город Ростов-на-Дону |
|
24 апреля 2024 г. |
дело N А53-35550/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.,
судей Сороки Я.Л., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца - представитель Томазо Н.Ю. по доверенности от 17.05.2023, паспорт;
от ответчика - представитель Пашков А.Н. по доверенности от 16.02.2024, паспорт
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Ростов-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 14.02.2024 по делу N А53-35550/2023
по иску некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту"
к Администрации города Ростов-на-Дону
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковыми требованиями к Администрации города Ростова-на-Дону (далее - ответчик) о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.09.2020 по 31.07.2023 в отношении помещения расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Ильича, д. 42/25, ком N N 1,2 общей площадью 45,2 кв. м в размере 17 760,33 руб., пени за период с 02.01.2021 по 06.12.2023 в размере 2 650,81 руб. (уточненные исковые требования в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2024 с Администрации города Ростова-на-Дону в пользу некоммерческой организации "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту" взысканы задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.09.2020 по 31.07.2023 в отношении помещения расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Ильича, д. 42/25, ком N N 1,2 общей площадью 45,2 кв. м в размере 17 760,33 руб., пени за период с 02.01.2021 по 31.07.2023 в размере 2 650,81 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. Некоммерческой организации "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 653 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что судом неверно определено лицо, в отношении которого нормативно-правовыми актами возложена обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт. По мнению ответчика, исковые требования не подлежали удовлетворению, поскольку Администрация г. Ростова-на-Дону - ненадлежащий ответчик.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Муниципальное образование г. Ростов-на-Дону с 22.12.2007 является собственником нежилого помещения, комнаты N N 1, 2 общей площадью 45,2 кв. м, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ильича, дом 42/25 (далее - МКД), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
С 22.12.2007 по 16.07.2022 нежилое помещение, комнаты N N 1, 2 общей площадью 45,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ильича, дом 42/25, принадлежало Муниципальному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства" на праве оперативного управления, что также следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, муниципальное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства" прекратило деятельность 04.02.2019.
"Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы", утверждена Постановлением Правительства Ростовской области N 803 от 26.12.2013 и опубликована в "Собрании правовых актов Ростовской области" - Специальный выпуск от 30.12.2013.
МКД включен в Региональную программу капитального ремонта на основании постановления Правительства Ростовской области от 02.12.2015 N 1166, а также включен в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, в отношении которых формируется фонд капитального ремонта на счете регионального оператора - некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту".
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт на территории Ростовской области установлен:
на 2015 год - 6,20 рублей на 1 кв. м общей площади помещения в многоквартирных домах (Постановление Правительства Ростовской области от 29.12.2014 N 889 (в редакции Постановлений Правительства Ростовской области от 29.01.2015 N 48, от 20.08.2015 N 521);
на период с января по ноябрь 2016 год - 6,40 рублей на 1 кв. м общей площади помещения в многоквартирных домах (Постановление Правительства Ростовской области от 25.12.2015 N 186 (в редакции Постановления Правительства Ростовской области от 30.03.2016 N 220);
с декабря 2016 года - 7,17 руб. на 1 кв. м общей площади помещения в многоквартирных домах Постановление Правительства Ростовской области от 05.12.2016 N 811, Постановление Правительства Ростовской области N 914 от 28.12.2017;
с октября 2018 года - 9,92 на 1 кв. м общей площади помещения в многоквартирных домах (Постановление Правительства Ростовской области от 28.09.2018 N 610);
с марта 2022 года - 12,61 руб. на 1 кв. м общей площади помещения в многоквартирных домах (Постановление Правительства Ростовской области от 22.02.2022 N 87).
Учитывая изложенное, истцом заявлено о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.05.2014 по 31.07.2023, сумма которой составила 43 092,95 руб.
За ненадлежащее исполнение обязательств по оплате истцом также были начислены пени за период с 11.06.2014 по 31.07.2023 в размере 16 059,25 руб.
Истец в адрес ответчика направил претензию с требованием о погашении образовавшейся задолженности, которая оставлена ответчиком без ответа и финансового удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
В процессе рассмотрения спора истец, приняв возражения ответчика относительно применения срока исковой давности, уменьшил сумму заявленных требований, в связи с чем просил о взыскании задолженности за период с 01.09.2020 по 31.07.2023 в размере 17 760,33 руб., пени за период с 02.01.2021 по 31.07.2023 в размере 2 650,81 руб.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ч. 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме (крыши, подвалы, лифтовое и инженерное оборудование и т.д.).
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
По смыслу статьи 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со статьями 158, 169, 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 7 Областного закона Ростовской области от 11.06.2013 N 1101 -ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области", собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество по истечении четырех календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная Региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014 - 2049 годы утверждена Постановлением Правительства Ростовской области N 803 от 26.12.2013 года и опубликована в "Собрании правовых актов Ростовской области" - Специальный выпуск от 30.12.2013 года.
