город Воронеж |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А64-872/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Капишниковой Т.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
при участии:
от акционерного общества "Тамбовская сетевая компания":
Горностаева С.Н. - представитель по доверенности N 006/050 от 29.12.2023 сроком до 31.12.2024;
от Министерства государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля) Тамбовской области, от Родновой Н.Г.: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.03.2024 по делу N А64-872/2023 по заявлению акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" (ОГРН 1056882300694, ИНН 6829012231) к Министерству государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля) Тамбовской области (ОГРН 1086829001621, ИНН 6829041585) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
третье лицо: Роднова Надежда Геннадиевна,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тамбовская сетевая компания" (далее - АО "ТСК", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля) Тамбовской области (далее - Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 17.01.2023 N 3 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечена Роднова Надежда Геннадиевна.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.03.2024 по делу N А64-872/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ТСК" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление.
В апелляционной жалобе ее заявитель ссылается на отсутствие состава вмененного административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля) Тамбовской области оспаривает доводы апелляционной жалобы заявителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "ТСК" поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Министерство и Роднова Н.Г. явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Учитывая наличие у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения данных участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав правовую позицию представителя заявителя, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения от 24.11.2022 N 289-ж в связи с поступлением обращения Родновой Н.Г. по вопросу вывоза твердых коммунальных отходов по адресу: Тамбовская область, Мучкапский район, ПГТ Мучкапский, ул. Новая, д.2 в рамках регионального государственного жилищного надзора, при предварительном уведомлении проверяемого лица, в отношении АО "ТСК" в период с 25.11.2022 по 05.12.2022 проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам исследования представленных документов административным органом установлено, что с 01.01.2019 года на территории Тамбовской области деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) осуществляет региональный оператор - АО "ТСК" на основании подписанного с управлением ТЭК и ЖКХ области 30.08.2018 соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.
Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории Мучкапского поссовета Мучкапского района Тамбовской области и графику вывоза мест погрузки и вывоза твердых коммунальных отходов в р.п. Мучкапский Мучкапского района способом вывоза ТКО для домов 1 - 11 по ул. Новая определен бестарный способ, адресом расположения места накопления отходов является ул. Новая в р.п. Мучкапский (географические координаты места накопления отходов 51.870318; 42.491157).
Согласно снимкам экрана треков ГЛОНАСС и маршрутным графикам вывоза ТКО за период с января 2022 года по октябрь 2022 года, представленным АО "ТСК", вывоз ТКО по адресу Родновой Н.Г. осуществлялся 1 раз в неделю.
С учетом приведенных обстоятельств, Министерство пришло к выводу о нарушении Обществом периодичности вывоза ТКО, установленной пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
По результатам проверки составлен акт проверки от 05.12.2022 N 257 с отражением выявленных нарушений.
По факту выявленного нарушения 20.12.2022, при предварительном уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, в отношении АО "ТСК" составлен протокол N 50 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); определением от 20.12.2022 назначены время и место рассмотрения дела об административном правонарушении.
Постановлением исполняющего обязанности министра государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля) Тамбовской области от 17.01.2023 N 3 о назначении административного наказания, при предварительном уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, АО "ТСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения (л.д.6-9).
Полагая данное постановление о назначении административного наказания незаконным, АО "ТСК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Тамбовской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы, руководствуясь следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
С учетом представленных в материалы дела доказательств судебная коллегия не усматривает нарушений компетенции и процедуры привлечения к административной ответственности. Министерство действовало в рамках предоставленных законодательством полномочий (статьи 28.1, 28.3, 23.55 КоАП РФ, Положение о министерстве государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) Тамбовской области, утвержденное Постановлением Главы Тамбовской области от 28.11.2022 N 44, Приказ министерства государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) Тамбовской области от 20.12.2022 N 238 "Об утверждении Перечня должностных лиц министерства государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) Тамбовской области, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях"), лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом извещалось о составлении протокола об административном правонарушении, о рассмотрении дела об административном правонарушении. Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъективная сторона правонарушения для юридических лиц характеризуется виной, которая заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
Целью установления административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ является защита интересов населения в области коммунального обслуживания.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации обращение с твердыми коммунальными отходами является коммунальной услугой.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются, в частности, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен разделом XV(1) Правил, в силу которого исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 148(4) и 148(5) этих Правил, в том числе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Подпунктом "а" пункта 148(22) Правил установлено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам установлены требования к обеспечению своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз); допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже, не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
Аналогичные требования к сроку временного накопления несортированных твердых коммунальных отходов определены пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно пункту 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями одним из следующих способов: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
На территории Тамбовской области в целях организации рациональной системы накопления ТКО, для предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека установлен Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Тамбовской области, утвержденный приказом Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 16.06.2020 N 66 (далее - Приказ N 66), в соответствии с пунктом 4 которого складирование твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах накопления твердых коммунальных отходов следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В силу пункта 6 Приказа N 66 схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов определяется органами местного самоуправления.
На момент спорных правоотношений согласно разделу 5 Территориальной схемы Тамбовской области в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной приказом Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 21.10.2019 N 125 "О внесении изменений в приказ управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области от 02.03.2017 N 19", в ряде населенных пунктов применяется бестарная система - вывоз отходов при помощи специализированной техники без использования контейнеров для отходов, при этом заезд мусоровывозящей техники к определенному объекту осуществляется в установленные дни и часы (частично применяется на территории поселений). Периодичность вывоза отходов бестарной системы от индивидуального жилого фонда, садоводческих и дачных объединений в настоящее время осуществляется раз в неделю или реже. Вместе с тем, такая система является устаревшей и целесообразна ее замена на систему сбора твердых коммунальных отходов с использованием контейнерных площадок. В регионе имеется опыт применения в зоне застройки индивидуальными жилыми домами пакетированного вывоза: образователи отходов оставляют их в установленных местах сбора ТКО в соответствии с графиком работы организации, транспортирующей отходы. Мусоровоз, проезжая по дороге, собирает выставленные пакеты. Такой способ сбора характеризуется высокой степенью захламления территории вследствие разрыва пакетов животными и птицами, разноса просыпавшегося мусора ветром.
В таблице 7 "Характеристика системы накопления и вывоза твердых коммунальных отходов" в отношении Мучкапского района указано возможное использование следующих систем накопления и вывоза ТКО: контейнерный; бункер/площадка для КГО; в пакетах; по заявкам; по графику.
В Территориальной схеме обращения с отходами Тамбовской области, утвержденной приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 05.05.2023 N 59, также предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. ("Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках" (пункт 15 СанПиН 2.1.3684-21).
Из раздела 6.7 Территориальной схемы следует, что бестарный способ сбора ТКО, как правило, применяется в населенных пунктах с грунтовыми дорогами, не имеющими всесезонное транспортное сообщение, с малочисленным населением и не имеющих оборудованных мест накопления (контейнерных площадок).
Места остановки мусоровоза по маршруту движения для выполнения бестарного сбора ТКО определяются или в соответствии с договором, заключенным с региональным оператором или решением местного органа самоуправления.
В ряде населенных пунктов применяется бестарный метод - вывоз отходов при помощи специализированной техники без использования контейнеров для отходов, при этом заезд мусоровывозящей техники к определенному объекту осуществляется в установленные дни и часы. Периодичность вывоза отходов бестарным способом от индивидуального жилого фонда, садоводческих и дачных объединений в настоящее время осуществляется 2 раза в неделю. Вместе с тем такая система является устаревшей и целесообразна ее замена на систему накопления твердых коммунальных отходов с использованием контейнерных площадок.
Бестарный сбор в Тамбовской области осуществляется во всех муниципальных образованиях области.
Однако в силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 11 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
Исходя из разъяснений пункта 16 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023, следует, что график вывоза несортированных ТКО должен быть рассчитан таким образом, при котором исполнителем коммунальной услуги соблюдаются требования подпункта "а"пункта 148(22) Правил N 354 в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества и при этом не нарушается режим вывоза, определенный пунктом 17 приложения N 1 к Правилам N 354.
Таким образом, региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354, касающиеся периодичности вывоза ТКО независимо от того, осуществляется вывоз с площадок накопления ТКО или бестарным способом, а также самостоятельно или с привлечением третьих лиц.
