г. Москва |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А40-251438/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Фактор"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2024 по делу N А40-251438/23,
по заявлению ООО "Фактор"
к 1) АО "Альфа-Банк", 2) АО "СМП Банк", 3) Банк России
о признании незаконным решения, признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: |
Илющенко М.Н. по доверенности от 12.12.2023; |
от ответчиков: |
1.Москалева А.Н. по доверенности от 21.11.2023; 2.Сенькин М.М. по доверенности от 16.01.2024; 3.Исаев Д.Б. по доверенности от 03.09.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ФАКТОР" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации (ЦБ РФ) о признании незаконным и отмене решения Банка России от 12.10.2023 N 59-5/60780, к АО "АЛЬФА-БАНК", АО "СМП БАНК" о признании незаконными действий, выразившихся в ограничении в распоряжении денежными средствами на расчетных счетах.
Решением от 14.02.2024 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители ответчиков возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов ЦБ РФ и АО "Альфа-Банк" на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, 11.07.2023 от АО "Альфа-Банк" и АО Банк "СМП" обществу поступили уведомления об отнесении общества к группе высокого уровня риска совершения подозрительных операции и применения банками мер, предусмотренных п. 5 ст. 7.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
Дистанционное банковское обслуживание было прекращено, расчетные счета Общества были заблокированы.
С целью восстановления банковского обслуживания и отмены мер, примененных к Обществу, заявитель обратился в Банк России с заявлением об обжаловании решения о причислении Общества к группе высокого риска.
12.10.2023 в адрес Общества поступил ответ на заявление, согласно которому Банк России в удовлетворении заявления отказал, не найдя оснований для отмены мер, предусмотренных п. 5 ст. 7.7 ФЗ N 115-ФЗ.
Не согласившись с оспариваемыми решением и действиями, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "ФАКТОР" требований.
Как усматривается из материалов дела, на основании пункта 18.8 статьи 4 и статьи 9.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Общество 07.07.2023 отнесено Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 7.6 Закона N 115-ФЗ информация об отнесении Общества к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций направлена Банком России в кредитные организации 07.07.2023.
Согласно пункту 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ при осуществлении внутреннего контроля кредитная организация, использующая информацию Центрального банка Российской Федерации, предусмотренную абзацем вторым пункта 1 статьи 7.6 Закона N 115-ФЗ, в отношении клиента -юридического лица (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуального предпринимателя), зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, который отнесен кредитной организацией и Центральным банком Российской Федерации к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, применяет следующие меры (меры):
- не проводит операции по списанию денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), по уменьшению остатка электронных денежных средств, не осуществляет переводы денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России, операции выдачи наличных денежных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 указанной статьи, а также операции с иным имуществом;
- не выдает при расторжении договора банковского счета (вклада, депозита) остаток денежных средств на счете либо не перечисляет его на другой счет такого клиента или на счет третьего лица по указанию такого клиента, за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и десятым пункта 6 указанной статьи;
- прекращает обеспечение возможности использования таким клиентом электронного средства платежа.
Согласно информации, представленной Банками в Банк России в соответствии с пунктом 8 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ, в отношении Общества применены меры:
АО "АЛЬФА-БАНК" -11.07.2023, АО "СМП Банк" - 20.07.2023.
Уведомления о применении мер направлены Банками в Общество в те же дни.
АО "АЛЬФА-БАНК" и ПАО "Промсвязьбанк" подтвердили указанную информацию, отметив, что действовали в соответствии с Правилами осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.
В соответствии с п. 5.2. Положения Банка России от 02.03.2012 г. N 375-П "О требованиях к Правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", если клиент осуществляет операции, в отношении которых возникают подозрения (предположения), что они совершаются в целях легализации (отмывания)доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитная организация отказывает клиенту в предоставлении услуг ДБО, в т.ч. в приеме от него распоряжения о совершении операций по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи.
Аналогичное положение содержится в письме Банка России от 27.04.2007 г. N 60-Т"Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологий дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет -банкинг)"
Достаточность подозрений для принятия мер по противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, обусловлена тем, что регулируемые законодательством в данной сфере отношения имеют особую значимость, поскольку сам Федеральным законом N 115-ФЗ направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства, посредством предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией преступных доходов (статьи 1 и 2 Федерального закона N 115-ФЗ).
