г. Москва |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А40-208243/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А. Чеботаревой
судей: |
В.А. Яцевой, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Кинопоиск"
на Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2023 по делу N А40- 208243/23
по заявлению ООО "Кинопоиск"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу
об оспаривании постановления и представления,
при участии:
от заявителя: |
Филин А.М. - по дов. от 15.08.2023; |
от заинтересованного лица: |
Соломоненко В.А. - по дов. от 15.01.2024; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "КИНОПОИСК" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Роскомнадзора по Центральному федеральному округу (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 28.08.2023 N ПО-77/21/270 и представления Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 28.08.2023 N ПР-77/21/71718.
Решением суда от 20.12.2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель ссылается, что необходимые данные предоставлялись ООО "КИНОПОИСК" уполномоченной организации в полном соответствии с требованиями законодательства. По мнению заявителя, суд первой инстанции ошибочно указал на то, что единицей контента является отдельная серия сериала, а не сам сериал как целостное аудиовизуальное произведение.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением Роскомнадзора по Центральному федеральному округу было вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 28.08.2023 N ПО-77/21/270, которым ООО "Кинопоиск" было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.40.1 КоАП РФ. ООО "Кинопоиск" было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000,00 руб.
Кроме этого, ООО "Кинопоиск" было вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 28.08.2023 N ПР-77/21/71718.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, заявитель обратился с заявлением о признании их незаконным и отмене в Арбитражный суд г.Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом наличия в действиях Общества вмененного ему правонарушения.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно пункту 8 Правил предоставления уполномоченной организации по исследованию объема аудитории данных для проведения исследований объема аудитории информационных ресурсов, объем аудитории которых подлежит исследованию (далее - Правила предоставления данных), утвержденных постановлением правительства РФ от 12.11.2021 N 1929, в случаях, предусмотренных соглашением между уполномоченной организацией и владельцем информационного ресурса, данные, указанные в перечне, могут предоставляться владельцем информационного ресурса частично в обоснованном с применением математических и социологических методов объеме, согласованном с уполномоченной организацией, либо объеме, определяемом в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.
На основании пункта 9 Правил предоставления данных владелец информационного ресурса вправе заключить с уполномоченной организацией соглашение, регулирующее порядок предоставления данных, указанных в перечне, в том числе технические параметры такой передачи, в части, не противоречащей настоящим Правилам и законодательству Российской Федерации. Указанным соглашением в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 10 настоящих Правил, также определяется объем предоставляемых данных о фактах получения пользователем доступа к информационному ресурсу и единицам контента.
Таким образом, владелец информационного ресурса вправе (но не обязан) заключить с уполномоченной организацией соглашение. Соглашением можно урегулировать порядок предоставления данных, а также определить объем предоставляемых данных о фактах получения пользователем доступа к информационному ресурсу и единицам контента.
При этом согласно пункту 2 Правил предоставления данных, данные, указанные в Перечне данных, предоставляемых уполномоченной организации по исследованию объема аудитории для проведения исследований объема аудитории информационных ресурсов, объем аудитории которых подлежит исследованию (далее - Перечень данных), утвержденных постановлением правительства РФ от 12.11.2021 N 1929, передаются по телекоммуникационным каналам связи, указанным в уведомлении уполномоченной организации или в соглашении, предусмотренном пунктом 9 настоящих Правил.
Учитывая изложенное, в случае отсутствия соглашения, заключенного между владельцем информационного ресурса и уполномоченной организацией, данные, указанные в Перечне данных, передаются по телекоммуникационным каналам связи, указанным в уведомлении уполномоченной организации.
Таким образом, отсутствие соглашения не исключает обязанность предоставления данных.
