г. Москва |
|
26 апреля 2024 г. |
Дело N А40-226152/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Петровой О.О.,
судей: Сазоновой Е.А., Яниной Е.Н.,
при ведении протокола судебного помощником судьи Корешковым А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ДИАЛОГ" на
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 февраля 2024 года по делу N А40-226152/23 по иску
ООО "ДИАЛОГ"
к АО "АЛЬФА-БАНК"
о взыскании
при участии в судебном заседании представителей :
от истца: Белова М.В. паспорт, диплом, доверенность от 22.12.2023; Тихонова М.А., удостоверение адвоката, доверенность от 22.12.2023;
от ответчика: Варганов А.А. удостоверение адвоката, доверенность от 23.01.2024
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДИАЛОГ" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к АО "АЛЬФА-БАНК" о взыскании убытков в размере 16 508 127, 26 руб.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2023 предано дело по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19 февраля 2024 года по делу N А40-226152/23 в удовлетворении иска отказано.
Истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам; на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными; а также на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
В судебном заседании представителем истца заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, которые не были представлены в суд первой инстанции.
В силу части 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 12 от 30.06.2020 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) ввиду отсутствия права на иск, пропуска срока исковой давности или срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса, без рассмотрения по существу заявленных требований; наличие в материалах дела протокола судебного заседания, оспариваемого лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в нем сведений о ходатайствах или иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Суд апелляционной инстанции установил, что истцом не представлены доказательства наличия у него уважительных причин отсутствия возможности представить дополнительные доказательства в суде первой инстанции. В этой связи апелляционный суд отказал в приобщении к материалам дела доказательств.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда города подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 21.03.2022 и 29.03.2022 ООО "Диалог" (Истец, Клиент, Обещство) обратилось в АО "Альфа-банк" (Ответчик, Банк) с Заявлениями на осуществление валютных переводов на общую сумму 187 700 долларов США в пользу контрагента ХН China Limited, имеющим счет в банке HSBC.
Банк-корреспондент банка получателя в заявлениях на перевод указан не был.
В период с 23.03.2022 по 31.03.2022 было осуществлено 14 денежных переводов на общую сумму 187 700$ (долларов США).
18.05.2022 ООО "Диалог" обратилось в АО "Альфа-банк" с заявлениями на проведение расследования по исходящим платежам в иностранной валюте.
23.05.2022 АО "Альфа-банк" в ответ на заявления от 18.05.2022 о проведении расследования по исходящим платежам в иностранной валюте сообщил следующее: "....платежи были исполнены через банк-корреспондент JP Morgan Chase Bank New York USA.... Платежи отклонены одним из банков-участников цепочки платежа/банком получателя и возвращены по обратному маршруту через те же банки. В связи с введенными 6 апреля санкциями в отношении Альфа-банка на территории США, возвращаемый платеж был остановлен одним из американских банков цепочки для дальнейшей блокировки.... Для разблокировки платежа Вам необходимо будет направить обращение в OF АС (Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США) для получения Лицензии на разблокировку платежа. Сейчас рекомендуем подождать - либо ответа на запрос о статусе платежа, либо официального сообщения о блокировке, чтобы можно было обратиться в OF АС для получения специального Разрешения (лицензии) на зачисление на счет получателя или возврат отправителю приостановленного банком США платежа/перевода на счет в другом банке, который не попал под санкции".
25.05.2022 OFAC в своем ответе на запрос от 27.04.2022 указал на отсутствие у OF АС данных о блокировке платежей.
03.08.2022 ООО "Диалог" повторно направило в АО "Альфа-банк" заявления на проведение расследования по исходящим платежам в иностранной валюте.
04.08.2022 АО "Альфа-банк" предоставил ответы на повторные заявления от 03.08.2022 о проведении расследования по исходящим платежам в иностранной валюте от 03.08.2022 были аналогичны по содержанию предыдущим ответам банка за тем лишь исключением, что в ответы добавлена информации о том, что все переводы находятся в банке-корреспонденте JP Morgan Chase.
05.10.2022 ООО "Диалог" обратилось в АО "Альфа-банк" с заявлением о возврате банком не зачисленных на счет получателя платежей.
06.10.2022 в 10:14 АО "Альфа-банк" в своем ответе N 221006 005135 указало на необходимость предоставления лицензии OF АС на возврат платежей.
06.10.2022 в 12:42 ООО "Диалог" в обращении N 221006 012314 на ответ банка N 221006 005135 просило на основании ответа OFAC подать в банк-корреспондент распоряжение на возврат денежных средств на счет, открытый в банке, не попавшем в санкционный список (ПАО "Банк Уралсиб").
06.10.2022 в 19:00 АО "Альфа-банк" в сообщении N 221006 096401 указал на необходимость повторного обращения ООО "Диалог" в OFAC за получением лицензии на возврат платежей.
07.10.2022 ООО "Диалог" в обращении N 221007 023595 на ответ банка N 221006 096401 на основании ответа OFAC об отсутствии сведений о блокировании денежных средств, настаивал на формировании распоряжения в банк-корреспондент на возврат денежных средств на счет заявителя, открытый в банке, не находящемся в SDN-листе (санкционном списке).
12.10.2022 АО "Альфа-банк" в сообщении N 221012 045810 указало на то, что все платежи, находящиеся в американских банках, заблокированы. Также банк посоветовал периодически обращаться в OFAC для отслеживания статуса платежей (заблокированы или нет) на определенную дату.