Из фактических обстоятельств дела усматривается, что АО "ТСК" в соответствии с соглашением от 30.08.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019 является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области, таким образом, выступает исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей Тамбовской области, обязанным соблюдать нормативные требования законодательства о порядке оказания соответствующих коммунальных услуг.
Совокупностью представленных в материалы дела административным органом доказательств подтверждено, что Общество в период с января 2022 года по октябрь 2022 года осуществляло вывоз твердых коммунальных отходов по адресу: Тамбовская область, Мучкапский район, ПГТ Мучкапский, ул. Новая, д.2 - 1 раз в неделю, то есть с нарушением установленной пунктом 17 Приложения N 1 Правил и пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 периодичности вывоза твердых коммунальных отходов.
Доводы апелляционной жалобы о нераспространении приведенных нормативных положений к способу бестарного накопления твердых коммунальных отходов, в том числе и с учетом обстоятельств по спору, основаны на неверном (в частности, отличном от Верховного Суда РФ) толковании заявителем положений законодательства о порядке оказания коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и судебной коллегией отклоняются.
Приведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции применительно к фактическим обстоятельствам дела свидетельствуют о наличии в деянии АО "ТСК" объективных признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.23 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина АО "ТСК" в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в несоблюдении установленных законодательством о порядке оказания коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами требований к периодичности оказания соответствующих услуг. У Общества имелась возможность соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административном правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии субъективных признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.23 КоАП РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает установленными наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, что свидетельствует о правомерности привлечения Общества к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент принятия оспариваемого постановления административным органом не истек. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Исходя из правовых позиций высших судов, изложенных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Между тем какие-либо обстоятельства, свидетельствующие об исключительности в данном случае вменяемого правонарушения, в ходе рассмотрения настоящего дела не установлены, соответствующие доказательства суду не представлены.
При этом, апелляционная коллегия учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 06.06.2017 N 1167-О, согласно которой освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении лица к предъявляемым к осуществляемой им деятельности требованиям.
При этом по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении лица к публичной обязанности по соблюдению установленного порядка оказания коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, при этом, следует учесть, что совершение данного административного правонарушения повлекло нарушение прав непосредственного потребителя коммунальной услуги.
В этой связи административный орган и суд области правомерно не усмотрели оснований для признания совершенного АО "ТСК" деяния малозначительным.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).
В силу части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В частности, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.11.2003 N 349-О разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
При этом в КоАП РФ под осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля понимается деятельность всех уполномоченных органов, которые осуществляют контрольные (надзорные) функции и выявляют правонарушения в отдельных сферах (глава 23 и статья 28.3 КоАП РФ).
В связи с отсутствием у Министерства в период вынесения оспариваемого постановления сведений о привлечении АО "ТСК" к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ, а также сведений о причинении или угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об имущественном ущербе, учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, административный орган пришел к выводу о необходимости замены Обществу в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотренного санкцией статьи 7.23 КоАП РФ административного наказания в виде административного штрафа на административное наказание в виде предупреждения.
Судебная коллегия, принимая во внимание, что в период вынесения оспариваемого постановления вмененное административное правонарушение совершено впервые (доказательств обратного на момент привлечения к административной ответственности материалы дела не содержат), характер и последствия его совершения, исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости административного наказания, индивидуализации ответственности за совершенное правонарушение, соглашается с выводом Министерства и полагает назначенное Обществу административное наказание в виде предупреждения справедливым и соразмерным характеру совершенного деяния.
Вышеизложенные обстоятельства и нормативное обоснование свидетельствуют о законности оспариваемого постановления от 17.01.2023 N 3 о назначении административного наказания и отсутствие оснований для удовлетворения заявленных АО "ТСК" требований, к обоснованному выводу о чем пришел суд первой инстанции.
В этой связи судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы.
Доводы жалобы проверены судом апелляционной инстанции. При этом доводы апелляционной жалобы не опровергают окончательного и верного вывода суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.03.2024 по делу N А64-872/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-872/2023
Истец: АО "Тамбовская сетевая компания"
Ответчик: Министерство государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) Тамбовской области
Третье лицо: Роднова Н.Г., 19 Арбитражный апелляционный суд