г. Санкт-Петербург |
|
02 мая 2024 г. |
Дело N А56-50396/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.,
при участии:
от заявителя: Куницкая А.Ю., по доверенности от 16.04.2024;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3055/2024) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2023 по делу N А56-50396/2023, принятое
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский научный центр радиологии и хирургических технологий имени академика А.М. Гранова" Министерства здравоохранения Российской Федерации;
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер";
Индивидуальный предприниматель Неволина Елизавета Олеговна
о признании недействительным решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский научный центр радиологии и хирургических технологий имени академика А.М. Гранова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, антимонопольный орган) от 07.04.2023 по делу N 44-1212/23, отмене предписания о нарушении законодательства о закупках по делу N 44-1212/23 от 07.04.2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (далее - Общество) и индивидуальный предприниматель Неволина Е.О. (далее - ИП Неволина Е.О., Предприниматель).
Решением суда первой инстанции от 13.12.2023 заявленные требования Учреждения удовлетворены.
Управление, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило обжалуемый судебный акт отменить, указывая, что в соответствии с инструкцией для регистрационного удостоверения N РЗН 2014/2221 от 15.05.2020 на медицинское изделие, содержащейся на сайте Росздравнадзора (https://roszdravnadzor.gov.ru), спирали эмболизационные для сосудистой эмболизации IMWCE -/-/- доставляются к целевому сосуду с использованием мягкого прямого проводника, по стандартному ангиографическому катетеру. С учетом того, что данная инструкция производителя является официальным документом, размещенным на сайте Росздравнадзора и входит в состав регистрационного досье медицинского изделия, оснований не доверять такой информации у членов аукционной комиссии Заказчика не имелось.
Податель жалобы полагает, что в составе Заявки Участника отсутствуют сведения, подпадающие под определение "недостоверная информация", поскольку они не искажают действительность, а также отсутствует обман и умысел, направленный на победу в торгах за счет представления ложной информации. Доказательств обратного не представлено. Закон о контрактной системе не возлагает на Заказчика обязанности осуществлять проверку сведений, представленных в заявках участников. Также выдача спорного предписания была направлена на восстановление нарушенных прав Участника, поскольку в ходе заселения комиссии УФАС было установлено, что его заявка полностью соответствовала требованиям закупочной документации.
Управление и третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Учреждение просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru Учреждением (заказчиком) 27.02.2023 размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку товаров медицинского назначения для нужд Учреждения, номер извещения 0372100049223000106.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 217 500, 00 руб.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
ИП Неволина Е.О. направила в Управление жалобу (вх. N 7965-ЭП/23 от 03.04.2023) на действия Комиссии заказчика при определении (подрядчика, исполнителя), выразившиеся, в неправомерном отклонении заявки Предпринимателя.
Решением Управления от 07.04.2023 по делу N 44-1212/23 о нарушении законодательства о контрактной системе жалоба признана обоснованной в части довода о неправомерном отклонении заявки участника закупки (пункт 1), в действиях аукционной комиссии заказчика признано нарушение пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона N 44-ФЗ (пункт 2). Учреждению (заказчику), его аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки выдано обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе (пункт 3); материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственных лиц Уполномоченного органа (пункт 4).
Заказчику - Учреждению, а также аукционной комиссии предписано устранить нарушение пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru отменить протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) составленный в ходе проведения аукциона с номером извещения 0372100049223000106;
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания повторно рассмотреть заявки, поданные на участие в аукционе с номером извещения 0372100049223000106 в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- завершить процедуру закупки с номером извещения 0372100049223000106 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Не согласившись с указанными решением и предписанием Управления, Учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пп. "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации 5 показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно части 5 статьи 33 Закона N 44-ФЗ особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что предметом закупки являлась поставка товаров медицинского назначения для нужд Учреждения.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.03.2023 N ИЭА2 размещен в единой информационной системе 29.03.2023 и содержит информацию об отклонении заявки Предпринимателя по следующим основаниям:
"Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (Отклонение по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ), а именно участник аукциона в своей заявке в позициях:
N 4 Спирали эмболизационные для сосудистой эмболизации. Наименование в соответствии с Регистрационным Удостоверением N РЗН 2014/2221 от 15.05.2020 Производитель: "Кук Инкорпорэйтед" Страна производства товара: Соединенные Штаты Америки, Королевство Дания.
N 5 Спирали эмболизационные для сосудистой эмболизации. Наименование в соответствии с Регистрационным Удостоверением N РЗН 2014/2221 от 15.05.2020 Производитель: "Кук Инкорпорэйтед". Страна производства товара: Соединенные Штаты Америки, Королевство Дания.
N 6 Спирали эмболизационные для сосудистой эмболизации. Наименование в соответствии с Регистрационным Удостоверением N РЗН 2014/2221 от 15.05.2020 Производитель: "Кук Инкорпорэйтед". Страна производства товара: Соединенные Штаты Америки, Королевство Дания.
Указал не достоверные сведения в описании объекта закупки:
1 - Доставляющее устройство: мягкий прямой проводник (параметр необходим для доставки имплантата).
В данных позициях в соответствии с регистрационным удостоверением N РЗН 2014/2221 от 15.05.2020 г. на "Спирали эмболизационные для сосудистой эмболизации" отсутствуют "Устройства доставки спиралей эмболизационных", либо "доставочные устройства". Так же данная информация подтверждается официальным письмом ЗАО "ШАГ", являющееся официальным дистрибьютором продукции компании СООК Medical на территории Российской Федерации.".
