город Томск |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А03-17550/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Зайцевой О.О.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экостар" (N 07АП-1974/2024) на решение от 01.02.2024 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-17550/2023 (судья Синцова В.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экостар" (ИНН 2209050134, ОГРН 1192225036101), г. Рубцовск Алтайского края к Министерству строительства и жилищно - коммунального хозяйства Алтайского края (ИНН 2225145249, ОГРН 1132225020377) г. Барнаул Алтайского края о признании недействительным заключения (решения) межведомственной комиссии по рассмотрению вопроса о лишении статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Славгородской зоны Алтайского края от 19.10.2023 года.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Медведицына Е.Г. - доверенность от 20.11.23
от заинтересованного лица: без участия, извещен
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экостар" (далее - заявитель, общество, ООО "Экостар") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Министерству строительства и жилищно - коммунального хозяйства Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, Минстрой АК, Министерство) о признании недействительным заключения (решения) межведомственной комиссии по рассмотрению вопроса о лишении статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Славгородской зоны Алтайского края от 19.10.2023.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 01.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Экостар" обратилось в уд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что в настоящем случае имелась необходимая совокупность условий для признания решения Министерства недействительным, а именно: лишение статуса регионального оператора в период действия обеспечительных мер по делу N А03-10620/2023, а также предоставление проекта банковской гарантии для согласования, что свидетельствует о фактическом ее наличии, и как следствие нарушение прав заявителя - выразившиеся в лишении статуса регионального оператора, в том числе и подрыв деловой репутации перед контрагентами.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дел следует, на основании протокола о результатах конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Славгородской зоны АК, между ООО "Экостар" и Минстроем по АК 16.08.2021 заключено Соглашение N 254/21-ДО от 16.08.2021 "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Славгородской зоны Алтайского края" (далее - Соглашение).
17.08.2021 между ООО "Экостар" и Минстроем по АК подписано Дополнительное соглашение к Соглашению N 254/21-ДО от 16.08.2021 (далее - Дополнительное соглашение), которым стороны дополнили п. 3.1.1. Соглашения предложением следующего содержания: "Региональный оператор предоставляет безотзывную банковскую гарантию на каждый следующий год действия настоящего Соглашения не позднее, чем за 3 месяца до даты окончания срока действия безотзывной банковской гарантии, представленной на текущий год.
Пунктом 2 Дополнительного соглашения стороны установили, что иные условия Соглашения от 16.08.2021 N 254/21-ДО, не затронутые настоящим дополнительным соглашением, остаются неизменными.
Дополнительное соглашение вступило в силу с 17.08.2021.
По состоянию дату 22.06.2022 ООО "Экостар" не была предоставлена банковская гарантия на период действия Соглашения - 2022-2023 г.г., в соответствии с чем межведомственной комиссией Министерства в августе 2022 рассматривался вопрос о лишении ООО "Экостар" статуса регионального оператора Славгородской зоны АК.
В соответствии с протоколом заседания межведомственной комиссии Министерства от 05.08.2022 N 2 принято решение об отсутствии оснований для лишения общества статуса регионального оператора, поскольку на момент рассмотрения данного вопроса срок действия предыдущей банковской гарантии (до 21.09.2022) не истек, ООО "Экостар" предоставило в Министерство банковскую гарантию на 2022-2023 год, сроком действия до 21.09.2023.
20.06.2023 ООО "Экостар" обратилось в Министерство с заявлением (исх N 199 от 20.06.2023) об оказании содействия в рассмотрении в кратчайшие сроки проекта банковской гарантии на периоды работы 2023-2024 год и согласовать сумму и текст банковской гарантии, либо направить в адрес общества форму гарантии, предложенную Министерством.
27.06.2023 письмом N 29/П/7017 Министерство сообщило обществу, что в рамках действующего законодательства и Соглашения от 16.08.2021, обязанность Министерства по рассмотрению и согласованию проекта банковской гарантии не предусмотрена. Требования к данной гарантии установлены разделом 3 Соглашения.
27.06.2023 определением суда по делу N А03-10620/2023 удовлетворено ходатайство ООО "Экостар" о принятии обеспечительных мер. Приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия Дополнительного соглашения от 17.08.2021 к Соглашению N254/21-ДО от 16.08.2021 "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Славгородской зоны Алтайского края", до окончания рассмотрения настоящего дела по существу и вступления решения суда по делу А03-10620/2022, в законную силу.
Полагая, что действие п. 3.1.1. Соглашения в редакции Дополнительного соглашения о предоставлении банковской гарантии в срок не позднее, чем за три месяца до истечения срока действия предыдущей гарантии, приостановлено с 27.06.2023 обеспечительной мерой суда по делу N А03-10620/2022, ООО "Экостар" на период действия Соглашения 2023-2024 год банковскую гарантию Министерству по состоянию на 21.06.2023 (т.е. за 3 месяца до истечения срока действия предыдущей гарантии) и на дату окончания срока действия предыдущей гарантии (22.09.2023) не предоставило.
