г. Чита |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А19-12906/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,
судей: Басаева Д.В., Будаевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Афанасьева Сергея Геннадьевича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 ноября 2023 года по делу N А19-12906/2023 по заявлению индивидуального предпринимателя Афанасьева Сергея Геннадьевича (ОГРНИП 304380509000100, ИНН 380504473100, адрес: Иркутская область, г. Братск) к Администрации муниципального образования "Братский район" (ОГРН 1023802318759, ИНН 3823028737, 665770, адрес: Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, ул. Дзержинского, д. 105) о признании незаконными постановлений от 28.06.2022 N 486, от 28.06.2022 N 480,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) индивидуальный предприниматель Герасимчук Юрий Васильевич (ОГРНИП 316385000090446, ИНН 380413542501, адрес: Иркутская область, г. Братск) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области (ОГРН 1143850004627, ИНН 3812153253, 664025, юридический адрес: Иркутская область, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 74, этаж 4; почтовый адрес: 664027, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 1А),
В судебное заседание посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) подключились:
от индивидуального предпринимателя Афанасьева Сергея Геннадьевича: Афанасьева О.С. - представитель по доверенности от 01.06.2023;
от Администрации муниципального образования "Братский район": Верещагин В.А. - представитель по доверенности N 45 от 15.12.2023;
от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области: Канышева О.А. - представитель по доверенности от 16.02.2024.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Афанасьев Сергей Геннадьевич (далее - заявитель, ИП Афанасьев С.Г., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Братский район" (далее - заинтересованное лицо, Администрация МО "Братский район", администрация) о признании незаконными постановлений:
- от 28.06.2022 N 486 "Об утверждении схемы расположения земельного участка для строительства лесопитомника", согласно которому по заявлению индивидуального предпринимателя Герасимчука Ю.В. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории местоположение: Иркутская область, Братский район, 550 м южнее жилого района Бикей г. Братска, площадью 47721 кв. м., категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, в территориальной зоне - природного ландшафта (ПТЗ 1106), разрешенное использование - для строительства лесопитомника;
- от 28.06.2022 N 480 "Об утверждении схемы расположения земельного участка для строительства лесопитомника", согласно которому по заявлению индивидуального предпринимателя Герасимчука Ю.В. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории местоположение: Иркутская область, Братский район, 600 м южнее жилого района Бикей г. Братска, площадью 58802 кв. м., категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, в территориальной зоне - природного ландшафта (ПТЗ 1106), разрешенное использование - для строительства лесопитомника.
Определением от 22.06.2022 заявление Афанасьева С.Г. принято судом, возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Герасимчук Юрий Васильевич.
Определением от 25.09.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 ноября 2023 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 10.11.2023 по делу N А19-12906/2023.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по его заявлению у администрации не имелось, поскольку все ранее принятые отказы признаны судом незаконными. От прежнего собственника ему перешло право постоянного пользования на земельный участок в размере 387 640,6 кв.м., категории - земли сельскохозяйственных угодий, с видом разрешенного использования пашни, сенокосы и другие угодья для целей ведения сельского хозяйства, в связи с чем, он имеет преимущественное право оформления в собственность земельного участка указанной площади.
В дополнении к апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что является собственником объектов недвижимости, ранее приобретенных у ОАО "Братскэнергостройтранс" в рамках процедуры конкурсного производства. Площадь земельного участка, занятого зданиями, приобретенными у ОАО "Братскэнергостройтранс" составляет 387 640,6 кв. метров. Им предпринимаются меры для оформления документов о праве собственности на данные объекты недвижимости. Учитывая, что он является владельцем всех объектов недвижимости на указанном участке, оснований для утверждения схемы расположения земельных участков согласно постановлении от 28.06.2022 N 480, N 486 не имелось.
В отзывах на апелляционную жалобу представитель администрации муниципального образования "Братский район" Верещагин В.А., ИП Герасимчук Ю.В. - Бойко И.В., просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В возражениях на отзывы представитель ИП Афанасьева С.Г. - Афанасьева О.С. просила решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Канышева О.А. указывает об обоснованности доводов апелляционной жалобы ИП Афанасьева С.Г.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 января 2024 года судебное разбирательство отложено на 27 февраля 2024 года.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2024 года судебное разбирательство отложено на 22 апреля 2024 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет". Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель заявителя ИП Афанасьева С.Г. - Афанасьева О.С., в судебном заседании доводы жалобы и дополнений к ней поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель третьего лица - Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Канышева О.А. полагала доводы апелляционной жалобы ИП Афанасьева С.Г. обоснованными.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования "Братский район" Верещагин В.А., третьего лица ИП Герасимчук Ю.В. - Бойко И.В. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 АПК РФ, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов, возражений на отзывы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявитель обратился в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 38,7 га, на котором расположены принадлежащие ему здания под ведение крестьянско-фермерского хозяйства.
