г. Санкт-Петербург |
|
26 апреля 2024 г. |
Дело N А56-109876/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Геворкян Д.С.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6012/2024) общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.01.2024А56-109876/2023 (судья Шпачев Е.В.), принятое по иску Общества с ограниченной ответственностью "Руссоль" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Руссоль" (ИНН 5611055980) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727) о взыскании 634 080 руб. 60 коп. неустойки (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений), за нарушение сроков доставки грузов, принятых к перевозке по накладным N ЭЛ 454855, ЭЛ 455025, ЭЛ 552643, ЭЛ 552920, ЭЛ 563339, ЭЛ 773874, ЭЛ 773993, ЭЛ 797274, ЭЛ 799549, ЭЛ 808866, ЭЛ 808919, ЭМ 139112, ЭМ 140334, ЭМ 140495, ЭМ 140636, ЭМ 245852, ЭМ 245864, ЭМ 303187, ЭМ 487992, ЭН 095001, ЭН 095079, ЭН 142965, ЭН 143051, ЭН 144668, ЭН 187927, ЭН 230298, ЭН 281398, ЭН 281662, ЭН 281783, ЭН 282040, ЭН 283189, ЭН 284791, ЭН 286009, ЭН 288681, ЭН 331019, ЭН 437345, ЭН 441961, ЭН 499141, ЭН 577779, ЭН 578119, ЭН 584349, ЭН 632236, ЭН 634063, ЭН 734900, ЭН 790004, ЭН 795528, ЭН 795658, ЭН 888059, ЭМ 542058, ЭМ 646763, ЭМ 668610, ЭМ 699636, ЭМ 745441, ЭМ 746102, ЭМ 845315, ЭМ 845381, ЭМ 845847, ЭМ 946055, ЭМ 993899, ЭН 284791.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.01.2024 в виде резолютивной части с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскано 80 000 руб. неустойки. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит изменить решение в части применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В апелляционной жалобе истец указывает, что ответчик в рассматриваемом случае не обосновал заявленные доводы о несоразмерности начисленной неустойки последствиям нарушения обязательства. По мнению заявителя, неустойка за просрочку доставки груза снижена судом в отсутствие каких-либо оснований.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 266 и 268 АПК РФ.
В соответствии со статьей 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривалась в порядке упрощённого производства судьёй единолично, без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая, что возражения по поводу проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного акта в части, не поступили, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения арбитражного суда области в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" по транспортным железнодорожным накладным N ЭЛ 454855, ЭЛ 455025, ЭЛ 552643, ЭЛ 552920, ЭЛ 563339, ЭЛ 773874, ЭЛ 773993, ЭЛ 797274, ЭЛ 799549, ЭЛ 808866, ЭЛ 808919, ЭМ 139112, ЭМ 140334, ЭМ 140495, ЭМ 140636, ЭМ 245852, ЭМ 245864, ЭМ 303187, ЭМ 487992, ЭН 095001, ЭН 095079, ЭН 142965, ЭН 143051, ЭН 144668, ЭН 187927, ЭН 230298, ЭН 281398, ЭН 281662, ЭН 281783, ЭН 282040, ЭН 283189, ЭН 284791, ЭН 286009, ЭН 288681, ЭН 331019, ЭН 437345, ЭН 441961, ЭН 499141, ЭН 577779, ЭН 578119, ЭН 584349, ЭН 632236, ЭН 634063, ЭН 734900, ЭН 790004, ЭН 795528, ЭН 795658, ЭН 888059, ЭМ 542058, ЭМ 646763, ЭМ 668610, ЭМ 699636, ЭМ 745441, ЭМ 746102, ЭМ 845315, ЭМ 845381, ЭМ 845847, ЭМ 946055, ЭМ 993899, ЭН 284791 приняло груз и вагоны к перевозке в адрес ООО "Руссоль".
Ссылаясь на то, что грузовые вагоны в соответствии с транспортными накладными прибыли на станции назначения с превышением установленного срока доставки, ООО "Руссоль" обратилось к перевозчику с претензиями N ОКТ/23/373 от 05.09.2023, N ОКТ/23/463 от 13.10.2023, N ОКТ/23/481 от 19.10.2023 об уплате пени.
Поскольку направленные истцом ответчику претензии об уплате пени за просрочку доставки груза оставлены последним без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований. Апелляционный суд полагает вывод суда первой инстанции правомерным по следующим основаниям.
Исходя из существа заявленных требований и правовой природы сложившихся между сторонами отношений, вытекающих из обязательств по доставке вагонов по железнодорожным накладным, к возникшему спору подлежат применению нормы главы 40 ГК РФ о договорах перевозки, а также Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
В соответствии с пунктом 1 статьи 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Согласно пункту 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. В силу пункта 2 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
На основании статьи 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Устава отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, подлежат регулированию названным законом. Действие Устава железнодорожного транспорта распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.
Статьей 33 Устава предусмотрено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению в установленные сроки. Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приёма грузов для перевозки. Дату приёма грузов для перевозки и расчётную дату истечения срока доставки грузов, определённую исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приёме грузов.
Ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки груза установлена статьёй 97 Устава, согласно положениям которой (в редакции, Федерального закона от 02.08.2019 N 66-ФЗ) за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
Исчисление сроков доставки порожних вагонов и грузов (расчётное время нахождения вагонов в пути (в сутках) от станции отправления до станции назначения) осуществляется в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утверждёнными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245).