Денежные средства в размере 187 700 долларов США (16 508 127, 26 руб.) Банком не возвращены.
21.03.2023 истцом в адрес ответчика направлены две идентичные претензии о возврате денежных средств в размере 16 508 127, 26 руб., которые не исполнены.
В ответ на претензии Ответчик направил в адрес истца 2 идентичных письма: от 20.04.2023 г. N 230420 122626 и от 21.04.2023 г. N 230421 031263, в которых в удовлетворении требований истца отказал.
В связи с неисполнением Ответчиком обязательств перед Истцом по проведению платежей, невозвратом спорных платежей, невозмещением причинённых таким неисполнением убытков в установленные сроки, истцом заявлены исковые требования.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
1. Платеж от 21.03.2022 N 168 на сумму 13,500.00 долларов США 23.03.2022 списан со счета Клиента и исполнен Банком через корреспондентский счет, открытый в JPMORGAN CHASE BANK, New York. При исполнении в платеж клиента Банком были внесены изменения; в поле 56 указан банк посредник HSBC BANK USA, (SWIFTкод MRMD US 33 XXX).
Согласно данным из GPI-трекера, которые направлялись Клиенту по интернет-банку 23.05.2022:
23.03.2022 Банк отправил платеж в JPMORGAN CHASE BANK, New York.
23.03.2022 получена квитанция от JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкод CHASUS33XXX) co статусом ACSP "Платеж ожидает решения" с кодом причины G000 "Платеж передан след, gpi-участнику": JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкод CHASUS33XXX), отправил платеж в сумме 13,490.00 долларов США за вычетом комиссии USD10,00 в банк посредник HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX).
23.03.2022 получена квитанция от банка посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX) co статусом ACSP "Платеж ожидает решения" с кодом причины G000 "Платеж передан след, gpi-участнику": HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX), отправил платеж в сумме 13,480.00 долларов США за вычетом комиссии USD10,00 в банк получателя HONGKONG AND SHANGHAI BANKING CORPORATION LIMITED (SWIFTкод HSBCHKHHHKH).
C 23.03.2022 по 31.03.2022 получены квитанции от HONGKONG AND SHANGHAI BANKING CORPORATION LIMITED (SWIFTKOA HSBC НК НН HKH) co статусом ACSP "Платеж ожидает решения" с кодом причины G002 "Средства не могут быть зачислены". 01.04.2022 получена квитанция от HONGKONG AND SHANGHAI BANKING CORPORATION LIMITED (SWIFTKOA HSBC НК HH HKH) co статусом RJCT "Платеж возвращён" с кодом причины MS03 "Причина неисполн. платежа не указана".
20.05.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос, что согласно GPI-трекеру данный платеж был отклонен 01.04.2022 банком получателя HONGKONG AND SHANGHAI BANKING CORPORATION LIMITED (SWIFT код HSBC НК HH HKH), с просьбой уточнить, был ли платеж заблокирован из-за санкций или отложен для блокировки.
06.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
11.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос с просьбой вернуть платеж по новым реквизитам отправителя в ПАО "БАНК УРАЛСИБ".
19.04.2023 Банк на основании претензии Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
2. Платеж от 21.03.2022 N 169 на сумму 13,500.00 долларов США 25.03.2022 списан со счета Клиента и исполнен Банком через корреспондентский счет, открытый в JPMORGAN CHASE BANK, New York. При исполнении в платеж клиента Банком были внесены изменения: в поле 56 указан банк посредник HSBC BANK USA, (SWIFTкод MRMD US 33 XXX).
Согласно данным из GPI-трекера, которые направлялись Клиенту по интернетбанку 23.05.2022:
25.03.2022 Банк отправил платеж в JPMORGAN CHASE BANK, New York.
25.03.2022 получена квитанция от JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTKOA CHASUS33XXX) co статусом ACSP "Платеж ожидает решения" с кодом причины G000 "Платеж передан след, gpi-участнику": JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкод CHASUS33XXX), отправил платеж в сумме 13,490.00 долларов США за вычетом комиссии USD10,00 в банк посредник HSBC BANK USA, N.A. (SWIFT код MRMD US 33 XXX).
04.04.2022 получена квитанция от банка посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX) со статусом RJCT "Платеж возвращён" с кодом причины MS03 "Причина неисполн. платежа не указана".
20.05.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос, что согласно GPI-трекеру данный платеж был отклонен 04.04.2022 банком посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTKOH MRMD US 33 XXX), с просьбой уточнить, был ли платеж заблокирован из-за санкций или отложен для блокировки.
04.08.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован или отложен для блокировки.
06.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
11.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос с просьбой вернуть платеж по новым реквизитам отправителя в ПАО "БАНК УРАЛСИБ"
19.04.2023 Банк на основании претензии Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
3. Платеж от 29.03.2022 N 183 на сумму 13,500.00 долларов США 29.03.2022 списан со счета Клиента и 30.03.2022 исполнен Банком через корреспондентский счет, открытый в JPMORGAN CHASE BANK, New York. При исполнении в платеж клиента Банком были внесены изменения: в поле 56 указан банк посредник HSBC BANK USA, (SWIFT- код MRMD US 33 XXX).
Согласно данным из GPI-трекера, которые направлялись Клиенту по интернетбанку 23.05.2022:
29.03.2022 Банк отправил платеж в JPMORGAN CHASE BANK, New York.