Письмом от 06.11.2013 N 2361 администрация отказала в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 38,7 га. Указанный отказ обжалован в Арбитражном суде Иркутской области (дело N А19-18118/2013).
Согласно решению Арбитражного суда Иркутской области от 09.06.2014 по делу N А19-18118/2013 отказ администрации признан незаконным. Также арбитражный суд обязал Администрацию МО "Братский район" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Во исполнение указанного решения суда мэром Братского района 18.04.2014 издано распоряжение N 707, которым утверждена схема расположения земельного участка, площадью 2,0773 га.
В связи с указанными обстоятельствами Афанасьев С.Г. 04.12.2018 вновь обратился в Администрацию МО "Братский район" с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: РФ, Иркутская область, Братский район, окрестности жилого района Бикей г. Братска, общей площадью 368 000 кв.м. на кадастровой карте территории. Кадастровый номер земельного участка (или: кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка): 38:02:010401. Территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок: зона сельскохозяйственных угодий (СХЗ-801). Вид разрешенного использования: Пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Письмом от 14.01.2019 N 61 администрация отказала заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка.
Не согласившись с отказом в утверждении схемы расположения земельного участка от 14.01.2019 N 61, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-9078/2019 требования индивидуального предпринимателя Афанасьева С.Г. удовлетворены: отказ Администрации МО "Братский район" в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 368 000 кв.м., территориальная зона сельскохозяйственных угодий (СХЗ-801), расположенного по адресу Российская Федерация, Иркутская область, Братский район, окрестности жилого районам Бикей г. Братска, содержащийся в письме N 61 от 14.01.2019 признан незаконным. Администрацию обязали устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Афанасьева С.Г.
30.06.2020 судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ УФССП по Иркутской области на основании заявления взыскателя возбуждено исполнительное производство N 135051/20/38007-ИП.
Во исполнение решения Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-9078/2019 Администрация МО "Братский район" повторно рассмотрела заявление Афанасьева С.Г. от 03.12.2018 об утверждении схемы расположения земельного участка и отказала в ее утверждении, изложив основания отказа в письме от 14.07.2021 N 2748.
Не согласившись с отказом в утверждении схемы расположения земельного участка от 14.07.2021 г. N 2748, предприниматель обратился в арбитражный суд в рамках дела А19-16201/2021 с заявлением о признании его незаконным.
Решением суда от 02.02.2022 по делу N А19-16201/2021 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Администрации МО "Братский район", содержащийся в письме от 14.07.2021 N 2748, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка. Суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Афанасьева С.Г. путем повторного рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, площадью 368 000 кв.м.
Во исполнение решения Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16201/2021 Администрацией МО "Братский район" вынесено постановление от 14.07.2022 N 521 "Об утверждении схемы расположения земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства", которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение: Иркутская область, Братский район, 400 м южнее жилого района Бикей г. Братска, площадью 20773 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, территориальная зона- зона природного ландшафта (ПТЗ 1106), разрешенное использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Не согласившись с указанным постановлением, индивидуальный предприниматель Афанасьев С.Г. оспорил его в судебном порядке в рамках дела N А19-20822/2022.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14.02.2023 по делу N А19-20822/2022 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным постановление Администрации МО "Братский район" от 14.07.2022 N 521 об утверждении схемы расположения земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства площадью 20773 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, территориальная зона - зона природного ландшафта (ПТЗ 1106), разрешенное использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства вследствие не рассмотрения по существу всех требований указанных в решении Арбитражного суда Иркутской области от 02.02.2022 года по делу N А19-16201/2021. На администрацию возложена обязанность, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Афанасьева С.Г.
Администрацией МО "Братский район" вновь, во исполнение решения суда по делу N А19-16201/2021, рассмотрено обращение Афанасьева С.Г. и вынесено решение от 05.05.2023 N 1650 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Отказ Администрации МО "Братский район" от 05.05.2023 N 1650 оспорен был заявителем в рамках дела N А19-11213/2023.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10.08.2023, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2023, в удовлетворении требований Афанасьева С.Г. отказано.
