут привести к нарушению обязательных требований, а также о мерах которые необходимо принять для недопущения нарушений природоохранного законодательства.
Кроме того, по мнению заявителя, суд не исследовал его довод о том, что выданное предостережение не соответствует п.п "ж", "з" абзаца 4 Постановления Правительства РФ от 10.02.2017 N 166 об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направило.
Руководствуясь статьями 156, 256 Арбитражного процессуального кодекса Российского Федерации, коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие административного органа по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что 06. 07.2023 в соответствии с приказом Управления от 03.07.2023 N 6252 "О проведении выездного обследования земельного участка с кадастровым номером 27:21:0106011:497, расположенного в водоохранной зоне бухты Окоча Японского моря" должностными лицами Управление проведено выездное обследование данного земельного участка.
Результаты проверки оформлены актом выездного обследования от 06.07.2023 N 16-04/06-2023-В.
В ходе визуального осмотра без взаимодействия с контролируемым лицом установлен факт, что на земельном участке с кадастровым номером 27:21:0106011:497 расположена действующая автозаправочная станция, находящаяся в водоохраной зоне бухты Окоча Японского моря в 370 метрах от береговой полосы указанной бухты.
Арендатором земельного участка с кадастровым номером 27:21:0106011:497 является ООО "Регион" по договору аренды N 20-20/10 нто-2022 от 23.08.2022 сроком с 23.08.2022 до 30.03.2024.
Специалистом ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" отобраны пробы почвы с северной и западной стороны АЗС.
По результатам лабораторных исследований данных проб почвы было установлено превышение загрязняющих веществ.
11.08.2023 Дальневосточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении ООО "Регион" вынесено предостережение N 16-16/27-2023 о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором указано на необходимость принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, установленных статьей 34 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пп. 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым предостережением, полагая, что оно нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статьей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 248-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
В силу статьи 49 названного Закона в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований (часть 1).
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов (часть 2).
Как установлено пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
В силу пункта 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16.02.2022 N 91 утверждено Положение о Дальневосточном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Положение N 91).
В соответствии с пунктом 1 Положения N 91 Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Камчатского края, Приморского края, Сахалинской области, а также на территории иных субъектов Российской Федерации в части, указанной в пункте 3 названного Положения.
На основании пункта 3 Положения Управление осуществляет полномочия по государственному контролю (надзору) на территории Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа, Хабаровского края, Магаданской области в отношении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами: в водоохранных зонах морей; на территории морских портов; в результате которой производится сброс сточных вод, отходов, загрязняющих веществ в море либо оказывается иное негативное воздействие на морскую среду.
В силу пункта 6 названного Положения, Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 утверждены Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения (далее - Правила N 166).
Пунктом 4 указанных Правил определено, что в предостережении указывается, в том числе:
- информация о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
-предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
-предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля;
-срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 166 по результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения.
Согласно тексту оспариваемого предостережения оно вынесено Управлением по результатам выездного обследования, в ходе которого выявлены признаки нарушения ООО "Регион" обязательных требований, установленных статьей 34 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", подпунктом 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2010 N 1421-О-О одной из основных задач государства является разрешение экологических и экономических конфликтов и обеспечение баланса публичных и частных интересов, с тем, чтобы в условиях экономического развития деятельность хозяйствующих субъектов имела экологически совместимый характер.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 7-ФЗ поверхностные и подземные воды, земли, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе, нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды (статья 1 Закона N 7-ФЗ).
Статьей 3 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу пункта 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (далее - ВК РФ) водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные и подземные водные объекты. Одним из видов поверхностных водных объектов являются моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие) (части 1 и 2 статьи 5 ВК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закон N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 названной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (пункт 2 статьи 34 Закона N 7-ФЗ).
Согласно подпункту 5 пункта 15 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещается строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств.
Судом установлено, что на основании договора аренды от 23.08.2022 N 20-20/10 нто-2022, ООО "Регион" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 27:21:0106011:497, в границах которого располагается автозаправочная станция, расположенная в 370 метрах водоохранной зоны бухты Окоча Японского моря.
