г. Тула |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А09-6258/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.04.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственность "Русинвест" (г. Брянск, ОГРН 1103256004906, ИНН 3250519122) - Супруна А.А. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие заинтересованного лица - Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909), извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственность "Русинвест" на решение Арбитражного суда Брянской области от 07.12.2023 по делу N А09-6258/2022 (судья Чернякова А.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственность "Русинвест" (далее - ООО "Русинвест", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской городской администрации (далее - администрация) о признании недействительным пункта 1 приложения N 1 к постановлению Брянской городской администрации от 11.07.2022 N 2401-П "О демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, размещенных на территории Володарского района города Брянска".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 07.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО "Русинвест" обжаловало его в апелляционном порядке. Полагает, что Положение о взаимодействии органов муниципальной власти города Брянска при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, утвержденное постановлением Брянской городской администрации от 22.06.2017 N 2218-п (далее - Положение N 2218-п), на основании которого вынесено оспариваемое постановление, в рассматриваемом случае неприменимо, поскольку торговый объект общества является объектом капитального строительства. В этой связи, по мнению заявителя, постановление администрации в оспариваемой части нельзя признать законным и обоснованным. Кроме того, отмечает, что из оспариваемого постановления не усматривается, на каком основании проводился муниципальный контроль в отношении торгового павильона ООО "Русинвест" и на каком основании сделан вывод о незаконном размещении павильона общества.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила, представителя в судебное заседание не направила, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Брянской городской администрации от 14.11.2007 N 2562-п "Об утверждении положения о временных объектах на территории города Брянска", соглашения Брянской городской администрации и ГАУ "МФЦ в г. Брянске" от 22.06.2011 N 22 и дополнительных соглашений к нему от 28.06.2011 N 1, от 07.07.2011 N 2 назначены и проведены конкурсы по продаже права на получение паспортов временных объектов.
ООО "Русинвест" 19.09.2012 выдан паспорт временного объекта N В-0005/11, адресный ориентир: улица Речная, около железнодорожного вокзала Брянск-1, сроком действия до 19.09.2017.
Постановлением Брянской городской администрации от 06.10.2017 N 3456-п прекращено действие паспорта временного объекта от 19.09.2012 N В-0005/11 в связи с неосуществлением обществом торговой деятельности более одного месяца со дня выдачи паспорта временного объекта без уважительных причин в месте, указанном в паспорте, и истечением срока действия паспорта.
Общество 16.04.2018 обратилось в Брянскую городскую администрацию с заявлением о выдаче (продлении) срока действия паспорта временного объекта от 19.09.2012 N В-0005/11 на срок 5 лет с осуществлением необходимых действий для включения в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Брянска, нестационарного торгового объекта (павильона) с местом размещения по адресу: г. Брянск, ул. Речная, около железнодорожного вокзала Брянск-1.
Письмом от 15.05.2018 N 7/25-4344 администрация отказала обществу во включении спорного нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Брянска ввиду отсутствия гарантий размещения НТО в испрашиваемом заявителем месте в течение установленного нормативом 5-летнего срока. Также в письме администрации содержалась информация о планируемом создании в испрашиваемой части улицы Речной дорожно-транспортного узла "Брянск-Орловский", включая железнодорожную и автобусную станции, новую транспортную кольцевую развязку, автостоянку, иные элементы транспортной инфраструктуры, вследствие чего дальнейшее размещение каких-либо нестационарных торговых объектов, как и других временных сооружений, расположенных в центральной части привокзальной площади, создает препятствия для устойчивого развития территории.
Членами рабочей группы Брянской городской администрации 23.12.2021 составлен акт о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства.
По данному факту проверяющими выдано требование от 23.12.2021 N 20, согласно которому владельцу объекта предлагается в течение 10 дней с момента получения требования в добровольном порядке за счет собственных средств самостоятельно демонтировать и (или) переместить незаконно размещенный объект, не являющийся объектом капитального строительства и освободить земельный участок от незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства без ущерба для эстетического состояния земельного участка.
При этом в требовании указано, что в случае его неисполнения незаконно размещенный объект, не являющийся объектом капитального строительства, будет демонтирован и (или) перемещен в принудительном порядке и перемещен к месту хранения по адресу: МБУ "ДУ" г. Брянска по адресу: 241037, г. Брянск, пр-т. Станке-Димитрова, д. 41.
Брянской городской администрацией 11.07.2022 принято постановление N 2401-П "О демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, размещенных на территории Володарского района города Брянска", в том числе согласно пункту 1 приложения N1 - нестационарного торгового объекта - павильона, расположенного по адресному ориентиру: г. Брянск, ул. Речная, около ж/д вокзала "Брянск - 1" на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Общество, полагая, что пункт 1 приложения N 1 постановления Брянской городской администрации от 11.07.2022 N 2401-П, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 3 и части 2 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли и по вопросам, связанным с созданием таких условий, вправе издавать муниципальные правовые акты в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется в соответствии с Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденным Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 N 803 (далее - Положение N 803).
Уполномоченным органом местного самоуправления на предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Брянска, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Брянска, является Брянская городская администрация, в соответствии с Положением об управлении и распоряжении земельными участками на территории города Брянска (пункт 1.5), утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29.04.2015 N 168.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введена статья 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Исходя из положений подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 и статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута при размещении нестационарных торговых объектов; размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ и паспорта временного объекта в соответствии с Положением N 803.
