г. Вологда |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А52-1861/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 апреля 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Болдыревой Е.Н. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Логос" Баташовой М.Г. временно исполняющей обязанности генерального директора на основании приказа от 01.04.2024 N 2-Л, Шолоховой М.С. по доверенности от 12.07.2023 N 1207/23-01, от Псковской таможни Васильевой О.В. по доверенности от 29.12.2023 N 08-31/107, Красновой О.М. по доверенности от 29.12.2023 N 08-31/96,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Логос" и Псковской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 17 ноября 2023 года делу N А52-1861/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Логос" (ОГРН 1027739284462, ИНН 7720000462; адрес: 121471, Москва, Можайское шоссе, дом 37, помещение IА, комната 7; далее - ООО "Фирма "Логос", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (том 7, лист 108; том 9, листы 1-2, 30), о признании незаконными и отмене решений Псковской таможни (ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031; адрес: 180000, город Псков, улица Воровского, дом 20; далее - таможня, таможенный орган):
от 06.02.2023 N РКТ-10209000-23/000002, РКТ-10209000-23/000003, РКТ-10209000-23/000004, РКТ-10209000-23/000005, РКТ-10209000-23/000006, РКТ-10209000-23/000007, РКТ-10209000-23/000008, РКТ-10209000-23/000009, РКТ-10209000-23/000010, РКТ-10209000-23/000011, РКТ-10209000-23/000012, РКТ-10209000-23/000013, РКТ-10209000-23/000014, РКТ-10209000-23/000015, РКТ-10209000-23/000016, РКТ-10209000-23/000017, РКТ-10209000-23/000018, РКТ-10209000-23/000019, РКТ-10209000-23/000020, РКТ-10209000-23/000021, РКТ-10209000-23/000022, РКТ-10209000-23/000023, РКТ-10209000-23/000024, РКТ-10209000-23/000025, РКТ-10209000-23/000026, РКТ-10209000-23/000027, РКТ-10209000-23/000028, РКТ-10209000-23/000029 о классификации товара;
от 08.02.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары (далее - ДТ) N 10013160/090722/3341910, 10013160/020722/3329754, 10013160/290522/3271356,10013160/290322/3177988;
от 07.02.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10013160/010322/3127985, 10013160/070222/3068629, 10013160/201121/0729456, 10013160/151121/0715495, 10013160/051221/3010051, 10013160/201121/0729609, 10013160/301021/0678795, 10013160/241021/0660755, 10013160/270821/0526369, 10013160/241021/0660803, 10013160/290621/0395346, 10013160/140721/0428624, 10013160/170421/0221930, 10013160/040221/0052657, 10013160/251220/0755859, 10013160/011120/0613753, 10013160/240321/0165541, 10013160/310820/0464658, 10013160/200220/0085975, 10013160/300420/0221987, 10013160/240420/0211070, 10013160/210520/0254969, 10013160/020720/0332636, 10013160/090420/0187768;
о возложении на таможню обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем предоставления льготы в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ);
о взыскании с таможни в пользу общества расходов по уплате государственной пошлины в размере 174 000 руб.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Центральное таможенное управление (ОГРН 1037739218758, ИНН 7708014500; адрес: 107140, Москва, Комсомольская площадь, дом 1, строение 1; далее -управление).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 17 ноября 2023 года заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемые решения таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ после выпуска от 08.02.2023 N 10013160/090722/3341910, 10013160/020722/3329754, 10013160/290522/3271356,10013160/290322/3177988, от 07.02.2023 N 10013160/010322/3127985, 10013160/070222/3068629, 10013160/201121/0729456, 10013160/151121/0715495, 10013160/051221/3010051, 10013160/201121/0729609, 10013160/301021/0678795, 10013160/241021/0660755, 10013160/270821/0526369, 10013160/241021/0660803, 10013160/290621/0395346, 10013160/140721/0428624, 10013160/170421/0221930, 10013160/040221/0052657, 10013160/251220/0755859, 10013160/011120/0613753, 10013160/240321/0165541, 10013160/310820/0464658, 10013160/200220/0085975, 10013160/300420/0221987, 10013160/240420/0211070, 10013160/210520/0254969, 10013160/020720/0332636, 10013160/090420/0187768 признаны незаконными и отменены в части внесения изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларациях на товары, в графы 36, 44, 47 относительно предоставления льготы в виде освобождения от уплаты НДС; на таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в установленном законом порядке; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано; с таможни в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в общем размере 87 000 руб. за обращении с заявлением об оспаривании решений и при частичном удовлетворении ходатайства общества о принятии обеспечительных мер (84 000 руб. уплачено по платежному поручению от 20.03.2023 N 204 и 3 000 руб. уплачено по чеку-ордеру от 21.08.2023 N 4985 (том 1, лист 38; том 8, лист 86)).
Общество не согласилось с решением суда в части отказа в удовлетворении требований и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в указанной части и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального, также на неполное выяснение фактических обстоятельств дела, на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Таможня не согласилась с решением суда в части удовлетворения заявленных требований и также обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в указанной части и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие, по ее мнению, оснований для предоставления обществу льготы по НДС в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ, поскольку, как настаивает апеллянт, с учетом сноски <*> к Перечню медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень N 1042, Перечень медицинских товаров), при рассмотрении вопроса о предоставлении освобождения от уплаты НДС необходимо руководствоваться кодом ОКП, указанным в регистрационном удостоверении, однако в данном случае по коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), действовавшей до 31.12.2021, 9019 20 000 0 применение освобождения от уплаты НДС с учетом кода ОКП 94 5210 (94 5200) не предусмотрено.
Представители общества в судебном заседании поддержали доводы и требования своей апелляционной жалобы, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы таможни.