Уполномоченная организация по исследованию объема аудитории АО "Медиаскоп" сообщила, что по состоянию на 04.05.2023 Соглашение о взаимодействии направлено в ООО "Кинопоиск", но не подписано со стороны ООО "Кинопоиск". По достигнутой ранее договоренности ООО "Кинопоиск" с 20.04.2023 начал передавать 8 % от совокупного объема данных о пользователях информационного ресурса, вместе с тем, имеются замечания по качеству и объему передаваемых данных, а именно отсутствие в передаваемых данных корректной ссылки на отдельную серию многосерийного контента (передается только ссылка на сериал без указания серии) и отсутствие технической возможности забирать описание единиц контента с ресурса "Кинопоиск", так как закрыты IP-адреса. Перечень и объем передаваемых ООО "Кинопоиск" данных не обеспечивают АО "Медиаскоп" возможность проведения исследования объема аудитории ресурса в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2021 N 1929 "О предоставлении уполномоченной организацией по исследованию объема аудитории данных для проведения исследований объема аудитории информационных ресурсов, объем аудитории которых подлежит исследованию".
В Роскомнадзор также поступило письмо АО "Медиаскоп" от 24.07.2023 N 164/23, в котором сообщалось, что "до настоящего времени ООО "Кинопоиск" не подписано Соглашение, предложенное АО "Медиаскоп". Кроме того, АО "Медиаскоп" в вышеуказанном письме представило основные коммуникации в ходе переговоров по вопросу заключения Соглашения с ООО "Кинопоиск" и обстоятельства, препятствующие его заключению, а также по вопросам некорректной передачи данных.
Таким образом, ООО "Кинопоиск" не обеспечило возможность проведения уполномоченной организацией по исследованию объема аудитории, указанной в части 1 статьи 12.2 Федерального закона N 149-ФЗ, исследования объема аудитории аудиовизуального сервиса и распространяемых им аудиовизуальных произведений в соответствии со статьей 12.2 Федерального закона N 149-ФЗ:
- ООО "Кинопоиск" не установлена программа для электронных вычислительных машин, предназначенная для исследования объема аудитории, используемая уполномоченной организацией по исследованию объема аудитории;
- данные, необходимые и достаточные для проведения исследований, не предоставляются. Так, не передаются данные, предусмотренные пп. "3" п.5 Перечня данных: порядковый номер и (или) название каждого выпуска (сезона, серии) (в отношении телепрограммы, телепередачи, аудиовизуального произведения, состоящих из нескольких выпусков (сезонов, серий); пп. "а" п.4 Перечня данных: описание единицы контента и (или) первые 256 символов текста (при наличии).
ООО "Кинопоиск" указывает, что необходимые данные предоставлялись ООО "Кинопоиск" уполномоченной организации в полном соответствии с требованиями законодательства. Считает, что требование о передаче ссылок на каждую отдельную серию в законодательстве отсутствует.
Кроме того, ООО "Кинопоиск" указывает, что описание единиц контента передается в составе сведений о таких единицах контента, что соответствует подп. "а" п. 4 Перечня данных. В составе таких сведений присутствует ID аудиовизуального произведения (например, https://www.kinopoisk.ru/series/5046557/ - цифры в адресе соответствуют ID произведения) и ссылка, по которой также доступно описание, являющееся общедоступным, т.е. не требующим создания или применения каких-либо специальных технических средств для его поиска и дальнейшего использования.
Данные доводы подлежат отклонению на основании следующего.
Согласно п.1 Перечня данных и п.1 Правил предоставления данных единицы контента - это единицы продукции средств массовой информации, аудиовизуальных произведений и иной общедоступной информации.
Аудиовизуальный сервис - это сайт и (или) страница сайта в сети "Интернет", и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые используются для формирования и (или) организации распространения в сети "Интернет" совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации
Таким образом, единицей контента в аудиовизуальном сервисе является отдельное аудиовизуальное произведение.
В соответствии с пп. "а" п. 4 Перечня данных владелец информационного ресурса в отношении распространяемых единиц контента дополнительно предоставляет уполномоченной организации сведения о единицах контента, доступ к которым предоставляется с использованием соответствующего информационного ресурса, включающие указатель страницы сайта в сети "Интернет" или иной идентификатор единицы контента, присвоенный владельцем информационного ресурса (совокупность информации, на основании которой владелец информационного ресурса идентифицирует (выделяет из числа единиц контента) конкретную единицу контента).