28.06.2022 Администрацией муниципального образования "Братский район" вынесены постановления N 486, N 480, которыми по заявлениям ИП Герасимчук Ю.В. утверждены схемы расположения земельных участков площадью 47721 кв.м и 58802 кв.м., категория земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; в территориальной зоне - природного ландшафта (ПТЗ 1106) разрешенное использование- для строительства лесопитомника.
После утверждения схем на кадастровый учет поставлены два земельных участка с кадастровыми номерами 38:02:010401:2183 и 38:02:010401:2184, проведены торги на право заключения договоров аренды. По результатам торгов заключены договоры аренды с индивидуальным предпринимателем Герасимчуком Ю.В. - единственным участником аукциона.
Предприниматель Афанасьев С.Г., полагая, что постановления Администрации МО "Братский район" от 28.06.2022 N 486, N 480 не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании их незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что вынесенные администрацией постановления об утверждении схем расположения земельных участков площадью 47721 кв. м. и 58802 кв. м. каких-либо прав ИП Афанасьева С.Г. не нарушают, в связи с чем, оснований для признания незаконными вынесенных постановлений не имеется.
С данными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку они постановлены при правильном определении обстоятельств имеющих значение для дела, в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствия ненормативного акта закону или иному нормативному акту и нарушения названным актом прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности в сфере экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из этого отсутствие хотя бы одного из названных условий исключает признание оспариваемого акта недействительным.
Тем самым при недоказанности нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, его заявление подлежит оставлению без удовлетворения.
Решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе, если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По общему правилу образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ).
По правилу статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ и включает в себя ряд последовательных этапов, в том числе:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка является одним из этапов предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Сама по себе схема расположения земельного участка не влечет возникновения вещных, либо обязательственных прав на земельный участок
Порядок утверждения схемы расположения земельного участка, предусмотрен положениями статьи 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В частности, согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, ИП Афанасьев С.Г. ссылался на то, что отказы администрации в утверждении схемы расположения земельного участка, имевшие на момент вынесения оспариваемых постановлений, являлись, незаконными, что неоднократно подтверждено принятыми судом решениями, в связи с чем, во исполнение этих решений администрация обязана была принять положительное решение по его заявлению об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, а также не вправе была формировать земельные участки, проводить торги и передавать участки третьим лицам.
С данными доводами заявителя Афанасьева С.Г. согласится нельзя, поскольку отказы в утверждении схемы расположения земельного участка на испрашиваемую Афанасьевым С.Г. площадь признаны судебными инстанциями незаконными в связи с наличием определенных оснований. При этом указанное вовсе не означает, что Афанасьев С.Г. имеет безусловное право на утверждение схемы расположения земельного участка, поскольку таких выводов судебные акты не содержат.
Ссылки в жалобе на указание в решении Арбитражного суда Иркутской области от 02.02.2022 по делу N А19-16201/2021, которым признан незаконным отказ Администрации муниципального образования "Братский район", содержащийся в письме от 14.07.2021 N 2748 о том, что уполномоченный орган обязан составить и утвердить схему расположения испрашиваемого заявителем земельного участка с указанием всех ограничений не могут быть приняты во внимание, поскольку данное не возлагает на администрацию обязанность утвердить схему расположения земельного участка по заявлению Афанасьева С.Г. в отсутствие правовых оснований, резолютивная часть принятого решения содержит лишь указание суда о возложении на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Афанасьева С.Г. путем повторного рассмотрения заявления.
В этой связи, доводы заявителя о незаконности постановлений в связи с наличием возбужденного исполнительного производства по делу А19-16201/2021 также подлежат отклонению.
Возбуждение исполнительного производства по делу А19-16201/2021 состоялось позднее, чем были приняты постановления, что не препятствовала уполномоченному органу в решении вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка по заявлениям Герасимчука Ю.В.
Обеспечительные меры в виде запрета администрации муниципального образования "Братский район" осуществлять мероприятия по формированию земельных участков в границах испрашиваемого Афанасьевым С.Г. земельного участка, а также передавать их на каком либо праве третьим лицам в рамках исполнительного производства N 291194/22/38007-ИП приняты на основании определения Арбитражного суда Иркутской области от 30.09.2022, то есть также после вынесения оспариваемых постановлении, в связи с чем, администрация не лишена была возможности принять положительное решение по заявлению Герасимчука Ю.В.