Представители таможни в судебном заседании поддержали доводы и требования своей апелляционной жалобы, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Управление в отзыве с доводами жалобы общества не согласилось, просило решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ООО "Фирма "Логос" в полном объеме.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителя в суд не направило, заявило ходатайство о рассмотрении жалоб в отсутствие своего представителя. В связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей общества и таможни, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, декларантом ООО "Фирма "Логос" в период 23.01.2020 по 09.07.2022 в таможенный орган поданы ДТ N 10013160/230120/0025293, 10013160/240420/0211070, 10013160/020720/0332636, 10013160/251220/0755859, 10013160/170421/0221930, 10013160/270821/0526369, 10013160/301021/0678795, 10013160/201121/0729609, 10013160/010322/3127985, 10013160/200220/0085975, 10013160/300420/0221987, 10013160/310820/0464658, 10013160/040221/0052657, 10013160/290621/0395346, 10013160/241021/0660755, 10013160/151121/0715495, 10013160/051221/3010051, 10013160/290322/3177988, 10013160/090420/0187768, 10013160/210520/0254969, 10013160/011120/0613753, 10013160/240321/0165541, 10013160/140721/0428624, 10013160/241021/0660803, 10013160/201121/0729456, 10013160/070222/3068629, 10013160/290522/3271356, 10013160/020722/3329754, 10013160/090722/3341910, по которым к таможенному оформлению заявлен товар "Консоли для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями" для жизнеобеспечения пациентов в палатах, в том числе операционных, реанимационных, родовых палатах", производитель - ЛК МЕДИКАЛ ДИВИЖН С.Р.Л., товарный знак ЛК МЕДИКАЛ, ОКП 945210, место происхождения - Италия.
Данный товар классифицирован декларантом в подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 9018 90 840 9.
Указанный классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС применяется к следующему товару "прочие инструменты и оборудование, прочие" и предусматривает уплату ввозной таможенной пошлины в размере 0 % от таможенной стоимости товаров, а также освобожденные от уплаты НДС.
Номер ДТ |
Номер, дата контракта |
Номер, дата спецификации |
||
10013160/013222/3127985 |
219/FL/3 от 23.10.2019 |
29 от 22.02.2022 |
||
10013160/011120/0613753 |
219/FL/3 от23.10.2019 |
12 от 15.09.2020 |
||
10013160/230120/0025293 |
219/FL/3 от 23.10.2019 |
4 от 17.01.2020 |
||
10013160/300420/0221987 |
219/FL/3 от 23.10.2019 |
7/1 от 20.02.2020 |
||
10013160/040221/0052657 |
219/FL/3 от 23.10.2019 |
14 от 07.12.2020 |
||
10013160/200220/0085975 |
219/FL/3 от 23.10.2019 |
5 от 10.02.2019 |
||
10013160/240321/0165541 |
219/FL/3 от 23.10.2019 |
15 от 23.10.2019 |
||
10013160/090420/0187768 |
219/FL/3 от 23.10.2019 |
5 от 31.01.2020 |
||
10013160/240420/0211070 |
219/FL/3 от23.10.2019 |
7 от 20.02.2020 |
||
10013160/170421/0221930 |
219/FL/3 от 23.10.2019 |
16 от 22.03.2021 |
||
10013160/210520/0254969 |
219/FL/3 от 23.10.2019 |
8 от 30.04.2020 |
||
10013160/020720/0332636 |
219/FL/3ot23.10.2019 |
9 от 19.06.2020 |
||
10013160/290621/0395346 |
219/FL/3 от 23.10.2019 |
17 от 10.06.2021 |
||
10013160/140721/0428624 |
219/FL/3 от 23.10.2019 |
18 от 09.06.2021 |
||
10013160/310820/0464658 |
219/FL/3 от 23.10.2019 |
11 от 25.06.2020 |
||
10013160/270821/0526369 |
219/FL/3 от 23.10.2019 |
19 от 17.06.2021 |
||
10013160/241021/0660755 |
219/FL/3 |
от |
23.10.2019 |
20 от 07.07.2021 |
10013160/241021/0660803 |
219/FL/3 |
от |
23.10.2019 |
21 от 07.07.2021 |
10013160/301021/0678795 |
219/FL/3 |
от |
23.10.2019 |
22 от 13.07.2021 |
10013160/151121/0715495 |
219/FL/3 |
от |
23.10.2019 |
23 от 29.06.2021 |
10013160/201121/0729456 |
219/FL/3 |
от |
23.10.2019 |
24 от 02.08.2021 |
10013160/201121/0729609 |
219/FL/3 |
от |
23.10.2019 |
25 от 02.08.2021 |
10013160/251220/0755859 |
219/FL/3 |
от |
23.10.2019 |
13 от 13.10.2020 |
10013160/051221/3010051 |
219/FL/3 |
от |
23.10.2019 |
26 от 31.08.2021 |
10013160/070222/3068629 |
219/FL/3 |
от |
23.10.2019 |
28 от 01.02.2022 |
10013160/290322/3177988 |
219/FL/3 |
от |
23.10.2019 |
30 от 23.03.2022 |
10013160/290522/3271356 |
2022/FL/10 |
от 19.05.2022 |
1 от 19.05.2022 |
|
10013160/020722/3329754 |
2022/FL/11 |
от 23.05.2022 |
2 от 27.06.2022 |
|
10013160/090722/3341910 |
2022/FL/11 |
от 23.05.2022 |
3 от 27.06.2022 |
Поставщик товара является его производителем.
Товар, поставленный в рамках указанных контрактов, приложений к ним, выпущен Московской областной таможней окончательно в режиме импорта по таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 9018 90 840 9 - приборы и устройства, применяемые в медицине - инструменты и оборудование, прочие, в соответствии с которым ставка ввозной таможенной пошлины составляет 0 % от таможенной стоимости товаров с преференцией согласно графе 36 ДТ - освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий.
Таможня на основании статей 324, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) провела проверку документов и сведений, представленных при таможенном декларировании, после выпуска товаров по вопросу правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС.
По результатам таможенной проверки по каналу электронной связи в личном кабинете заявитель получил акт камеральной таможенной проверки от 28.12.2022 N 10209000/210/281222/А00658 в сокращенном виде (полный текст акта получен 11.01.2023 посредством почтового отправления).
