город Ростов-на-Дону |
|
27 апреля 2024 г. |
дело N А53-41434/2023 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Фахретдинов Т.Р., рассмотрев без вызова сторон в соответствии с положениями статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу муниципального предприятия г. Новошахтинска "Коммунальные котельные и тепловые сети"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2024
(Мотивированное решение от 26.02.2024) по делу N А53-41434/2023.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водные ресурсы"
к муниципальному предприятию г. Новошахтинска "Коммунальные котельные и тепловые сети"
о взыскании платы за негативное воздействие, за сброс загрязняющих веществ и пени,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водные ресурсы" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к муниципальному предприятию г. Новошахтинска "Коммунальные котельные и тепловые сети" (далее - ответчик, предприятие) о взыскании 83 417,92 руб. платы за негативное воздействие на ЦСВО за период: январь-июнь 2023 года; 324 298,61 руб. платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (ПДК) за период: январь-июнь 2023 года; 26 199,32 руб. пени за период с 10.02.2023 по 18.07.2023, а также пени по день фактической оплаты задолженности.
Принятым в порядке упрощенного производства решением суда от 18.01.2024 (резолютивная часть) исковые требования частично удовлетворены. Суд взыскал с ответчика в пользу истца плату за негативное воздействие на ЦСВО за период с январь - июнь 2023 года в размере 83 417 руб. 92 коп., плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных состава сточных вод (ПДК) за период январь - июнь 2023 года в размере 324 298 руб. 61 коп., пени в размере 26 199 руб. 32 коп. за период с 11.02.2023 по 18.07.2023, пени из расчета одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченной в срок суммы задолженности 407 716 руб. 53 коп. за каждый день просрочки начиная с 19.07.2023 до момента фактического исполнения основного обязательства, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 11 678 руб.В остальной части взыскания судебных расходов на оплату услуг представителя отказано.
Мотивированный текст решения изготовлен 26.02.2024.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Жалоба мотивирована следующим.
Истцом не проводился плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод. Общество за 2023 год не производило отбор сточных вод и их анализ, при том что предприятием соблюдены все условия по содержанию контрольных канализационных колодцев. Факт превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ в сточных водах предприятия не доказан. Счета-фактуры, выставляемые обществом, не позволяют идентифицировать по какому адресу и в соответствии с каким объемом произведен расчет.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу истец против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отсутствие возражений участвующих в деле лиц, апелляционный суд проверил законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "Водные ресурсы" (Водоканал) и муниципальным предприятием "Коммунальные котельные и тепловые сети" (абонент) заключен договор водоотведения N ВР-153НФ-ВО от 10.03.2021.
В соответствии с пунктом 1 договора, организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, отчистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых сточных вод и нормативы состава сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки и порядке, которые определены в настоящем договоре.
В пункте 9 договора определено, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы абонента в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно подпункту "ж" пункта 10 договора, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Подпунктом "е" пункта 12 договора предусмотрена обязанность абонента производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящим договором, в том числе, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы и плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, возмещать вред, причиненный водному объекту.
В соответствии с пунктом 119 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, плата за негативное воздействие рассчитывается по формуле, предусмотренной пунктом 123(4)Правил N 644, при наличии условий, указанных в данном пункте. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле:
П = К x Т x Qпр1, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб./куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, сброшенных абонентом, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Истец указывает, что оплата за водоотведение производилась ответчиком несвоевременно, ООО "Водные ресурсы" произведен расчет, в соответствии с которым за период: январь-июнь 2023 года размер платы за негативное воздействие на ЦСВО составил 83 417,92 руб.; за январь-июнь 2023 года плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (ПДК) в сумме 324 298,61 рубля.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия N Н-453 от 18.07.2023 с требованием о погашении задолженности. Однако данную претензию ответчик оставил без ответа, что и послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"(далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В силу пункта 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании подпунктов "ж", "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан: производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с названными Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Постановлением N 728 внесены изменения в Правила N 644, в частности, пункт 123(4) Правил 644 изложен в следующей редакции: для объектов абонентов (при наличии любого из условий): среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил; с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: К x Т x Qnpl, где: К - коэффициент компенсации, равный 0,5; Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб./куб. метр); Qnpl - объем сточных вод, сброшенных абонентом, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем данного пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил.