МКД включен в Региональную программу капитального ремонта на основании постановления Правительства Ростовской области от 02.12.2015 N 1166, а также включен в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, в отношении которых формируется фонд капитального ремонта на счете регионального оператора - некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту".
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, собственники ежемесячно уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в срок до десятого числа месяца, следующего за истекшим (ч. 1 ст. 155, ч. 1 ст. 171 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу о наличии у ответчика в силу закона обязанности нести бремя расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение не условий такого обязательства допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Судом установлено, что нежилое помещение, комнаты N N 1, 2 общей площадью 45,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ильича, дом 42/25, принадлежало муниципальному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства" на праве оперативного управления, что подтверждается также Выпиской ЕГРН от 30.01.2024 N КУВИ-001/2024-29230958.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, муниципальное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства" 04.02.2019 учреждение исключено налоговым органом из указанного реестра как недействующее юридическое лицо.
Согласно Распоряжению ДИЗО города Ростова-на-Дону от 24.06.2022 N 1001 спорное помещение включено в казну муниципального образования "Город Ростов-на-Дону в связи с ликвидацией муниципального учреждения "Управление архитектуры и градостроительства".
Доказательств передачи помещений в пользование физическим лицам по договору социального найма или по иным основаниям ответчиком в материалы дела не предоставлено.
Доводы ответчика о том, что муниципальным органом, к которому должны быть предъявлены требования, связанные с неоплатой платежей за муниципальное имущество является Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления в рамках их компетенции могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, от имени муниципальных образований.
Муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом (статья 126 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Надлежащим ответчиком по иску является тот орган, который осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств в соответствующей сфере.
Таким образом, учетом положений статей 125, 126, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации администрация города Ростова-на-Дону участвует в рассматриваемом деле в связи с осуществлением полномочий собственника в отношении имущества муниципального образования и, являясь надлежащим ответчиком, представляет не интересы собственно администрации города, а интересы муниципального образования "Город Ростов-на-Дону". Внутреннее перераспределение полномочий между органами муниципальной власти, не свидетельствует об отсутствии у администрации, как представителя собственника имущества, обязательств по оплате обязательных платежей по содержанию общего имущества.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что администрация города Ростова-на-Дону является органом, в лице которого устанавливается обязанность муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" - собственника муниципального имущества.
Ответчик арифметический расчет истца не оспорил, расчет судом проверен и признан арифметически и методологически верным.
На основании изложенного, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по взносам по капитальному ремонту за период с 01.09.2020 по 31.07.2023 в сумме 17 760,33 руб.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании пени за период с 02.01.2021 по 31.07.2023 в размере 2 650,81 руб. (с учетом уточнений).
Пунктом 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Факт просрочки платежей подтвержден материалами дела.
С 18.12.2023 размер ключевой ставки, установленной Банком России, составляет 16% (информационное сообщение Банка России от 15.12.2023), вместе с тем, Постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 и 2023 годах" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.09.2022 N 1681, от 28.12.2022 N 2479, от 29.12.2023 N 2382), предусматривающее антикризисные меры в виде применения ключевой ставки Банка России в размере 9,5% при взыскании неустоек, действует до 01.01.2025 года.
Расчет пени судом проверен, признан методологически и арифметически верным.
В силу пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить.
Диспозиция статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и указанные разъяснения по ее применению свидетельствует о наличии у суда права, а не обязанности применения положений вышеназванной статьи при установлении указанных в ней обстоятельств.
В соответствии с п. 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса РФ).
При взыскании неустойки с иных лиц правила статьи 333 Гражданского кодекса РФ могут применяться не только по заявлению должника, но и по инициативе суда, если усматривается очевидная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства (пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса РФ). В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о такой несоразмерности (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ). При наличии в деле доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, суд уменьшает неустойку по правилам статьи 333 Гражданского кодекса РФ.
Суд исследовал вопрос о соразмерности неустойки, пришел к выводу об отсутствии оснований для снижения неустойки.
Размер пени установлен нормативно.
Судом не установлено обстоятельств исключительности данного случая и доказательств того, что взыскание неустойки в предусмотренном законом размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды, не представлено доказательств несоответствия размера заявленной к взысканию неустойки последствиям нарушения обязательства.
На основании изложенного, с администрации в пользу истца взысканы пени за период с 02.01.2021 по 31.07.2023 в сумме 2 650,81 руб.
По вышеизложенным основаниям апелляционная жалоба ответчика не подлежит удовлетворению.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2024 по делу N А53-35550/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
Я.Л. Сорока |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-35550/2023
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ, Администрация города Ростов-на-Дону