г. Санкт-Петербург |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А56-118557/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Бугорской Н.А., Мельниковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осиповой А.Е.,
при участии:
- от истца: председателя Виноградовой Н.А.,
Степановского Р.С. по доверенности от 26.12.2023,
- от ответчика: Нестеренко А.А. по доверенности от 27.12.2023,
- от 3-его лица: Пыхтыревой Ю.В. по доверенности от 28.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, дело N А56-118557/2022,
по иску жилищно-строительного кооператива N 1318 к акционерному обществу "Невский экологический оператор"
3-е лицо: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 1318 (далее - истец, Кооператив) обратился с иском к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее - ответчик, Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 N 1262834-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, с изложением пунктов 1.3, 4.1, Приложения N 1 в редакции истца согласно проекту договора.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил требования, просил урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора от 30.12.2021 N 1262834-2022/ТКО, изложив спорные пункты договора следующим образом:
пункт 1.3: "1.3. Способ складирования твердых коммунальных отходов: в контейнеры, предоставляемые региональным оператором, расположенные в мусороприемных камерах; крупногабаритных отходов - в контейнеры, предоставляемые региональным оператором по отдельной заявке (заявка принимается peг.оператором согласованным способом за 1-3 дня до установки), располагаемые в согласованном месте возле МКД на время, указанное в заявке";
пункт 4.1: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем, исходя из фактического количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов";
в Приложении N 1 к Дополнительному соглашению N 1 от 30.12.2021 к Договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1262834-2022/ТКО от 30.12.2021:
Таблица 1: в строках 1, 2, 3 в столбце "Идентификационный номер места сбора и накопления твердых коммунальных отходов" Таблицы 1 исключить цифровые значения "78046620" "78046662" "78046620" и указать "Мусороприемные камеры";
Таблица 2: в строках 1, 2, 3 в столбце "Идентификационный номер места сбора и накопления твердых коммунальных отходов" Таблицы 2 исключить цифровые значения "78046620" "78046662" "78046620" и указать "Мусороприемные камеры";
в строке 1 в столбце "Объем контейнера" цифру "8" исключить и указать "0,36";
столбец "Тип, материал" - исключить;
столбец "Количество, шт." - исключить;
добавить столбец Метод учета (по нормативам накопления/по объему и количеству вывезенных контейнеров)" и в строках 1, 2, 3 в столбце "Метод учета (по нормативам накопления/по объему и количеству вывезенных контейнеров)" строк 1, 2, 3 указать "По количеству и объему вывезенных контейнеров";
Таблицу 3 - исключить;
установить действие согласованных судом условий Договора с 01.01.2022".
Решением суда от 15.08.2023 исковые требования удовлетворены, спорные пункты договора от 30.12.2021 N 1262834-2022/ТКО урегулированы на условиях, предложенных истцом, с ответчика в пользу истца взыскано 6000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а также на неполное установление фактических обстоятельств. Полагает, что в нарушение норм действующего законодательства суд возложил обязанность по обеспечению истца контейнерами на ответчика.
Согласно позиции ответчика, применение способа учета ТКО, исходя из объема и количества контейнеров, установленных в местах накопления ТКО, в отсутствие контейнерной площадки не представляется возможным.
Ответчик также находит ошибочным распространение судом действия договора на отношения сторон с 01.01.2022.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 11.01.2024.
В судебном заседании дважды объявлялся перерыв до 18.01.2024, в последующем - до 25.01.2024.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Определением от 14.02.2024 произведена замена в составе суда: ввиду временной нетрудоспособности судьи Новикова Е.М. и Пономарева О.С. заменены на судей Бугорскую Н.А. и Мельникову Н.А.
Рассмотрение дела на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производится сначала.
Ответчиком представлены возражения на отзыв истца с ходатайством о приобщении к материалам дела Территориальной схемы обращения с отходами.
Поступившие от ответчика документы приобщены к материалам дела.
Определением от 15.02.2024 апелляционный суд установил основания для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет). В этой связи, апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, судебное заседание назначено на 11.04.2024.
До заседания от Комитета поступила письменная правовая позиция.