30.03.2022 получена квитанция от JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTKOA CHASUS33XXX) co статусом ACSP "Платеж ожидает решения" с кодом причины G000 "Платеж передан след, gpi-участнику": JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTKOH CHASUS33XXX), отправил платеж в сумме 13,490.00 долларов США за вычетом комиссии USD10,00 в банк посредник HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTKOfl MRMD US 33 XXX).
03.04.2022 получена квитанция от банка посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX) co статусом RJCT "Платеж возвращён" с кодом причины MS03 "Причина неисполн.платежа не указана".
20.05.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил вJPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос, что согласно GPI-трекеру данный платеж был отклонен 03.04.2022 банком посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX), с просьбой уточнить, был ли платеж заблокирован изза санкций или отложен для блокировки.
06.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
11.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос с просьбой вернуть платеж по новым реквизитам отправителя в ПАО "БАНК УРАЛСИБ".
19.04.2023 Банк на основании претензии Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован и передан в OF АС.
4. Платеж от 29.03.2022 N 184 на сумму 13,500.00 долларов США 30.03.2022 списан со счета Клиента и исполнен Банком через корреспондентский счет, открытый в JPMORGAN CHASE BANK, New York. При исполнении в платеж клиента Банком были внесены изменения: в поле 56 указан банк посредник HSBC BANK USA, (SWIFT код MRMD US 33 XXX).
Согласно данным из GPI-трекера, которые направлялись Клиенту по интернет-банку 23.05.2022:
30.03.2022 Банк отправил платеж в JPMORGAN CHASE BANK, New York.
30.03.2022 получена квитанция от JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкод CHASUS33XXX) co статусом ACSP "Платеж ожидает решения" с кодом причины G000 "Платеж передан след, gpi-участнику": JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкод CHASUS33XXX), отправил платеж в сумме 13,490.00 долларов США за вычетом комиссии USD10,00 в банк посредник HSBC BANK USA, N.A. (SWIFT код MRMD US 33 XXX).
03.04.2022 получена квитанция от банка посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX) со статусом RJCT "Платеж возвращён" с кодом причины MS03 "Причина неисполн.платежа не указана".
20.05.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос, что согласно GPI-трекеру данный платеж был отклонен 03.04.2022 банком посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX), с просьбой уточнить, был ли платеж заблокирован изза санкций или отложен для блокировки.
04.08.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован или отложен для блокировки.
06.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован и передан в OF АС.
11.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос с просьбой вернуть платеж по новым реквизитам отправителя в ПАО "БАНК УРАЛСИБ".
19.04.2023 Банк на основании претензии Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
5. Платеж от 29.03.2022 N 185 на сумму 13,300.00 долларов США 30.03.2022 списан со счета Клиента и исполнен Банком через корреспондентский счет, открытый в JPMORGAN CHASE BANK, New York. При исполнении в платеж клиента Банком были внесены изменения: в поле 56 указан банк посредник HSBC BANK USA, (SWIFTкод MRMD US 33 XXX).
Согласно данным из GPI-трекера, которые направлялись Клиенту по интернет-банку 23.05.2022:
30.03.2022 Банк отправил платеж в JPMORGAN CHASE BANK, New York.
30.03.2022 получена квитанция от JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкод CHASUS33XXX) co статусом ACSP "Платеж ожидает решения" с кодом причины G000 "Платеж передан след, gpi-участнику": JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкод CHASUS33XXX), отправил платеж в сумме 13,290.00 долларов США за вычетом комиссии USD10,00 в банк посредник HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTKOA MRMD US 33 XXX).
04.04.2022 получена квитанция от банка посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTKOA MRMD US 33 XXX) со статусом RJCT "Платеж возвращён" с кодом причины MS03 "Причина неисполн.платежа не указана".
20.05.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос, что согласно GPI-трекеру данный платеж был отклонен 04.04.2022 банком посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX), с просьбой уточнить, был ли платеж заблокирован изза санкций или отложен для блокировки.
04.08.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован или отложен для блокировки.
05.08.2022 JPMORGAN CHASE BANK, New York, проинформировал, что сообщение Банка от 04.08.2022 не может быть исполнено из-за санкций и что со стороны JPMORGAN CHASE BANK, New York данный вопрос закрыт.
06.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
11.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос с просьбой вернуть платеж по новым реквизитам отправителя в ПАО "БАНК УРАЛСИБ".
19.04.2023 Банк на основании претензии Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
6. Платеж от 29.03.2022 N 186 на сумму 13,500.00 долларов США 30.03.2022 списан со счета Клиента и исполнен Банком через корреспондентский счет, открытый в JPMORGAN CHASE BANK, New York. При исполнении в платеж клиента Банком были внесены изменения: в поле 56 указан банк посредник HSBC BANK USA, (SWIFTкод MRMD US 33 XXX).
Согласно данным из GPI-трекера, которые направлялись Клиенту по интернетбанку 23.05.2022:
30.03.2022 Банк отправил платеж в JPMORGAN CHASE BANK, New York.
30.03.2022 получена квитанция от JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTKOA CHASUS33XXX) co статусом ACSP "Платеж ожидает решения" с кодом причины G000 "Платеж передан след, gpi-участнику": JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкод CHASUS33XXX), отправил платеж в сумме 13,490.00 долларов США за вычетом комиссии USD10,00 в банк посредник HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTKOA MRMD US 31^ XXX)".
