г. Москва |
|
26 апреля 2024 г. |
Дело N А40-280873/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.И. Трубицына,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "Мистраль-ДВ" на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2024, принятое судьей Лежневой О.Ю., по делу N А40-280873/23 по иску ООО "Мистраль-ДВ" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 50 446 рублей,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен ООО "Мистраль-ДВ" (далее - истец) к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании 50 446 рублей неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2024 в иске отказано.
При этом суд первой инстанции указал, что ООО "Мистраль-ДВ" является ненадлежащим истцом. Законных оснований для освобождения истца от добора провозной платы за перевозку спорного вагона после устранения неисправности, возникшей не по вине перевозчика, не имелось.
Не согласившись с принятым решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, принять новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы указал, что ответчик в одностороннем порядке изменил стоимость перевозки, и это привело к возникновению неосновательного обогащения.
Отзыв на апелляционную жалобу содержит возражения ответчика на доводы жалобы.
Законность и обоснованность вынесенного решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2024 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 05.08.2023 со станции Угловая на станцию Электроугли в адрес терминала ООО "Облтранстерминал" были отправлены 47 вагонов (платформ) в составе контейнерного поезда N 1357 в соответствии с договором N ТЦ-1312 от 30.12.2021, заключенным между ООО "Дальневосточная юридическая компания "Авеста" и ОАО "РЖД".
Контейнерный поезд прибыл на станцию Электроугли и подан на терминал ООО "Облтранстерминал" под выгрузку 10.08.2023.
В пути следования контейнерного поезда N 1357 на станции Московка по технической неисправности отцеплен вагон N 98482011.
Как указывает истец, поскольку после отцепки вагона N 598482011 для устранения технической неисправности условная длина контейнерного поезда не изменилась, истец считает добор провозной платы со стороны ОАО "РЖД" не правомерным.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению на основании следующего.
Согласно статье 30 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" плата за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов, грузобагажа для перевозки, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или соглашением сторон. При несвоевременном внесении грузоотправителем (отправителем) указанной платы и иных причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку грузов, грузобагажа прием грузов, грузобагажа для перевозки и подача вагонов, контейнеров не проводятся, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или соглашением сторон.
Окончательные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, грузобагажа, производятся грузополучателем (получателем) по прибытии грузов, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов, грузобагажа.
Таким образом, действующее законодательство закрепляет за перевозчиком право производить окончательные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа, как до выдачи грузов, грузобагажа на железнодорожной станции назначения, так и после их выдачи.
Размер платы за услуги перевозки установлен прейскурантом 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5.
Отмена тарифной отметки "Контейнерный поезд" в рассматриваемом случае произведена на основании пунктов 22, 29 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2019 N 405 (далее - Правила).
Так, пунктом 22 Правил определено, что перевозка грузов в контейнерах, порожних контейнеров может осуществляться в составе поезда, имеющего установленные перевозчиком длину, вместимость, маршрут следования. Перевозка контейнерного поезда осуществляется без расформирования (формирования) в пути следования.
При этом, пунктом 29 Правил установлено, что отцепка в пути следования вагона с контейнером от контейнерного поезда не считается расформированием только в том случае, когда причины этой отцепки зависят от перевозчика.
Согласно актам общей формы N N БП/2614 от 13.08.2023, пко/621 от 13.08.2023, ПКО/633 от 17.08.2023 на станции Московка 13.08.2023 отцеплен вагон N 98482011 в связи с выявлением коммерческой неисправности, возникшей не по вине перевозчика, выразившейся в изломе балки контейнера длиной 2500 мм с провисанием до пола платформы, вагон угрожал безопасности движения и сохранности перевозимого груза и вагона. Неисправность возникла по причинам, зависящим от грузоотправителя (ООО "Дальневосточная юридическая компания "Авеста").
Из пунктов 27, 33 дорожной ведомости N ЭЛ701292 следует, что погрузка груза на вагон и его закрепление осуществлялась силами и средствами грузоотправителя. Следовательно, ООО "Дальневосточная юридическая компания "Авеста" не обеспечена подготовка вагона и предъявляемого груза таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения и сохранность перевозимого груза и вагона.
Доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, как необоснованные, так как не опровергают выводы суда, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
При подаче апелляционной жалобы истцом не уплачена государственная пошлина, которая в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полном объеме относится на истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2024 по делу N А40-280873/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мистраль-ДВ" в доход федерального бюджета 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-280873/2023
Истец: ООО "МИСТРАЛЬ-ДВ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"