Согласно доводам Комитета, многоквартирные дома, расположенные по адресам: Приморский пр-кт, д. 141, корп. 2; ул. Яхтенная, д. 4, корп. 3; ул. Яхтенная, д. 4, корп. 4, оборудованы мусоросборными камерами. Расположенные в указанных камерах контейнеры входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, соответственно, обязанность по их приобретению лежит на собственниках помещений. Более того, ответчик несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки отходов в мусоровоз.
Применительно к урегулированию условия о коммерческом учете ТКО (пункт 4.1 договора) Комитет отмечает, что истец не подтвердил осуществление раздельного накопления сортированных ТКО, ввиду чего оснований для осуществления коммерческого учета, исходя из количества и объема фактически вывезенных контейнеров для накопления ТКО не имеется.
Отзыв Комитета приобщен к материалам дела.
Представитель истца в судебном заседании представил для приобщения к материалам дела письмо Администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 13.03.2024 N вх-01-20-824/24-0-1.
В отсутствие возражений иных лиц, участвующих в деле, указанное письмо приобщено к материалам дела.
Представитель истца поддержал уточненные в суде первой инстанции исковые требования (л.д. 30).
Представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражал, просил изложить пункты 1.3 и 4.1 договора 30.12.2021 N 1262834-2022/ТКО в редакции типового договора.
Представитель третьего лица поддержал возражения, изложенные в представленной ранее письменной позиции, отметил, что Приложение N 1 к Дополнительному соглашению N 1 от 30.12.2021 в редакции ответчика не нарушает прав и интересов истца.
Изучив документы, представленные в материалах дела, заслушав позиции сторон, апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
По результатам конкурсного отбора регионального оператора и заключенного соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города федерального значения Санкт-Петербурга от 02.09.2021, Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.3 Соглашения, региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО не ранее установленной даты применения, утвержденного (принятого) Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее, чем 01.01.2022.
Публичная оферта на заключение договора об оказании услуг по обращению с ТКО размещена Обществом 08.12.2021.
Условия публичной оферты изложены согласно условиям типового договора, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Кооператив осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресам: Санкт-Петербург, Приморский пр-кт, д. 141, корп. 2; ул. Яхтенная, д. 4, корп. 3; ул. Яхтенная, д. 4, корп. 4.
Кооператив направил в адрес Общества заявку на заключение договора, в ответ на которую Общество письмом от 16.03.2022 направило для подписания договор от 30.12.2021 N 1262834-2022/ТКО (далее - Договор), а также дополнительное соглашение N 1.
Не согласившись с предложенными Обществом условиями, в том числе в части пункта 1.3, 4.1 и Приложения N 1 к дополнительному соглашению, Кооператив направил в адрес Общества договор от 30.03.2022 N 09/22-2022/ТКО.
Общество предложенный Кооперативом договор не подписало.
Ссылаясь на то, что осуществление коммерческого учета ТКО, исходя из установленных нормативов, приводит к увеличению стоимости услуг регионального оператора (в среднем в 1,88 раз), Кооператив обратился с рассматриваемым иском в арбитражный суд, в котором просил урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора от 30.12.2021 N 1262834-2022/ТКО, на следующих условиях:
пункт 1.3: "1.3. Способ складирования твердых коммунальных отходов:
в контейнеры, предоставляемые региональным оператором, расположенные в мусороприемных камерах;
крупногабаритных отходов - в контейнеры, предоставляемые региональным оператором по отдельной заявке (заявка принимается peг.оператором согласованным способом за 1-3 дня до установки), располагаемые в согласованном месте возле МКД на время, указанное в заявке";
пункт 4.1: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем, исходя из фактического количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов";
в Приложении N 1 к Дополнительному соглашению N 1 от 30.12.2021:
Таблица 1: в строках 1, 2, 3 в столбце "Идентификационный номер места сбора и накопления твердых коммунальных отходов" Таблицы 1 исключить цифровые значения "78046620" "78046662" "78046620" и указать "Мусороприемные камеры";
Таблица 2: в строках 1, 2, 3 в столбце "Идентификационный номер места сбора и накопления твердых коммунальных отходов" Таблицы 2 исключить цифровые значения "78046620" "78046662" "78046620" и указать "Мусороприемные камеры";
в строке 1 в столбце "Объем контейнера" цифру "8" исключить и указать "0,36";
столбец "Тип, материал" - исключить;
столбец "Количество, шт." - исключить;
добавить столбец Метод учета (по нормативам накопления/по объему и количеству вывезенных контейнеров)" и в строках 1, 2, 3 в столбце "Метод учета (по нормативам накопления/по объему и количеству вывезенных контейнеров)" строк 1, 2, 3 указать "По количеству и объему вывезенных контейнеров";
Таблицу 3 - исключить;
установить действие согласованных судом условий Договора с 01.01.2022".
