27 апреля 2024 г. |
Дело N А83-31211/2023 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кравченко В.Е., рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 февраля 2024 года по делу N А83-31211/2023 (резолютивная часть изготовлена 09 февраля 2024 года), принятому в порядке упрощённого производства, по заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, о признании незаконным решения от 11.10.2023.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" (далее - заявитель, Университет, ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - пенсионный фонд, Фонд) о признании незаконным решения N 091S19230007032 от 11.10.2023 о привлечении Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
09 февраля 2024 года по делу принято решение путем подписания резолютивной части решения. 19 февраля 2024 года суд составил мотивированное решение по делу, которым заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд признал незаконным решение N 091S19230007032 от 11.10.2023 Отделения Фонда о привлечении Университета к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, взыскал в пользу него государственную пошлину в размере 3 000,00 руб.
Не согласившись с принятым решением, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных университетом требований отказать в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Республики Крым, в связи с тем, что согласно представленному Положению о Клиническом медицинском многопрофильном центре Святителя Луки (структурное подразделение) (далее - КММЦ Университета), утвержденного приказом N 565 от 22.06.2021, данное учреждение не поименовано Списком N 781, структурное подразделения "центр" согласно п.6 Правил - отсутствует. Следовательно, правовых оснований для включения в стаж для досрочного назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью периодов работы работников Клинического медицинского многопрофильного центра Святителя Луки (структурное подразделение) не имеется.
От заявителя представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Университет не согласен с доводами апелляционной жалобы, считает, что решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 февраля 2024 года по делу N А83-31211/2023 принято в соответствии с нормами действующего законодательства и не подлежит отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266 - 269, 272.1 АПК РФ проверяет законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Оценив представленные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в период с 25.07.2022 по 28.04.2023 Фондом в отношении университета проведена проверка достоверности и полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в частности, в отношении работников структурного подразделения "Клинический медицинский многопрофильный центр Святителя Луки ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" в отношении подтверждения (не подтверждения) занятости работников на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, в соответствии с п.1 и п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400Ф3 "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) и на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с п.20 ч. 1 ст.30 Закона N 400- ФЗ:
- лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (код 27-ГД, 27-ГДХР);
- рентгенолаборанты, в том числе, в рентгенооперационных, ангиографических и флюорографических кабинетах (код позиции 12300000-24577 раздела ХIХ "Учреждения здравоохранения" Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (далее - Список N 1);
- врачи-рентгенологи, а также врачи, постоянно занятые в рентгенооперационных и ангиографических кабинетах (код позиции 12300000-20426 Списка N 1).
У университета были затребованы следующие документы, необходимые для проведения проверки: устав (при наличии изменений); штатные расписания за период 2021 год; табеля учета рабочего времени за период январь - декабрь 2021 года; должностные инструкции на работников имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и право на льготное пенсионное обеспечение; отчет по специальной оценке условий труда; документы, подтверждающие занятость работников, работающих на должностях, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение; технические паспорта на оборудование (вид и характер работ, для которых предназначено данное оборудование); приказы о приеме, увольнении, о переводе, (приказы об отпусках, о периодах обучения, о периодах повышении квалификации, отпуска без сохранения заработной платы, донорские дни, дополнительные выходные, простой, по уходу за ребенком до 1,5 лет или до 3-х лет, нерабочие (праздничные дни) установленные Законом Республики Крым и другие за 2021 год); личные карточки ф.Т-2; трудовые книжки (при наличии).
По результату проведенной проверки составлен Акт от 28.04.2023N 4/23 (далее - Акт), согласно которого пенсионным фондом установлены следующие нарушения.
В соответствии с п.п. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781).
Пунктом 3 Правил N 781 предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 6 Правил N 781 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения определено, что стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном Правилами N 781, работа в должностях, указанных в списке, а именно: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академий, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций.
Согласно представленному Положению о Клиническом медицинском многопрофильном центре Святителя Луки (структурное подразделение), утвержденного приказом N 565 от 22.06.2021, данное учреждение не поименовано Списком N781, структурное подразделения "центр" согласно п.6 Правил - отсутствует.
Таким образом, пенсионный фонд пришел к выводу, что правовых оснований для включения в стаж для досрочного назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью периодов работы работников Клинического медицинского многопрофильного центра Святителя Луки (структурное подразделение), не имеется.