Согласно пункту 2 Правил N 245, исчисление срока доставки груза и порожних вагонов начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза и порожних вагонов для перевозки, указанного в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза и порожних вагонов в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Дата истечения срока доставки груза, определенная исходя из положений настоящих Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной. Нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки. Нормативный срок доставки изменяется в случаях, перечисленных в настоящих Правилах. Нормативный срок доставки определяется исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования железнодорожным транспортом.
В силу пункта 2.6 Правил N 245 неполные сутки при исчислении сроков доставки считаются за полные. Расчетный срок приема груза и порожних вагонов к перевозке и прибытия на железнодорожную станцию назначения определяется по московскому времени. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
В обоснование заявленных требований истцом представлены в материалы дела транспортные железнодорожные накладные, штемпельными отметками на которых подтверждается превышение нормативного срока доставки груза на срок от 1 до 8 суток.
Согласно представленному расчету, общий размер неустойки за нарушение срока доставки грузов составил 634 080 руб. 60 коп. неустойки.
Проверив представленный истцом расчет неустойки, суд первой инстанции признал данный расчет, с учетом заявленных уточнений, соответствующим статье 97 Устава.
В ходе рассмотрения дела ответчик заявил о несоразмерности взыскиваемой неустойки последствиям нарушения обязательства. В обоснование данного ходатайства ответчик указал на незначительную длительность просрочки, а также на наличие обстоятельств, связанных со значительным увеличением числа перевозок по заказам Министерства обороны РФ.
Статьёй 333 ГК РФ установлено, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе её уменьшить. В соответствии с пунктом 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума N 7) подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае её явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке.
Согласно пункту 72 Постановления Пленума N 7 заявление ответчика о применении положений статьи 333 ГК РФ может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268, часть 1 статьи 286 АПК РФ).
В силу пункта 77 Постановления Пленума N 7 снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 ст.333 ГК РФ).
В случае подачи ответчиком заявления о несоразмерности неустойки суд автоматически не уменьшает её размер. Вопрос о пределах снижения неустойки является тем обстоятельством, в отношении которого действует принцип состязательности сторон. Постановлением Пленума N 7 предусмотрено, что бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика (пункт 73).
Исходя из правового подхода, сформулированного в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О, положения статьи 333 ГК РФ, закрепляющие право суда уменьшить размер подлежащей уплате неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, по существу, предписывают суду устанавливать баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения. Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В пункте 36 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что суд вправе применить положения статьи 333 ГК РФ в случае явной несоразмерности предусмотренного Уставом штрафа последствиям нарушения обязательств.
Признание несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае оценивается судом с учетом конкретных обстоятельств дела и взаимоотношений сторон. При этом степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд, рассматривающий дело, вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, размер неустойки в связи с несвоевременной доставкой груза, соотношение размера подлежащих к взысканию санкций последствиям нарушения обязательства, соотношение сроков подачи под выгрузку и сроков просрочки, а также учитывая, что АО "РЖД" является организацией выполняющей стратегические и социально значимые функции по перевозке грузов и пассажиров железнодорожным транспортом дальнего следования, суд первой инстанции посчитал возможным по ходатайству ответчика применить положения статьи 333 ГК РФ и снизить размер неустойки до суммы 80 000 руб.
Кроме того, судом обосновано принято во внимание следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 N 304 приостановлено до 31.12.2023 действие постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 N 710 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования".
ОАО "РЖД" на период отмены указанного постановления Правительства утверждены Временные Правила осуществления перевозок грузов, находящиеся в открытом доступе, согласно которым при рассмотрении заявок на перевозку грузов и осуществлении перевозок учитывается следующая очередность перевозок грузов:
1-я очередь - перевозки грузов, приоритетность которых определена федеральными законами (воинские, специальные и иные);
2-я очередь - перевозки грузов с целью обеспечения субъектов Российской Федерации, пострадавших от стихийных бедствий (на основании отдельных указов, распоряжений Президента Российской Федерации или постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации);
3-я очередь - перевозки грузов на основании отдельных указов и распоряжений Президента Российской Федерации;
4-я очередь - перевозки грузов, в отношении производства и (или) перевозки которых предоставляются субсидии в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации;
5-я очередь - перевозки грузов, требующих высокой скорости и надежности доставки, перевозки грузов во внутригосударственном сообщении, а также экспортные перевозки сырьевых грузов в специализированном подвижном составе, несырьевых грузов, зерновых и продовольственных грузов в следующем порядке: перевозка порожних грузовых вагонов под погрузку грузов осуществляется с учетом необходимости обеспечения очередности перевозок грузов.
Исходя из указанных обстоятельств, принимая во внимание соотношение сроков перевозки и периодов просрочки, в настоящем случае апелляционный суд не усматривает оснований для изменения размера неустойки за просрочку доставки груза, определенного судом первой инстанции.
Доводы истца о том, что судом не рассмотрено ходатайство об уточнении исковых требований, мотивированные неразрешением вопроса о возврате государственной пошлины в связи с заявленным уточнением исковых требований, не могут повлечь отмену судебного акта, поскольку заявитель не лишен права обратиться с самостоятельным заявлением о возврате данной суммы в порядке, предусмотренном статьей 110 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не допущено.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в общей сумме 3000 руб., относятся на заявителя и возврату из федерального бюджета не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.01.2024 по делу N А56-109876/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-109876/2023
Истец: ООО "РУССОЛЬ"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"