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, изучив процессуальные позиции сторон и третьего лица, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 2 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (в силу пункта 4 статьи 445 ГК РФ).
При этом пунктом 8(15) Правил N 1156 установлено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил.
Как указано в пункте 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, договор с региональным оператором, по общему правилу, считается заключенным, в том числе при представлении потребителем мотивированных разногласий относительно условий договора.
Из приведенных норм и разъяснений следует, что, несмотря на неурегулирование сторонами разногласий по спорным пунктам, Договор считается заключенным на условиях типового договора, предложенных региональным оператором в направленном в адрес Кооператива проекте, включая условие об осуществлении учета ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, что не исключает права Кооператива на обращение в суд с иском об урегулировании разногласий в порядке пункта 2 статьи 445 ГК РФ.
Пункт 1.3 Договора в редакции, предложенной Обществом, предусматривает, что складирование ТКО осуществляется в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных ТКО. Условие пункта 1.3 Договора в приведенной Обществом редакции соответствует пункту 3 типового договора, форма которого утверждена Правилами N 1156.
Кооператив предлагает установить в пункте 1.3 Договора условие о том, что складирование ТКО осуществляется в контейнеры, предоставляемые региональным оператором, расположенные в мусороприемных камерах, а складирование крупногабаритных отходов производится в контейнеры, предоставляемые региональным оператором по отдельной заявке, располагаемые в согласованном месте возле МКД во время, указанное в заявке.
Возражая против включения в Договор пункта 1.3 в редакции истца, ответчик указал на ошибочность подхода, согласно которому обязанность по предоставлению контейнеров для накопления ТКО возлагается на регионального оператора.
Соглашаясь с позицией ответчика по указанному вопросу, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно введению к строительным правилам СП 31-108-2002 "Мусоропроводы жилых и общественных зданий и сооружений", введенным в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 N 148 (далее - СП 31-109-2002), данные правила содержат требования к строительным элементам мусоропровода, а также основные требования к его машиностроительным элементам, только совместно с которыми мусоропровод является инженерным сооружением современного многоэтажного дома.
В пункте 4.5. СП 31-108-2002 указано, что мусоропровод включает, в том числе мусоросборную камеру, укомплектованную контейнерами. При этом, согласно пункту 5.1.22 СП 31-108-2002, мусоросборная камера должна быть укомплектована контейнерами в расчетном количестве.
Пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), установлено, что расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Определение расходов в размере, превышающем 1 %, осуществляется на основе данных, предусмотренных пунктом 14 Основ ценообразования, и допускается по заявлению регионального оператора при одновременном соблюдении установленных условий, приведенных в пункте 90 Основ ценообразования.
Таким образом, приобретение контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержание может осуществляться региональным оператором, но только в пределах, не превышающих долю необходимой валовой выручки регионального оператора, установленной органом регулирования тарифов на очередной период регулирования, при учете соответствующих расходов.
При этом Основы ценообразования не устанавливают требования к региональному оператору по приобретению контейнеров и бункеров для ТКО.
Из содержания пункта 13(1) Правил N 1156 также не следует обязанность регионального оператора по обеспечению контейнерами для сбора ТКО всех собственников ТКО.
Кроме того, в соответствии с пунктом 13 Правил N 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Кроме того, исходя из совокупности норм федерального законодательства, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО (включая приобретение и содержание контейнеров), включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов. В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
В пункте 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, также разъяснено, что обязанность по содержанию мест (площадок) накопления ТКО для МКД возложена на организацию, осуществляющую управление МКД.