В рамках проведенной дополнительной проверки документов и сведений таможенным органом приняты решения от 06.02.2023 об изменении классификационного кода товаров на 9019 20 000 0 в отношении всех вышеуказанных ДТ, а именно решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС за следующими регистрационными номерами:
Номер ДТ |
Регистрационный номер решения о классификации товара |
10013160/013222/3127985 |
РКТ-10209000-23/000017 |
10013160/011120/0613753 |
РКТ-10209000-23/000023 |
10013160/300420/0221987 |
РКТ-10209000-23/000004 |
10013160/040221/0052657 |
РКТ-10209000-23/000027 |
10013160/200220/0085975 |
РКТ-10209000-23/000002 |
10013160/240321/0165541 |
РКТ-10209000-23/000026 |
10013160/090420/0187768 |
РКТ-10209000-23/000029 |
10013160/240420/0211070 |
РКТ-10209000-23/000003 |
10013160/170421/0221930 |
РКТ-10209000-23/000025 |
10013160/210520/0254969 |
РКТ-10209000-23/000005 |
10013160/020720/0332636 |
РКТ-10209000-23/000006 |
10013160/290621/0395346 |
РКТ-10209000-23/000008 |
10013160/140721/0428624 |
РКТ-10209000-23/000022 |
10013160/310820/0464658 |
РКТ-10209000-23/000007 |
10013160/270821/0526369 |
РКТ-10209000-23/000009 |
10013160/241021/0660755 |
РКТ-10209000-23/000011 |
10013160/241021/0660803 |
РКТ-10209000-23/000019 |
10013160/301021/0678795 |
РКТ-10209000-23/000021 |
10013160/151121/0715495 |
РКТ-10209000-23/000010 |
10013160/201121/0729456 |
РКТ-10209000-23/000020 |
10013160/201121/0729609 |
РКТ-10209000-23/000012 |
10013160/251220/0755859 |
РКТ-10209000-23/000028 |
10013160/051221/3010051 |
РКТ-10209000-23/000018 |
10013160/070222/3068629 |
РКТ-10209000-23/000013 |
10013160/290322/3177988 |
РКТ-10209000-23/000014 |
10013160/290522/3271356 |
РКТ-10209000-23/000016 |
10013160/020722/3329754 |
РКТ-10209000-23/000015 |
10013160/090722/3341910 |
РКТ-10209000-23/000024 |
Ввезенному товару таможней присвоен код ТН ВЭД ЕАЭС 9019 20 000 0, применяемый к следующему товару "аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура" и предусматривающий уплату ввозных таможенных пошлин в размере 0 % от таможенной стоимости товаров, НДС в размере 20 %.
В отношении вышеуказанных ДТ за исключением ДТ 10013160/230120/025293 (в связи с истечением трехлетнего периода проведения таможенного контроля после выпуска товаров, установленного статьей 310 Таможенного кодекса ТК ЕАЭС) вынесены решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, в результате чего доначислены платежи по НДС в следующем размере:
Номер ДТ |
Сумма доначислений, руб. |
10013160/013222/3127985 |
628096,03 |
10013160/011120/0613753 |
1621923,28 |
10013160/300420/0221987 |
2084470,75 |
10013160/040221/0052657 |
165105,32 |
10013160/200220/0085975 |
203485,69 |
10013160/240321/0165541 |
1325248,17 |
10013160/090420/0187768 |
49340.46 |
10013160/240420/0211070 |
2480982,26 |
10013160/170421/0221930 |
3763,86,80 |
10013160/210520/0254969 |
3416620,52 |
10013160/020720/0332636 |
392782.90 |
10013160/290621/0395346 |
124767,93 |
10013160/140721/0428624 |
198650,67 |
10013160/310820/0464658 |
134785,60 |
10013160/270821/0526369 |
2369446,70 |
10013160/241021/0660755 |
1569242,05 |
10013160/241021/0660803 |
2060797,54 |
10013160/301021/0678795 |
4275641,24 |
10013160/151121/0715495 |
2129367,23 |
10013160/201121/0729456 |
1514480,31 |
10013160/201121/0729609 |
3114465,64 |
10013160/251220/0755859 |
1438066,04 |
10013160/051221/3010051 |
969103,71 |
10013160/070222/3068629 |
946100,44 |
10013160/290322/3177988 |
413302,90 |
10013160/290522/3271356 |
4425579,66 |
10013160/020722/3329754 |
4902468,20 |
10013160/090722/3341910 |
940347,50 |
Не согласившись с назваными решениями таможни, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что таможня верно классифицировала спорные товары, заявленные в спорных ДТ, по коду ТН ВЭД ЕАЭС 9018 90 840 9, в связи с этим отказал в признании незаконными решений ответчика от 06.02.2023 о классификации товара.
Вместе с тем суд признал обоснованными доводы общества о наличии у него права на применение льготы в виде освобождения от уплаты НДС в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ в отношении спорного товара, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации.
Апелляционная инстанция согласна с решением суда, поскольку при его принятии суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государств - членов ЕАЭС.
В силу части 2 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) что при обнаружении таможенным органом как до выпуска товара, так и после выпуска товара его неверной классификации таможенный орган осуществляет классификацию товара и принимает решение о классификации товара. Решение о классификации товара подготавливается в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица таможенного органа. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет форму и порядок заполнения решения о классификации товара, подготовленного в виде документа на бумажном носителе, порядок и сроки его принятия, а также формат и структуру решения о классификации товара, подготовленного в виде электронного документа.
Ранее действовавшим Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены ТН ВЭД ЕАЭС и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, частью которого являются основные правила интерпретации (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИ.
Для целей правильного определения классификационного кода товара необходимо установление его основных свойств, материала изготовления, характеристик, функционального назначения и области применения.
Порядок применения ОПИ ТН ВЭД регламентирован Положением о порядке применения ТН ВЭД ЕАЭС при классификации товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522.
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5, 6 ОПИ ТН ВЭД. Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей ОПИ 1 ТН ВЭД ЕАЭС также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (ОПИ 6 ТН ВЭД).
В спорных случаях арбитражный суд проверяет правильность применения таможенным органом при принятии решения о классификации товара ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, имея в виду при этом, что решение о классификации товара с учетом внешнеэкономической деятельности декларантов является прерогативой таможенных органов.
Согласно абзацам второму и третьему пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД ЕАЭС, руководствуясь ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 ТК ЕАЭС решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров (далее - Комиссия), если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД ЕАЭС судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Основанием для вывода о неправомерности оспариваемого в суде решения о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС является неправильная классификация товара таможенным органом.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что по спорным ДТ общество задекларировало консоли для распределения медицинских газов и электропитания в вариантах исполнения: OKI PLUS, OKI VERTICAL, OKI ISOLA, OKI CIELO и отнесло их к товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно тексту товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения.