03.04.2022 получена квитанция от банка посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTKOH MRMD US 33 XXX) co статусом RJCT "Платеж возвращён" с кодом причины MS03 "Причина неисполн.платежа не указана".
20.05.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос, что согласно GPI-трекеру данный платеж был отклонен 03.04.2022 банком посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX), с просьбой уточнить, был ли платеж заблокирован изза санкций или отложен для блокировки.
04.08.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован или отложен для блокировки.
06.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
11.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос с просьбой вернуть платеж по новым реквизитам отправителя в ПАО "БАНК УРАЛСИБ".
19.04.2023 Банк на основании претензии Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
7. Платеж от 29.03.2022 N 187 на сумму 13,500.00 долларов США 30.03.2022 списан со счета Клиента и исполнен Банком через корреспондентский счет, открытый в JPMORGAN CHASE BANK, New York. При исполнении в платеж клиента Банком были внесены изменения: в поле 56 указан банк посредник HSBC BANK USA, (SWIFTкод MRMD US 33 XXX).
Согласно данным из GPI-трекера, которые направлялись Клиенту по интернет-банку 23.05.2022:
30.03.2022 Банк отправил платеж в JPMORGAN CHASE BANK, New York.
30.03.2022 получена квитанция от JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкод CHASUS33XXX) co статусом ACSP "Платеж ожидает решения" с кодом причины G000 "Платеж передан след, gpi-участнику": JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкoд CHASUS33XXX), отправил платеж в сумме 13,490.00 долларов США за вычетом комиссии USD10,00 в банк посредник HSBC BANK USA, N.A. (SWIFT код MRMD US 33 XXX).
04.04.2022 получена квитанция от банка посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX) со статусом RJCT "Платеж возвращён" с кодом причины MS03 "Причина неисполн.платежа не указана".
20.05.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос, что согласно GPI-трекеру данный платеж был отклонен 04.04.2022 банком посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкoд MRMD US 33 XXX), с просьбой уточнить был ли платеж заблокирован изза санкций или отложен для блокировки.
04.08.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован или отложен для блокировки.
06.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
11.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос с просьбой вернуть платеж по новым реквизитам отправителя в ПАО "БАНК УРАЛСИБ".
19.04.2023 Банк на основании претензии Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
8. Платеж от 29.03.2022 N 188 на сумму 13,500.00 долларов США 31.03.2022 списан со счета Клиента и исполнен Банком через корреспондентский счет, открытый в JPMORGAN CHASE BANK, New York. При исполнении в платеж клиента Банком были внесены изменения: в поле 56 указан банк посредник HSBC BANK USA, (SWIFTкод MRMD US 33 XXX).
Согласно данным из GPI-трекера, которые направлялись Клиенту по интернет-банку 23.05.2022:
31.03.2022 Банк отправил платеж в JPMORGAN CHASE BANK, New York.
31.03.2022 получена квитанция от JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкод CHASUS33XXX) со статусом ACSP "Платеж ожидает решения" с кодом причины G000 "Платеж передан след, gpi-участнику": JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкод CHASUS33XXX), отправил платеж в сумме 13,490.00 долларов США за вычетом комиссии USD10,00 в банк посредник HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTKOfl MRMD US 33 XXX).
06.04.2022 получена квитанция от банка посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTKOA MRMD US 33 XXX) со статусом RJCT "Платеж возвращён" с кодом причины MS03 "Причина неисполн.платежа не указана".
20.05.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос, что согласно GPI-трекеру данный платеж был отклонен 06.04.2022 банком посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX), с просьбой уточнить был ли платеж заблокирован изза санкций или отложен для блокировки.
04.08.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован или отложен для блокировки.
05.08.2022 JPMORGAN CHASE BANK, New York, проинформировал, что сообщение Банка от 04.08.2022 не может быть исполнено из-за санкций и что со стороны JPMORGAN CHASE BANK, New York данный вопрос закрыт.
06.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
11.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос с просьбой вернуть платеж по новым реквизитам отправителя в ПАО "БАНК УРАЛСИБ".
19.04.2023 Банк на основании претензии Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
9. Платеж от 29.03.2022 N 189 на сумму 13,500.00 долларов США 31.03.2022 списан со счета Клиента и исполнен Банком через корреспондентский счет, открытый в JPMORGAN CHASE BANK, New York. При исполнении в платеж клиента Банком были внесены изменения: в поле 56 указан банк посредник HSBC BANK USA, (SWIFTкод MRMD US 33 XXX).
Согласно данным из GPI-трекера, которые направлялись Клиенту по интернет-банку 23.05.2022:
31.03.2022 Банк отправил платеж в JPMORGAN CHASE BANK, New York.
31.03.2022 получена квитанция от JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTKOA CHASUS33XXX) со статусом ACSP "Платеж ожидает решения" с кодом причины G000 "Платеж передан след. gpi-участнику": JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкoд CHASUS33XXX), отправил платеж в сумме 13,490.00 долларов США за вычетом комиссии.USD 10,00 в банк посредник HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX).
04.04.2022 получена квитанция от банка посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX) со статусом RJCT "Платеж возвращён" с кодом причины MS03 "Причина неисполн.платежа не указана".
20.05.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос, что согласно GPI-трекеру данный платеж был отклонен 03.04.2022 банком посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX), с просьбой уточнить был ли платеж заблокирован изза санкций или отложен для блокировки.
04.08.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован или отложен для блокировки.
06.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
11.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос с просьбой вернуть платеж по новым реквизитам отправителя в ПАО "БАНК УРАЛСИБ".
19.04.2023 Банк на основании претензии Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
10. Платеж от 29.03.2022 N 192 на сумму 13,200.00 долларов США 29.03.2022 списан со счета Клиента и 30.03.2022 исполнен Банком через корреспондентский счет, открытый в JPMORGAN CHASE BANK, New York. При исполнении в платеж клиента Банком были внесены изменения: в поле 56 указан банк посредник HSBC BANK USA, (SWIFT- код MRMD US 33 XXX).
Согласно данным из GPI-трекера, которые направлялись Клиенту по интернетбанку 23.05.2022:
29.03.2022 Банк отправил платеж в JPMORGAN CHASE BANK, New York.
30.03.2022 получена квитанция от JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкод CHASUS33XXX) co статусом ACSP "Платеж ожидает решения" с кодом причины G000 "Платеж передан след, gpi-участнику": JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкод CHASUS33XXX), отправил платеж в сумме 13,190.00 долларов США за вычетом комиссии USD10,00 в банк посредник HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX).
04.04.2022 получена квитанция от банка посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX) со статусом RJCT "Платеж возвращён" с кодом причины MS03 "Причина неисполн.платежа не указана".
24.05.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос, что согласно GPI-трекеру данный платеж был отклонен 04.04.2022 банком посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX), с просьбой уточнить, был ли платеж заблокирован изза санкций или отложен для блокировки.
06.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
11.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос с просьбой вернуть платеж по новым реквизитам отправителя в ПАО "БАНК УРАЛСИБ".
19.04.2023 Банк на основании претензии Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
11. Платеж от 29.03.2022 N 193 на сумму 13,200.00 долларов США 29.03.2022 списан со счета Клиента и 30.03.2022 исполнен Банком через корреспондентский счет, открытый в JPMORGAN CHASE BANK, New York. При исполнении в платеж клиента Банком были внесены изменения: в поле 56 указан банк посредник HSBC BANK USA, (SWIFT- код MRMD US 33 XXX).
Согласно данным из GPI-трекера, которые направлялись Клиенту по интернет-банку 23.05.2022:
29.03.2022 Банк отправил платеж в JPMORGAN CHASE BANK, New York.
30.03.2022 получена квитанция от JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкод CHASUS33XXX) co статусом ACSP "Платеж ожидает решения" с кодом причины G000 "Платеж передан след, gpi-участнику": JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкод CHASUS33XXX), отправил платеж в сумме 13,190.00 долларов США за вычетом комиссии USD10,00 в банк посредник HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX).
03.04.2022 получена квитанция от банка посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTKOA MRMD US 33 XXX) со статусом RJCT "Платеж возвращён" с кодом причины MS03 "Причина неисполн.платежа не указана".
20.05.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос, что согласно GPI-трекеру данный платеж был отклонен 03.04.2022 банком посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX), с просьбой уточнить, был ли платеж заблокирован изза санкций или отложен для блокировки.
06.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
11.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос с просьбой вернуть платеж по новым реквизитам отправителя в ПАО "БАНК УРАЛСИБ".
19.04.2023 Банк на основании претензии Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
12. Платеж от 29.03.2022 N 194 на сумму 13,500.00 долларов США 29.03.2022 списан со счета Клиента и 30.03.2022 исполнен Банком через корреспондентский счет, открытый в JPMORGAN CHASE BANK, New York. При исполнении в платеж клиента Банком были внесены изменения: в поле 56 указан банк посредник HSBC BANK USA, (SWIFT- код MRMD US 33 XXX).
Согласно данным из GPI-трекера, которые направлялись Клиенту по интернет-банку 23.05.2022:
29.03.2022 Банк отправил платеж в JPMORGAN CHASE BANK, New York.
30.03.2022 получена квитанция от JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкод CHASUS33XXX) co статусом ACSP "Платеж ожидает решения" с кодом причины G000 "Платеж передан след, gpi-участнику": JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкод CHASUS33XXX), отправил платеж в сумме 13,490.00 долларов США за вычетом комиссии USD10,00 в банк посредник HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX).
04.04.2022 получена квитанция от банка посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX) со статусом RJCT "Платеж возвращён" с кодом причины MS03 "Причина неисполн.платежа не указана".
20.05.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос, что согласно GPI-трекеру данный платеж был отклонен 04.04.2022 банком посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX), с просьбой уточнить был ли платеж заблокирован изза санкций или отложен для блокировки.
04.08.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением был ли платеж заблокирован или отложен для блокировки.
06.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
11.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос с просьбой вернуть платеж по новым реквизитам отправителя в ПАО "БАНК УРАЛСИБ".
19.04.2023 Банк на основании претензии Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
13. Платеж от 29.03.2022 N 195 на сумму 13,300.00 долларов США 29.03.2022 списан со счета Клиента и 30.03.2022 исполнен Банком через корреспондентский счет, открытый в JPMORGAN CHASE BANK, New York. При исполнении в платеж клиента Банком были внесены изменения: в поле 56 указан банк посредник HSBC BANK USA, (SWIFT- код MRMD US 33 XXX).
Согласно данным из GPI-трекера, которые направлялись Клиенту по интернетбанку 23.05.2022:
29.03.2022 Банк отправил платеж в JPMORGAN CHASE BANK, New York.