Таким образом, учитывая, что контейнеры для складирования ТКО относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД, оснований для возложения обязанности по предоставлению контейнеров на ответчика не имеется.
Пункт 1.3 Договора подлежит изложению в редакции, изложенной ответчиком.
Пункт 4.1 Договора устанавливает порядок коммерческого учета ТКО в целях осуществления расчетов между сторонами за оказанные услуги.
Кооператив предлагает установить, что учет ТКО производится расчетным способом, исходя из фактического количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
Общество настаивает на осуществлении учета ТКО, исходя из установленных нормативов накопления ТКО, указывая на отсутствие организации системы раздельного накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом в соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в Правилах N 354. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148(49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N 1156, в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно.
В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО, исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО. Подобное правовое регулирование направлено на стимулирование потребителей к организации раздельного накопления ТКО.
Данная правовая позиция изложена в пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.
Порядок организации раздельного накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга установлен распоряжением Комитета от 01.07.2022 N 371-р.
В материалах дела отсутствуют доказательства организации Кооперативом системы раздельного накопления сортированных ТКО, а также получения от Общества соответствующего согласования.
В указанных обстоятельствах оснований для изложения пункта 4.1 Договора в редакции истца не имеется, пункты 3.1 и 4.1 Договора подлежат изложению на условиях, предложенных ответчиком.
Общество также просит изложить приложение N 1 к дополнительному соглашению от 30.12.2021 N 1 к Договору на предложенных им условиях.
Между тем, приложение N 1 к дополнительному соглашению N 1 в предложенной истцом редакции противоречит Территориальной схеме, которая утверждена распоряжением Комитета от 15.06.2022 N 361-р в редакции распоряжения от 16.02.2024 N 31-р и которой установлены требования к количеству и объему контейнеров для накопления ТКО.
Более того, истцом не приведено обоснование того, каким образом изложение приложения N 1 к дополнительному соглашению N 1 на условиях, предложенных ответчиком, нарушает права истца.
При изложенных обстоятельствах, с учетом соответствия условий приложения N 1 к дополнительному соглашению N 1 способу коммерческого учета ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, а также Территориальной схеме, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения требований в указанной части.
Пунктом 8.1 Договора установлено, что его действие распространяется на отношения сторон, начиная с 01.01.2022.
Принимая во внимание, что пункты 1.3 и 4.1 Договора подлежат изложению в редакции ответчика, действующей по условиям пункта 8.1 Договора с 01.01.2022, в требовании истца об установлении действия согласованных судом условий Договора с 01.01.2022 также надлежит отказать.
При обращении с иском истцом уплачено 6000 руб. государственной пошлины, согласно платежному поручению от 13.10.2022 N 379.
При подаче апелляционной жалобы ответчиком уплачено в бюджет 3000 руб. государственной пошлины, согласно платежному поручению от 03.10.2023 N 9037.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны в разумных пределах.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 разъяснено, что положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования.
В данном случае судами рассмотрено требование об урегулировании разногласий, возникших при заключении Договора, которое не имеет денежной оценки и направлено на защиту неимущественных прав истца.
По смыслу приведенных выше норм права разрешение судом спора о наличии разногласий по конкретным условиям подлежащего заключению договора сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и определению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
По данной категории дел удовлетворение исковых требований определяется не количеством пунктов, принятых в редакции той либо иной стороны спора, а самим фактом урегулирования разногласий, возникших при заключении договора.
В этой связи, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы остаются на сторонах.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2023 по делу N А56-118557/2022 отменить.
Урегулировать разногласия, возникшие между жилищно-строительным кооперативом N 1318 и акционерным обществом "Невский экологический оператор" при заключении договора от 30.12.2021 N 1262834-2022/ТКО, изложив спорные пункты следующим образом:
- пункт 1.3 "Способ складирования твердых коммунальных отходов в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных твердых коммунальных отходов";
- пункт 4.1 "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Бугорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-118557/2022
Истец: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ N 1318
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"
Третье лицо: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности