город Москва |
|
26 апреля 2024 г. |
дело N А40-226244/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02.04.2024.
Полный текст постановления изготовлен 26.04.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Суминой О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Слабко И.А. (ОГРНПИ 310774634201322)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.12.2023 по делу N А40-226244/23
по заявлению индивидуального предпринимателя Слабко И.А.
к Департаменту экономической политики и развития г. Москвы
о признании недействительным акта;
при участии:
от заявителя - Слабко И.А., паспорт;
от заинтересованного лица - Макеева И.А. по доверенности от 19.12.2023;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.12.2023 в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Слабко И.А. о признании недействительным акта Департамента экономической политики и развития г. Москвы о от 28.07.2023 N 47551 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, отказано.
Предприниматель не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Предприниматель и представитель Департамента в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Слабко И.А. является индивидуальным предпринимателем, применяющим патентную систему налогообложения (патент на право применения патентной системы налогообложения от 13.12.2022 N 7725220002236) в отношении вида деятельности "производство кожи и изделий из кожи" и реализует собственную продукцию через магазин, расположенный по адресу: Москва, улица Большая Якиманка, дом 25, комната 1, 2.
Департаментом получена информация об объекте осуществления торговли: информационная карта (Приложение N 1) (дата получения информации о торговой деятельности на объекте -16.05.2023) с приложением фотографий объекта (Приложение N 2), находящегося по адресу: Москва, район Якиманка, улица Большая Якиманка, дом 25, комнаты 1, 2, в котором предприниматель осуществляет торговую деятельность и в ходе проведения сбора сведений об объекте с наименованием Бутик "Marsel Robert" установлено, что предприниматель осуществляет торговую деятельность по адресу: Москва, район Якиманка, улица Большая Якиманка, дом 25, комнаты 1, 2; объект оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями; на момент осуществления сбора информации предпринимателем предложены к продаже изделия из кожи: сумки, ремни, пеналы, органайзеры, ремни для часов, брелоки; на объекте присутствовал продавец, товары снабжены ценниками, объект оснащен контрольно-кассовой техникой.
Список объектов опубликован на официальном сайте Департамента (https://www.mos.ru/deprA) 09.06.2023, вид торговли, осуществляемой через объект, определен как "торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы".
09.06.2023 предпринимателем получено письмо от Департамента экономической политики и развития г. Москвы N ДПР-31-1740/23 об отсутствии информации о подаче уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора касательно объекта, расположенного по адресу: Москва, улица Большая Якиманка, дом 25, комната 1, 2.
Индивидуальным предпринимателем 15.06.2023 направлено обращение-жалоба в Департамент экономической политики и развития г. Москвы с использованием сайта: Mos.ru (ID=55131090).
28.07.2023 предпринимателем получено письмо Департамента экономической политики и развития г. Москвы N ДПР-30-2493/23 о включении объекта, расположенного по указанному адресу в список объектов, по которым установлен торговый сбор, с приложением акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором от 28.07.2023 N 47551 и получен ответ по результатам рассмотрения обращения заявителя с отказом в исключении объекта, расположенного по указанному адресу из списка объектов, по которым установлен торговый сбор.
03.08.2023 предприниматель повторно обратилась с обращением-жалобой в Департамент экономической политики и развития г. Москвы с использованием сайта: Mos.ru (ID=55223181).
12.09.2023 от Департамента экономической политики и развития г. Москвы поступили пояснения с указанием причин отказа в исключении объекта, расположенного по указанному адресу из списка объектов, по которым установлен торговый сбор.
Дополнительно заявителем 18.08.2023 подано обращение-жалоба в юридический отдел ИФНС России N 25 по г. Москве о неправомерном списании суммы торгового сбора с ЕНС, на что получен ответ о необходимости обращения с жалобой в Департамент экономической политики и развития г. Москвы, поскольку налоговый орган не выявляет объекты обложения торговым сбором.
Предприниматель не согласилась с выводами Департамента, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, указывая на то, что обложение торговым сбором индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения, нарушает интересы заявителя: индивидуальный предприниматель на патентной системе налогообложения (ПСН) не имеет право уменьшить налог ПСН на сумму уплаченного торгового сбора в отличие от субъектов на упрощенной системе налогообложения; дополнительно вменяемый сбор уменьшает конкурентоспособность продукции отечественного производства, что противоречит трендам экономической политики государства в условиях санкционного давления.