При рассмотрении дела N А19-11213/2023 установлено, что испрашиваемый Афанасьевым С.Г. земельный участок находится в территориальной зоне "ПТЗ 1106" - зоне природного ландшафта согласно карте градостроительного зонирования, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки Кобляковского муниципального образования, утвержденным Думой Кобляковского муниципального образования от 26.11.2013 N 29. В заявлении об утверждении схемы расположения спорного земельного участка Афанасьев С.Г. просил утвердить схему расположения земельного участка, относящегося к зоне сельскохозяйственных угодий (СХЗ-801), что не соответствует ПЗЗ Кобляковского муниципального образования.
Поскольку представленная заявителем схема расположения земельного участка не соответствовала утвержденным Правилам землепользования и застройки Кобляковского муниципального образования, испрашиваемый земельный участок материалами зонирования территории не относится к зоне сельскохозяйственный угодий, в ходе рассмотрения дела N А19-11213/2023 судом первой и апелляционной инстанции сделан вывод об отсутствии правовых оснований для утверждения схемы расположения такого земельного участка.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемых заявителем постановлений, земельные участки площадью 47721 км. м., 58802 кв. м. были свободы от прав Афанасьева С.Г.
Нельзя не учесть, что земельные участки, в отношении которых схема расположения утверждена постановлениями от 28.06.2022 N 480, N 486 не имеют зданий, строений, сооружений, иных объектов, принадлежащих на каком-либо праве Афанасьеву С.Г.
То обстоятельство, что на территории земельных участков находятся вспомогательные объекты для осуществления хозяйственной деятельности Афанасьева С.Г. (сеновалы, дороги и т.д.) объективно препятствием для утверждения схемы расположения земельных участков по заявлениям Герасимчук Ю.В. не являлось.
Таким образом, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что до утверждения схемы испрашиваемого им земельного участка, администрация не должна была формировать иные земельные участки в указанной территориальной зоне и передавать их на каком-либо праве третьим лицам является несостоятельным.
Согласно карте градостроительного зонирования, являющейся приложением к ПЗЗ Кобляковского муниципального образования, спорная территория находится в зоне ПТЗ 1106- зона природного ландшафта. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной Правилами землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка ( ч.12 ст.14 ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую").
Таким образом, соответствующее решение об отнесении земельного участка к определенной категории принимается органами местного самоуправления городского округа или муниципального района.
Как установлено в ходе рассмотрения дела изменения в градостроительную документацию относительно испрашиваемой Афанасьевым С.Г. территории не вносились.
В этой связи, доводы заявителя о том, что земельный участок на который он претендует относится к зоне сельскохозяйственных угодий подлежит отклонению, поскольку данное не следует из ПЗЗ Кобяковского муниципального образования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Афанасьев С.Г. является собственником объектов недвижимости, которые позволяют претендовать на земельный участок площадью 386 0000 кв. м. не могут быть приняты во внимание, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено и Афанасьевым С.Г. не оспаривается, что объекты недвижимости, которые оформлены в собственность Афанасьева С.Г. на момент вынесения оспариваемых постановлений территориально к земельным участкам площадью 47721 кв. м., 58802 кв.м. не отнесены.
Доводы дополнений к апелляционной жалобе заявителя со ссылкой на приобретение им ряда объектов недвижимости у ОАО "Братскэнергостройтранс", площадью земельного участка под зданиями 387 64, 6 кв. метров, на незаконность оспариваемых постановлений также не указывает, поскольку надлежащих доказательств принадлежности недвижимого имущества заявителю на каком-либо праве не представлено.
Наличие таких обстоятельств в будущем, не лишит заявителя возможности обратиться с заявлением о пересмотре судебного акта в порядке ст. 311 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявителем не представлено доказательств нарушения каких-либо его прав на земельные участки оспариваемыми постановлениями по утверждению схем расположения земельных участков площадью 47721 кв. м. и 58802 кв. м., в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае судом верно установлены обстоятельства, входящие в предмет судебного исследования по данному спору и имеющие существенное значение для его разрешения, доводы и доказательства, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, полно и всесторонне исследованы и оценены, выводы сделаны, исходя из конкретных обстоятельств, соответствуют установленным ими фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, основаны на правильном применении норм права, регулирующих спорные отношения.
Оснований для отмены судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 ноября 2023 года по делу N А19-12906/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.С. Подшивалова |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12906/2023
Истец: Афанасьев Сергей Геннадьевич
Ответчик: Администрация Муниципального образования "Братский район"
Третье лицо: Герасимчук Юрий Васильевич, Афанасьева Ольга Сергеевна
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3350/2024
27.04.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3958/2023
10.11.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-12906/2023
07.11.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6021/2023
28.08.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3958/2023