г. Хабаровск |
|
25 апреля 2024 г. |
А73-18801/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пинегиной В.А.
при участии в заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис": Гунько А.В. по доверенности от 09.01.2024;
от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Таран Е.В. по доверенности от 09.01.2024 N 39;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис"
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.02.2024
по делу N А73-18801/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис" (ОГРН 1052700260051, ИНН 2724084665)
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900)
о признании незаконным предписания от 27.09.2023 N В2023-02.1-0528
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис" (далее - ООО "Бруслит Сервис") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Главное управление) о признании незаконным предписания от 27.09.2023 N В2023-02.1-0528.
Решением суда от 07.02.2024 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Бруслит Сервис" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, на управляющую организацию неправомерно возложена обязанность по устранению выявленных в ходе инспекционного визита нарушений, поскольку спорные конструктивы (брусчатка, клумбы, система ливневой канализации, колонны, элементы фасада, незафиксированные и неизолированные провода) установлены и используются исключительно собственником нежилого помещения, расположенного на цокольном этаже, не входят в состав общего имущества, что исключает обязанность общества по его содержанию. Также считает необоснованным указание в оспариваемом предписании на необходимость устранения нарушения, связанного с подвальным помещением, сведения о котором отсутствуют в техническом паспорте здания.
В отзыве на апелляционную жалобу Главное управление не согласилось с позицией заявителя, просило оставить в силе обжалуемый судебный акт.
В судебном заседании представитель ООО "Бруслит Сервис" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель органа жилищного надзора возражал против доводов жалобы по мотивам, приведенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Бруслит Сервис" является управляющей организацией для многоквартирного дома N 27, расположенного по ул. Хабаровской в г. Хабаровске (далее - МКД N 27).
В рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в соответствии с решениями и.о. заместителя начальника Главного управления от 19.09.2023 N 844-рлк, от 26.09.2023 N 858-рлк проведен инспекционный визит по месту фактического осуществления деятельности ООО "Бруслит Сервис": многоквартирный дом, расположенный по адресу: 680009, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Хабаровская, д. 27, в ходе которого выявлены нарушения обязательных требований, установленных жилищным законодательством: придомовая территория со стороны нежилого помещения захламлена многочисленным мусором, также имеется нескошенная трава на брусчатке и клумбах; на водоотводных лотках, размещенных со стороны нежилого помещения дома, не установлены и не зафиксированы решетки ливневых каналов; внешние ограждающие конструкции нежилого помещения МКД имеют следы многочисленной расклейки (рекламные объявления), оставшиеся после срыва объявлений, надписи, рисунки; колонны дома, расположенные со стороны нежилого помещения, имеют многочисленные следы разрушения штукатурно-окрасочных слоев в виде трещин, шелушений, отслоений; со стороны подъездов выявлено наличие неизолированных и незафиксированных электрических проводов; в подвальном помещении дома отсутствует освещение и вентиляция.
По результатам инспекционного визита составлен акт от 27.09.2023 N В2023-02.1-0528 и ООО "Бруслит Сервис" выдано предписание от 27.09.2023 N В2023-02.1-0528 об устранении выявленных нарушений в срок до 27.10.2023.
Не согласившись с предписанием, считая его незаконным и нарушающим права общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение им обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
В соответствии с подпунктами "а", "ж", "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пункту 2 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290) в зданиях с подвалами выполняются работы по проверке температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения; состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями.
Пунктом 9 Перечня N 290 к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, отнесено выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии с пунктом 25 Перечня N 290 в теплый период года в целях надлежащего содержания придомовой территории выполняются работы по подметанию и уборки придомовой территории; очистки от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, уборки и выкашиванию газонов, прочистки ливневой канализации.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), в которых перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с пунктом 2.6.2. Правил N 170 при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных, обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя.
Пунктом 3.4.3. Правил N 170 установлено, что подвалы и технические подполья должны проветриваться регулярно в течение всего года с помощью вытяжных каналов, вентиляционных отверстий в окнах и цоколе или других устройств при обеспечении не менее чем однократного воздухообмена. Продухи в цоколях зданий должны быть открыты. Проветривание подполья следует проводить в сухие и неморозные дни. В подвалах и подпольях с глухими стенами при необходимости следует пробить в цоколе не менее двух вентиляционных отверстий в каждой секции дома, расположив их в противоположных стенах и оборудовав жалюзийными решетками или вытяжными вентиляторами (пункт 3.4.4 Правил N 170).