Как следует из Пояснений к товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС, в данную товарную позицию включается очень широкий диапазон приборов и устройств, которые в большинстве случаев используются только в профессиональной практике (например, врачами, хирургами, стоматологами, ветеринарными хирургами, акушерками) либо для постановки диагноза, профилактики или лечения болезни, либо для оперирования и т.д. Приборы и устройства для анатомической работы или для вскрытия трупов, анатомирования и т.д. также включаются, как включаются при определенных условиях приборы и устройства для стоматологических лабораторий.
При этом в данную товарную позицию не включаются: (м) устройства для механотерапии, кислородной терапии, озоновой терапии, искусственного дыхания, аэрозольной терапии, массажные аппараты и т.д. товарной позиции 9019 ТН ВЭД ЕАЭС.
Избранная таможней товарная позиция 9019 ТН ВЭД ЕАЭС предназначена для аппаратуры для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочей терапевтической дыхательной аппаратуры.
Эти аппараты предназначены, например, для подачи кислорода или смеси кислорода и диоксида углерода для вдыхания через маску, для введения аэрозолей, при этом пациент принимает одновременно ингаляцию кислорода и лекарственного средства, диспергированного с помощью микропульверизатора, и подобных целей.
Являясь медицинским оборудованием, декларируемые консоли относятся к многокомпонентному, многофункциональному оборудованию, предназначенному как для распределения медицинских газов для кислородной терапии, озоновой терапии, искусственного дыхания и т.п., так и для подключения к источнику электропитания иной медицинской аппаратуры. При этом каждая из этих функций оборудования обеспечивается соответствующими его частями.
В Пояснениях к товарной позиции 9019 ТН ВЭД ЕАЭС указано, что аппаратура для кислородной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура используется при спасении тонущих, при электротравме, остром отравлении (например, монооксидом углерода), для слабых новорожденных детей, в случаях послеоперационного шока, детского паралича (полиомиелита), острой астмы, недостаточного развития легких и так далее.
К этим устройствам относятся:
(А) Устройства, используемые вместо ручных методов искусственного дыхания, например, механические устройства, работающие путем приложения давления к грудной клетке пациента посредством колебательного движения, принудительного вдоха и т.д.
(Б) Аппараты для собственно кислородной терапии. Они действуют за счет вдыхания кислорода или смеси кислорода и диоксида углерода через маску или путем подачи кислорода в респираторную камеру, состоящую из прозрачной пластмассовой палатки, установленной на кровати пациента.
(В) Устройства, известные как "железные легкие", и аналогичные приспособления. Они состоят в основном из следующих элементов:
(1) Камеры, сделанной из металла, дерева или стекловолокна, для размещения тела пациента (при этом голова остается снаружи) или меньшей камеры из прозрачной пластмассы, покрывающей только грудную клетку.
(2) Независимого устройства, содержащего систему аспирации воздуха и аварийное воздуходувное устройство, которое может иметь силовое или ручное управление.
(3) Толстой воздухонепроницаемой трубы, соединяющей воздуходувную систему и камеру.
Консоли изготавливаются на заводе изготовителе по индивидуальным заказам и комплектуются принадлежностями в соответствии с потребностями заказчика, но в строгом соответствии с количеством, указанным в регистрационном удостоверении Росздравнадзора России от 20.04.2015 N РЗН2015/2591, в котором перечислены варианты исполнения консолей для распределения медицинских газов и электропитания OKI, а также принадлежности к ним с указанием количества, разрешенного к ввозу на территорию Российской Федерации с одним медицинским изделием.
Как установлено судом, согласно представленным спецификациям на товары в комплектацию всех товаров (варианты исполнения OKI PLUS, OKI VERTICAL, OKI TSOLA, OKI CIELO), задекларированным по проверяемым ДТ, входят газосепараторы с линиями выхода медицинских газов.
Товары реализованы обществом в адреса различных организаций, в том числе: АО "ГРУППА КОМПАНИЙ "МЕДСИ" (ИНН 7710641442), ИП Пясецкий Александр (ИНН 772301807405), ООО "АВ-ПЕТЕР" (ИНН 7825052242), ООО "ЛИДЕР-М" (ИНН 7715861096) ООО "МСК-СТРОЙ" (ИНН 7721746341), ООО "РУСЛИМ" (ИНН 7706538675) и др., что подтверждается представленными договорами (в сокращенном виде) и счетами-фактурами (универсальными передаточными документами).
Обществом представлена техническая документация производителя LM MEDICAL DIVISION на "системы распределения медицинских газов ОК1", в том числе на проверяемые варианты исполнения: OKI PLUS, OKI VERTICAL. OKI ISOLA, OKI CIELO.
В целях получения технической документации на проверяемые товары в адрес лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка, направлены требования о представлении документов и (или) сведений:
* в адрес ООО "ABA-ПЕТЕР" письмом от 13.10.2022 N 18-10/40880;
* в адрес АО "ГРУППА КОМПАНИЙ "МЕДСИ" письмом от 13.10.2022 N 18-10/40879.
В ответ на требование о представлении документов и (или) сведений лицам, связанным с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка от 13.10.2022 N 18-10/40879 АО "ГРУППА КОМПАНИИ "МЕДСИ" почтовым отправлением без сопроводительного письма (входящий Псковской таможни от 02.11.2022, реестровый учет) представлены документы, подтверждающие факт поступления от ООО "ФИРМА "ЛОГОС" товаров, а также каталог производителя LM MEDICAL DIVISION на "системы распределения медицинских газов ОК1".
В ответ на требование о представлении документов и (или) сведений лицам, связанным с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка от 13.10.2022 N 18-10/40880 ООО "АВА-ПЕТЕР" письмами от 28.10.2022 (входящие таможни от 28.10.2022, реестровый учет) представлены документы, подтверждающие факт поступления от заявителя товаров, а также Инструкция по установке и эксплуатации консолей для распределения медицинских газов и электропитания OKI модели OKI BASIK, OKI BASIK GAS, OKI PLUS, OKI DESIGN, OKI VERTICAL, OKI FLAT, OK FANTASY, OKI CIELO, OKI ISOLA.