В обоснование возражений, Департаментом указано на то, что в случае, если индивидуальный предприниматель осуществляет торговлю товарами собственного производства или покупными товарами на территории г. Москвы через объект (помещение), на котором осуществляется выкладка и демонстрация товаров, обслуживаются покупатели и проводятся денежные расчеты, он является плательщиком торгового сбора и подлежит постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора путем подачи в налоговый орган уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора, по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@ или на основании информации Департамента как уполномоченного органа (п. 1 ст. 416, ст. 418 НК РФ, ст. 4 Закона N 62).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку осуществляется торговля через объект стационарной торговой сети, не имеющие торговые залы, предприниматель является плательщиком торгового сбора.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации патентная система налогообложения применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, перечисленных в этом пункте, в том числе "производство кожи и изделий из кожи" (подп. 50 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).
Пунктом 6 ст. 346.45 Налогового кодекса Российской Федерации установлены ограничения по размеру доходов от реализации по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения и это ограничение относится ко всем видам предпринимательской деятельности.
Согласно п. 3 ст. 346.50 Налогового кодекса Российской Федерации, ограничения предельного размера доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 Кодекса и получаемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется налоговая ставка в размере 0 %.
Из письма Министерства финансов Российской Федерации от 29.10.2004 N 03-06-05-04/38 следует, что деятельность в сфере производства готовой продукции является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, направленным на извлечение доходов от реализации изготовленной продукции как субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим перепродажу этой продукции в виде товара, так и непосредственно потребителям этой продукции. Реализация продукции собственного производства через розничную сеть является одним из способов извлечения субъектами предпринимательской деятельности доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции.
Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории г. Москвы.
В соответствии с п. 1 ст. 412 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Согласно п. 4 ст. 413 Налогового кодекса Российской Федерации в целях главы 33 "торговый сбор", в том числе, используются следующие понятия: объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в п. 2 ст. 413 Кодекса, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор; торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
Поскольку понятие "торгового объекта" для целей торгового сбора прямо в налоговом законодательстве не определено, то в силу ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат применению положения Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", ст. 2 которого предусмотрено, что торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации, из ответа от 11.03.2024 N 03-1-11/21351, при наличии у индивидуального предпринимателя патента на производство кожи и изделий из кожи такой индивидуальный предприниматель в целях применения ПСН вправе осуществлять производство и реализацию данной продукции.
Из материалов дела следует, что Слабко И.А. является индивидуальным предпринимателем, применяющим патентную систему налогообложения (патент на право применения патентной системы налогообложения от 13.12.2022 N 7725220002236) на право предпринимательской деятельности: производство кожи и изделий из кожи и реализует собственную продукцию через магазин, расположенный по адресу: Москва, улица Большая Якиманка, дом 25, комната 1, 2.
Предпринимателем ведется торговая деятельность на спорном объекте путем изготовления предметов одежды из собственных материалов, предприниматель реализует исключительно продукцию собственного производства.
Согласно п. 2 ст. 411 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом г. Москвы установлен сбор, освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.
Предприниматель Слабко И.А. имеет патент на право применения патентной системы налогообложения в отношении вида предпринимательской деятельности "производство кожи и изделий из кожи".
В рассматриваем случае, предприниматель, осуществляющий реализацию продукции только собственного производства, изготовленную на территории г. Москвы, производство которой подтверждено документально, плательщиком сбора за право торговли не является.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку Департаментом экономической политики и развития г. Москвы в нарушение ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказаны обстоятельства на которые он ссылается как на основание своих требований и входящие в предмет доказывания по заявленному требованию.
Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.12.2023 по делу N А40-226244/23 отменить.
Признать недействительным акт Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 28.07.2023 N 47551 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором.
Взыскать с Департамента экономической политики и развития г. Москвы в пользу индивидуального предпринимателя Слабко И.А. (ОГРНПИ 310774634201322) расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. по заявлению и 150 руб. по апелляционной жалобе.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Слабко И.А. (ОГРНПИ 310774634201322) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2.850 руб. по апелляционной жалобе, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-226244/2023
Истец: Слабко Ирина Анатольевна
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