г. Челябинск |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А47-16664/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.02.2024 по делу N А47-16664/2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Общество с ограниченной ответственностью "ТЕРРИГЕН" (далее - заявитель, общество "ТЕРРИГЕН") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Оренбургской области) о признании незаконным решения ТУ Росимущества в Оренбургской области, оформленного письмом от 25.09.2023 N 56-НБ-02/6745 об отказе в заключении с заявителем договора аренды скважин N 15 с реестровым номером федерального имущества П12570013650; N 41 с реестровым номером федерального имущества П12570003777; N 38 с реестровым номером федерального имущества П12570013749; N 17 с реестровым номером федерального имущества П12570003796; N 66 с реестровым номером федерального имущества П12570003792; N 65 с реестровым номером федерального имущества П12570003791; N 64 с реестровым номером федерального имущества П12570003790; N 28 с реестровым номером федерального имущества П12570003775; N 57 с реестровым номером федерального имущества П12570003788; N 60 с реестровым номером федерального имущества П12570003789; N 56 с реестровым номером федерального имущества П12570003787; N 51 с реестровым номером федерального имущества П12570003785; N 50 с реестровым номером федерального имущества П12570003784; N 42, с реестровым номером федерального имущества П12570003778, расположенных по адресу: Оренбургская область, Бугурусланский район, Пилюгинское месторождение; обязании ТУ Росимущества в Оренбургской области устранить нарушение прав и законных интересов общества "ТЕРРИГЕН" путем предоставления в аренду скважин без проведения торгов.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - третье лицо).
Решением суда от 13.02.2024 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Оренбургской области обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что имеется актуальное поручение Росимущества от 21.11.2017 N ДП-07/44406 о необходимости проведения конкурсов (аукционов) на право заключения договоров пользования в отношении федерального имущества (в том числе нефтяных скважин распределенного фонда недр). В связи с указанным до внесения изменений в законодательство предоставление в аренду скважин без проведения торгов является невозможным.
К дате судебного заседания со стороны общества "ТЕРРИГЕН" в материалы дела поступил отзыв, согласно которому сторона ссылается на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между обществом "ТЕРРИГЕН" (арендатор) и ТУ Росимущества в Оренбургской области (арендодатель) заключен договор аренды N 79/2-К от 04.07.2014 (в последующем N 31/14-К), зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области 17.07.2014 за N 56-56-03/024/2014-073, согласно которому арендодатель передает арендатору во временное владение и пользование сооружения, находящиеся в казне Российской Федерации:
- скважина N 15 с реестровым номером федерального имущества П12570013650;
- скважина N 47 с реестровым номером федерального имущества П12570003781;
- скважина N 41 с реестровым номером федерального имущества П12570003777;
- скважина N 38 с реестровым номером федерального имущества П12570013749;
- скважина N 17 с реестровым номером федерального имущества П12570003796;
- скважина N 66 с реестровым номером федерального имущества П12570003792;
- скважина N 65 с реестровым номером федерального имущества П12570003791;
- скважина N 64 с реестровым номером федерального имущества П12570003790;
- скважина N 61 с реестровым номером федерального имущества П12570013748;
- скважина N 28 с реестровым номером федерального имущества П12570003775;
- скважина N 57 с реестровым номером федерального имущества П12570003788;
- скважина N 60 с реестровым номером федерального имущества П12570003789;
- скважина N 58 с реестровым номером федерального имущества П12570003793;
- скважина N 56 с реестровым номером федерального имущества П12570003787;
- скважина N 51 с реестровым номером федерального имущества П12570003785;
- скважина N 50 с реестровым номером федерального имущества П12570003784;
- скважина N 46 с реестровым номером федерального имущества П12570003780;
- скважина N 42 с реестровым номером федерального имущества Ш2570003778,
расположенные по адресу: Оренбургская область, Бугурусланский район, Пилюгинское месторождение для добычи углеводородного сырья. Срок действия договора до 30.06.2023 включительно.
Дополнительным соглашением от 09.10.2017 N 1 к договору аренды N 79/2-К от 04.07.2014 присвоен номер договора аренды N 31/14-К и исключены следующие скважины:
- скважина N 47 с реестровым номером федерального имущества П12570003781;
- скважина N 46 с реестровым номером федерального имущества П12570003780;
- скважина N 58 с реестровым номером федерального имущества П12570003793;
- скважина N 61 с реестровым номером федерального имущества П12570013748.
В связи с окончанием 30.06.2023 срока действия указанного договора аренды, общество "ТЕРРИГЕН" 01.06.2023 обратилось в ТУ Росимущества в Оренбургской области с заявлением о заключении нового договора сроком на пять лет.
По результатам рассмотрения обращения ТУ Росимущества в Оренбургской области направило в адрес общества "ТЕРРИГЕН" письмо от 25.09.2023 N 56-НБ-02/6745, в котором указано, что передача скважин в аренду лицензиату без проведения торгов не представляется возможной, после проведения оценки рыночной стоимости арендной платы ТУ Росимущества в Оренбургской области будет размещено извещение о проведении аукциона по продаже права аренды вышеуказанного объекта федеральной собственности на сайте torgi.gov.ru.