Таким образом, каждая единица контента должна иметь уникальный указатель страницы сайта в сети "Интернет" или уникальный идентификатор, присвоенный владельцем информационного ресурса, на основании которого владелец информационного ресурса выделяет из числа единиц контента конкретную единицу контента.
На аудиовизуальном сервисе "Кинопоиск" владельцем аудиовизуального сервиса реализована возможность пользователям выбрать для просмотра любую серию, входящую в телесериал.
Таким образом, серия имеет свой указатель страницы сайта в сети "Интернет" (и (или) свой идентификатор), который позволяет пользователю выбирать её из числа других серий телесериала (сериала).
Таким образом, серия является единицей контента (единицей аудиовизуальных произведений, отдельное аудиовизуальное произведение)
При этом телесериал состоит из нескольких серий (отдельных аудиовизуальных произведений), т.е. является набором единиц контента - серий, каждая серия телесериала является единицей контента, имеющей собственные признаки (совокупность информации, идентифицирующей конкретную серию).
Таким образом, в соответствии с пп. "а" п. 4 Перечня данных, владелец информационного ресурса в отношении распространяемых серий телесериала должен предоставлять уполномоченной организации сведения о сериях телесериала, включающие указатель страницы сайта в сети "Интернет" или иной идентификатор серии телесериала, присвоенный владельцем информационного ресурса, что ООО "Кинопоиск" сделано не было. В связи с тем, что ООО "Кинопоиск" считает, что единицей контента является сериал, а не отдельная серия, то значительно сокращается объём передаваемых данных.
ООО "Кинопоиск" указало, что в резолютивной части постановления указывается на признание ООО "Кинопоиск" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ.
Таким образом, в постановлении отсутствуют доводы, обосновывающие привлечение ООО "Кинопоиск" к административной ответственности.
Действительно, в тексте постановления от 28.08.2023 N ПО-77/21/270 в мотивировочной и резолютивной частях ошибочно указана ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, как указано во вводной части постановления, старший государственный инспектор Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, руководитель Управления, в присутствии защитника ООО "Кинопоиск" Филина A.M. рассмотрел протокол об административном правонарушении от 18.08.2023 N АП-77/21/1052 (далее - Протокол) и приложенные к нему материалы.
В протоколе от 18.08.2023 N АП-77/21/1052 в пункте 8 указана статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение - ч. 1 ст. 13.40.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 29.12.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1-25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения. В соответствии с частью 3 статьи 29.12.1 КоАП РФ исправление описки, опечатки или арифметической ошибки производится в виде определения.
Исправление описок, допущенных в постановлении, не затрагивает по существу выводы, изложенные в постановлении, и не изменяет содержание вынесенного постановления. В этой связи, описки исправлены определением от 13.10.2023 старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, руководителя Управления по собственной инициативе.
Кроме того, в тексте обжалуемого представления от 28.08.2023 N ПР-77/21/71718 во втором абзаце указано, что "... 24 июля 2023 г. ООО "Кинопоиск"... не исполнило обязанность, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.40.1 КОАП РФ", что также подтверждает привлечение ООО "Кинопоиск" к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.40.1 и факт описок в тексте обжалуемого постановления.
Таким образом, ООО "Кинопоиск" постановлением от 28.08.2023 N ПО-77/21/270 привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.40.1 КоАП РФ.
В постановлении содержатся доводы и доказательства, подтверждающие совершение ООО "Кинопоиск" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.40.1 КоАП РФ.
В данном случае наличие в действиях общества состава административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, однако, им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих уважительные причины не выполнения требований действующего законодательства, Общество не представило.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10, отсутствуют, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отклоняются, так как анализ контента позволяет сделать вывод о том, что серия является единицей контента (единицей аудиовизуальных произведений, отдельное аудиовизуальное произведение), поэтому предоставление информации в соответствии с пп. "а" п. 4 Перечня данных должно осуществляться относительно каждой серии сериала.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2023 по делу N А40- 208243/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-208243/2023
Истец: ООО "КИНОПОИСК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