г. Вологда |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А44-6864/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 апреля 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ригиной Е.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" Иванковой И.Ю. по доверенности от 14.06.2023, от областного бюджетного учреждения "Новгородская городская ветеринарная станция" Борцовой И.В. по доверенности от 08.09.2021, от Комитета ветеринарии Новгородской области Клыкова В.В. по доверенности от 15.04.2024, Поляковой Е.В. по доверенности от 16.05.2023 N 801,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 декабря 2023 года по делу N А44-6864/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кристалл" (ОГРН 1202300024563, ИНН 2369007828; адрес: 353861, Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, город Приморско-Ахтарск, улица Шмидта, дом 4; далее - ООО "Кристалл", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконными действий областного бюджетного учреждения "Новгородская городская ветеринарная станция" (ОГРН 1035300303774, ИНН 5321095170; адрес: 173000, Новгородская область, Великий Новгород, улица Дворцовая, дом 11; далее - учреждение, ОБУ "Новгородская горветстанция") по признанию недействительными ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД) от 31.07.2023 серии 253 N 2993122, 2993123; решения комитета ветеринарии Новгородской области (ОГРН 1025300796916, ИНН 5321046800; адрес: 173000, Новгородская область, Великий Новгород, улица Дворцовая, дом 11; далее - комитет) о признании недействительными ВСД от 31.07.2023 серии 253 N 2993122, 2993123, выраженного в уведомлении от 24.08.2023 N 1552.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 14 декабря 2023 года по делу N А44-6864/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Кристалл" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
ОБУ "Новгородская горветстанция" и комитет в своих отзывах считают, что жалобу общества следует оставить без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществу при исполнении им взятых по контракту от 04.07.2023 N 2323189100632071515914078/23063, заключенному по результатам электронного аукциона (идентификационный код закупки: 23115159140782014010010000238101322), обязательств по поставке товара при приемке груза 24.08.2023 заказчиком - Пограничным управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чеченской Республике (далее - Управление) - отказано в приемке товара по причине признания недействительными предъявленных ВСД от 31.07.2023 серии 253 N 2993122, 2993123, о чем предъявлено письмо комитета от 24.08.2023 N 1552.
В связи с этим общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1, Закон о ветеринарии) ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, осуществлении мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, при маркировании и учете животных, при проведении регионализации, эпизоотического зонирования, определении зоосанитарного статуса, разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте и убое животных, производстве, перемещении, хранении и (или) обороте кормов и кормовых добавок, перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности (пункт 1 статьи 2.1 Закона о ветеринарии).
Согласно пункту 1 статьи 2.3 этого Закона перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, утвержденном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.
В силу пункта 7 статьи 2.3 Закона N 4979-1 форма и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением формы и порядка оформления, которые установлены в соответствии с международными договорами Российской Федерации, устанавливаются ветеринарными правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов.
В развитие приведенной нормы приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 утверждены Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях (далее - Ветеринарные правила), из пункта 1 которых следует, что они разработаны в целях обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности подконтрольной продукции и животных, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), подтверждения эпизоотического благополучия территорий, мест производства подконтрольных товаров по заразным болезням животных, в том числе болезням, общим для человека и животных, и обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров при их производстве, перемещении и переходе права собственности на них и устанавливают формы и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением форм и порядков оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации (пункт 1 Ветеринарных правил, в редакции, действующей в период спорных правоотношений).
В соответствии с пунктом 2 Ветеринарных правил ВСД (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648, из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, установленном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 3 Ветеринарных правил оформление ВСД осуществляется при:
- производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);
- перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);
- переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
На основании пункта 7 Ветеринарных правил при производстве подконтрольных товаров на территории Российской Федерации, их перемещении по территории Российской Федерации и переходе права собственности на них на территории Российской Федерации ВСД оформляются на основании:
- сведений об эпизоотической ситуации места происхождения и (или) отгрузки подконтрольных товаров;
- условий, запретов, ограничений в связи со статусом региона происхождения и (или) отгрузки подконтрольных товаров, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации в соответствии с Ветеринарными правилами проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденными приказом Минсельхоза России от 14.12.2015 N 635, сведений о зоосанитарном статусе объектов, на территориях которых осуществляются содержание и разведение животных, убой животных, переработка и хранение продукции животного происхождения (при наличии);
- результатов ветеринарно-санитарной экспертизы данной продукции или сырья, из которого она изготовлена, если ее проведение в отношении указанного подконтрольного товара или сырья для его производства требуется законодательством Российской Федерации;
- лабораторных исследований, проведенных в лабораториях (испытательных центрах), входящих в систему органов и учреждений Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иных лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации, если их проведение в отношении указанного подконтрольного товара требуется законодательством Российской Федерации;
- данных осмотра (ветеринарного освидетельствования, если данный подконтрольный товар представляет собой живых животных);
- данных осмотра транспортного средства, в котором перемещается подконтрольный товар;
- справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков, выданной уполномоченным лицом органа или организации, входящей в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации на срок не более 1 месяца (при перемещении молока сырого, сливок сырых, сырого обезжиренного молока (обрата сырого) с молочных ферм поставщиков на молокоперерабатывающие предприятия);
- иных методов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемой ситуации из материалов дела следует, что в адрес комитета от Управления поступило письмо от 16.08.2023 N 21/311/6/8/ОМТО-2765 о выявленных при приемке товара нарушениях при оформлении ВСД и связи с этим о принятии мер (том 1, листы 77-81).
