г. Санкт-Петербург |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А56-96588/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Прокофьев А.В. по доверенности от 01.12.2023;
от заинтересованного лица: Федькушева М.А. по доверенности от 27.12.2023;
от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10633/2024) Товарищества собственников жилья "Гумилевская 15" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2024 по делу N А56-96588/2023 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению Товарищества собственников жилья "Гумилевская 15"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Омега"
об оспаривании, об обязании
УСТАНОВИЛ:
Товарищества собственников жилья "Гумилевская 15" (далее - ТСЖ, Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербург (далее - Инспекция) от 21.09.2023 N 4615-рл об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург, об обязании внесении изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург.
Решением суда от 14.02.2024 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Товарищество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Определением суда апелляционной инстанции от 29.03.2024 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 22.04.2024.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе; представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Общество с ограниченной ответственностью "Омега" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по итогам проверки поступивших от заявителя документов заключением от 11.08.2023 установлено несоответствие п. 5 Порядка, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, в частности:
- пп. "б" п. 5 Порядка, так как к заявлению не приложены сведения о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья или правления товарищества собственников жилья о дате начала управления многоквартирным домом в ГИС ЖКХ;
- пп. "в" п.5 Порядка, так как сведения о многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Гумилевская, д. 15,стр. 1 размещены в разделе Реестра содержащем перечень адресов многоквартирных домов управление которыми осуществляет ООО "ОМЕГА". Заявлений о внесении изменений в реестр ввиду прекращения договора управления в Инспекцию не поступало.
Распоряжением Инспекции N 3927-рл от 11.08.2023 приостановлено рассмотрение заявления, в адрес заявителя и ООО "Омега" направлены соответствующие запросы.
В период приостановления рассмотрения заявления в адрес Инспекции поступил протокол N 1 от 18.09.2023, согласно которому собственники помещений МКД выбрали способ управления управляющей организацией ООО "ОМЕГА".
Инспекция посчитала, что представленный заявителем Протокол от 09.04.2023 N 2, согласно которому выбран способ управления многоквартирным домом ТСЖ, не является последним волеизъявлением собственников помещений в многоквартирном доме, что не соответствует подпункту "б" пункта 5 Порядка и свидетельствует о недостоверности сведений отраженных в заявлении.
Инспекцией 21.09.2023 принято Распоряжение об отказе от внесения изменений в Реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург.
Не согласившись с указанным Распоряжением, Товарищество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела не подтверждается наличие условий для признания ненормативного правового акта недействительным, на основании чего, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ, сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:
1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации;
2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий);
3) реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ, реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.05.2015 N 938/пр (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 порядка, Изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2020, N 31, ст. 5046) или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, истечении срока ее действия, если такой срок не продлен в соответствии с частью 4 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом. Указанные заявление, уведомление или сведения, должны содержать следующую информацию:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом;
в) реквизиты договора управления многоквартирным домом в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, в том числе определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации, или единственным участником открытого конкурса, в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса, или заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также сведения о размещении в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) электронного образа договора управления многоквартирным домом либо договора управления многоквартирным домом, заключенного в электронной форме, в том числе с использованием системы; сведения о размещении в системе электронного образа решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом, в случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме;
г) реквизиты распорядительного документа органов местного самоуправления, органов исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в случае заключения договора управления многоквартирным домом, в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, а в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии - номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия);
е) данные о реорганизации лицензиата в случаях:
- реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами);
- реорганизации лицензиата в форме преобразования;
- реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности;
ж) сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора, изменения способа управления многоквартирным домом, принятия решения о заключении и (или) расторжении договора управления многоквартирным домом, в орган государственного жилищного надзора;
з) сведения о размещении в системе электронного образа протокола открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником открытого конкурса, в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса, в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в результате проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частями 4 и 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
и) опись приложенных к заявлению документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что по итогам проверки поступивших от заявителя документов, Инспекцией установлено, что в нарушение подпункта "б" пункта 5 Порядка, к заявлению не приложены сведения о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья или правления товарищества собственников жилья о дате начала управления многоквартирным домом в ГИС ЖКХ; в нарушение подпункта "в" пункта 5 Порядка, сведения о многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Гумилевская, д. 15,стр. 1 размещены в разделе Реестра содержащем перечень адресов многоквартирных домов управление которыми осуществляет ООО "Омега". Заявлений о внесении изменений в реестр ввиду прекращения договора управления в Инспекцию не поступало.
Согласно пункту 8 Порядка, решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Распоряжением Инспекции от 11.08.2023 N 3927-рл приостановлено рассмотрение заявления, в адрес заявителя и ООО "Омега" направлены соответствующие запросы.
В период приостановления рассмотрения заявления Товарищества 19.09.2023 в Инспекцию от лицензиата ООО "Омега" поступило заявление о внесении изменений в Реестр и протокол от 18.09.2023 N 1 общего собрания собственников помещений в МКД, проведённого в период с 09.09.2023 по 17.09.2023, а также решения собственников помещений, принявших участие в голосовании
Учитывая, что последнее решение собственников помещений в МКД о выборе управляющей организации для управления многоквартирным домом принято на общем собрании, результаты которого оформлены протоколом от 18.09.2023 N 1, по результатам рассмотрения заявления ТСЖ "Гумилевская 15" Инспекцией 21.09.2023 принято решение (распоряжение 4615-рл) об отказе во внесении изменений в Реестр.
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Принимая во внимание, что на момент принятия решения, срок проведения проверки документов, предоставленных ООО "Омега" не истек. Инспекция правомерно вынесла решение об отказе во внесении изменений в Реестр, в связи с наличием оснований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 5 Порядка.
Представленные ТСЖ сведения не могли быть приняты Инспекцией как достоверные в связи с тем, что решение о выборе способа управления МКД ТСЖ (на момент рассмотрения заявления Инспекцией) не являлось последним волеизъявлением собственников. Более позднее волеизъявление собственников помещений МКД оформлено протоколом от 18.09.2023 об избрании в качестве управляющей организацией МКД - ООО "Омега".
Доводы заявителя о том, что в дальнейшем ООО "Омега" было отказано во внесении изменений в реестр на основании протокола от 18.09.2023, не имеет правового значения при рассмотрении требования об оспаривании распоряжении Инспекции от 21.09.2023.
На основании изложенного, Инспекцией правомерно принято Распоряжение об отказе от внесения изменений в Реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 февраля 2024 по делу N А56-96588/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Гумилевская 15" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины (платежное поручение от 13.03.2024 N 42).
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мильгевская |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-96588/2023
Истец: ТСЖ "ГУМИЛЕВСКАЯ 15"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
Третье лицо: ООО "Омега"