город Томск |
|
26 апреля 2024 г. |
Дело N А45-28871/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Зайцевой О.О.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощник судьи Гойник А.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИБ-ЯР" (N 07АП-2004/2024) на решение от 04.02.2024 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-28871/2023 (судья Кондрашкина А.Б.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СИБ-ЯР" (ИНН 5405082748, г. Новосибирск) к мэрии города Новосибирска (ИНН 5406285846, г. Новосибирск), о признании незаконным решения мэрия города Новосибирска об отказе в согласовании ярмарки от 12.09.2023 N19/03.1-04/01928,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска.
В судебном заседании приняли участие: без участия сторон, извещены
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сиб-Яр" (далее - заявитель, общество, ООО "Сиб-Яр") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области заявление о признании незаконным решения Мэрии города Новосибирска (далее - заинтересованное лицо, мэрия) об отказе в согласовании ярмарки от 12.09.2023 N 19/03.1-04/01928, выразившегося в отказе в даче согласия на проведение универсальной ярмарки с 10.01.2024 по 09.01.2027 по адресу: Российская Федерация, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Восход, 15; обязании Мэрию г. Новосибирска восстановить права и законные интересы ООО "Сиб-Яр" путем повторного рассмотрения заявления о согласовании ярмарки от 12.09.2023 N 19/03.1-04/01928, выразившегося в отказе в даче согласия на проведение универсальной ярмарки с 10.01.2024 по 09.01.2027 по адресу: Российская Федерация, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Восход, 15 и подготовки в соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области от 14.07.2011 N 303-п решения о согласовании ярмарки; о присуждении в пользу заявителя денежной суммы в размере 500 000 рублей в случае ненадлежащего исполнения судебного акта.
Определением суда от 14.11.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (далее - третье лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Сиб-Яр" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным решение мэрии об отказе в согласовании ярмарки от 12.09.2023 N 19/03.1-04/01928, обязать мэрию восстановить права и законные интересы ООО "Сиб-Яр" путем повторного рассмотрения заявления о согласовании универсальной ярмарки. Присудить в пользу ООО "Сиб-Яр" денежную сумму в размере 500 000 рублей в случае ненадлежащего исполнения судебного акта.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что вопреки позиции суда первой инстанции мероприятия по развертыванию мобильных пунктов по привлечению на военную службу по контракту в течение 2024 года, согласно ответу Администрации, предполагается проводить в вестибюлях станции метро "Октябрьская" и "Золотая Нива", а не по спорному адресу.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в целях осуществления предпринимательской деятельности на территории города Новосибирска в Октябрьском районе по улице Восход, 15 ООО "Сиб-Яр" обратилось в мэрию для получения согласования в проведении универсальной ярмарки с 10.01.2024 по 09.01.2027.
07.09.2023 во исполнение пункта 29 Порядка N 303-п Департамент инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии г. Новосибирска направил запрос в Департамент земельных отношений мэрии г. Новосибирска о возможности дачи согласия на проведение универсальной ярмарки в соответствии с пунктом 2.4 Порядка N 4715.
11.09.2023 Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска по результатам рассмотрения обращения о даче согласия на проведение универсальной ярмарки по адресу: г. Новосибирск, ул. Восход, 15, в период с 10.01.2024 по 09.01.2027, направил отказ в даче согласия на проведение ярмарки, в связи с необходимостью использования запрашиваемой территории для осуществления полномочий органов местного самоуправления.
По результатам рассмотрения заявления общества Департамент инвестиций решением от 12.09.2023 N 19/03.1-04/01928 отказал в согласовании ярмарки.
Не согласившись с решением Департамент инвестиций, ООО "Сиб-Яр" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что Департамент инвестиций правомерно отказал в согласовании заявления о проведении ярмарки, поскольку Департамент земельных отношений как собственник отказал в даче согласия на проведение универсальной ярмарки в связи необходимостью использования спорного земельного участка для муниципальных нужд.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Отношения в области торговой деятельности регулируются также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 поименованного федерального закона).