Должностными лицами Министерства составлен акт от 22.09.2023 о выявленных нарушениях - непредоставление в срок, установленный Соглашением, банковской гарантии от 22.09.2023. от ООО "Экостар" запрошены объяснения о причинах нарушения Соглашения. 06.10.2023 получены от общества объяснения.
19.10.2023 на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопроса о лишении юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алтайского края межведомственной комиссией Министерства принято решение о лишении ООО "Экостар" статуса регионального оператора по Славгородской зоне. Согласно протокола заседания комиссии от 19.10.2023 на заседании присутствовал представитель ООО "Экостар" В.Г. Прокин.
Письмом от 23.10.2023 ООО "Экостар" уведомлено о принятом решении комиссией, а также о расторжении Соглашения.
Не согласившись с решением межведомственной комиссии Министерства, оформленной протоколом от 19.10.2023 о лишении ООО "Экостар" статуса регионального оператора, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что порядок лишения общества статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территории Алтайского края, установленный постановлением Правительства Алтайского края от 08.02.2021 N 24, Министерством соблюден.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200, статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определено, что юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ статус регионального оператора присваивается на срок не менее чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с ТКО.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 1156 юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по следующим основаниям:
а) в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) ТКО, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором;
б) в течение календарного года региональным оператором были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил и (или) условий соглашения, повлекшие причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан;
в) задолженность регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с ТКО превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов в области обращения с ТКО;
г) нарушение схемы потоков ТКО от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами;
д) нарушение условий соглашения в отношении предоставления безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Порядок лишения статуса регионального оператора определен Порядком лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 08.02.2021 N 24 (далее - "Порядок").
В соответствии с указанным Порядком основанием для инициирования вопроса лишения регионального оператора статуса является установление нарушений условий соглашения, путем составления соответствующего акта. После чего в течении 5 дней у регионального оператора запрашиваются объяснения по выявленному факту. Указанный акт и объяснения регионального оператора в течении 25 дней рассматриваются на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопроса о лишении юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алтайского края. По итогам рассмотрения материалов принимается соответствующее решение. Указанное решение является основанием для одностороннего расторжения Министерством Соглашения с региональным оператором.
Основанием для лишения ООО "Экостар" статуса регионального оператора явилось то обстоятельство, что обществом не представлена в срок, установленный Соглашением, банковская гарантия.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что общество лишено статуса регионального оператора в период действия обеспечительных мер по делу N А03-10620/2023, а также предоставление проекта банковской гарантии для согласования, что свидетельствует о фактическом ее наличии, признаются несостоятельными.
Судом установлено, что в рамках дела N А03-10620/2023 рассматривался спор между Министерством и ООО "Экостар" о признании недействительным Дополнительного соглашения от 17.08.2021.
По ходатайству ООО "Экостар" 27.06.2023 определением суда по делу N А03-10620/2023 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия Дополнительного соглашения от 17.08.2021 к Соглашению N254/21-ДО от 16.08.2021 "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Славгородской зоны Алтайского края", до окончания рассмотрения настоящего дела по существу и вступления решения суда по делу NА03-10620/2022, в законную силу.
Поскольку Дополнительным соглашением не была установлена новая редакция п. 3.1.1. Соглашения, а лишь дополнялся п. 3.1. Соглашения предложением, согласно которому устанавливался укороченный на три месяца срок предоставления банковской гарантии на текущий календарный период, принятыми обеспечительными мерами по делу N А03-10620/2022 по сути приостановлено действие условия о сокращенном сроке предоставления банковской гарантии.
Как верно указано судом первой инстанции, обеспечительная мера не приостанавливала действие п. 3.1.1. Соглашения в редакции самого соглашения от 16.08.2021, согласно которому банковская гарантия предоставляется на каждый год срока действия соглашения со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО.
Таким образом, приступив 21.09.2021 к исполнению Соглашения, ООО "Экостар", с учетом приостановления действия Дополнительного соглашения, должно было предоставить банковскую гарантию на 2023 - 2024 год не позднее 21.09.2023 - даты окончания срока действия предыдущей банковской гарантии на 2022 - 2023 годы.
Доказательств исполнения п. 3.1.1 Соглашения по состоянию на 22.09.2023 и на дату принятия оспариваемого решения (19.10.2023) общество мне представлено.
Ссылка общества на предоставление Министерству банковской гарантии на 2023- 2024 годы в виде Проекта гарантии в июне 2023 года в целях согласования ее условий с предоставлением самого проекта гарантии, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку решением Арбитражного суда Алтайского края от 15.11.2023 по делу N А03-15605/2023 в удовлетворении требований общества о признании незаконным отказа Министерства в согласовании банковской гарантии, отраженного в письме от 27.06.2023, отказано.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений примененных судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также иная оценка обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.02.2024 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-17550/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экостар" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Экостар" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 29.02.2024 N 345.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-17550/2023
Истец: ООО "Экостар"
Ответчик: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края