30.03.2022 получена квитанция от JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкод CHASUS33XXX) co статусом ACSP "Платеж ожидает решения" с кодом причины G000 "Платеж передан след, gpi-участнику": JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкод CHASUS33XXX), отправил платеж в сумме 13,290.00 долларов США за вычетом комиссии USD10,00 в банк посредник HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX).
03.04.2022 получена квитанция от банка посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX) со статусом RJCT "Платеж возвращён" с кодом причины MS03 "Причина неисполн.платежа не указана".
20.05.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос, что согласно GPI-трекеру данный платеж был отклонен 03.04.2022 банком посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX), с просьбой уточнить был ли платеж заблокирован изза санкций или отложен для блокировки.
04.08.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован или отложен для блокировки.
06.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
11.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос с просьбой вернуть платеж по новым реквизитам отправителя в ПАО "БАНК УРАЛСИБ.
19.04.2023 Банк на основании претензии Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
14. Платеж от 29.03.2022 N 196 па сумму 13,200.00 долларов США 29.03.2022 списан со счета Клиента и 30.03.2022 исполнен Банком через корреспондентский счет, открытый в JPMORGAN CHASE BANK, New York. При исполнении в платеж клиента Банком были внесены изменения: в поле 56 указан банк посредник HSBC BANK USA, (SWIFT- код MRMD US 33 XXX).
Согласно данным из GPI-трекера, которые направлялись Клиенту по интернетбанку 23.05.2022:
29.03.2022 Банк отправил платеж в JPMORGAN CHASE BANK, New York.
30.03.2022 получена квитанция от JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкoд CHASUS33XXX) co статусом ACSP "Платеж ожидает решения" с кодом причины G000 "Платеж передан след, gpi-участнику": JPMORGAN CHASE BANK, New York (SWIFTкoд CHASUS33XXX), отправил платеж в сумме 13,190.00 долларов США за вычетом комиссии USD10,00 в банк посредник HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX).
03.04.2022 получена квитанция от банка посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX) со статусом RJCT "Платеж возвращён" с кодом причины MS03 "Причина неисполн.платежа не указана".
20.05.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос, что согласно GPI-трекеру данный платеж был отклонен 03.04.2022 банком посредника HSBC BANK USA, N.A. (SWIFTкод MRMD US 33 XXX), с просьбой уточнить, был ли платеж заблокирован изза санкций или отложен для блокировки.
04.08.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован или отложен для блокировки.
13.09.2022 Банк на основании заявления Клиента о проведении расследования направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением, был ли платеж заблокирован или отложен для блокировки.
06.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
11.10.2022 Банк на основании письма Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос с просьбой вернуть платеж по новым реквизитам отправителя в ПАО "БАНК УРАЛСИБ.
19.04.2023 Банк на основании претензии Клиента направил в JPMORGAN CHASE BANK, New York, запрос о статусе платежа с уточнением был ли платеж заблокирован и передан в OFAC.
В установленные сроки ответы на запросы Банка не получены, возврат денежных средств не произведен.
В соответствии с п.4.2. Правил открытия и обслуживания расчетных счетов, являющихся неотъемлемой частью Договора о расчетно-кассовом обслуживании в АО "АЛЬФА-БАНК" (далее - ДРКО), "Маршруты проведения безналичных платежей Клиента определяются Банком самостоятельно".
Как верно установил суд первой инстанции, у ответчика отсутствуют прямые корреспондентские отношения с банком получателя HONGKONG AND SHANGHAI BANKING CORPORATION LIMITED (SWIFTкод HSBC НК НН HKH), в связи с чем исполнение платежа без участия иностранных банков- корреспондентов не представляется возможным.
Списание денежных средств по указанным выше платежам со счета Клиента соответствует п.4.6.1. Правил ДРКО, согласно которому списание денежных средств с расчетного счета осуществляется не позднее следующего рабочего дня после поступления должным образом оформленных платежных документов от клиента ("рабочий день" в банках России и стране-эмитенте валюты, в которой совершается платеж).
При этом апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что ответчик не может влиять ни на исполнение платежей иностранными банками, ни на исполнение ими запросов на отзыв, на каком бы этапе не находился платеж.
Согласно п. 7.6. ДРКО Банк не несет ответственности за блокировку денежных средств, не проведение переводов, невозврат денежных средств банкамикорреспондентами Банка и иными банками, кредитными/финансовыми организациями в рамках поручений Клиента, если: это нарушает и/или может привести к нарушению установленных ограничений в соответствии с Законодательством, нормативными актами международных организаций (в том числе Организации Объединенных Наций), законодательством иностранных государств, применяющимся к распоряжению Клиента в связи с использованием при его исполнении иностранных корреспондентских счетов, открытых в банках, соблюдающих указанные ограничения в связи с требованиями применимого к ним законодательства и/или внутренних политик.
15.07.2022 Банком получено официальное письмо от JPMorgan Chase Bank, New York, в котором JPMorgan проинформировал о прекращении финансовых взаимоотношений с Банком, блокировке/замораживании денежных средств на корсчетах из-за санкций и возможности исполнения платежей после снятия санкций. Также со стороны JPMorgan Chase Bank, New York, у Банка были отозваны ключи RMA- authorisation SWIFT, позволяющие направлять аутентифицированные SWIFTсообщения. С учетом письма JPMorgan направление каких-либо запросов в их адрес, к сожалению, не дает никакого результата, JPMorgan не отвечает на наши запросы (файл "JPMJoint Stock Company ALFA-BANK.pdf").