Согласно части 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности регламентированы статьей 6 Закона N 381-ФЗ, согласно части 2 которой органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Статьей 17 Закона N 381-ФЗ предусмотрены мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности, установлено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях (пункты 1 - 4 части 3 указанной статьи).
Ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке (части 1 и 2 статьи 11 Закона N 381-ФЗ).
В целях упорядочения деятельности ярмарок на территории Новосибирской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них и более полного удовлетворения потребности населения в качественных товарах и услугах постановлением правительства Новосибирской области от 14.07.2011 N 303-п утвержден Порядок организации ярмарок на территории Новосибирской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них (далее - Порядок N 303-п).
Названный региональный нормативный правовой акт обязывает органы местного самоуправления утвердить перечень мест проведения ярмарок; определить организатора ярмарки, тип ярмарки, дату (период), место ее проведения и режим работы, порядок организации ярмарки и предоставления торговых мест на ярмарке, а также разработать и утвердить план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также содержит положение о согласовании проведение ярмарки с администрацией муниципального образования Новосибирской области, в границах которого планируется проведение ярмарки, если организатором ярмарки является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель; закрепляет правило о предоставлении торговых мест на ярмарке на основании письменных заявок на участие в ярмарке, подаваемых организатору ярмарки (пункты 6, 23, 25, 41 и 48 Порядка).
В пунктах 26, 27 - 29, 31, 32 Порядка установлены форма заявления о согласовании проведения ярмарки, сроки направления этого заявления и орган местного самоуправления, в который оно направляется; перечень документов, прилагаемых к данному заявлению; срок рассмотрения указанного заявления и результаты его рассмотрения; основания для отказа в согласовании проведения ярмарки; срок уведомления о принятом решении, лиц, подлежащих уведомлению о принятом решении и способы уведомления о принятом решении.
Таким образом, согласование проведения ярмарок регламентировано Правительством Новосибирской области в соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 381-ФЗ.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 24.12.2019 N 4715 утвержден Порядок дачи согласия мэрии города Новосибирска на проведение ярмарок на земельных участках, в зданиях, сооружениях или их частях, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (приложение) (далее - Порядок).
Названный Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом N 381-ФЗ, Порядком N 303-п) (пункт 1.1.). Порядок устанавливает процедуру дачи согласия мэрии города Новосибирска на проведение ярмарок на земельных участках, в зданиях, сооружениях или их частях, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (далее - согласие на проведение ярмарки) (пункт 1.2). Согласие на проведение ярмарки дается от имени мэрии города Новосибирска Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска и не подменяет собой согласование проведения ярмарки в соответствии с пунктами 25 - 32 Порядка N 303-п (пункт 1.3 Порядка).
В соответствии с пунктом 3.18 Положения о департаменте инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска к решению Совета Депутатов города Новосибирска от 21.04.2021 N 131 одной из функций департамента является обеспечение рассмотрения заявлений о согласовании проведения ярмарок на территории города Новосибирска, подготовка проектов правовых актов мэрии г. Новосибирска о согласовании проведения ярмарок, организация и проведение ярмарок в соответствии с законодательством.
Ярмарки организуются на земельных участках, в зданиях, сооружениях, а также их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо принадлежащих на праве собственности (пользования, владения) гражданам или юридическим лицам (далее - места проведения ярмарок) (пункт 4 Порядка N 303-п).
Место проведения ярмарки должно отвечать следующим требованиям: 1) соответствовать законодательству в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды; 2) соответствовать требованиям к антитеррористической защищенности, общественной и пожарной безопасности; 3) иметь транспортную доступность; 4) не создавать помех для прохода пешеходов и движения транспорта; 5) быть приспособленным для осуществления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием сборно-разборных конструкций и (или) передвижных средств развозной и разносной торговли (автолавки, автоприцепы, автофургоны, автоцистерны, ручные тележки, торговые палатки, лотки, корзины); 6) соответствовать условиям для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к торговым объектам в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов (пункт 5 Порядка N 303-п).