Доводы жалобы о непроведении истцом планового и внепланового контроля состава и свойств сточных вод, а также отсутствии отбора проб сточных вод и результатов лабораторного исследования проб, подлежат отклонению.
Исковые требования основаны на положения пункта 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Начисление платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в соответствии пунктом 203 Правил N 644 производится без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов, то есть без отбора проб сточных вод абонента.
Пунктом 203 Правил N 644 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728) предусмотрен упрощенный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
В соответствии с названным пунктом Правил N 644 расчет платы может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, без результатов контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из условий, предусмотренных пунктом 203 Правил N 644, в частности если среднесуточный объем сточных вод с объекта абонента составляет менее 30 куб. м при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644; при отсутствии физической возможности отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента (абзацы третий - пятый пункта 203 Правил N 644).
В таком случае расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле: Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2022 N 301-ЭС21-28458, предусмотренный пунктами 123(4), 203 Правил N 644 расчетный способ определения названной платы применяется без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и рассчитан на случаи, когда отбор проб сточных вод физически затруднен либо обустройство отдельного канализационного выпуска и контрольного канализационного колодца является для абонента экономически нецелесообразным ввиду небольших объемов сброса сточных вод. В последнем случае абоненты не лишены права выбрать наиболее благоприятный для них порядок оплаты, в том числе по фактическому содержанию загрязняющих веществ, обеспечив проведение контроля за составом и свойствами сточных вод путем осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 10 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, и подачи декларации сточных вод, сбрасываемых с объекта.
В настоящем случае судом первой инстанции верно установлено, что по каждому из объектов ответчика среднесуточные объемы сбрасываемых сточных вод составляют менее 30 кубических метров, а декларация в отношении сточных вод, сбрасываемых с объектов, предприятием не подавалась.
При таких обстоятельствах у общества имелись основания для расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по пункту 203 Правил N 644.
Указанная позиция соответствует изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2022 по делу N А42-4863/2021.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что применительно к спорной ситуации, с учетом объема сбрасываемых сточных вод с объекта ответчика менее 30 куб. м в сутки, отсутствия отбора проб сточных вод и декларации, а также осуществления предприятием деятельности по производству пара и горячей воды (тепловой энергии), указанной пункте 203 Правил N 644, ответчик относится к категории абонентов, перечень которых регламентирован во втором абзаце пункта 203 Правил N 644, в отношении которых при расчете платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод применяется формула, указанная в пункте 203 Правил N 644.
Расчет истца судом проверен и признан методологически и арифметически верным.
Довод жалобы о том, что выставляемые обществом счета-фактуры не позволяют идентифицировать по какому адресу и в соответствии с каким объемом произведен расчет, опровергаются материалами дела. Так, в материалы дела представлены счета об оплате, к которым приложены акты и акты приема-передачи стоков. В данных актах указаны адрес абонента, а также конкретные места установки прибора учета.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2021 по делу N А53-11444/2021, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.11.2022 по делу N А53-302/2022.
Требования о взыскании неустойки удовлетворены судом первой инстанции с учетом положений статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6.2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474.
Решение суда первой инстанции в части взыскания пени истцом не обжалуется.
Доводы в части взысканной судом первой инстанции неустойки в апелляционной жалобе не приведены, в силу чего исходя из пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" у апелляционного суда отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции в указанной части.
С учетом изложенного, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2024 (мотивированное решение от 26.02.2024) по делу N А53-41434/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального предприятия г. Новошахтинска "Коммунальные котельные и тепловые сети" (ИНН6151009775, ОГРН 1026102484320) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Судья |
Т.Р. Фахретдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-41434/2023
Истец: ООО "ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ", ООО "Водные ресурсы"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ Г.НОВОШАХТИНСКА "КОММУНАЛЬНЫЕ КОТЕЛЬНЫЕ И ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"