г. Санкт-Петербург |
|
26 апреля 2024 г. |
Дело N А56-33247/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тарасовой М.В.,
судей Будариной Е.В., Серебровой А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от должника - представителя Коминова Н.А. (доверенности от 03.03.2023, 16.11.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Чабанного Евгения Сергеевича (регистрационный номер 13АП-6546/2024) на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2024 по делу N А56-33247/2023 (судья Н.О. Курлышева) о завершении процедуры реализации имущества гражданина, принятого по результатам рассмотрения ходатайства финансового управляющего Мартыненко Владислава Александровича, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Чабанного Евгения Сергеевича,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - арбитражный суд) поступило заявление Чабанного Евгения Сергеевича (далее - должник) о признании его несостоятельным (банкротом).
Решением арбитражного суда от 04.08.2023 Чабанный Е.С. признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина; финансовым управляющим утвержден Мартыненко Владислав Александрович.
Сведения о признании должника банкротом опубликованы в газете "Коммерсантъ" 12.08.2023.
В связи с окончанием мероприятий по розыску имущества и отсутствием конкурсной массы для полного погашения требований финансовый управляющий обратился в суд с ходатайством о завершении процедуры реализации имущества гражданина и освобождении Чабанного Е.С. от исполнения обязательств, представил отчет о своей деятельности и о результатах проведения процедуры реализации имущества.
Определением от 01.02.2024 процедура реализации имущества гражданина завершена, суд указал на неприменение в отношении должника правил об освобождении его от дальнейшего исполнения обязательств.
В апелляционной жалобе Чабанный Е.С. ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить определение суда первой инстанции в части неприменения к нему правил об освобождении от дальнейшего исполнения обязательств, принять иное решение в указанное части.
Податель апелляционной жалобы указывает, что труд является свободным и принуждение к нему недопустимо. Уход с официального места работы в 2022 году был вызвал объективными причинами (снижение объемов производства завода ООО "Марс", сложная политическая обстановка в стране). После увольнения должник предпринимал попытки трудоустройства, что подтверждается справкой от 11.07.2023 об учете в центре занятости населения, прошел переподготовку по профессии "фотограф", но так и не смог трудоустроиться. Финансовая помощь должнику оказывается его матерью. Отсутствие трудоустройства не может быть основанием для вывода о недобросовестности должника, не является нарушением закона.
В отзыве финансовый управляющий поддерживает апелляционную жалобу и просит отменить определение в обжалуемой части.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель Чабанного Е.С. поддержал доводы апелляционной жалобы; иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в отсутствие представителей.
Поскольку Чабанный Е.С. указывает на обжалование судебного акта в части, а иные лица не заявили возражений по поводу обжалования определения в иной части, то суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность определения в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ только в пределах доводов апелляционной жалобы.
Из представленных финансовым управляющим суду документов следует, что задолженность перед кредиторами первой и второй очереди у Чабанного Е.С. отсутствует. В третью очередь реестра включены требования двух конкурсных кредиторов в общем размере 257 122,01 рублей.
В результате проведенных финансовым управляющим мероприятий активов у должника не обнаружено, конкурсная масса не сформирована, требования не погашались. Принятых судом к производству и не рассмотренных на дату судебного заседания требований кредиторов не имеется.
В ходатайстве о завершении процедуры банкротства финансовый управляющий просил освободить Чабанного Е.С. от дальнейшего исполнения обязательств.
Оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости и достаточности в соответствии со статьями 67, 68, 71, 223 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции расценил поведение должника (бездействие в вопросах трудоустройства, возможное сокрытие доходов) в процедуре как недобросовестное, ввиду чего, завершая процедуру реализации имущества гражданина, счел возможным не применять в отношении Чабанного Е.С. правила об освобождении от исполнения обязательств.
Исследовав доводы подателя апелляционной жалобы, правовую позицию финансового управляющего в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, учитывая размещенную в картотеке арбитражных дел в телекоммуникационной сети Интернет информацию по делу о банкротстве, апелляционный суд находит апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Пунктом 4 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) установлен перечень признаков недобросовестного поведения гражданина, исключающих возможность использования особого порядка освобождения от погашения задолженности через процедуры банкротства.
Исходя из задач арбитражного судопроизводства (статья 2 АПК РФ) и целей реабилитационных процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, и последствий признания гражданина банкротом, с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" (далее - постановление N 45), в процедуре банкротства граждан, с одной стороны, добросовестным должникам предоставляется возможность освободиться от чрезмерной задолженности, не возлагая на должника большего бремени, с учетом его реальных возможностей погашения, а с другой стороны, у кредиторов должна быть возможность удовлетворения их интересов, препятствуя стимулированию недобросовестного поведения граждан, направленного на злостное уклонение от исполнения обязательств.