13.06.2023 в адрес ОСФР по Республике Крым поступило возражение ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" от 30.05.2023 N e 4435/11/6-10 на Акт от 28.04.2023 N 4/23, по результату рассмотрения которого пенсионным фондом в адрес Университета направлено письмо от 28.06.2023 N 91-19/151419, в соответствии с которым оснований для включения в стаж для досрочного назначения пенсии в связи лечебной деятельностью периодов работы работников Клинического медицинского многопрофильного центра Святителя Луки (структурное подразделение) не имеется.
14.08.2023 в адрес Университета направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведений и сведениями, имеющимися у Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в том числе полученными от налоговых органов в представленных страхователем сведениях о периоде работы по кодам Список 1, Список 2 и "Малых списках", содержащихся в Сведениях о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-ССТАЖ за 2021 год на 122 застрахованных лица.
Поскольку ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" не предоставлены индивидуальные сведения, специалистом составлен акт от 04.09.2023 N 091S18230006690 о выявлении правонарушения на 122 застрахованных лица о недостоверности сведений, выявленных в ходе проверки.
11.10.2023 вынесено решение N 091S19230007032 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа в размере 61 000,00 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Университет обратился в арбитражный суд первой инстанции с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные требования подлежали удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не находит основания для отмены состоявшегося судебного акта и отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из правильно установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Как установлено судом, КММЦ является структурным подразделением Университета, учредителем которого является федеральный орган государственной власти, функции и полномочия учредителя которого от имени Российской Федерации осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Отнесение КММЦ Университета к медицинской организации - Центру, производится в соответствии с п.1.4. Устава.
Пункт 62 раздела 2.5. Устава содержит полный перечень видов деятельности Университета по медицинскому направлению, Университет является медицинской организацией 3-го уровня, что отражено в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2 Положения о КММЦ, утвержденного приказом N 565 от 22.06.2021, медицинский центр создан с целью охраны здоровья граждан РФ, оказания медицинской помощи населению Республики Крым, обучающимся и сотрудникам университета, создания клинической базы, обеспечивающей высокий уровень образовательного процесса и отвечающий запросам практической медицины.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 N 529н утверждена номенклатура медицинских организаций (далее - Номенклатура).
Пунктом 1.17 Номенклатуры предусмотрены многопрофильные медицинские центры.
Согласно пункту 8 Правил N 781, учреждения, в которых засчитывается стаж работы в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" являются центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими правилами, работа в должностях в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 11. ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N323-ФЗ) медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 10.07.2023) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2015 г. N 207 "О применении на территориях Республики Крым и г. Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 207) определены виды деятельности из числа указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществление которых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя допускается с 1 июня 2015 года без получения лицензии в соответствии с положениями указанного Федерального закона при условии представления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления об осуществлении соответствующего вида деятельности и соблюдения им при осуществлении данного вида деятельности временных обязательных требований, устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением N 207 Университетом получено Уведомление N1 от 25.03.2015 года об осуществлении медицинской деятельности на территории Республики Крым. Следовательно, Университет соответствует критериям отнесения юридического лица к медицинским организациям в части, касающейся медицинской деятельности, которая осуществляется в структурном подразделении Университета - КММЦ.
Сотрудники, имеющие медицинское или иное образование, работающие в КММЦ и в трудовые (должностные), в обязанности которых входит осуществление медицинской деятельности, являются медицинскими работниками, в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ.
Университет включен в Федеральный реестр медицинских организаций с присвоением OID 1.2.643.5.1.13.13.12.2.91.10647 (уникальный идентификатор организации), с ведомственной принадлежностью - Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, видом деятельности - Центр (лечебно-профилактические медицинские организации).
Кроме того, абзацем 3 Правил N 781 определено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что формальное отсутствие слов "клиника" и "больница" в наименовании учреждения, работа в котором засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не может лишить медицинских работников права на получение пенсии в соответствии с действующим законодательством РФ.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права. Иных оснований для отмены судебного акта (в том числе безусловных) не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым апелляционным судом не рассматривается, поскольку Фонд в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 февраля 2024 года по делу N А83-31211/2023 (резолютивная часть изготовлена 09 февраля 2024 года) оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2024 года.
Судья |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-31211/2023
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО"
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