Доказывание факта совершения лицами операций в целях легализации преступных доходов входит в компетенцию правоохранительных органов, в то время как кредитные организации в силу ст. 4 и ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ обязаны выявить операции, в отношении которых имеются подозрения в их совершении в целях легализации, и направить информацию в уполномоченный орган, который, если подозрения подтвердятся, обратится с соответствующим заявлением в правоохранительные органы.
На основании статьи 7.8 Закона N 115-ФЗ Общество обратилось в Комиссию с заявлением об отсутствии оснований для применения к нему мер Банком (Заявление).
По итогам рассмотрения Заявления Комиссией в соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 7.8 Закона N 115-ФЗ принято решение о наличии оснований для применения Банком к Обществу мер, о чем Общество уведомлено письмом N 59-5/60780 от 12.10.2023.
ЦБ РФ установлено, и следует из материалов дела, что преобладающие объемы денежных средств поступали на банковские счета Общества от юридических лиц с последующим списанием денежных средств на банковские счета физических лиц.
Согласно выпискам по банковским счетам Общества денежные средства поступили от ООО "СЗ "Р-СТРОЙ" по договорам купли-продажи ценных бумаг (векселей) и от ООО "ОЛИМПСТРОЙ" за строительно-монтажные работы на общую сумму около 24,3 млн руб. (99,9% от общего кредитового оборота по счетам Общества за исключением перевода денежных средств между своими счетами и возврата депозитов). В последующем денежные средства списывались Обществом на счета Тимченко Н.В. и Спириной М.В. в качестве оплаты по агентским договорам за услуги по поиску и покупке ценных бумаг и оплаты агентского вознаграждения по агентским договорам на общую сумму 14,5 млн руб. (95Д% от общего дебетового оборота по счетам Общества за исключением перевода денежных средств между своими счетами, размещения денежных средств на депозиты и возврата денежных средств контрагенту). При этом схема расчетов Общества характеризовалась следующим.
Основной контрагент Общества по зачислению денежных средств ООО "СЗ "Р-СТРОЙ" (покупатель) приобретал у Общества банковские векселя Банка ВТБ (ПАО) на основании договоров купли-продажи ценных бумаг. В указанных векселях первым векселедержателем являлось ООО "ИК ВЕЛЕС Капитал". Однако полученные от покупателя денежные средства Общество перечисляло в адрес вышеуказанных физических лиц. В предоставленных Обществом по запросу АО "АЛЬФА-БАНК" документах отсутствуют сведения о владельцах векселей (как текущих, так и предыдущих), а также не подтверждено право собственности (владения) Общества и физических лиц на векселя.
Согласно предоставленным Обществом по запросу АО "АЛЬФА-БАНК" агентским договорам на совершение сделок с ценными бумагами с физическими лицами Тимченко Н.В. и Спириной М.В. (агенты), агенты обязуются за вознаграждение осуществить поиск и покупку долговых ценных бумаг эмитента Банка ВТБ (ПАО), перерегистрацию на свое имя на средства, переданные агенту Обществом (принципалом), с заключением акта приема-передачи ценных бумаг, на основании которого произойдет переход права собственности. Документы, подтверждающие исполнение обязательств перед плательщиком (отчеты агентов, акты приема-передачи), не были предоставлены в АО "АЛЬФА-БАНК", как и договоры с конечным покупателем ценных бумаг.
Таким образом, общество не представило в адрес АО "АЛЬФА-БАНК" документы и сведения по его запросу, направленному в соответствии с Законом N 115-ФЗ, подтверждающие право собственности продавцов-физических лиц на векселя, за которые им перечислялись денежные средства Обществом, а также другие документы, являющиеся частью договоров и раскрывающие суть деятельности Общества по расчетам с физическими лицами (отчеты агентов (физических лиц) и доказательства расходов, произведенных агентами (физическими лицами) за счет Общества (принципала)). Представленные Обществом в адрес Комиссии копии простых векселей Банка ВТБ (ПАО) не содержат информацию об иных векселедержателях (кроме первых) и переходе права собственности на указанные векселя (представлены только копии лицевой стороны векселей).
Означенные выше действия Общества соответствуют критерию, предусмотренному абзацем 162 пункта 1.2 решения Совета директоров Банка России от 24.06.2022 "О критериях отнесения Банком России юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций" (Решение Совета директоров).
Согласно выпискам по банковским счетам Общество осуществило переводы денежных средств между своими счетами на сумму 17,3 млн руб. (71,5% от общей суммы всех зачислений на счета Общества от других контрагентов).