В случае если организатором ярмарки является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, проведение ярмарки согласовывается с администрацией муниципального образования Новосибирской области, в границах которого планируется проведение ярмарки (пункт 25 Порядка N 303-п).
Пунктами 26, 27 - 29, 31, 32 Порядка N 303-п установлены форма заявления о согласовании проведения ярмарки, сроки направления этого заявления и орган местного самоуправления, в который оно направляется; перечень документов, прилагаемых к данному заявлению; срок рассмотрения указанного заявления и результаты его рассмотрения; основания для отказа в согласовании проведения ярмарки; срок уведомления о принятом решении, лиц, подлежащих уведомлению о принятом решении и способы уведомления о принятом решении.
Согласно подпунктам 5, 7 пункта 31 Порядка N 303-п основаниями для отказа в согласовании ярмарки являются несоответствие места проведения ярмарки требованиям, установленным в пункте 5 настоящего Порядка; получение отказа в предоставлении согласия собственника (пользователя, владельца) земельных участков, зданий, сооружений, а также их частей, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, которые расположены в границах муниципальных образований Новосибирской области и государственная собственность, на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляет орган местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области, уполномоченный в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, на проведение ярмарки.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Департамент земельных отношений, являющийся собственником испрашиваемого земельного участка, не согласовал предоставление земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Восход, 15, на проведение универсальной ярмарки в связи с необходимостью использования запрашиваемой ООО "Сиб-Яр" территории для осуществления полномочий органов местного самоуправления.
Так, согласно пояснениям Мэрии, земельный участок, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Восход, 15, используется в качестве площадки для проведение ряда культурно-массовых мероприятий различного характера (в соответствии с приказами Администрации Октябрьского района г. Новосибирска проведены: 14.04.2022 общероссийский музыкальный марафон "ZaPocciHO", 24.05.2023 культурно-массовое мероприятие "Новосибирь", 21.07.2023 культурно-массовое мероприятие АО "РЭС" 03.09.2023 памятная акция "Помним Беслан", 23.09.2023 "Городское закрытие мотосезона 2023"; в соответствии с постановлениями мэрии города Новосибирска проводятся праздничные мероприятия посвященные дню города), в том числе мероприятий, по развертыванию мобильных пунктов по привлечению на военную службу по контракту в целях реализации поручения Президента Российской Федерации от 14.02.2023 N ПР-309, что подтверждается письмом администрации Октябрьского района города Новосибирска от 25.08.2023 N 56/01-25/10099, от 15.01.2024 N 56/1-25/00245. Согласно письма администрации Октябрьского района города Новосибирска в адрес ДЗиИО мэрии города Новосибирска от 15.01.2024 N 56/1-25/00245, указано, что по адресу город Новосибирск, ул. Восход, 15, в течение 2024 года запланировано проведение ряда массовых мероприятий различного характера, в том числе развертывание мобильных пунктов по привлечению на военную службу по контракту.
Указанные обстоятельства заявителем не опровергнуты в ходе рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, мэрия в лице Департамента инвестиций правомерно отказала в согласовании заявления о проведении ярмарки.
Вопреки позиции общества, у Департамента инвестиций не имелось оснований для дачи разрешения на проведения ярмарки на испрашиваемой территории, поскольку именно собственник земельного участка, в настоящем случае Департамент земельных отношений, дает разрешение на предоставление земельного участка в использование, Департамент инвестиций же в соответствии с пунктом 3.18 Положения обеспечивает рассмотрение заявлений о согласовании проведения ярмарок на территории города Новосибирска, что заинтересованным лицом в настоящем случае исполнено.
Доводы и аргументы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, апелляционный суд изучил и признает несостоятельными, поскольку все они сводятся к иному, нежели у суда, толкованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.02.2024 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-28871/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИБ-ЯР" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-28871/2023
Истец: ООО "Сиб-Яр"
Ответчик: МЭРИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
Третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска, Седьмой арбитражный апелляционный суд