г. Санкт-Петербург |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А56-100164/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Богдановской Г.Н., Пономаревой О.С.
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой ДС
при участии: согласно протоколу
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-16371/2023, 13АП-16372/2023) АО "Невский экологический оператор" и ТСЖ "Б. Московская 1 - 3" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.04.2023 по делу N А56-100164/2022, принятое
по иску товарищества собственников жилья "Б. Московская 1 - 3"
к акционерному обществу "Невский экологический оператор"
3-е лицо: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
об урегулировании разногласий
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Б.Московская 1-3" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 1262953-2022ТКО от 30.12.2021, а именно: пункты 2.2, 4.1, 6.2 договора и Приложение N 1 к договору принять в редакции истца, а также исключить Приложение N 2 и пункты 3.3.8, 3.3.9 договора.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Решением суда от 03.04.2023 возникшие при заключении договора разногласия урегулированы следующим образом:
Пункт 2.2 договора - в редакции ответчика;
Пункт 4.1 договора - в редакции истца, в соответствии с формулировкой, изложенной в Постановлении суда округа (N А56-39992/2022):
"Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО.".
Пункт 6.2 - в редакции ответчика;
Приложение N 1 к договору изложено в следующей редакции:
"В Приложении N 1 к договору в таблице N 2 в графе "Метод учета (по нормативам накопления/по объему и количеству вывезенных контейнеров): расчетным путем исходя из количества контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Периодичность вывоза ТКО для потребителей устанавливается в соответствии с требованиями действующего законодательства".
В остальной части Приложение N 1 оставлены в редакции ответчика.
Приложение N 2 оставлены в редакции ответчика.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что в резолютивной части решения не отражен вывод суда в отношении Приложения N 2 и пунктов 3.3.8, 3.3.9 договора. Также истец указывает на то, что пункты 2.2, 6.2 договора и Приложение N 1 к договору подлежат принятию в редакции истца.
Также ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что в данном случае истцом организовано раздельное накопление ТКО, а значит, спорный пункт договора должен быть принят в редакции ответчика.
Определением апелляционного суда от 02.10.2023 производство по делу приостановлено до рассмотрения спора А56-66706/2022. Учитывая, что обстоятельства, вызвавшие необходимость приостановления производство по делу устранены, апелляционный суд полагает возможным производство по настоящему делу возобновить.
В судебном заседании стороны доводы своих жалоб поддержали, против удовлетворения жалобы оппонента возражали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, истец осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, улица Большая Московская, дом 1-3, литера А.
Ответчик направил Истцу Договор N 1262953-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 30 декабря 2021 г.
Истец направил в адрес Ответчика протокол разногласий, после чего только 21.09.2022 получил от Ответчика протокол урегулирования разногласий.
Поскольку стороны не урегулировали возникшие при заключении Договора разногласия, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, пункт 4.1 договора и приложение N 1 к договору, изложив редакции истца, в остальной части договор оставил в редакции ответчика.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора допускается только в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.
В силу статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила N 1156, которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
В данном случае сторонами не урегулированы разногласия по пунктам 2.2, 4.1, 6.2 договора, Приложению N 1, Приложению N 2 и п. 3.3.8, 3.3.9 договора
Истцом предложен пункт 2.2 договора в следующей редакции: "Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленного счета. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора".
Вместе с тем, данный пункт не соответствуют пункту 23 формы Типового договора, утв. Постановлением N 1156. Условие выставление счетов за фактически оказанные услуги противоречит правилам ЖК РФ, Правилам N 354, Правилам 1156 и Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929.
При таких обстоятельствах пункт 2.2 договора подлежит принятию в редакции ответчика.
Истцом предложено исключить пункты 3.3.8 и 3.3.9 из договора.
Вместе с тем, региональным оператором предложено изложить п. 3.3.8. следующим образом: "Обеспечить беспрепятственный доступ транспорта регионального оператора к месту (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, указанному в настоящем договоре. Беспрепятственный доступ подразумевает под собой: - отсутствие ограничений проезда и прохода в связи с аварийными работами и оставленными без присмотра автомобилями; - отсутствие любых препятствий для свободного осуществления процесса погрузки твердых коммунальных отходов на транспорт регионального оператора, в том числе обеспечить отсутствие загромождений и обледенений твердых коммунальных отходов".
Пункт 3.3.9 предложен со следующей формулировкой: "Не допускать складирования в контейнерах не твердых коммунальных отходов, а также уплотнения отходов, препятствующего выгрузке; Контейнер может заполняться только до объёма, пока может закрываться его крышка (не выше верхней кромки контейнера). Потребителю запрещается прессовать или уплотнять отходы в контейнере".
Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 371-р утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга.
Так, подпунктами 3.1.8 и 3.2.4 Порядка запрещено перегораживать свободный доступ к контейнерам и (или) бункерам для проведения погрузочно-разгрузочных работ, а также запрещается уплотнять (утрамбовывать) накопленные в контейнерах и (или) бункерах ТКО.
Приведенные пункты договора соответствуют разделу 3.1 распоряжения от 01.07.2022 N 371-р, пункту 3.7.1 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, согласно которому организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечить в том числе: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов.
СанПиН 2.1.3684-21 также предусмотрено, что контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Учитывая, что предусмотренные пунктами 3.3.8 и 3.3.9 Договора обязанности и без того возложены на истца действующим законодательством, указанные пункты не нарушаю прав истца и подлежат включению в договор в редакции Регионального оператора.
