город Томск |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А03-11579/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Зайцевой О.О.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гойник А.В., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 10, г. Барнаул", Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края (N 07АП-1976/2024(1)(2)) на решение от 01.02.2024 Арбитражного суда Алтайского края по делу NА03-11579/2023 (судья Синцова В.В.), по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 10, г. Барнаул" (ИНН 2225004230, ОГРН 1022201765630), р.п. Южный г. Барнаул Алтайского края к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (ИНН 2221002257, ОГРН 1022200906903), г. Барнаул Алтайского края о признании недействительным и отмене акта N 24 от 25.04.2023 года выездной плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Городская больница N 10, г. Барнаул" в части требований о возврате в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края средств в размере: 1 958 574 рубля 61 копейки выплаты сотрудникам медицинской организации за простой на время закрытия стационара на капитальный ремонт, и штрафа в размере 195 857 рублей 46 копеек; а также в части выплаты отпускных сотрудникам, принимающих участие в оказании медицинской помощи больным новой короновирусной инфекции COVID-19, подлежащей оплате за счет средств бюджета в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 года N 415 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" в размере 365 352 рубля 88 копеек и штрафа в размере 36 535 рублей 28 копеек,
с привлечением к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство здравоохранения Алтайского края.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Сидоров Н.С. - доверенность от 11.01.24, Кокин М.С. - доверенность от 11.01.24
от заинтересованного лица: Потапова Е.В. - доверенность от 09.01.24
от третьих лиц: без участия
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 10, г. Барнаул" (далее - заявитель, учреждение, КГБУЗ "Городская больница N 10, г. Барнаул", медицинская организация) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, Фонд, ТФ ОМС АК) о признании недействительным и отмене акта N 24 от 25.04.2023 года выездной плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Городская больница N 10, г. Барнаул" в части выплаты сотрудникам медицинской организации за простой на время закрытия стационара на капитальный ремонт (нецелевое использование в размере 1 958 574 рубля 61 копейки и штрафа в размере 195 857 рублей 46 копеек), а также в части выплаты отпускных сотрудникам, принимающих участие в оказании медицинской помощи больным новой короновирусной инфекции COVID-19, подлежащей оплате за счет средств бюджета в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 года N 415 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" в размере 71 090 рублей 26 копеек.
В судебном заседании 16.10.2023, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судом принято уточнение заявленных требований заявителя. Согласно уточненному заявлению, заявитель просит признать недействительным акт Фонда N 24 от 25.04.2023 выездной плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Городская больница N 10, г. Барнаул" в части требований о возврате в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края средств в размере: 1 958 574 рубля 61 копейки выплаты сотрудникам медицинской организации за простой на время закрытия стационара на капитальный ремонт, и штрафа в размере 195 857 рублей 46 копеек; а также в части выплаты отпускных сотрудникам, принимающих участие в оказании медицинской помощи больным новой короновирусной инфекции COVID-19, подлежащей оплате за счет средств бюджета в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 года N 415 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" в размере 365 352 рубля 88 копеек и штрафа в размере 36 535 рублей 28 копеек.
В судебном заседании 04.12.2023 судом приняты к рассмотрению уточненные требования заявителя в части дополнений по оспариванию всей суммы штрафных санкций, содержащихся в Акте проверки N 24, в связи с несоразмерностью штрафа, просит уменьшить штрафные санкции до 1000 руб.
Протокольным определением от 14.11.2023 суд, в порядке статьи 51 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство здравоохранения Алтайского края (далее - третье лицо, Министерство, Минздрав АК).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 01.02.2024 заявленные требования удовлетворены частично, признан недействительным акт выездной плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Городская больница N 10, г. Барнаул" N 24 от 25.04.2023 в части взыскания в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края денежных средств нецелевого использования в сумме, превышающей 2 372 731 рубля 64 копейки, и в части взыскания штрафа в сумме, превышающей 9 490 рубля 00 копеек. На ТФ ОМС АК возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов КГБУЗ "Городская больница N 10, г. Барнаул". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, КГБУЗ "Городская больница N 10, г. Барнаул" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные учреждением требования.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что вывод суда первой инстанции о том, что расходы на оплату времени простоя в структуру тарифов не включены, основан на неверном толковании норм права; вывод суда о том, что осуществление выплат за простой круглосуточных стационаров в учреждении связано не с выполнением ранее порученной работникам работой, а в связи с капитальным ремонтом не соответствует фактическим обстоятельствам дела; сама по себе оплата отпусков не может быть признана нецелевым расходованием денежных средств ОМС, так как указанные расходы включены в состав тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Кроме того, с апелляционной жалобой обратился Фонд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований заявителя о признании недействительным акта проверки N 24 от 25.04.2023 в части взыскания штрафа в сумме, превышающей 9 490 руб.