В целях получения технической документации, представленной при регистрации медицинского изделия, таможней направлен запрос в адрес Управления организации государственного контроля и регистрации медицинских изделий Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 10.10.2022 N 18-10/40171.
Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения письмом от 15.11.2022 N 04-72341/22 (входящий таможни от 29.11.2022, реестровый учет) представлено досье на медицинское изделие "консоль для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями" производства "ЛМ Медикал Дивижн С.р.л." Италия, содержащее Руководство по эксплуатации на КОНСОЛЬ для распределения медицинских газов и электропитания, модели OKI, OKI BASIK, OKI BASIK GAS, OKI PLUS, OKI DESIGN, OKI VERTICAL, OKI FLAT, OK FANTASY, OKI CIELO, OKI ISOLA, OKI QUADRO.
Исследовав представленную в материалы дела техническую документацию, каталог производителя товаров, учтя информацию, размещенную на официальном сайте производителя товара в сети Интернет, суд пришли к верному выводу о правильной классификации спорного товара таможней, поскольку по своим свойствам, назначению и характеристикам спорные товары не соответствуют характеристикам товаров, поименованных в товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС.
Так, проанализировав представленную обществом при таможенном декларировании, а также полученную таможенным органом в ходе проведения камеральной таможенной проверки техническую документацию на консоли для распределения медицинских газов и электропитания OKI варианты исполнения: OKI PLUS, OKI VERTICAL, OKI ISOLA, OKI CIELO, судом установлено следующее.
Медицинская консоль для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями (вариант исполнения OKI PLUS) представляет собой настенную конструкцию из горизонтального профиля, в которой интегрированы газосепараторы с линиями выхода медицинских газов. Модель OKI PLUS предназначена для обеспечения подвода медицинских газов (вакуум, кислород, сжатый воздух, углекислый газ, закись азота) и электропитания. Модель OKI PLUS разработана как для общих палат (включая педиатрические, родильных домов) и учреждений по выхаживанию и реабилитации) так и хирургических, гемодиализных палат, интенсивной терапии и реанимации.
Медицинская консоль для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями (вариант исполнения OKI VERTICAL) представляет собой настенную конструкцию из вертикального профиля, в которой интегрированы газосепараторы с линиями выхода медицинских газов. Модель OKI VERTICAL предназначена для обеспечения подвода медицинских газов (вакуум, кислород, сжатый воздух, углекислый газ, закись азота) и электропитания. Консоли OKI VERTICAL - идеальное решение как для стандартных палат, так и для отделений интенсивной терапии и реанимации.
Медицинская консоль для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями (вариант исполнения OKI ISOLA) представляет собой потолочную подвесную систему, предназначенную для обеспечения подвода медицинских газов (вакуум, кислород, сжатый воздух, углекислый газ, закись азота) и электропитания. Консоль комплектуется газосепараторами с линиями выхода медицинских газов. Консоль предназначена для отделений интенсивной терапии и реанимации, операционных.
Медицинская консоль для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями (вариант исполнения OKI CIELO) представляет собой подвесную потолочную систему, предназначенную для обеспечения подвода медицинских газов (вакуум, кислород, сжатый воздух, углекислый газ, закись азота) и электропитания. Консоль комплектуется газосепараторами с линиями выхода медицинских газов. Консоль оборудована освещением, газовыми клапанами, электрическими переключателями и розетками. Система разработана для отделений интенсивной терапии, палат подготовки: и реанимации, требующих нескольких розеток и переключателей для подключения мониторов, аппарата для диализа, респираторов и другого оборудования жизнеобеспечения пациента.
В соответствии с заявленным в спорных ДТ описанием рассматриваемые товары, ввезенные обществом, представляют собой медицинское оборудование: консоли торговой марки OKI для распределения медицинских газов и электропитания, с принадлежностями.
Согласно каталогу изготовителя консоли стационарно монтируются на стену или потолок и оснащены разъемами для подключения медицинской аппаратуры: газосепараторами с линиями выхода газов для подачи кислорода, сжатого воздуха, закиси азота, углекислого газа и др., электрическими розетками, разъемами для подключения к каналам связи (телефон, система вызова медсестры, локальная сеть), а также встроенными светильниками, выключателями, дополнительными устройствами для размещения и фиксации медицинского оборудования (инфузионные стойки, полки для монитора и пр.). Консоли устанавливаются в медицинских учреждениях в общих, хирургических, гемодиализных палатах, а также в палатах интенсивной терапии, реанимации и служат для оптимизации доступа к источникам электропитания, медицинских газов и к линиям связи.
Конкретная конфигурация и комплектация консолей указанных вариантов исполнения (моделей) разъемами и аксессуарами осуществляется по индивидуальным заказам, в соответствии с потребностями заказчика. Стандартных размеров и комплектаций моделей консолей не существует. Комплектация каждой конкретной консоли указывается в спецификациях к контрактам и товаросопроводительных документах на каждую поставку. Согласно данным документам, все ввезенные консоли укомплектованы оборудованием для подачи медицинских газов и оборудованием для подключения к сети электропитания.
Как верно установил суд, в соответствии с информацией, размещенной в сети Интернет на официальном сайте производителя товара "www.lmmedicaldivision.com", а также представленной обществом технической документацией, медицинские консоли - это системы снабжения, оснащенные освещением, системой подачи медицинских газов, электрическими выключателями и розетками. Система была разработана для операционных, отделений интенсивной терапии, кабинетов подготовки и восстановления.
Таким образом, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, функциональное наполнение и оснащение медицинских консолей позволяет не просто размещать оборудование для диагностики, терапии или хирургии и позиционировать устройства, в пространстве, но и подключать оборудование к источникам газов, вакуума, электроэнергии, обеспечивая тем самым их медицинское предназначение, так как сама по себе возможность размещения оборудования без способности подсоединения к системе подачи медицинских газов и электроэнергии исключает терапевтическое применение такого оборудования.
На этом основании задекларированные консоли относятся к медицинскому оборудованию.