Также разногласия сторон договора связаны с определением порядка коммерческого учета ТКО - по нормативу накопления отходов (в редакции ответчика) и исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО (в редакции истца).
Пунктом 5 Правил N 505 предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Доводы истца о том, что истец как потребитель имеет безусловное право выбора способа коммерческого учета ТКО, предусмотренных пунктом 5 Правил N 505, являются необоснованными в силу следующего.
Частью 1 статьи 2 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется, помимо самого Закона, также нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится утверждение правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (статья 5 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, принимаемые Российской Федерацией в лице уполномоченных органов государственной власти правила коммерческого учета ТКО, исходя из принципа субординационной коллизии нормативных правовых актов, не могут противоречить Закону N 89-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Осуществляя правовое регулирование в области обращения с отходами, Закон N 89-ФЗ в статье 3 устанавливает основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, одним из которых является использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот (абзац шестой пункта 1).
Наряду с этим пунктом 8 Правил N 505, принятых во исполнение статьи 5 Закона N 89-ФЗ, предусмотрено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов, что согласуется с изложенными в абзаце 6 пункта 1 статьи 3 Закона N 89-ФЗ принципами государственной политики в области обращения с отходами, поскольку предусмотренный пунктом 8 Правил N 505 порядок направлен на стимулирование собственников ТКО осуществлять раздельное накопление отходов, образованных на территории субъектов Российской Федерации, организовавших деятельность по раздельному накоплению отходов.
С учетом изложенного, собственник ТКО вправе выбрать один из расчетных способов осуществления коммерческого учета таких отходов: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, только при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации организованного раздельного накопления ТКО (пункт 11 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
В городе федерального значения Санкт-Петербурге Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) утвержден Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 371-р (далее по тексту - Порядок N 371-р).
Порядок предусматривает введение раздельного накопления ТКО только при условии выполнения ряда условий потребителем: - согласования с региональным оператором системы раздельного накопления (двухпоточная или пофракционная) путем направления соответствующего запроса (п. 5.1.1 Порядка); - наличие у потребителя места накопления ТКО, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома; - принятое решение о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества МКД, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО собственниками жилых и нежилых помещений в соответствии с действующим законодательством РФ в порядке, установленном статьями 44 и 161.1 ЖК РФ; - приобретение и установка потребителем контейнеров для раздельного накопления ТКО в соответствии с согласованной системой; - заключение с региональным оператором дополнительного соглашения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО, предусматривающего изменение способа коммерческого учета ТКО.
Истцом в материалы дела не представлено доказательств организации в месте накопления ТКО раздельного сбора мусора в соответствии с правилами, установленными Порядком N 371-р.
При таких обстоятельствах оснований для определения объема накопления ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, на чем настаивает истец, не имеется, пункт 4.1. подлежит принятию в редакции ответчика, предусматривающей способ коммерческого учета ТКО по нормативу накопления отходов.
Также в редакции ответчика подлежит принятию корреспондирующие данному пункту пункты 2 и 3 Приложения N 1.
Пункт 6.2 договора предложен истцом в следующей редакции: "В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора, Региональный оператор вправе потребовать от Потребителя уплаты неустойки в размере, предусмотренном частью 14 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено жилищным законодательством".
Согласно правовой позиции, изложенной в апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2020 N АПЛ20-108, определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2022 N 305-ЭС22-20481, порядок определения неустойки, установленный пунктом 22 Типового договора, подлежит применению к правоотношениям между региональным оператором и лицом, уполномоченным собственником ТКО на заключение договора с региональным оператором по обращению с ТКО, в том числе с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом (управляющей компанией).
Учитывая, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с условиями типового договора, которые обязательны при составлении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, пункт 6.2 договора подлежит принятию в редакции ответчика.
Типовая форма договора предусматривает наличие в договоре информации о местах накопления и их размещении, объемах ТКО. Приложение N 2 в редакции Ответчика не противоречит типовой форме договора и содержит информацию, имеющую существенное значение: информация об объектах образования коммунальных отходов, информацию о местах размещения мест накопления ТКО и расчет объема ТКО, в связи с чем подлежит оставлению в редакции ответчика.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению.
Поскольку судебный акт по результатам рассмотрения спора об урегулировании договорных разногласий не считается принятым в пользу одной из сторон, судебные расходы остаются на сторонах и распределению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по настоящему делу возобновить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.04.2023 по делу N А56-100164/2022 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
Урегулировать разногласия, возникшие между товариществом собственников жилья "Б.Московская 1-3" и акционерным обществом "Невский экологический оператор" при заключении договора N 1262953-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с ТКО от 30.12.2021, следующим образом:
Пункт 2.2 договора - в редакции ответчика;
Пункт 4.1 договора - в редакции ответчика;
Пункт 3.3.8 договора - в редакции ответчика;
Пункт 3.3.9 договора - в редакции ответчика;
Пункт 6.2 договора - в редакции ответчика;
Приложение N 1 и Приложение N 2 к договору - в редакции ответчика.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-100164/2022
Истец: ТСЖ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ " Б.МОСКОВСКАЯ 1-3"
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"
Третье лицо: КПП ООС И ОБЭБ