По мнению подателя апелляционной жалобы, отменяя акт проверки в части штрафа в сумме, превышающей 9 490 руб., суд первой инстанции фактически освободил заявителя от штрафа на сумму нецелевого использования средств, восстановленных заявителем ранее, что не соответствует требованиям части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.
В порядке статьи 262 АПК РФ к материалам дела приобщены отзывы Фонда и учреждения.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения с 27.03.2023 по 25.04.2023 выездной плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования и соблюдения прав застрахованных граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи в КГБУЗ "Городская больница N 10, г. Барнаул" за период с 01.04.2021 по 31.12.2022 Фондом установлено, что медицинской организацией нарушено требование пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ и обязательство, предусмотренное пунктом 8.11 Договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, об использовании средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. Использование не по целевому назначению медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования выразилось, в том числе в их расходовании: на выплаты сотрудникам за простой на время закрытия стационара на капитальный ремонт в размере 1 958 574 рубля 61 копейки; а также на выплаты отпускных сотрудникам, принимающим участие в оказании медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией COVID-19, в размере 365 352 рублей 88 копеек.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Фонд потребовал от КГБУЗ ""Городская больница N 10, г. Барнаул", в течении 10 рабочих дней со дня предъявления данного требования:
- возвратить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края средства в размере 2 522 369 рублей 77 копеек;
- за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, уплатить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края штраф в размере 252 236 рублей 98 копеек.
В случае просрочки выполнения указанных требований медицинская организация несет ответственность в виде пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
В течении 1 месяца со дня получения акта, предоставить, в адрес ТФОМС АК план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатках и отчет о фактическом его исполнении, с приложением подтверждающих документов.
По результатам проверки Фондом составлен акт N 24 выездной плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Городская больница N 10, г. Барнаул" от 25.04.2023.
Письмом N 1196 от 10.05.2023 Фонд признал возражения учреждения на акт N 24 выездной плановой комплексной проверки, выраженными в протоколе разногласий к акту, необоснованными.
Указанные обстоятельства, послужили основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что учреждение в части суммы 149 638 рублей 13 копеек самостоятельно устранило допущенное нарушение до проведения Фондом проверки, в остальной части суд признал требования необоснованными.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционных жалоб, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200, статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается.
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Статьей 9 Закона N 326-ФЗ установлено, что участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ правовое положение территориального фонда определяется федеральным законом о государственных социальных фондах, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В силу положения статьи 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Исходя из части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ, средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
В соответствии с частью 8 статьи 26 Закона N 326-ФЗ средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
Согласно части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусматривает, что основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования является соответствующее требование территориального фонда.
Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями путем проведения проверок и ревизий осуществляется Территориальным фондом в соответствии с Порядком осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.2021 N 255н (далее - Порядок N 255н).
С учетом указанных нормативных установлений, составленный территориальным фондом в рамках реализации предоставленной компетенции акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате штрафа является основанием для возврата медицинской организации в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Пунктом 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1998 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что страховщики имеют право обращаться с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда.
Права и обязанности медицинских организаций в области медицинского страхования установлены статьей 20 Закона N 326-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ, медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ).
Исходя из правовой позиции, отраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
В соответствии со статьями 16, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Программой.
Согласно частям 1 и 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования и устанавливаются тарифным соглашением.
Пунктом 185 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее также - Правила N 108н), определено, что тарифы рассчитываются в соответствии с Правилами и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.
Исходя из пункта 186 Правил N 108н тариф на оплату медицинской помощи включает в себя:
1) расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона;
2) дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи, определенные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 35 Закона N 326-ФЗ;
3) расходы, определенные территориальной программой в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой за счет средств субвенций из бюджета Федерального фонда и межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджет территориального фонда.
В расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 192 Правил N 108н).
В Алтайском крае в проверяемом периоде 2021, 2022 годов действовали территориальные программы обязательного медицинского страхования, являющиеся составной частью Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (постановления Правительства Алтайского края от 30.12.2020 года N 577, от 30.12.2021 года N 502 соответственно).
Как следует из обстоятельств спора, в деятельности учреждения выявлены нарушения требований Закона N 326-ФЗ, пункта 8.11 договоров 2021, 2022 гг. на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, территориальной программы государственный гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 гг., территориальной программы государственный гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг., Правил N 108н.
Фонд пришел к выводу, что средства ОМС в размере 2 522 369, 77 руб. использованы учреждением не по целевому назначению.
Учреждение несогласно с выводами Фонда в части требований о возврате в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края средств в размере: 1 958 574 рубля 61 копейки выплаты сотрудникам медицинской организации за простой на время закрытия стационара на капитальный ремонт, и штрафа в размере 195 857 рублей 46 копеек; а также в части выплаты отпускных сотрудникам, принимающих участие в оказании медицинской помощи больным новой короновирусной инфекции COVID-19, подлежащей оплате за счет средств бюджета в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 года N 415 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" в размере 365 352 рубля 88 копеек и штрафа в размере 36 535 рублей 28 копеек.