Из указанного письма Управления следует, что 28.07.2023 ему поставлена партия мясной продукции: паштет печеночный со сливочным маслом, дата выработки - 14.03.2023 и 18.05.2023, объемом 2 398,52 кг и 1 140,48 кг (всего 3 539 кг), произведенная обществом с ограниченной ответственностью "МПК "Потанино" (Ленинградская обл., Волховский р-н, д. Потанино, ул. Промышленная, д. 3), предусматривающая условия хранения при температуре от 0°С до +20°С.
Эта продукция сопровождалась ВСД: ветеринарные свидетельства от 04.07.2023 серии 253 N 2993115, 2993117 (условия перевозки: вентилируемые при температуре от 0°С до +20°С), выданными специалистом учреждения Москалюк Л.Н., и направлялась автомобилем с государственным номером Е328КН178 по маршруту Великий Новгород, пер. Базовый, д. 13 - г. Грозный, ул. Л.Д. Магомадова, д. 28, по накладной от 04.07.2023 N КР-07-04-3 (том 1, листы 86-87).
Вместе с тем на момент приема этой продукции температура окружающего воздуха в г. Грозном составляла +32°С, что на 12 градусов выше установленного производителем температурного режима для хранения. Кроме того, номер автомобиля, в котором поставлена продукция, не соответствовал номеру, указанному в ВСД; автотранспорт не являлся специализированным и не приспособлен для перевозки мясной продукции и поддержания необходимого температурного режима; время нахождения мясной продукции в пути, после выдачи ВСД, составило 24 календарных дня. Отметки на оборотных сторонах ВСД о ветеринарно-санитарном осмотре при погрузке, в пути следования и на месте назначения, отсутствуют.
В связи с этим сделан вывод о нарушении пункта 1 статьи 17 Технического регламента таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
Кроме того, в рассматриваемом письме Управление обратило внимание на то, что 11.08.2023 ему поставлена партия мясной продукции с датой выработки 14.03.2023 и 18.05.2023 объемом 2 402,4 кг и 1 136,6 кг. (всего 3 539 кг). Данная продукция сопровождалась ВСД от 31.07.2023 серии 253 N 2993119, 2993120, оформленными специалистом учреждения Ермолаевой Е.В. (том 1, листы 88-89).
В связи с изложенными обстоятельствами комитет направил учреждению письмо от 17.08.2023 N 1494 о необходимости проведения проверки и принятия мер в связи с допущенными ошибками при оформлении ВСД (том 1, лист 76).
В ходе проведенной проверки учреждением выявлены факты нарушения должностных обязанностей специалистом учреждения Ермолаевой Е.В. при оформлении ВСД и установлено, что 11.08.2023 Ермолаева Е.В. оформила ВСД от 31.07.2023 серии 253 N 2993122, 2993123 на основании полученной по электронной почте заявки общества, в которой оно просило оформить документы задним числом, а именно от 31.07.2023, взамен выписанных ранее на одну и ту же партию продукции по причине расхождения номера автомобиля. При этом общество не довело до сведения этого специалиста информацию о том, что в приеме груза ему было отказано.
В связи с этим ВСД от 31.07.2023 серии 253 N 2993122, 2993123 признаны недействительными, выданными с нарушением требований Ветеринарных правил, поскольку при их оформлении специалист не имел сведений об эпизоотической ситуации места, где произведена перегрузка товара, им не осмотрена партия подконтрольного товара, не установлено, что перевозка осуществляется тем транспортным средством, которое указано в оформляемых ВСД, а само транспортное средство обеспечивает возможность перевозки с соблюдением установленного режима перевозки.
Не согласиться с такими выводами оснований не усматривается.
Все приведенные обществом доводы об обратном являлись предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонены.
Довод заявителя относительно неотражения в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств либо доводов сторон подлежит отклонению, поскольку не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки.
Процедура аннулирования и признания ВСД недействительными различна.
Приложение 2 к Ветеринарным правилам устанавливает порядок оформления ВСД исключительно для документов в электронной форме.
Для ВСД на бумажном носителе установлен порядок оформления в соответствии с приложением 3 к Ветеринарным правилам.
Кроме того, Ветеринарные правила не устанавливают процедуру по выдаче повторных ВСД на бумажном носителе.
Суд правомерно отметил, что первоначально выданные на товар ВСД от 04.07.2023 серии 253 N 2993115, 2993117 являлись по состоянию на 31.07.2023 действующими и соответствовали требованиям Ветеринарных правил.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Выводы суда, изложенные в решении от 14.12.2023, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 декабря 2023 года по делу N А44-6864/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-6864/2023
Истец: ООО "Кристалл"
Ответчик: ОБУ "Новгородская городская ветеринарная станция"
Третье лицо: Комитет ветеринарии Новгородской области, Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд