г. Москва |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А41-50163/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Дарбишухумаевым М.З.
при участии в заседании:
от заявителя конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Авто Сити" (ИНН: 7724339094; ОГРН: 1157746986462) Капитонова Игоря Николаевича - Галичников М.В., представитель по доверенности от 01 января 2024 года, диплом о высшем юридическом образовании (онлайн),
от заинтересованных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 по Московской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авто сити" в лице конкурсного управляющего Капитонова Игоря Николаевича на решение Арбитражного суда Московской области от 19 января 2024 года по делу N А41-50163/23 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авто Сити" в лице конкурсного управляющего Капитонова И.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 по Московской области, Управлению Федеральной налоговой службы России по Московской области о признании недействительным решения N 12535 от 05 сентября 2022 года об исключении из ЕГРЮЛ ООО "ВамЗап", об обязании исключить запись N 2225004016653 о ликвидации ООО "ВамЗап" из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Авто Сити" в лице конкурсного управляющего Капитонова И.Н. (далее - ООО "Авто Сити" в лице к/у Капитонова И.Н., заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 по Московской области, Управлению Федеральной налоговой службы России по Московской области (далее - МИФНС России N 23 по Московской области, УФНС России по Московской области, заинтересованные лица) о признании недействительным решения N 12535 от 05 сентября 2022 года об исключении из ЕГРЮЛ ООО "ВамЗап", об обязании исключить запись N 2225004016653 о ликвидации ООО "ВамЗап" из ЕГРЮЛ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 января 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Авто Сити" в лице к/у Капитонова И.Н. обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
До судебного заседания через канцелярию суда от Межрайонной ИФНС России N 23 по Московской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель конкурсного управляющего ООО "Авто Сити" Капитонова Игоря Николаевича поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 05 сентября 2022 года налоговый орган вынес решение N 12535 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в связи с недостоверностью сведений о юридическом адресе и единоличном руководителе/единственном участнике общества (ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
07.09.2022 года состоялась публикация соответствующего объявления в "Вестнике государственной регистрации" часть 2 N 35(905) от 07.09.2022 / 1405.
27.12.2022 МИФНС N 23 по Московской области внесла в единый государственный реестр юридических лиц запись N 2225004016653 о прекращении деятельности Общества и исключении из ЕГРЮЛ в связи с наличием в названном реестре сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
На момент вынесения Инспекцией решения об исключении из ЕГРЮЛ ООО "БалтФорест", указанное общество имело гражданско-правовые обязательства перед заявителем, размер которых устанавливался в ходе исполнения судебного акта по делу А56-88314/2020.
Как указал заявитель, принятие регистрирующим органом в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решения об исключении Общества из ЕГРЮЛ предопределяет неисполнимость решения по указанному делу, что не гарантирует эффективную защиту прав заявителя как кредитора Общества.
В результате ликвидации Должника налоговым органом осталась непогашенной задолженность ООО "ВамЗап" перед ООО "Авто Сити" в размере 9 551 186 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
В силу подпунктов "в", "д", "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся такие сведения о юридическом лице, как адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, сведения об учредителях (участниках) юридического лица, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; единство и сопоставимость сведений ЕГРЮЛ, обеспечиваются, в том числе, проверкой достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Пунктом 4 Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее - Приказ N 72), принятого в обеспечение мероприятий, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ, установлено, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Согласно пункту 6 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Согласно подпункту "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи является одним из случаев применения порядка исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Журнал "Вестник государственной регистрации" является официальным источником опубликования подобных извещений, и размещение такого извещения по смыслу статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ признается публичным извещением.
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
В случае поступления в регистрирующий орган от заинтересованных лиц в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении возражений по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 упомянутого Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
05.09.2022 налоговый орган вынес решение N 12535 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в связи с недостоверностью сведений о юридическом адресе и единоличном руководителе/единственном участнике общества (ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
07.09.2022 года состоялась публикация соответствующего объявления в "Вестнике государственной регистрации" часть 2 N 35(905) от 07.09.2022 / 1405.
Поскольку установленный пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129- ФЗ срок, заявлений от заинтересованных лиц не поступало, Инспекцией в ЕГРЮЛ была внесена запись о прекращении юридического лица (исключении из ЕГРЮЛ) ООО "ВамЗап", на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Наличие в данном случае неисполненных обязательств у Общества перед Заявителем, как кредитором, при наличии оснований для исключения из ЕГРЮЛ ООО "ВамЗап", предусмотренных статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, само по себе не препятствует исключению юридического лица по решению регистрирующего органа из ЕГРЮЛ.
Если заинтересованное лицо не воспользовалась своим правом заявить возражения в установленный срок, не имеется оснований полагать, что исключением организации из ЕГРЮЛ нарушены его права.
Согласно положениям пункта 5.2 статьи 64 ГК РФ в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право.
Верховным Судом Российской Федерации сформирована правовая позиция о том, что исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не препятствует кредитору-взыскателю в порядке, предусмотренном пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника, если у такого ликвидированного юридического лица осталось нереализованное имущество, при этом дополнительные гарантии кредиторов недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены пунктом 3 статьи 64.2 ГК РФ, согласно которому исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 ГК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что регистрирующим органом соблюден административный порядок исключения из ЕГРЮЛ ООО "ВамЗап", предусмотренный статьей 2I.I Закона N 129-ФЗ, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина не уплачена, с ООО "Авто Сити" в доход Федерального бюджета надлежит взыскать госпошлину в размере 1.500 руб.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 января 2024 года по делу N А41-50163/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Авто Сити" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1 500 рублей за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-50163/2023
Истец: ЗАО ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ АВТО СИТИ, К/у Капитонов Игорь Николаевич
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 23 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УФНС России по Московской области