Как следует из материалов дела в ходе проверки установлено, что на основании приказа главного врача КГБУЗ "Городская больница N 10, г. Барнаул" от 20.08.2021 N 112-д "О приостановлении деятельности круглосуточных стационаров в связи с их капитальным ремонтом" приостановлено оказание медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара на время проведения работ по капитальному ремонту с 23.08.2021 Деятельность круглосуточного стационара возобновлена на основании приказа главного врача медицинской организации от 04.05.2022 N 92/1-д с 11.05.2022.
На основании приказов главного врача медицинской организацией производились выплаты сотрудникам медицинской организации за простой на время закрытия стационара на капитальный ремонт в размере 1 958 574 рубля 61 копейки.
Доводы учреждения о том, что использование средств ОМС на оплату времени простоя не может квалифицироваться как нецелевое расходование средств, отклоняются как несостоятельные.
Расходы учреждения на выплаты такой материальной помощи не являются расходами на заработную плату, предусмотренную действующей системой оплаты труда, и, вопреки доводам жалобы, не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, предусмотренную частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, базовой и территориальной программами ОМС.
Поскольку расходы по выплате материальной помощи, не предусмотренной действующей системой оплаты труда и являющейся по своей сути дополнительной социальной гарантией работникам согласно локальным актам учреждения, не предусмотрены территориальной программой ОМС, их оплата за счет средств ОМС является использованием средств ОМС не по целевому назначению.
Соответственно, вывод суда о том, что учреждением необоснованно направлены средства ОМС в указанной сумме на цели, не включенные в Территориальную программу ОМС, Фондом правомерно квалифицировано использование этих средств как нецелевое, является верным.
Отклоняя доводы учреждения о незаконности требования Фонда о возврате в бюджет Территориального фонда средств ОМС, израсходованных на оплату отпускных сотрудникам, принимающим участие в оказании медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией COVID-19, в размере 71 090 рублей 26 копеек, апелляционный суд исходит из следующего.
Выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, а также за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, предусмотренные Постановлениями N 415 и N 484, осуществлялись за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Источником финансирования расходов, связанных с оплатой отпусков медицинских работников и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, за особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели, согласно распоряжениям Правительства Российской Федерации от 05.12.2020 года N 3230-р, от 01.07.2021 года N 1792-р также являлись иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Таким образом, расходование средств ОМС на указанные выплаты является неправомерным, поскольку не предусмотрены в субвенциях, предоставляемых из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС, в тарифах на оплату медицинской помощи и территориальной программой ОМС.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы Фонда, апелляционный суд также находит их несостоятельными.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в октябре 2021 года учреждением произведено восстановление денежных средств в сумме 149 638 рублей 13 копеек с лицевого счета по учету средств соответствующего бюджета на лицевой счет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования, что Фондом не оспаривается. Соответственно учреждение в части суммы 149 638 рублей 13 копеек самостоятельно устранило допущенное нарушение до проведения Фондом проверки.
Как верно указал суд первой инстанции, самостоятельное восстановление медицинской организацией на лицевом счете средств обязательного медицинского страхования, ранее использованных не по целевому назначению, означает дальнейшее использование восстановленных средств на оплату медицинской помощи, оказанной в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования, то есть по целевому назначению.
При этом, принимая во внимание реализацию компенсационной функции штрафа; отсутствие умысла на совершение правонарушения, а также тяжких последствий, соразмерных исчисленному штрафу, учитывая, что правонарушение совершено впервые, поскольку иного не доказано, учитывая социальную значимость деятельности заявителя, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличие оснований для снижения размера примененного к учреждению штрафа в 25 раз, то есть до 9 490 рублей 00 копеек.
Снижение штрафной санкции соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, определении от 21.12.2000 N 263-О, Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, Постановлении от 25.02.2014 N 4-П.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционных жалоб фактически сводятся к несогласию с вынесенным судебным актом и стремлению отменить верное по существу решение суда первой инстанции. При этом апелляционные жалобы не содержат каких-либо подтвержденных доводов, свидетельствующих о незаконности и необоснованности оспариваемого решения и наличия оснований для его отмены или изменения.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.02.2024 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-11579/2023 оставить без изменения, а апелляционные жалобы краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 10, г. Барнаул", Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края - без удовлетворения.
Возвратить Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 29.02.2024 N 659146.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-11579/2023
Истец: КГБУЗ "Городская больница N10 г.Барнаул", г.Барнаул
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Третье лицо: Министерство здравоохранения Алтайского края