Как следует из материалов дела, 06.07.2023 в ходе осмотра должностными лицами Управления зафиксирован факт заправки автомобилей на АЗС бензином марок АИ-95, АИ-92 и дизельным топливом. По периметру АЗС располагаются лотки с решетками для сбора ливневых стоков, которые заведены в трубу. Труба для отвода ливневых стоков расположена с западной стороны земельного участка в сторону уклона к бухте Окоча. Территория АЗС, на которой располагаются емкости (контейнеры) с нефтепродуктами имеет наклон в западную строну к бухте Окоча. Система для сбора ливневых вод по периметру емкостей с нефтепродуктами отсутствует, при этом земельный участок, на котором распложена АЗС выложен бетонными плитами перекрытия, имеющие между собой не залитые швы, что не исключает возможность попадания нефтепродуктов в грунт. На территории имеются темные маслянистые пятна, стоит запах нефтепродуктов.
Согласно протоколу испытаний ФГБУ "ЦЛАТИ ПО ДФО" от 17.07.2023 N 1011/4 и экспертному заключению по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 19.07.2023 N 181/2023 установлены факты превышения загрязняющих веществ.
Так, в отобранных пробах почвы, в соответствии с фоновыми пробами (проба N 5 и N 6) установлены следующие превышения:
-проба N 1 (горизонт 0-5 см): нефтепродукты - в 3,3 раза, значение водородного показателя превышено в 1,09 раза;
-проба N 2 (горизонт 5-20 см): нефтепродукты - в 7,3 раза, значение водородного показателя превышено в 1,06 раза,
-проба N 3 (горизонт 0-5 см): нефтепродукты - в 1,007 раза, значение водородного показателя превышено в 1,04 раза;
-проба N 2 (горизонт 5-20 см): значение водородного показателя превышено в 1.04 раза.
Оценивая доводы жалобы относительно нарушения должностными лицами Управления порядка отбора проб (образцов) в связи с отсутствием видеофиксации, что, по мнению заявителя, является нарушением части 2 статьи 81 Закона N 248-ФЗ, судебная коллегия отмечает, что указанная правовая норма действительно содержит указание на необходимость применения видеозаписи при отборе проб (образцов). Однако согласно этой же норме, видеозапись применяется, в случае если данная процедура осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя.
Как указывалось ранее, в данном случае визуальный осмотр арендуемого обществом земельного участка и последующий отбор проб почвы проводился Управлением без взаимодействия с контролируемым лицом, в связи с чем применение видеозаписи не являлось обязательным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает нарушений процедуры отбора проб почвы, что также не позволяет усомниться в правдивости проведенных исследований.
С учетом изложенного суд признает обстоятельства превышения концентрации загрязняющих веществ по сравнению с нормативно-установленными значениями, допущенными со стороны общества, надлежаще подтверждёнными, что в свою очередь свидетельствует об обоснованности выводов Управления о неисполнении ООО "Регион" обязанности по обеспечению охраны водных объектов от загрязнения при осуществлении деятельности в водоохранной зоне (пп. 5 пункт 15 статьи 65 ВК РФ) и необходимости выдачи предостережения.
Относительно указания в жалобе на то, что суд первой инстанции не дал оценку доводу общества о том, что выданное предостережение не соответствует пп. "ж", "з" абзаца 4 Постановления Правительства РФ от 10.02.2017 N 166, судебная коллегия, изучив текст названных Правил, пришла к выводу о том, что заявитель имеет ввиду подпункты "ж", "з" пункта 4 Правил, которые гласят о том, что в предостережении указывается:
-предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля,
- срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения.
Между тем, само по себе отсутствие в оспариваемом предостережении ссылки на названные пункты Правил, по мнению суда апелляционной инстанции, не свидетельствует о его незаконности, учитывая, что основания для его выдачи у Управления имелись.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, общество при подаче апелляционной жалобы уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб., что подтверждается платежным поручением N 61 от 19.03.2024, т.е. в большем размере, чем это предусмотрено пп.12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ. В этой связи на основании статьи 333.40 НК РФ, статьи 104 АПК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату заявителю. В оставшейся части государственная пошлина относится на общество в силу части 1, 5 статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.02.2024 по делу N А51-20837/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Регион" (ИНН 2703070679, ОГРН 1132703000275) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 61 от 19.03.2024.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20837/2023
Истец: ООО "РЕГИОН"
Ответчик: ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