Указанные действия соответствуют критерию, предусмотренному абзацем 83 пункта 1.2 Решения Совета директоров.
Согласно выпискам по счетам Обществом проводились операции, имеющие признаки подозрительных транзитных операций, а именно:
- остатки денежных средств минимальны по сравнению с объемами операций, проводимых по счетам;
- зачисляемые денежные средства в течение короткого периода времени (1-3 дня) списывались на счета нескольких резидентов или переводились на счета Общества, открытые в другой кредитной организации;
- уплата налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, а также операции, связанные с ведением реальной хозяйственной деятельности (такие как хозяйственные расходы, оплата аренды, услуг связи и т.п.), осуществлялись в минимальном объеме.
Указанные действия соответствуют критерию, предусмотренному абзацем 204 пункта 1.2 Решения Совета директоров.
По банковским счетам Общества операции, связанные с ведением реальной хозяйственной деятельности (такие как хозяйственные расходы, оплата аренды, услуг связи и т.п.) осуществлялись в минимальном объеме, что соответствует критерию, указанному в абзаце 95 пункта 1.2 Решения Совета директоров.
Общество осуществляло обязательные платежи в бюджетную систему Российской Федерации в минимальном объеме, не соответствующем масштабу его деятельности.
Согласно выпискам по счетам Обществом уплачены налоги и иные обязательные платежи в бюджет Российской Федерации на общую сумму 132,1 тыс. руб. (ЕНП в размере 30 044,30 руб.; налог на доходы физических лиц в размере 40 404,00 руб.; платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 41 080,80 руб.; платежи в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 15 623,34 руб.; платежи в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 4 955,06 руб.), что составляет 0,87% от общего дебетового оборота по счетам Общества (за исключением переводов между своими счетами, размещения денежных средств на депозиты и возврата денежных средств контрагенту).
Таким образом, значение налоговой нагрузки Общества (соотношение объема уплаченных в бюджетную систему Российской Федерации обязательных платежей с объемами проведенных операций по счетам Общества) является минимальным, что соответствует критерию, указанному в абзаце 296 пункта 1.1 Решения Совета директоров.
В отношении Общества имеются признаки создания им формального документооборота (документы содержат признаки фиктивности). В представленных Обществом документах имеются признаки проставления подписи руководителя Общества с использованием графических инструментов. Так, подписи руководителя Общества Куликова С.А. идентичны в следующих документах:
- в заявлении в Комиссию;
- в договорах купли-продажи ценных бумаг N 1 от 27.06.2023 и N 1 от 03.07.2023, заключенных между Обществом и ООО "СЗ "Р-СТРОИ", а также в актах приема-передачи ценных бумаг к данным договорам;
- в агентских договорах на совершение сделок с ценными бумагами N 03072023-2 от 03.07.2023, N 04072023-2 от 04.07.2023, N 05072023-2 от 05.07.2023, N 03072023 от 03.07.2023, N 04072023 от 04.07.2023, N 05072023 от 05.07.2023, заключенных между Обществом и Тимченко Н.В. и Спириной М.В. В указанных документах также имеются признаки проставления подписей Тимченко Н.В. и Спириной М.В. с использованием графических инструментов;
- в договоре субаренды N МИХЯ-К-29/06/2023-Ф от 29.06.2023, заключенном между Обществом и ООО "КРОНОС"; - в штатном расписании N 1 от 30.12.2022.
Кроме того, деятельность физических лиц - основных контрагентов Общества по списанию денежных средств имела признаки незаконной предпринимательской деятельности. Так, согласно представленным в Комиссию Обществом и Банками документам физические лица - контрагенты Общества по списанию денежных средств осуществляли агентскую деятельность по купле-продаже ценных бумаг без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (юридических лиц).
В совокупности приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что взаимодействие Общества с его контрагентами было направлено на создание искусственного (формального) документооборота, совершение подозрительных транзитных операций, направленных на получение денежных средств в наличной форме в интересах третьих лиц.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемые решение Банка России, и действия АО "АЛЬФА-БАНК", АО "СМП БАНК" являются законными и обоснованными не нарушают права и законные интересы общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, апеллянтом в апелляционной жалобе не приведены.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.02.2024 по делу N А40-251438/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-251438/2023
Истец: ООО "ФАКТОР"
Ответчик: АО "АЛЬФА-БАНК", АО БАНК "СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ", ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