г. Москва |
|
26 апреля 2024 г. |
Дело N А40-151156/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Кухаренко Ю.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2024 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-151156/23
по исковому заявлению ОАО "РЖД" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к ООО "Русинвест" (ОГРН: 1147746086971, ИНН: 7705551779),
о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в суд с требованием о взыскании с ООО "РУСИНВЕСТ" о взыскании убытков в размере 7 880 руб.
Решением суда от 06.02.2024 в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам искового производства отказано. В удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Российские железные дороги", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным, иных доводов жалоба не содержит. Просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик представил отзыв, по апелляционной жалобе возражает, просит оставить решение Арбитражного суда г. Москвы без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (по веб-адресу: https://9aas.arbitr.ru/) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: https://kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Как усматривается из материалов дела, в пути следования, на железнодорожной станции Тайшет Восточно- Сибирской железной дороги 17 апреля 2023 г. в вагоне N 57027146 обнаружена течь груза по нижнему сливному прибору 15-20 капель в минуту. В целях устранения угрозы безопасности движения вагон N 57027146 отцеплен для устранения коммерческой неисправности.
Течь груза в вагоне N 57027146 устранена путем закручивания штанги через верхний загрузочный люк на 0,5 оборота, а также до полного закручивания нижнего сливного прибора. Наложено новое исправное ЗПУ ТП-2800-02 РЖД С N 9116636.
В соответствии со статьей 19 Устава железнодорожного транспорта
Российской Федерации грузоотправители, грузополучатели несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями, в том числе возмещают в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на ликвидацию таких ситуаций.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст.2 УЖТ РФ, "опасный груз" - это груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Согласно абз. 3-5 ст. 20 УЖТ РФ подготовка под погрузку, в том числе под налив, вагонов и контейнеров, не принадлежащих перевозчику, в том числе специализированных вагонов, контейнеров, проводится грузоотправителями. ОАО "РЖД" не является собственником спорного вагона.
Перед наливом цистерн грузоотправители проверяют техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн. Пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки груза определяется грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими.
В спорной транспортной железнодорожной накладной грузоотправителем проставлена отметка: "Груз размещен и закреплен согласно Правилам перевозок грузов наливом в вагонах цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума".
Грузоотправитель, проставляя указанную отметку в накладной, гарантировал в техническом отношении исправное состояние котла, арматуры, универсального сливного прибора, включая рабочее и конструктивное оборудование, а также гарантировал безопасную перевозку груза на всем пути следования до станции назначения.
Однако течь груза в вагоне возникла до прибытия на станцию назначения, что подтверждается представленными документами.
Учитывая данное обстоятельство, ответственность за техническое состояние вагона-цистерны на всем пути следования в соответствии с положениями ст. 20 УЖДТ РФ лежит на ответчике, следовательно, он в соответствии со ст. 19 УЖТ РФ обязан возместить расходы ОАО "РЖД" по ликвидации аварийной ситуации.
В пути следования фактов доступа к грузу третьих лиц не установлено т.к. запорно-пломбировочное устройство грузоотправителя было не повреждено, что свидетельствует об отсутствии доступа посторонних лиц к перевозимому грузу.
Доводы Истца о необеспечении Ответчиком надлежащего технического состояния вагона во время погрузки, в процессе перевозки, отклонены судом первой инстанции.
Вагон был принят Истцом к перевозке с оформлением транспортной железнодорожной накладной на перевозку груза. Ответчик указывал, что вагон N 57027146 в составе груза ООО "Русинвест" передан перевозчику ОАО "РЖД", тем самым Истец подтвердил техническую и коммерческую исправность вагона.
