26 апреля 2024 г. |
Дело N А84-11275/2023 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кравченко В.Е., рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю на решение Арбитражного суда города Севастополя от 06 февраля 2024 года по делу N А84-11275/2023 (резолютивная часть изготовлена 29 января 2024 года), принятое в порядке упрощённого производства по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю к Департаменту капитального строительства города Севастополя, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Каширских Екатерина Владимировна, о взыскании денежных средств.
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю (далее - заявитель, ОСФР по г. Севастополю, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Департаменту капитального строительства города Севастополя (далее - Департамент, ДКС г. Севастополя) о взыскании с Департамента капитального строительства города Севастополя финансовой санкции - штрафа за несвоевременное предоставление сведений необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения в размере 5 000,00 рублей.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
29 января 2024 года по делу принято решение путем подписания резолютивной части решения. 06 февраля 2024 года суд составил мотивированное решение по делу, решением Арбитражного суда города Севастополя, заявленные требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Департамента капитального строительства города Севастополя в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю штраф за несвоевременное предоставление сведений необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения в размере 1 000,00 рублей. Также, суд взыскал с Департамента капитального строительства города Севастополя в доход федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 2 000,00 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОСФР по г. Севастополю обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные Фондом требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы считает, что Арбитражный суд города Севастополя, принимая решение и делая вывод несоразмерности установленного штрафа совершенному нарушению и наличию оснований для уменьшения размера штрафа, наложенного на Департамент за совершенное им правонарушение с 5000,00 рублей до 1000,00 рублей, фактически освободил страхователя от ответственности при применении взыскания финансовой санкции.
Отзыв на апелляционную жалобу от Департамента капитального строительства города Севастополя в установленный судом срок в материалы не поступил.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266 - 269, 272.1 АПК РФ проверяет законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Оценив представленные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 16.08.2023 Фондом в отношении Департамента проведена выездная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение за период с 01.01.2020 по 31.12.2023, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 16.08.2023 N 92002380000224, из которого следует, что страхователем сведения, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения - пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу Каширских Е.В., направлены с нарушением срока, установленного частью 8 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и п. 22 "Правил получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2010 (далее - Постановление N 2010).
По результатам рассмотрения акта выездной проверки и материалов проверки фондом вынесено решение от 16.08.2023 N 92002380000226 о привлечении ДКС г. Севастополя к ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 15.2 Закона N 255-ФЗ, за нарушение страхователем установленного срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, в виде штрафа в размере 5000,00 рублей.
28.09.2023 Департаменту вручено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 28.09.2023 N 9200231200000901.
Поскольку в установленный срок указанное требование Департаментом не было исполнено, ОСФР по г. Севастополю обратился в арбитражный суд первой инстанции с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 13, 15.2 Закона N 255-ФЗ, пунктом 22 Постановления N 2010, установил нарушение ДКС г. Севастополя срока представления сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия застрахованному лицу. При этом, учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, оценив имеющиеся в материалах дела документы, установленные по делу фактические обстоятельства, характер совершенного правонарушения, обстоятельства его совершения, суд пришел к выводу о наличии смягчающих обстоятельств и оснований для уменьшения размера штрафа, наложенного на общество за совершение правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 15.2 Закона N 255-ФЗ до 1000,00 рублей.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены состоявшегося судебного акта и отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из правильно установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N255-ФЗ) установлено, что страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности, сформированном в форме электронного документа, передают в информационную систему страховщика в составе сведений для формирования электронного листка нетрудоспособности сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, подписанные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно пункту 3 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ нарушение страхователем установленного настоящим Федеральным законом срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, влечет взыскание с него штрафа в размере 5 000 рублей.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Департамента к ответственности по пункту 8 статьи 13 Закона N 255-ФЗ послужил факт представления сведений для назначения и выплаты пособий застрахованному лицу с нарушением установленного срока, что не оспаривается самим Департаментом.
Так, с учетом пункта 8 статьи 13 Закона N 255-ФЗ срок представления сведений необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения по запросу фонда от 11.10.2022 - 14.10.2022; сведения страхователем представлены с нарушением срока - 18.10.2022.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ привлечение страхователей к ответственности, предусмотренной настоящей статьей, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
В статье 26.26 Закона N 125-ФЗ приведены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть учтены фондом при привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение требований законодательства.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; 4) иные обстоятельства, которые судом или территориальным органом страховщика, рассматривающими дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
В силу пункта 4 статьи 26.26 Закона N 125-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или территориальным органом страховщика, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к ответственности.
Учитывая вышеизложенные нормы законодательства Российской Федерации и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым принцип соразмерности предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции мотивированно с учетом смягчающих вину обстоятельств, пришел к выводу о необходимости снижения штрафа с 5.000 руб. до 1000 рублей.
Судом были учтены все необходимые обстоятельства, размер штрафа обоснован, мотивирован и соразмерен, снижение судом первой инстанции размера финансовых санкций не было произвольным, произведено с учетом конкретных обстоятельств дела, действующих норм права и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права; иных оснований для отмены судебного акта (в том числе безусловных) не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю апелляционным судом не рассматривается, поскольку Фонд в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 06 февраля 2024 года по делу N А84-11275/2023 (резолютивная часть изготовлена 29 января 2024 года) оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2024 года.
Судья |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-11275/2023
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю
Ответчик: Департамент капитального строительства города Севастополя
Третье лицо: Каширских Екатерина Владимировна