Для классификации аппаратуры для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочей терапевтической дыхательной аппаратуры предназначена товарная позиция 9019 ТН ВЭД ЕАЭС.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки таможенным органом исследованы документы и сведения, заявленные декларантом и представленные при таможенном декларировании, полученные в ходе проверки от проверяемого лица, лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам, материалы регистрационного досье на медицинское изделие "консоль для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями", представленное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, а также информация содержащаяся в, открытых источниках (сети Интернет).
Представленная при таможенном декларировании товаров обществом декларация о соответствии РОСС RU Д-1Т.АД37.В.26909/20 от 21.03.2020 до 20.03.2023 подтверждает соблюдение установленных запретов и ограничений в том числе при помещении товара под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления". Представленный сертификат соответствия ESTDI.B002.AM521 от 07.03.2017 по 06.03.2020 также подтверждает соответствие товара требованиям нормативных документов (ГОСТ Р 50444-92).
При этом, как обоснованно указано судом в обжалуемом решении, в силу части 4 статьи 20 ТК ЕАЭС коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
Таким образом, код ТН ВЭД ЕАЭС, указанный в декларации о соответствии и в сертификате соответствия не является обязательным для классификации товаров, тем самым не является доказательством правомерности заявленной обществом классификации.
Вопреки доводам заявителя, выводы ответчика, отраженные в акте таможенной проверки, сформулированы на основании совокупности имеющихся в таможенном органе документов.
Описание консолей для распределения медицинских газов и электропитания OKI варианты исполнения: OKI PLUS, OKI VERTICAL, OKI ISOLA, OKI CIELO, приведенное в акте камеральной таможенной проверки, соответствует сведениям и техническим характеристикам, содержащимся в технической документации производителя.
Судом установлено, что согласно заявленному описанию товары представляют собой медицинское оборудование: консоли для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями. Согласно каталогу изготовителя консоли стационарно монтируются на стену или потолок и оснащены разъемами для подключения медицинской аппаратуры: газосепараторами с линиями выхода газов для подачи кислорода, сжатого воздуха, закиси азота, углекислого газа и др., электрическими розетками, разъемами для подключения к каналам связи (телефон, система вызова, медсестры, локальная сеть), а также встроенными светильниками, выключателями, дополнительными устройствами для размещения и фиксации медицинского оборудования (инфузионные стойки, полки для монитора и пр.). Консоли устанавливаются в медицинских учреждениях в общих, хирургических, гемодиализных палатах, а также в палатах интенсивной терапии, реанимации и служат для оптимизации доступа к источникам электропитания, медицинских газов и к линиям связи.
Конкретная конфигурация и комплектация консолей указанных вариантов исполнения (моделей) разъемами и аксессуарами осуществляется по индивидуальным заказам, в соответствии с потребностями заказчика. Стандартных размеров и комплектаций моделей консолей не существует. Комплектация каждой конкретной консоли указывается в спецификациях к контрактам и товаросопроводительных документах на каждую поставку.
В данном случае классификация товаров может осуществляться с применением правила 3(6) ОПИ ТН ВЭД, согласно которому смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
Из пояснений к данному правилу видно, что фактор, который определяет основное свойство, будет различным для разных видов товаров. Он может, например, определяться природой материала или компонента, его объемом, количеством, массой, стоимостью или же ролью, которую играет этот материал или компонент при использовании товара.
Судом верно установлено, что из представленных технических описаний товара, схем сборки и установки консолей для распределения медицинских газов и электропитания OKI следует, что наиболее сложное технологическое оснащение консолей составляет система подачи медицинских газов (газовые выводы с клапанами, газосеператоры) по отношению к системе подключения электропитания и линий связи с использованием обычных штепсельных розеток и выключателей.
Помимо этого, согласно каталогу изготовителя, товары позиционированы, как "Системы распределения медицинских газов ОК.1".
Исходя из указанных факторов, основное свойство консолей определяется как свойство устройств, для подачи медицинских газов - медицинской аппаратуры для кислородной терапии, озоновой терапии, искусственного дыхания и т.п.
На основании вышеизложенного является верным вывод суда о том, что в соответствии с правилами 1, 3(6) и 6 ОПИ ТН ВЭД рассматриваемые консоли для распределения медицинских газов и электропитания торговой марки OKI подлежат классификации в подсубпозиции 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Ссылка в регистрационном удостоверении на медицинское изделие (том 4, лист 64) на код ОКП 945210 - оборудование для кабинетов и палат не опровергает правильность классификации таможней спорного товара в группе 9019 ТН ВЭД ЕАЭС.
Отклоняя довод заявителя о том, что среди вариантов исполнения "Консоль для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями" в соответствии с РУ N РЗН 2015/2591, есть модели (например, OKI BASIC), конструкция которых вообще не предусматривает размещение газосепаратора с выходами медицинских газов, но нет модели без блока для электрических сетей, поскольку он основной, суд также правомерно исходил из того, что проверенные таможней консоли вариантов исполнения OKI PLUS, OKI VERTICAL, OKI ISOLA, OKI CIELO укомплектованы (могут быть доукомплектованы) системой подачи медицинских газов (газовые выводы с клапанами, газосеператоры).
Как верно указано судом, вариант исполнения консоли OKI BASIC предметом проверки не являлся и в ходе проверки не исследовался. При этом согласно техническому описанию конструкция модели OKI BASIC GAS имеет отсеки, разделяющие электричеством подачу газов. В ней также возможно размещение газосепараторов с линией выходов газа (до 20 штук) и расходомеров (до 20 штук) для контроля потоков газа. Однако существуют также модели (например, консоль OKI PLUS ES L и OKI PLUS ES LL) в которых возможно подключение медицинских газов без электрических компонентов.
Ссылка общества на незаконность принятия таможней решений о классификации в товарной позиции 9019 ТН ВЭД в отношении 175 консолей OKI PLUS, в комплекте которых не указаны газовые сепараторы, что, как считает апеллянт, свидетельствует о том, что при фактическом отсутствии газовых сепараторов такие консоли не могут использоваться для дыхательной терапии, отклоняется коллегией судей как несостоятельная.
Вопреки доводам заявителя, все спорные решения о классификации товаров в товарной позиции 9019 ТН ВЭД приняты таможенным органом на основании анализа документов и сведений, полученных при проведении камеральной таможенной проверки.