По общему правилу, закрепленные в законодательстве о несостоятельности граждан положения о неосвобождении от обязательств недобросовестных должников направлены на исключение возможности получения должником несправедливых преимуществ и обеспечение тем самым защиты интересов кредиторов. Возможность применения правил об освобождении должника от исполнения обязательств зависит от его добросовестности.
Согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина.
Как разъяснено в пункте 42 постановления N 45 целью положений пункта 3 статьи 213.4, пункта 6 статьи 213.5, пункта 9 статьи 213.9, пункта 2 статьи 213.13, пункта 4 статьи 213.28, статьи 213.29 Закона о банкротстве в их системном толковании является обеспечение добросовестного сотрудничества должника с судом, финансовым управляющим и кредиторами. Указанные нормы направлены на недопущение сокрытия должником каких-либо обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на возможность максимально полного удовлетворения требований кредиторов, затруднить разрешение судом вопросов, возникающих при рассмотрении дела о банкротстве, или иным образом воспрепятствовать рассмотрению дела.
Основанием для неприменения в отношении Чабанного Е.С. правил об освобождении от исполнения обязательств перед кредиторами послужили выводы суда первой инстанции о недобросовестном поведении должника в ходе процедуры банкротства, выразившемся в непринятии мер по трудоустройству и погашению кредиторской задолженности в отсутствие на то уважительных причин.
Суд указал, что должник, являясь трудоспособным гражданином и не имеющим медицинских противопоказаний к осуществлению трудовой деятельности, не был лишен возможности предпринять дополнительные меры по поиску источника дохода не только в целях обеспечения своего существования, но и погашения задолженности в доступном ему размере.
При этом суд отметил, что, несмотря на неосуществление официальной трудовой деятельности, должник изыскал возможность финансирования процедуры банкротства путем внесения на депозит суда 25 000 рублей, а также оплатил услуги представителя.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Основной задачей института потребительского банкротства является социальная реабилитации гражданина - предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по старым обязательствам.
Отказ в освобождении от обязательств должен быть обусловлен противоправным поведением должника, направленным на умышленное уклонение от исполнения своих обязательств перед кредиторами (сокрытие своего имущества, воспрепятствование деятельности финансового управляющего и т.д.).
В данном случае финансовым управляющим не выявлено признаков преднамеренного или фиктивного банкротства Чабанного Е.С., а также не установлено фактов совершения им каких-либо действий в ходе процедуры банкротства, не отвечающих критериям добросовестного поведения, в частности уничтожения принадлежащего ему имущества либо сообщения недостоверных сведений финансовому управляющему, кредиторам и суду; должник к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве не привлекался.
В ходе рассмотрения дела должник представил доказательства принятия мер к поиску работы, в том числе посредством регистрации в региональной службе занятости населения; материальную помощь, в том числе на финансирование процедуры банкротства, оказывает близкий родственник.
Указанные пояснения подтверждены финансовым управляющим и материалами дела не опровергнуты.
Само по себе отсутствие дохода от трудовой и предпринимательской деятельности, равно как и привлечение специалиста для оказания юридических услуг и внесение денежных средств на вознаграждение арбитражного управляющего, не может быть расценено как нарушение закона со стороны гражданина и злоупотребление правом.
Согласно позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2019 N305-ЭС18-26429, принятие на себя непосильных долговых обязательств ввиду необъективной оценки собственных финансовых возможностей и жизненных обстоятельств не может являться основанием для не освобождения от долгов. В отличие от недобросовестности неразумность поведения физического лица сама по себе таким препятствием не является.
Оснований для вывода о противоправности действий должника и их направленности на причинение вреда кредиторам либо уклонение от исполнения обязательств перед ними, не имеется; на соответствующие обстоятельства сами кредиторы не ссылались.
Непогашение включенных в реестр требований кредиторов не является основанием для неосвобождения должника от обязательств перед ними, поскольку процедура реализации имущества гражданина применяется при неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для неприменения к Чабанному Е.С. правил пункта 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве об освобождении от исполнения обязательств перед кредиторами не имелось.
Апелляционный суд учитывает выводы, изложенные в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.04.2024 по делу N А56-71371/2022.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 223, 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.02.2024 по делу N А56-33247/2023 в обжалуемой части отменить.
Применить в отношении Чабанного Евгения Сергеевича правила об освобождении от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Тарасова |
Судьи |
Е.В. Бударина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-33247/2023
Должник: Чабанный Евгений Сергеевич
Кредитор: Чабанный Евгений Сергеевич
Третье лицо: Департамент пограничного контроля Пограничной службы Федеральной службы безопасности России, ООО Феникс, МАРТЫНЕНКО В А, Мартыненко Владислав Александрович, ПАО БАНК "ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ ОТКРЫТИЕ", СРО "Ассоциация "Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу, УФНС ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