Согласно пунктам 3.4, 3.8 Положения N 803 в паспорте временного объекта указывается дата выдачи, срок его действия владелец нестационарного торгового объекта - победитель конкурса (победитель аукциона) лицо, получившее право на размещение нестационарного торгового объекта), а также иные сведения, определяемые Брянской городской администрацией при утверждении формы паспорта.
Период функционирования нестационарных торговых объектов для оказания услуг торговли, общественного питания, бытовых и прочих услуг населению для киосков, павильонов, торговых автоматов (вендинговых автоматов) - 5 лет со дня выдачи паспорта временного объекта.
В данном случае ООО "Русинвест" 19.09.2012 выдан паспорт временного объекта N В-0005/11, адресный ориентир: улица Речная, около железнодорожного вокзала Брянск-1, сроком действия до 19.09.2017.
Брянской городской администрацией 06.10.2017 издано постановление N 3456-п о прекращении действия паспорта временного объекта N В-0005/11, выданного ООО "Русинвест".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Частью 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 24 Устава города Брянска Брянский городской Совет народных депутатов является представительным органом местного самоуправления города Брянска, к полномочиям которого согласно пункту 26.1 части 2 статьи 30 Устава города Брянска относится разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Брянским городским Советом народных депутатов принято Положение о порядке подготовки материалов для разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска от 01.07.2011 N 556 (далее - Положение N 556).
В силу пункта 5 Положения N 556 предложения о включении торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска готовят районные администрации города Брянска самостоятельно (в том числе по инициативе субъектов малого и среднего предпринимательства). Предложения о включении торговых объектов в Схему согласовываются с органами государственной власти и органами Брянской городской администрации. После получения согласований всех необходимых служб районные администрации направляют предложения о включении торговых объектов в схему для рассмотрения в Брянский городской Совет народных депутатов.
Брянский городской Совет народных депутатов рассматривает и утверждает в установленном порядке схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, а также внесения в нее изменений в установленном действующим Положением порядке.
Таким образом, нестационарные торговые объекты на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Брянска, и земельных участках на территории города Брянска, государственная собственность на которые не разграничена, могут размещаться исключительно на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.
Соответствующие правоотношения в настоящее время регулируются на основании решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27.04.2016 N 405 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска".
В случае, если нестационарные торговые объекты не включены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, они подлежат демонтажу и (или) перемещению в порядке, установленном постановлением Брянской городской администрации от 22.06.2017 N 2218-п.
Спорный торговый объект с местом размещения по адресу: г. Брянск, ул. Речная, около железнодорожного вокзала "Брянск-1", не включен в установленном порядке в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.04.2016 N 405. Срок действия паспорта временного объекта ООО "Русинвест" от 19.09.2012 N В-0005/11 истек 19.09.2017.
Таким образом, спорный объект размещен в отсутствие законных оснований.
Вывод об отсутствии у общества правовых оснований для размещения спорного павильона сделан также судами в рамках дела N А09-305/2022 по заявлению ООО "Русинвест" о признании недействительным требования Брянской городской администрации от 23.12.2021 N 20 о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства.
В указанном споре ООО "Русинвест" также ссылалось на то, что предлагаемый к демонтажу объект является капитальным строением.
Данный довод отклонен судами как не имеющий правового значения для разрешения спора по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ, пунктами 16, 62 ГОСТа Р 51303-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 N 582-ст, пунктом 4.1.1 ГОСТа Р 54608-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2011 N 742-ст, пунктом 3.14 ГОСТа Р 51773-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 N 771-ст, павильон является временным сооружением и квалифицируется как нестационарный торговый объект, что не позволяет отнести его к объектам недвижимого имущества.
Таким образом, такой объект как "павильон" не может быть отнесен к объектам капитального строительства и его размещение возможно по процедуре, предусмотренной Законом N 381-ФЗ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы доказательств нарушения порядка проведения проверки, в частности Положения о взаимодействии органов муниципальной власти города Брянска при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, и Положения о рабочих группах при районных администрациях города Брянска по проведению демонтажа и (или) перемещения незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 22.06.2017 N 2218-п, материалы дела не содержат. При этом суд, как обоснованно отметил суд, такие мероприятия проводятся без непосредственного взаимодействия с субъектом предпринимательской деятельности, поскольку позволяют выявить нахождение не предусмотренного схемой размещения (или правоустанавливающими документами) объекта в процессе визуального осмотра территории.
Кроме того, по мнению апелляционной коллегии, поведение общества, допустившего в отсутствие законных оснований размещение объекта, обладающего признаками объекта капитального строительства, и ссылающегося на данное обстоятельство, как на основание для отмены оспариваемого ненормативного правового акта, нельзя признать добросовестным.
Пунктами 1, 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Несоблюдение данного требования влечет отказ в защите лицу, допустившему такое злоупотребление.
На основании изложенного в удовлетворении заявленных ООО "Русинвест" требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 07.12.2023 по делу N А09-6258/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6258/2022
Истец: ООО "Русинвест"
Ответчик: Брянская городская администрация
Третье лицо: ООО "Проект-сервис", ООО Эксперту "Проект-Сервис" Левковичу Н.Н.
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2025 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5539/2024
03.10.2024 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4188/2024
27.04.2024 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-580/2024
07.12.2023 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-6258/2022