При проведении проверки на консоли модели OKI PLUS таможней получены инструкция по эксплуатации (том 4, листы 21-24), регистрационное удостоверение на медицинское изделие с приложением (том 4, листы 64-67) и декларации о соответствии, из которых прямо следует, что консоли данной модификации OKI PLUS предназначены для распределения медицинских газов и электропитания, для них предусмотрена комплектация газовыми сепараторами.
Кроме того, самим заявителем в графе 31 ДТ, в том числе и в отношении консолей OKI PLUS, в комплекте которых не были указаны газовые сепараторы, заявлено, что такие консоли предназначены именно для распределения медицинских газов и электропитания.
Из вышеперечисленных доказательств, имеющихся в деле, следует четкое предназначение изготовителем консолей данной модели (OKI PLUS), как и консолей других проверяемых модификаций, в том числе для подачи медицинских газов.
На основании изложенного таможней правомерно выделено основное предназначение для дыхательной терапии по основаниям, указанным в названных документах, полученных в ходе проверки.
При принятии спорных решений о классификации товаров в товарной позиции 9019 ТН ВЭД ЕАЭС таможня обоснованно исходила из того, что классифицирующей характеристикой спорных товаров является именно предназначение медицинских изделий, что следует из ее текста: "... аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура".
Следовательно, отсутствие у рассматриваемых консолей в выполнении OKI PLUS газовых сепараторов для подачи газов и осуществления дыхательной терапии является частным случаем комплектации медицинских изделий, не влияющим на их предназначение изготовителем, что в данном случае служит классифицирующей характеристикой для принятия решения о классификации товара в товарной позиции 9019 ТН ВЭД ЕАЭС.
Довод общества о том, что основное свойство консолей определяется электрическими приборами, предназначенными для подвода электропитания -розетками, выключателями и т.п., также правомерно отклонен судом, поскольку эти компоненты также указаны в регистрационном удостоверении на медицинское изделие, как принадлежности консолей. Следовательно, указанный обществом критерий оценки таких компонентов, как принадлежностей в рассматриваемом случае не применим.
В целях разрешения вопроса о классификации товаров и отнесении их к товарной позиции 9018 ТНВЭД ЕАЭС либо 9019 ТНВЭД ЕАЭС таможенном органом правомерно применено правило 3(6) ОПИ ТНВЭД.
Заключение специалиста N 23-ТИ/031, полученное заявителем в досудебном порядке, и письмо производителя (том 4, листы 18-20; том 6, листы 1-66), на которых настаивает общество, не опровергают выводов таможенного органа.
Ссылка общества на письмо Росздравнадзора от 20.03.2023 N 10-14881/23 (том 7, листы 45-46), согласно которому товары "Консоли для распределения медицинских газов и электропитания" относятся к разделу 2 "Вспомогательные и общебольничные медицинские изделия" Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, и не могут быть отнесены к терапевтической дыхательной аппаратуре для кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания, относимой к разделу 1 "Анестезиологические и респираторные медицинские изделия" Номенклатурной классификации, отклоняется апелляционным судом, поскольку правила классификации, действующие в ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД), отличаются от Номенклатурной классификации тем, что в определенных случаях позволяют оценивать функциональное назначение или компонентный состав не всего товара в целом, а его отдельные функции или компоненты, выделять среди них основные и классифицировать товар так, как если бы он выполнял только одну основную функцию или состоял только из одного основного компонента.
В этом состоит правило 3(6) ОПИ ТН ВЭД, на основании которого в рассматриваемом случае таможней приняты спорные решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и которое неприменимо при отнесении медицинских изделий к категориям Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что Номенклатурная классификация не может определять классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, является правомерным.
На основании вышеизложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что решения о классификации товара и о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ в части классификации товара являются законными, следовательно в удовлетворении заявленных требований в этой части отказано правомерно.
Вместе с тем суд пришел к выводу о наличии у общества права на применение льготы по НДС на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ в отношении спорного товара.
Удовлетворяя требования общества в указанной части, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относится НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
При этом в пункте 4 статьи 53 ТК ЕАЭС установлено, что для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства - члена, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса они подлежат уплате.
Следовательно, исчисление НДС должно осуществляться в соответствии с нормами НК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 названного Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 149 упомянутого Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень медицинских товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила N 1416), подлежащих обращению на территории Российской Федерации, устанавливающие порядок их государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 6 названных Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
В силу подпункта "и" пункта 56 Правил N 1416 (в редакции, действовавшей на момент выдачи представленного заявителем при декларировании товара и подачи ДТ регистрационного удостоверения) в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается код общероссийского классификатора продукции (ОКП) для медицинского изделия.
Согласно подпункту "и" пункта 56 Правил N 1416 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 160) в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Перечень N 1042 в отношении товаров, освобождаемых от налогообложения НДС, содержит наименование товара и ссылку на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93, а также сведения о соответствующем коде по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и ТН ВЭД ЕАЭС, которые применяются с учетом примечаний.
Из примечания 1 к Перечню N 1042 следует, что для целей применения раздела I данного перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из сносок <*> <******> к Перечню N 1042, код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005-93. Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.
Соответственно, единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП (ОКПД 2) ввезенного товара, является его регистрационное удостоверение.
Содержащиеся в регистрационных удостоверениях и приложениях к ним сведения о подклассе и наименованиях групп продукции позволяют однозначно соотнести данную продукцию с группой (кодом), поименованной в Перечне, и являются достаточными для подтверждения льготы по НДС как при ввозе на территорию РФ (в соответствии с пунктом 2 статьи 150 НК РФ), так и при реализации на территории РФ (в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ).
Как установлено, таможенным органом, согласно графе 36 "Преференция" вышеперечисленных ДТ в четвертом элементе указан буквенный код "ХТ" (Освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий).
При декларировании в графе 44 вышеуказанных ДТ под кодом вида документа "07012" декларантом заявлен номер регистрационного удостоверения от 20.04.2015 N РЗН2015/2591 на медицинское изделие с указанием кода ОКП - 94 5210.
Данное регистрационное удостоверение представлено в сканированном виде в электронных комплектах документов к проверяемым ДТ (том 4, листы 64-66).
В отношении проверяемых товаров при таможенном декларировании представлено освобождение от уплаты НДС (20 %) в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий в общей сумме 44 344 718 руб. 56 коп.