Несогласие с принятым ТУ Росимущества в Оренбургской области решением послужило основанием для обращения общества "ТЕРРИГЕН" в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая решение ТУ Росимущества в Оренбургской области незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что обладателю права пользования недрами принадлежит право не допускать всех прочих лиц к пользованию предоставленным ему горным отводом, а также право требования не препятствовать ему в осуществлении своих прав и исполнении обязанностей, связанных с пользованием недрами.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В силу части 2 данной статьи, указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением - лицензией, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Частью 4 статьей 7 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Статьей 25.1 Закона о недрах установлено, что земельные участки, в том числе, лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
В силу пункта 20 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24.06.2014 N 1314-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Кирпичный" и гражданина Халенкова Артура Васильевича на нарушение конституционных прав и свобод частью 4 статьи 7 Закона о недрах разъяснено, что из положений части 4 статьи 7, статьи 11 Закона о недрах следует, что недра как часть земной коры не являются частью земельного участка (земной поверхности), находятся в государственной собственности и выступают в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. При этом названный Закон устанавливает разрешительный режим пользования недрами: предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (часть 1 статьи 11); в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (часть 1 статьи 7). Соответственно, обладателю права пользования недрами принадлежит право не допускать всех прочих лиц к пользованию предоставленным ему горным отводом, а также право требования не препятствовать ему в осуществлении своих прав и исполнении обязанностей, связанных с пользованием недрами. Тем самым ограничивается возможность выдачи другому лицу лицензии на пользование недрами в границах того же участка недр на законных основаниях.
Таким образом, держатели лицензий на право пользование недрами имеют исключительное право на пользование недрами в границах горного отвода, а также на предоставление им земельных участков в границах оформленных горных отводов согласно лицензий. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Как следует из пункта 3 Положения о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий, зарегистрированного в Минюсте России 25.09.1995 за N 953, состояние всех ранее пробуренных скважин на нефть и газ, в том числе ликвидированных, законсервированных, находящихся в пробной эксплуатации и т.д., контролируется организациями, осуществлявшими их строительство или правопреемником этих организаций. При выдаче лицензии на право пользования участком недр и передачи расположенных на нем скважин глубокого бурения на условиях настоящего Положения, наблюдение за скважинами и их сохранность обеспечивает в дальнейшем владелец указанной лицензии.
Судом первой инстанции установлено, что обществу "Терриген" выдана лицензия на право пользования недрами. Условиями лицензии ОРБ N 14366 НР предусмотрено право заявителя осуществлять пользование недрами Пилюгинского участка, расположенного на территории Оренбургской области с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на территории Оренбургской области в период до 30.12.2032.
С целью разъяснения вопроса о возможности предоставления владельцам лицензий на право пользования недрами нефтяных скважин в аренду без проведения торгов ТУ Росимущества в Оренбургской области обращалось в Федеральную антимонопольную службу. Согласно полученному ответу от 31.07.2014 N АД/30763/14 положения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяются на заключение договоров на право аренды на скважину, в связи с чем были заключены договора аренды в отношении скважин без проведения торгов. Согласно письму Федерального агентства по недропользованию от 23.05.2018 N 17-11-31/13905 возможна передача скважин в аренду лицу, являющемуся владельцем лицензии на пользование недрами, без проведения торгов на заключение договора аренды. Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 05.09.2018 N РП/71159/18, предоставление скважин во владение и пользование лицу, обладающему лицензией на пользование участком недр, на котором расположены данные скважины, может осуществиться без проведения торгов.
На основании установленных обстоятельств, исходя из системного анализа вышеуказанных норм Закона о защите конкуренции, Закона о недрах, позиции федеральных органов государственной власти, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что договор аренды в отношении находящихся в собственности Российской Федерации скважин заключается с лицом, обладающим лицензией на право пользования участком недр, на котором расположена данная скважина, без проведения торгов. Проведение торгов на право заключения договора аренды скважин, находящихся в федеральной собственности (на чем настаивает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом), невозможно, поскольку владелец лицензии на право пользования недрами обладает исключительным правом пользования предоставленным ему горным отводом, на котором находится скважина. Тем самым ограничивается возможность выдачи другому лицу лицензии на пользование недрами в границах того же участка недр на законных основаниях.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорные скважины, находящиеся в собственности Российской Федерации, подлежат предоставлению заинтересованным лицом заявителю, которому выдана лицензия на право пользования недрами, в аренду без проведения торгов, а, следовательно, оспариваемое решение, оформленное в виде письма от 25.09.2023 N 56-НБ-02/6745, противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 21.11.2017 N ДП-07/44406, территориальным управлениям поручено не принимать решения о заключении договоров пользования (договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров) в отношении федерального имущества без проведения конкурсов или аукционов на право заключения данных договоров.
Письмами от 19.10.2018 N 07/35312, от 25.04.2019 N МП-07/14158 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом на запросы ТУ Росимущества в Оренбургской области сообщило, что осуществить предоставление скважин в аренду лицу, обладающему лицензией на право пользование участком недр, на котором расположены данные скважины, без проведения торгов (аукцион, конкурс) на заключение договора аренды не представляется возможным до момента внесения соответствующих изменений в законодательные акты Российской Федерации о недрах.
Вместе с тем разъяснения Федерального агентства по управлению государственным имуществом о невозможности предоставления скважин без проведения торгов до внесения изменений в законодательство не опровергают выводы суда, основанные на положениях законодательства, уполномочивающих недропользователя осуществлять исключительные права пользования недрами в границах горного отвода.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.02.2024 по делу N А47-16664/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-16664/2023
Истец: ООО "ТЕРРИГЕН"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ, ТУ РОСИМУЩЕСТВА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (РОСИМУЩЕСТВО)