Истцом не доказана окончательная утрата спорных денежных средств. Истцом не предпринималось никаких действий для возврата спорных денежных средств.
Истцом не доказано, что им безвозвратно утрачены денежные средства в размере 187 700 долларов США.
Спорные денежные средства не были изъяты в пользу третьих лиц либо каким-либо образом утрачены, но заблокированы иностранными банками.
Спорные денежные средства заблокированы иностранными банками не вследствие неправомерных действий или бездействия АО "АЛЬФА-БАНК", а вследствие действия экономических санкций, введенных в отношении Российской Федерации и ее резидентов, а также вследствие недружественных действий правительства США и экономических институтов США в отношении Российской Федерации и ее субъектов.
При этом, как справедливо отметил суд первой инстанции в обжалуемом решении, истцом не утрачена возможность возврата спорных денежных средств. В материалах дела отсутствуют доказательства, которые свидетельствуют о том, что спорные денежные средства изъяты в пользу третьих лиц, утрачены либо прекратили свое существование как объект гражданского оборота. Вместе с тем, истцом не предпринято каких-либо разумных действий для возврата спорных денежных средств.
В отношении АО "АЛЬФА-БАНК" правительством США введены санкции, 06.04.2022. АО "АЛЬФА-БАНК" был включен в список лиц, в отношении которых введены блокирующие санкции, принятые Правительством США (SDN-List).
Блокирующие санкции США (SDN-List) запрещают совершать какие-либо сделки, осуществлять какие-либо операции с участием субъекта санкций.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и принимая во внимание фактические обстоятельства настоящего дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в целях защиты и восстановления нарушенных прав истец вправе обратиться в в отдел по Контролю за Иностранными Активами Министерства Финансов США (Office of Foreign Assets Control (OFAC), U.S. Department of the Treasury, далее - OFAC).
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что истцом исчерпаны возможности обращения в OFAC в целях получения специального разрешения на разблокировку, приостановленного банком США платежа/перевода. Также истцом не представлены доказательства обращения в иностранные банки JPMORGAN CHASE и HSBC BANK USA с просьбой осуществить возврат спорных платежей.
Таким образом, истцом не утрачена возможность возврата спорных платежей.
В то же время, как следует из материалов дела и верно установил суд первой инстанции, ответчик действовал добросовестно, совершил все необходимые и разумные действия, которые связаны с переводом спорных платежей, а также с возвратом спорных платежей в адрес отправителя денежных средств
Из материалов дела следует, что АО "АЛЬФА-БАНК" посредством системы SWIFT направлял запросы в адрес JPMORGAN CHASE с просьбой прояснить судьбу спорного платежа, вернуть спорный платеж.
Также АО "АЛЬФА-БАНК" обратился в OFAC с заявлением о выдаче специальной лицензии, которая позволит АО "АЛЬФА-БАНК" и его Клиентам завершить до конца переводы и возвраты денежных средств, которые были инициированы до 06.04.2022. В данном случае, если OFAC выдаст АО "АЛЬФА-БАНК" специальную лицензию на завершение исходящих транзакций, то спорные платежи будут возвращены истцу либо направлены адрес получателя спорных платежей.
Кроме того, суд первой инстанции правильно учитывал, что спорные денежные средства не прекратили своё существование как объект гражданского оборота, не изъяты в пользу третьих лиц.
Когда американское финансовое учреждение блокирует счет или перевод денежных средств, оно не приобретает право собственности за заблокированное имущество; напротив, оно обязано хранить заблокированные денежные средства от имени их первоначального собственника да тех пор, пока OFAC не выдаст разрешение на их разблокировку или пока соответствующие санкции не будут сняты.
Генеральная лицензия OFAC N 23 от 06.04.2022 не обязывала финансовые институты и банки США осуществлять переводы/возвраты денежных средств, которые были инициированы АО "АЛЬФА-БАНК" н его Клиентами до 06.04.2022, а также не обязывала финансовые институты США и банки США завершить надлежащим образом исходящие переводы денежных средств, которые были инициированы АО "АЛЬФАБАНК" и его Клиентами до 06.04.2022.
Генеральная лицензия OFAC N 23 от 06.04.2022 была выпущена OFAC для и в интересах субъектов США, для предоставления им возможности терминировать отношения с АО "АЛЬФА-БАНК". Указанная Лицензия запрещала осуществлять переводы/возвраты денежных средств в адрес АО "АЛЬФА-БАНК" или в интересах АО "АЛЬФА-БАНК". В соответствии с комментариями комплаенс служб американских банков-корреспондентов, генеральная лицензия OFAC N 23 от 06.04.2022 была выдана для других ситуаций и не предоставляла возможности американским банкам-корреспондентам исполнить платежи, отправленные со счетов, открытых в АО "АЛЬФА-БАНК".
Если бы генеральная лицензия OFAC N 23 от 06.04.2022 обязывала бы банки США и финансовые институты США осуществлять переводы/возвраты денежных средств в адрес АО "АЛЬФА-БАНК" и его Клиентов или в интересах АО "АЛЬФАБАНК" и его Клиентов, то спорные платежи, которые являются предметом рассмотрения настоящего дела, вернулись бы обратно на расчетный счет Истца либо поступили в пользу конечного Получателя денежных средств.