Ответчиком разработаны, согласованы с территориальным управлением Свердловской железной дороги, утверждены и применяются локальные нормативные акты, необходимые для обеспечения безопасности железнодорожных перевозок, детально регламентирующие порядок действий ответственного персонала при приемке вагона под погрузку, погрузке груза и приемке груженого вагона к перевозке:
1) Единый технологический процесс работы железнодорожного пути необщего пользования ООО "РУСИНВЕСТ" и железнодорожной станции Войновка, утвержденный генеральным директором ООО "РУСИНВЕСТ" 01.12.2021, которым регламентирован порядок взаимодействия сотрудников Ответчика и сотрудников подразделения ОАО "РЖД" при передаче вагона, регламентирован Единым технологическим процессом;
2) Производственная инструкция по наливу в железнодорожные цистерны участка отгрузки светлых нефтепродуктов службы отгрузки управления отгрузки нефтепродуктов и транспортных операций, утвержденной директором Филиала 23.12.2021 (ПИ-1500-21). Ответственный персонал с указанной инструкцией ознакомлен под подпись. В частности, разделом 4.5 и разделом 4.6 предусмотрены действия работников при подготовке вагонов-цистерн к наливу и отгрузке нефтепродуктов;
3) Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО "РУСИНВЕСТ" станция Антипино при станции Войновка Свердловской железной дороги.
Все предусмотренные локальными нормативными актами и действующим законодательством мероприятия Ответчиком выполняются в полном объеме.
Дополнительно перед погрузкой вагон был проверен представителями Истца, что подтверждается подписями приемосдатчика ОАО "РЖД" Новаковой Н.В. и осмотрщика вагонов ОАО "РЖД" Халидуллина Д.К в Книге предъявления вагонов грузового парка к техническому и коммерческому осмотру. Замечаний в ходе осмотра от указанных лиц не поступило.
После погрузки спорного вагона сотрудником Ответчика Русановым Е.В. была проведена контрольная протяжка клапана нижнего сливного прибора, запорная арматура верхнего загрузочного люка и нижнего сливного устройства была приведена в транспортное положение, протянута, опломбирована, протянута контргайка нижней крышки донного клапана, течь груза, как по запорной арматуре, так и по котлу вагон-цистерны отсутствовала. На верхний загрузочный люк было установлено ЗПУ ТП2800-02 N РЖДВ0471325, а также пластиковая дополнительная контрольная пломба N 9888013, на крышке нижнего сливного устройства установлено запорно-пломбировочное устройство (далее - ЗПУ) N 63111443., что подтверждается Протоколом оперативного разбора от 18.04.2023 г. представленного в материалы дела.
После тщательной проверки спорный вагой был принят к перевозке сотрудником Истца приемосдатчиком груза и багажа Чекушиной П.Л. на стации Войновка Свердловской железной дороги, замечаний во время приемки не поступало, что подтверждается квитанцией о приемке груза N ЭД549276.
Приняв груз к перевозке и оформив документы, перевозчик (Истец) подтвердил (засвидетельствовал документами) соблюдение грузоотправителем требования Правил перевозок грузов наливом и факт отсутствия течи груза у спорного вагона при его отправке.
Кроме того, спорный вагон принят под охрану Федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" на основании договора на оказание услуг по сопровождению груза сменным способом (охране) N 10/НОР-4/68 от 04.08.2021 (приложение N 5 к отзыву). Вместе с тем, в соответствии с п. 3.6.1, 5.6 Договора и Порядком передачи груза (приложение N 2 к договору охраны) к охране не принимаются грузы в вагонах с коммерческими неисправностями, угрожающими сохранности перевозимого груза, прием груза под охрану осуществляется после устранения Заказчиком (Ответчиком) выявленных неисправностей. Спорный вагон принят охраной на станции отправления без замечаний, что подтверждается Актом приема вагонов, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ N 414 от 01.04.2023).
На основании изложенного, Ответчиком осуществлены все необходимые действия, предприняты все возможные меры, зависящие от Ответчика по обеспечению сохранности груза и безопасности перевозки груза, предусмотренные действующим законодательством. Организация погрузки, в том числе контроль исправности вагонов, организованы надлежащим образом.
Таким образом, вина Ответчика, а также наличие причинно - следственной связи между действиями Ответчика и возникновением у Истца убытков, Истцом не доказаны, более того опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, не приведя, при этом, ни одного основания и ссылки на нормы законодательства. Апелляционная жалоба не содержит доводов, подлежащих оценке, в связи с чем, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, оснований для ее удовлетворения не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права.
В свою очередь, жалоба, не содержит фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2024 по делу N А40-151156/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-151156/2023
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "РИ-ИНВЕСТ"