г. Санкт-Петербург |
|
25 апреля 2024 г. |
Дело N А56-78283/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Геворкян Д.С., Мильгевской Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой К.Е. (до и после перерыва)
при участии:
от заявителя: Еловенко К.С. по доверенности от 14.12.2022 (до и после перерыва)
от заинтересованного лица: Катков Е.А. по доверенности от 25.09.2023 (до перерыва), Громова А.И. по доверенности от 21.11.2023 (после перерыва)
от 3-го лица-1: от КБ "Еврокоммерц" (ПАО) Спиридонова Н.Н. по доверенности от 01.12.2023 (онлайн), от ГК "АСВ" Щукин М.Л. по доверенности от 25.03.2022 (до и после перерыва)
от 3-го лица-2: Гутов З.А. по доверенности от 04.12.2023 (онлайн) (до и после перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-4454/2024, 13АП-4451/2024, 13АП-4449/2024, 13АП-7790/2024) УФАС по Санкт-Петербургу, ГК "АСВ", КБ "Еврокоммерц", ООО "Распорядитель" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2023 по делу А56-78283/2023, принятое
по заявлению ИП Дорошенко Н.Н.
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-и лица: 1) ГК "АСВ", 2) ООО "Распорядитель"
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Дорошенко Николай Николаевич (ОГРНИП: 319508100236749, ИНН: 503201272941, далее - ИП Дорошенко Н.Н., Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) от 08.08.2023 N 78/19570/23.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (конкурсный управляющий КБ "Еврокоммерц" (ПАО) (ОГРН: 1047796046198, адрес: 109240, Москва, ул. Высоцкого, д. 4, далее - ГК "АСВ", третье лицо-1) и общество с ограниченной ответственностью "Распорядитель" (ОГРН: 1127746646884, адрес: 109383, Москва, ул. Песчаный карьер, д. 3, стр. 1, этаж/помещ. 2/I, ком. 36, далее - ООО "Распорядитель", третье лицо-2).
Решением от 29.12.2023 суд первой инстанции решение УФАС от 08.08.2023 N 78/19570/23 признал недействительным, взыскал с УФАС в пользу ИП Дорошенко Н.Н. 300 руб. государственной пошлины; возвратил ИП Дорошенко Н.Н. из федерального бюджета 8 700 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, УФАС по Санкт-Петербургу, ГК "АСВ" (конкурсный управляющий КБ "Еврокоммерц" (ПАО), КБ "Еврокоммерц" (ПАО) в лице представителя конкурсного управляющего Аслалиева Ш.А., ООО "Распорядитель" обратились в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы УФАС по Санкт-Петербургу, ссылаясь на письмо ФАС России от 15.07.2022 N 48960-ЭП/22, настаивает на том, что антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта "а" пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ). В рассматриваемом случае действия Организатора торгов привели к ограничению права ООО "Распорядитель" на ознакомление с реализуемым посредством торгов имуществом должника, также действия Организатора торгов непосредственно повлияли на состояние конкуренции, ввиду сокращения числа участников торгов, а также на достижение максимального экономического эффекта, целей и задач торгов (пункт 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ). При этом, задача проведения торгов состоит в извлечении наибольшей выгоды в денежном эквиваленте для удовлетворения требований кредиторов посредством проведения конкурентных торгов, в части которых антимонопольный орган осуществляет контрольные функции, что предписывает Закон о защите конкуренции.
ООО "Распорядитель" в своей апелляционной жалобе указывает на то, что позиция Верховного Суда РФ, изложенная в Определении от 06.06.2022 N 305-ЭС22-763, не может быть применена в рассматриваемом случае, поскольку антимонопольный орган в данном деле выступал в защиту не частного интереса, а публичного интереса, прямо проистекающего из Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации".
ГК "АСВ" в апелляционной жалобе указывает на наличие у Управления полномочий для удовлетворения жалобы ООО "Распорядитель", поскольку конкурсным управляющим Банка действительно допущены нарушения прав ООО "Распорядитель" при организации и проведении торгов имуществом Банка, которые привели к ограничению участников торгов, проводимых в рамках ликвидационных процедур кредитных организаций.
КБ "Еврокоммерц" (ПАО) в лице представителя конкурсного управляющего Аслалиева Ш.А. в апелляционной жалобе указывает на наличие безусловных оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, поскольку судебный акт вынесен о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле - ПАО КБ "Еврокоммерц".
В судебном заседании представители УФАС по Санкт-Петербургу, ГК "АСВ" (конкурсный управляющий КБ "Еврокоммерц" (ПАО), КБ "Еврокоммерц" (ПАО), ООО "Распорядитель" поддержали доводы своих апелляционных жалоб, представитель ИП Дорошенко Н.Н. возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, решением Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2015 по делу N А40-208873/15-86-189Б ПАО КБ "Еврокоммерц" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Обязанности конкурсного управляющего возложены на ГК "АСВ".
АО "Российский аукционный дом" (далее - АО "РАД", Организатор торгов), действующий на основании договора с КБ "Еврокоммерц" (ПАО) в лице конкурсного управляющего ГК "АСВ" проводит электронные торги имуществом Банка посредством публичного предложения.
Извещения N N РАД-335358 - РАД-335379 о проведении публичного предложения размещены на сайте https://catalog.lot-online.ru/ (далее - сайт торгов). Предмет торгов являлись права требования к физическим лицам по кредитным договорам.
18.07.2023 протоколом о результатах торгов по продаже имущества должника ИП Дорошенко Н.Н. признан победителем.
ООО "Распорядитель" обратился с жалобой в УФАС (вх. N 18647/23 от 20.07.2023) на действия Организаторов торгов в части непредставления Обществу возможности ознакомления с реализуемым имуществом.
УФАС признало жалобу ООО "Распорядитель" обоснованной, в действиях конкурсного управляющего ГК "АСВ" признало нарушение пункта 9 статьи 110 Закона N 127-ФЗ.
Не согласившись с указанным решением, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Решением суда первой инстанции заявленные Предпринимателем требования удовлетворены в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзыва на апелляционные жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно статье 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
По правилам пункта 1 статьи 189.77 Закона о банкротстве, конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в силу закона является Агентство по страхованию вкладов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2015 по делу N А40-208873/15-86-189Б ПАО КБ "Еврокоммерц" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Обязанности конкурсного управляющего возложены на ГК "АСВ".
Определением от 31.10.2023 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ГК "АСВ", которая в силу закона осуществляет полномочия руководителя кредитной организации и является конкурсным управляющим.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд признает несостоятельным довод апелляционной жалобы КБ "Еврокоммерц" (ПАО) в лице представителя конкурсного управляющего Аслалиева Ш.А. на наличие безусловных оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, ввиду того, что судебный акт вынесен о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле - ПАО КБ "Еврокоммерц".
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1); в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (статья 8, часть 1); на территории Российской Федерации не допускаются экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34, часть 2).
Исходя из приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 2, 17, 18 и 45 (часть 1), в Российской Федерации должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом, что предполагает необходимость стимулирования свободной рыночной экономики, основанной на принципах самоорганизации хозяйственной деятельности предпринимателей как ее основных субъектов, и принятия государством специальных мер, направленных на защиту их прав и законных интересов, и тем самым - на достижение конституционной цели оптимизации государственного регулирования экономических отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 N 11-П).
Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Законом о защите конкуренции, целями которого согласно части 2 статьи 1 данного Закона являются, в частности, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", вышеуказанные нормы, определяющие принципы и сферу применения антимонопольного законодательства, должны учитываться судами при толковании, выявлении смысла и применении положений Закона о защите конкуренции, иных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, и отнесенных к сфере антимонопольного законодательства, а также при применении антимонопольных норм к конкретным участникам рынка.
Изложенное должно учитываться, в том числе при толковании норм Закона о защите конкуренции, устанавливающих полномочия антимонопольных органов.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.
Анализ приведенных положений законодательства в их нормативном единстве и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в Постановлении Пленума от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", позволяет сделать вывод о том, что антимонопольный контроль за торгами, в том числе контроль за соблюдением процедуры торгов, ограничен случаями, когда результаты проведения определенных торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках.
Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.
В свою очередь реализация имущества должника посредством проведения торгов в конкурсном производстве подчинена общей цели названной процедуры - наиболее полному удовлетворению требований кредиторов исходя из принципов очередности и пропорциональности (абзац шестнадцатый статьи 2, статьи 110, 111, 124, 139 Закона о банкротстве).
Таким образом, в отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов; при этом при проведении торгов должен обеспечиваться баланс между интересами названных лиц.
Следует отметить, что такое обеспечение баланса интересов кредиторов и должника при проведении процедуры банкротства осуществляется, в том числе с помощью судебного контроля за проведением торгов непосредственно в рамках дела о банкротстве.
Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов посредством реализации имущества - при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.
Следовательно, как обоснованно указал суд первой инстанции, осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции.
Приведенная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2022 N 305-ЭС22-763, от 26.04.2022 N 309-ЭС21-27706, пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.12.2022.
В рассматриваемом случае, при рассмотрении жалобы ООО "Распорядитель" на действия Организатора торгов (АО "РАД") при проведении электронных торгов в форме публичного предложения Управление установило нарушение в действиях Конкурсного управляющего ГК "АСВ" нарушение пункта 9 статьи 110 Закона N 127-ФЗ ввиду непредставления Обществу возможности ознакомления с реализуемым имуществом.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, Управление не установило и не доказало каким образом данное обстоятельство сказалось (или могло сказаться) на обеспечении (развитии) конкуренции с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии в данном случае у Управления установленных законом полномочий при вынесении оспариваемого решения от 08.08.2023 N 78/19570/23.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Предпринимателем требования в полном объеме.
Доводы апелляционных жалоб отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченные ГК "АСВ" и ООО "Распорядитель" государственные пошлины по апелляционным жалобам подлежат возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 декабря 2023 года по делу N А56-78283/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Распорядитель" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Возвратить из федерального бюджета Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (Конкурсный управляющий ПАО КБ "Еврокоммерц") излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционным жалобам в размере 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-78283/2023
Истец: ИП Дорошенко Николай Николаевич
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ГК "Агентство по страхованию вкладов", ООО "РАСПОРЯДИТЕЛЬ"
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9847/2024
25.04.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4454/2024
29.12.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-78283/2023
08.11.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32934/2023