Надлежащие исполнение обязательств АО "АЛЬФА-БАНК" по переводу спорных платежей, а также их возврату, оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с п. 7.3. Договора РКО Стороны не несут ответственность за неисполнение обязательств по Договору РКО и соответствующим Правилам, если такое неисполнение вызвано возникновением обстоятельств непреодолимой силы. К обстоятельствам непреодолимой силы в частности, но не исключительно, относятся такие события, как забастовки и военные действия, наводнения, пожары, землетрясения и другие стихийные бедствия; действия и решения федеральных, государственных или муниципальных органов, в том числе судебных, правоохранительных и налоговых органов, а также судебных приставов - исполнителей; преступные действия третьих лиц, а также любые другие обстоятельства, находящиеся за пределами разумного контроля Банка и влекущие за собой невозможность исполнения Договора РКО.
Кроме того, в соответствии с п. 8.10. Правил РКО Банк не несет ответственности за блокировку денежных средств, не проведение переводов, невозврат денежных средств банками-корреспондентами Банка и иными банками, кредитными/финансовыми организациями в рамках распоряжений Клиента, если это нарушает и/или может привести к нарушению установленных ограничений, в соответствии с законодательством, нормативными актами международных организаций (в том числе Организации Объединенных Наций), законодательством иностранных государств, применяющимся к распоряжению Клиента в связи с использованием при его исполнении иностранных корреспондентских счетов, открытых в банках, соблюдающих указанные ограничения в связи с требованиями применимого к ним законодательства и/или внутренних политик.
Введение в отношении АО "АЛЬФА-БАНК" экономических санкций со стороны Правительства США и Великобритании (включение в SDN-List) является обстоятельством непреодолимую силу (форс-мажор).
В преддверии принятия блокирующих санкций банки США и правительство США начали применять усиленные меры комплаенс контроля по отношению к платежам резидентов РФ, банков РФ, начали необоснованно задерживать обработку указанных платежей, а также начали отказывать в исполнении указанных платежей и блокировать указанные платежи.
Платежные операции в долларах США осуществляются банками РФ через банки США, где у банков РФ открыты кор. счета.
Невозможность банков РФ надлежащим образом осуществлять свои обязательства перед Клиентами по трансграничным переводам денежных средств в долларах США явилась следствием того, что банки США и правительство США начали осуществлять по отношению к РФ и её резидентам недружественные действия, а также следствием того, что правительство США ввело санкции в отношении РФ и сё резидентов.
АО "АЛЬФА-БАНК" не могло предвидеть, что правительство США и банки США начнут осуществлять недружественные действия по отношению к резидентам РФ.
АО "АЛЬФА-БАНК" не могло предвидеть, что 06.04.2022 АО "АЛЬФА-БАНК" будет включен в список лиц, в отношении которых введены блокирующие санкции, принятые Правительством США (SDN-List).
Аналогичным образом иные банки РФ не могли предвидеть указанные выше события.
Таким образом, надлежащее исполнение обязательств АО "АЛЬФА-БАНК" перед истцом по осуществлению трансграничных переводов в долларах США оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, которая выразилась в том, что правительство США и банки США начали осуществлять по отношению к РФ и её резидентам недружественные действия, а также применили к РФ и её резидентам экономические санкции. При этом, как справедливо отметил суд в обжалуемом решении, указанные обстоятельства, недружественные действия правительства США, а также банков США, находятся за пределами разумного контроля АО "АЛЬФА-БАНК".
В отношении предоставления ответчику Генеральной лицензии OFAC N 23 от 06.04.2022 суд первой инстанции правильно указал, что данная Генеральная лицензия не обязывала финансовые институты и банки США осуществлять переводы/возвраты денежных средств, которые были инициированы АО "АЛЬФА-БАНК" и его Клиентами до 06.04.2022, а также не обязывала финансовые институты США и банки США завершить надлежащим образом исходящие переводы денежных средств, которые были инициированы АО "АЛЬФА-БАНК" и его Клиентами до 06.04.2022.
Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Согласно положениям статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки являются общей мерой гражданско-правовой ответственности, целью которой является возмещение отрицательных последствий, наступивших в имущественной сфере потерпевшего в результате нарушения договорного обязательства и (или) совершения гражданского правонарушения.
Для взыскания убытков необходима доказанность в совокупности следующих обстоятельств: факта наступления вреда, вины причинителя вреда, наличия причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями, размера причиненного вреда.
Повторно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истцом не доказано наличие совокупности условий, необходимых для применения к ответчику меры гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков.
Принимая во внимание фактические обстоятельства настоящего спора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что АО "АЛЬФА-БАНК" не являются причиной убытков истца. Причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика и убытками, на наступлении которых настаивает истец, отсутствует. Причиной наступления убытков истца являются не действия ответчика, а недобросовестные и недружественные действия со стороны JPMORGAN CHASE, а также блокирующие санкции, которые были приняты правительством США в отношении АО "АЛЬФА-БАНК". В то же время ответчик действовал добросовестно, разумно и осмотрительно при осуществлении трансграничных переводов спорных денежных средств в интересах Истца. АО "АЛЬФА-БАНК". Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, в удовлетворении иска было отказано правомерно.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 2 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 февраля 2024 года по делу N А40-226152/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.О. Петрова |
Судьи |
Е.Н. Янина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-226152/2023
Истец: ООО "ДИАЛОГ"
Ответчик: АО "АЛЬФА-БАНК"