Как настаивает таможенный орган, с учетом сноски <*> к Перечню медицинских товаров при рассмотрении вопроса о предоставлении обществу освобождения от уплаты НДС таможенный орган руководствовался кодом ОКП, указанным в регистрационном удостоверении и пришел к выводу, что в данном случае по коду ТН ВЭД ЕАЭС 9019 20 000 0 применение освобождения от уплаты НДС не предусмотрено, следовательно, по мнению ответчика, НДС подлежит уплате заявителем по ставке 20 %.
Вместе с тем, как указано ранее в настоящем постановлении, в соответствии с примечанием 1 к Перечню N 1042 для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и не оспаривается таможней, в 2015 году действовал Общероссийский классификатор продукции (ОКП) в соответствии с которым в регистрационном удостоверении от 20.04.2015 N РЗН 2015/2591 медицинским изделиям "Консоли для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями" был присвоен код ОКПО 945210 (включен в код ОКПО 945200).
В соответствии с приказом Росстандарта России от 31.01.2014 N 14-ст (с изменениями, внесенными приказом Росстандарта России от 10.11.2015 N 1745-ст) с 1 января 2017 года утратил силу Общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005-93 и введен в действие Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
При этом в соответствии с Правилами N 1416 внесение изменений в регистрационное удостоверение на медицинское изделие по причине изменения кода ОКП на код ОКПД2 не осуществляется.
Следовательно, доводы таможенного органа об отсутствии у общества права на применение льготы по НДС, основанные на том, что регистрационное удостоверение на медицинское изделие "Консоль для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями", в котором указан код ОКПД2 - 32.50.50.190, позволяющий применять спорную льготу, получено обществом только 10.03.2023 9\то м8, листы 37-39), не основаны на нормах права и сделаны без учета положений Правил N 1416.
Как верно указано судом в обжалуемом решении, согласно письму Минэкономразвития России от 09.02.2016 N Д28и-221 для определения соответствия одних общероссийских классификаторов другим классификаторам (ОКП и ОКПД2) при определении соответствующего кода ОКПД2 рекомендуется использовать подготовленные переходные ключи.
Для целей ввоза товаров на территорию Российской Федерации с учетом отсутствия в регистрационных удостоверениях на медицинские изделия кодов ОКПД2, ФТС России подготовлены разъяснения, изложенные в письме от 29.12.2016 N 01-11/67511 "О направлении разъяснений Росздравнадзора", в соответствии с которыми для медицинских изделий, уже допущенных к обращению на территории Российской Федерации в установленном порядке, внесение изменений в регистрационное удостоверение по причине введения в действие Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Правилами N 1416 не предусмотрено, а для перехода с ОК 0342014 (кода ОКП) на ОК 005-93 (код ОКПД2) необходимо использовать специально разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации переходные ключи, поскольку форма регистрационного удостоверения на медицинское изделие, выдаваемого Росздравнадзором до 2017 года, предусматривает указание кода медицинского изделия только по ОКП.
Переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим классификаторам, были подготовлены и размещены в информационных системах общего пользования для применения на период до утверждения и вступления в силу изменений в Перечень N 1042, касающихся дополнения данного перечня кодами по классификатору продукции ОКПД2.
Суд верно установил, что общество, применяя данные переходные ключи, обоснованно пришло к выводу о том, что код ОКПО 945200 (указанный в имеющимся у него регистрационном удостоверении 2015 года) соответствует коду ОКПД2 32.50.50.190, учитывая, что код ОКПД2 32.50.50.000 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие" исключен приказом Росстандарта от 29.12.2018 N 1190-ст, вместо него названным приказом с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2019, включен новый код ОКПД2 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки", указанный в переоформленном регистрационном удостоверении на ввезенные обществом медицинские изделия.
Данные коды ОКП и ОКПД2 вместе с кодами товарных позиций 9018 и 9019 ТН ВЭД являются основанием для получения льготы по уплате НДС в соответствии с Перечнем N 1042 (в редакции от 26.04.2022).
Однако, как установлено судом и фактически не опровергнуто ответчиком, таможенный орган при проверке не принял во внимание разъяснение вышестоящего таможенного органа, изложенное в письме ФТС России от 29.12.2016 N 01-11/67511, и не применил переходные ключи.
При этом общество самостоятельно не могло инициировать перевыпуск бланка регистрационного удостоверения лишь по причине замены кода ОКП на ОКПД2, поскольку это не предусмотрено Правилами N 1416.
В дальнейшем перевыпуск бланка регистрационного удостоверения осуществлен обществом по причине смены сведений о компании и согласно бланку Регистрационного удостоверения от 10.03.2023 N РЗН 2015/2591 на медицинское изделие "Консоль для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями" Росздравнадзором указан код ОКПД2 32.50.50.190, что также подтверждает соответствие кода ОКП 94 5200 коду ОКПД2 32.50.50.190.
При этом регистрационный номер медицинского изделия (РЗН 2015/2591) остался прежним, то есть фактически новое регистрационное удостоверение не выпускалось, а в регистрационном удостоверении поменялся лишь код с ОКП на ОКПД2 - 32.50.50.190.
С учетом изложенного является верным вывод суда о том, что на момент ввоза товара общество обладало право на применение льготы в виде освобождения от уплаты НДС и законно внесло сведения по льготе в спорные ДТ.
Вопреки доводам таможенного органа, условия отнесения товара к разделу I названного Перечня медицинских товаров определены в примечании 1 и ограничиваются кодом ТН ВЭД ЕАЭС и кодом по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014, при этом совпадение всех трех кодов в рамках одного пункта перечня не требуется.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что таможня не доказала законность и обоснованность вынесенных ею решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорных ДТ, и совершения действий по корректировке деклараций общества в части применения льготы по НДС.
На основании вышеизложенного суд правомерно признал незаконными решения таможенного органа в указанной части.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Апелляционные жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
В связи с этим приведенные в жалобах аргументы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 17 ноября 2023 года делу N А52-1861/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Логос" и Псковской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1861/2023
Истец: ООО "Фирма "Логос"
Ответчик: Псковская таможня, Центральное таможенное управление
Третье лицо: ГМУ ФССП СОСП по г. Москве N1