Согласно пункту 3.7.1. Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Исходя из пункта 3.8.3. Правил N 170, сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда или на договорных началах - специализированной организацией. Владельцы озелененных территорий обязаны обеспечить сохранность насаждений; в летнее время и в сухую погоду поливать газоны, цветники, деревья и кустарники; не допускать вытаптывания газонов и складирования на них строительных материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д. (пункт 3.9.1. Правил N 170).
В соответствии с пунктом 4.2.1.9. Правил N 170, чтобы предупредить появление высолов, шелушений, пятен и т.д. выполняется своевременная окраска фасадов.
Положениями пунктов 4.2.3.1., 4.2.3.2. Правил N 170 определено, что местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту. С появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
Согласно пункту 4.2.3.9. Правил N 170 фасады зданий следует очищать и промывать в сроки, установленные в зависимости от материала, состояния поверхностей зданий (степень загрязнения, наличие выколов, разрушение покрытия) и условий эксплуатации. Отслоившаяся штукатурка должна быть отбита, поверхность перегородок расчищена и вновь оштукатурена раствором того же состава (пункт 4.5.5. Правил N 170).
В силу пункта 4.10.2.1. Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Кроме того, организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны, в числе прочего, принимать меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушениям режима ее функционирования (пункт 5.6.6. Правил N 170).
Материалами дела подтверждается, что при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: 680009, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Хабаровская, д. 27, ООО "Бруслит Сервис" допустило нарушение вышеназванных норм, выразившееся в невыполнении обязанности по надлежащему содержанию общего имущества и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в доме. При проверке должностным лицом жилищного надзора зафиксировано, что придомовая территория захламлена многочисленным мусором, имеется нескошенная трава на брусчатке и клумбах; на водоотводных лотках не установлены и не зафиксированы решетки ливневых каналов; внешние ограждающие конструкции имеют следы многочисленной расклейки (рекламные объявления), оставшиеся после срыва объявлений, надписи, рисунки; колонны имеют многочисленные следы разрушения штукатурно-окрасочных слоев в виде трещин, шелушений, отслоений; выявлено наличие неизолированных и незафиксированных электрических проводов; в подвальном помещении установлено отсутствие освещения и вентиляции.
Ввиду того, что устранение выявленных и зафиксированных в акте инспекционного визита от 27.09.2023 N В2023-02.1-0528 нарушений является составной частью содержания и текущего ремонта общего имущества МКД, носит обязательный для общества характер в силу договора управления домом и направлено на поддержание технического состояния жилого дома согласно обязательным требованиям и нормам действующего законодательства, судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания от 27.09.2023 N В2023-02.1-0528.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельными доводы заявителя жалобы о том, что система ливневой канализации, колонны и элементы фасада, придомовая территория в местах размещения брусчатки и клумб, не входят в состав общего имущества многоквартирного дома, поскольку спорные объекты инфраструктуры многоквартирного дома не являются самостоятельными объектами и обладают признаками единства с многоквартирным домом (общие стены, иные конструктивные элементы строения, системы коммуникаций), следовательно, на их содержание распространяются правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленные вышеуказанным жилищным законодательством.
Улучшения, произведенные собственником нежилого помещения указанных объектов, также не исключают эти объекты из общего имущества МКД N 27 и не освобождают ООО "Бруслит Сервис" от исполнения своих обязательств в отношении данного имущества по его содержанию.
Довод жалобы относительно несогласия с требованием об устранении нарушения, связанного с наличием неизолированных и незафиксированных проводов, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в рамках исполнения своих обязанностей, общество, как лицо, ответственное за выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества спорного МКД, устранению обнаруженных дефектов общего имущества в МКД, обязано принять все исчерпывающие меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, обеспечение жильцов условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.
Доводы общества о неисполнимости вынесенного предписания ввиду отсутствия номера подвального помещения, содержащегося ненадлежащим образом, апелляционным судом исследованы и отклонены. Указанные доводы аналогичны приводимым суду первой инстанции, получившим должную оценку, как несостоятельные.
Таким образом, оспариваемое предписание исполнимо, содержит определенные и ясные требования, в нем изложены сведения об установленных юридически значимых фактах, нормы законодательства, которые нарушены, требования, подлежащие выполнению в целях устранения допущенных нарушений законодательства; предписание не содержит неясностей, конкретизировано.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для признания недействительным предписания от 27.09.2023 N В2023-02.1-0528 и удовлетворения заявленного требования.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются безусловным основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Соответственно оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы в сумме 1 500 рублей, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.02.2024 по делу N А73-18801/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 01.03.2024 N 382.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18801/2023
Истец: ООО "Бруслит Сервис"
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края