В силу пункта 4 статьи 38 Закона N 323-ФЗ разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий утвержденных, постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Правила N 1416) государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
На основании пункта 2 Приказа Минздрава России от 19.01.2017 N 11н "Об утверждении требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия" (далее - Приказ N 11н) производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
В соответствии с частью 11 статьи 38 Закона N 323-ФЗ в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, вносятся следующие сведения:
1) наименование медицинского изделия;
2) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер, срок действия регистрационного удостоверения;
3) назначение медицинского изделия, установленное производителем;
4) вид медицинского изделия;
5) класс потенциального риска применения медицинского изделия;
6) код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности;
7) наименование и место нахождения юридического лица - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия;
8) наименование и место нахождения организации - производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - производителя (изготовителя) медицинского изделия;
9) адрес места производства или изготовления медицинского изделия;
10) сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях;
11) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Предприниматель указал, в отношении поставляемого товара, в том числе следующие сведения:
N 4 Спирали эмболизационные для сосудистой эмболизации. Наименование в соответствии с Регистрационным Удостоверением N РЗН 2014/2221 от 15.05.2020 Производитель: "Кук Инкорпорэйтед" Страна производства товара: Соединенные Штаты Америки, Королевство Дания.
N 5 Спирали эмболизационные для сосудистой эмболизации. Наименование в соответствии с Регистрационным Удостоверением N РЗН 2014/2221 от 15.05.2020 Производитель: "Кук Инкорпорэйтед". Страна производства товара: Соединенные Штаты Америки, Королевство Дания.
N 6 Спирали эмболизационные для сосудистой эмболизации. Наименование в соответствии с Регистрационным Удостоверением N РЗН 2014/2221 от 15.05.2020 Производитель: "Кук Инкорпорэйтед". Страна производства товара: Соединенные Штаты Америки, Королевство Дания.
Как следует из пункта 7 Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0372100049223000106 от 29.03.2023, Участнику, подавшему заявку, отказано в допуске к участию на основании п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, поскольку информация, содержащаяся в пунктах N 4, N 5, N 6 Заявки, не соответствовала требованиям, установленным в описании объекта закупки.
Участник указал не достоверные сведения в описании объекта закупки: 1 - Доставляющее устройство: мягкий прямой проводник (параметр необходим для доставки имплантата).
В соответствии с регистрационным удостоверением N РЗН 2014/2221 от 15.05.2020 на "Спирали эмболизационные для сосудистой эмболизации" отсутствуют "Устройства доставки спиралей эмболизационных", либо "доставочные устройства". Данная информация подтверждается официальным письмом ЗАО "ШАГ", являющееся официальным дистрибьютором продукции компании СООК Medical на территории Российской Федерации, что подтверждает заявленные характеристики и противоречит требованиям Заказчика.
Также данный факт подтверждается Инструкцией по применению для регистрационного удостоверения N РЗН 2014/2221 от 15.05.2020 на медицинское изделие, спирали эмболизационные для сосудистой эмболизации IMWCE -/-/-, на которую ссылается УФАС в оспариваемом решении, где указано, что доставочное устройство JDS (провод доставки из нержавеющей стали с ТФЭ покрытием с распрямляющим дискодержателем и рукояткой с прутковыми тисками для разделения) поставляется отдельно.
Учреждение отметило, что закупка доставочных устройств повлечет дополнительные расходы бюджетных средств.
При формировании заявки для участия в аукционе Участник должен ориентироваться на требования, установленные Техническим заданием Извещения об осуществлении закупки.
Судом первой инстанции правильно установлено, что требования о поставке товара "Доставляющее устройство: мягкий прямой проводник" вместе с товаром "Спирали эмболизационные для сосудистой эмболизации" документация не содержит.
Несогласие Участника с избранными Заказчиком формулировками и описанием своих потребностей не свидетельствует об отсутствии у Заказчика потребности в закупаемых товарах.
Предприниматель за разъяснением позиций при проведении аукциона к Учреждению не обращалось, соответственно, требования технического задания не вызывали вопросов и сомнений у ИП Неволиной Е.О.
Таким образом, извещение об осуществлении закупки Заказчика не содержит нарушений требований закона о контрактной системе.
Доказательств наличия объективных оснований, препятствующих заявителю осуществить закупку товаров с указанными характеристиками, не представлено.
Также, Участник не представил доказательств того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно тех товаров и именно в той комплектации, которая указана в техническом задании.
Несогласие Участника с избранными Заказчиком формулировками и описанием своих потребностей не свидетельствует об отсутствии у Заказчика потребности в закупаемых товарах.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что вывод Комиссии Управления о том, что Заказчик необоснованно отклонил заявку ИП Неволиной Е.О. по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов определения поставщика, является недействительным.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение Управления нарушает права и законные интересы Учреждения.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы Управления.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2023 по делу N А56-50396/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-50396/2023
Истец: ФГБУ "РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАДИОЛОГИИ И ХИРУРГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИМЕНИ АКАДЕМИКА А.М. ГРАНОВА" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "Российский научный центр радиологии и хирургических технологий имени академика А.М. Гранова" Министерства здравоохранения Российской Федерации
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ИП Неволина Е.О., ООО "РТС-тендер"