г. Ессентуки |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А63-15837/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.04.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.04.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Егорченко И.Н., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., при участии от ответчика - садового некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Пламя" Дядюра М.И. (доверенность от 12.01.2024 N 01), в отсутствие представителей истца - Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (г. Ставрополь, ОГРН 1152651007541, ИНН 2636207364), третьих лиц: государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставропольский государственный историко-культурный и природноландшафтный музей - заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве" (ОГРН 1022601979289, ИНН 2636012848); Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН 1052600255993, ИНН 2636045265); Кубанское бассейновое водное управление в лице отдела водных ресурсов по Ставропольскому краю (г. Ставрополь), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу садового некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Пламя" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.12.2023 по делу N А63-15837/2022,
УСТАНОВИЛ:
Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к садовому некоммерческому товариществу собственников недвижимости "Пламя" (далее - Товарищество) о взыскании 3263982,40р ущерба (вреда), причиненного объекту культурного наследия федерального значения "Комплекс памятников, ранний железный век, IV- IX н.э.".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставропольский государственный историко-культурный и природноландшафтный музей - заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве" (музей-заповедник); Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края; Кубанское бассейновое водное управление в лице отдела водных ресурсов по Ставропольскому краю.
Решением суда от 04.12.2024 исковые требования удовлетворены, взыскано с Товарищества в пользу Управления 3263982,40р ущерба (вреда), причиненного объекту культурного (археологического) наследия федерального значения "Комплекс памятников, ранний железный век, IV- IX н.э.".
Не согласившись с принятым решением суда, Товарищество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что выводы суда первой инстанции сделаны при неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что является основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Управления и музея - заповедника поступили отзывы на апелляционную жалобу, просят решение суда оставить без изменения, возражают по существу доводов Товарищества. От Кубанского бассейнового водного управления и музея-заповедника поступили заявления о возможности рассмотрения дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить. Эксплуатация Товариществом очистных сооружений не находится в причинно-следственной связи с вменяемыми Управлением последствиями.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителя Товарищества, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что объекты культурного наследия федерального значения: "1-е Татарское городище", VII-V вв. до н.э., III в. до н.э.- II в. н.э., VIII-X вв. н.э., "2-е Татарское городище", VII-IV вв. до н.э., III в. до н.э.- II в. н.э., VIII-X вв. н.э., расположенные по адресу (местонахождение): Ставропольский край, г. Ставрополь, Юго-Западный район, восточнее улицы Доваторцев, южнее проезда Лазурного, западнее улицы Космонавтов, входят в состав объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс памятников, ранний железный век, IV-IХ вв. н.э." (далее - объекты культурного (археологического) наследия). Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 04.12.2015 N 26130-р "О регистрации объекта культурного наследия федерального значения "2-е Татарское городище", VII-IV вв. до н.э., III в. до н.э.- II в. н.э., VIII-X вв. н.э., входящего в состав в состав объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс памятников, ранний железный век, IV- IХ вв. н.э." (Ставропольский край) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", объект культурного (археологического) наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации 261540310450026.
Приказом Управления от 14.10.2015 N 249 утвержден предмет охраны объекта культурного (археологического) наследия, в который входят: культурный слой; археологические недвижимые и движимые объекты, содержащиеся в составе культурного слоя, а также углубленные в материк остатки жилых и хозяйственных конструкций и сооружений, остатки фортификационных сооружений, антропологические и остеологические материалы, археологические предметы, иные следы жизнедеятельности человека; археологический подъемный материал в границах территории памятника.
Приказом Управления от 19.09.2017 N 227 утверждены границы территории памятников и режимы использования, в том числе запрет на устройство на территории, прилегающей к объекту культурного наследия, искусственных водотоков, очистных сооружений, ливневой канализации, мелиоративных сооружений и проведение планировочных работ, которые влекут за собой загрязнение, подтопление и угрозу повреждения объекта культурного наследия и его природного комплекса.
На основании информации, поступившей от музея-заповедника, Управлением организованы мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного (археологического) наследия.
18.06.2021 Управлением проведен осмотр состояния объектов культурного (археологического) наследия (акт осмотра от 22.06.2021 N 107-АО-Ф). В ходе проведенного мероприятия на участке местности с координатами N 44°58'45,1" Е 41°56'43,7" было зафиксировано наличие очистных сооружений на огороженной территории садового товарищества. Рядом с территорией проходит грунтово-гравийная дорога, с другой стороны от которой находится ров и вал объекта культурного (археологического) наследия. На точке с координатами N 44°58'44,7" Е 4Г56'4Т,6" на склоне рва расположена выходящая из стены данного рва труба, на момент осмотра из которой сливалась жидкость со специфическим фекальным запахом и стекала в ров, по дну которого текла, образовывая ручей. По пути течения жидкости наблюдается потемнение ее цвета, а также осадки темного цвета на стенках вала. На точке с координатами N 44°58'40,4" Е 41°56'43,4" зафиксирован сломанный деревянный мост через данный ручей, около моста находятся сломанные ветви деревьев. В данном месте, визуально наблюдается еще большее потемнение цвета протекающей жидкости и усиление канализационного запаха.
По результатам осмотра Управлением в адрес Товарищества внесено предписание от 22.06.2021 N 68, о незамедлительном прекращении сброса канализационных отходов на территорию объектов культурного (археологического) наследия федерального значения и демонтаже элементов очистного сооружения с соблюдением мер по обеспечению его сохранности.
Документальных подтверждений исполнения предписания N 68 Товариществом не представлено.
28.04.2021 ООО "Наследие", на основании обращения музея-заповедника от 31.03.2021 N 141, предоставило сметный расчет стоимости работ по устранению ущерба, причиненного объектам культурного (археологического) наследия в результате сброса канализационных и ливневых стоков, рассчитанного на основании "Сборника цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры". Согласно смете - калькуляции стоимость причиненного ущерба объектам культурного (археологического) наследия составила 3263982,40р.
Полагая, что работы по обустройству канализации проведены Товариществом в отсутствие разрешения Управления, предписания об их прекращении оставлены без ответа и удовлетворения, при этом Товарищество, эксплуатируя канализацию, осуществляет сброс канализационных и ливневых стоков на территорию объектов культурного (археологического) наследия, Управление обратилось в арбитражный суд с иском о возмещении причиненного ущерба в размере 3262982,40р.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции исходил из следующего.
Пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимает под убытками расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации прямо предусматривает возмещение убытков в виде будущих расходов, необходимых для восстановления нарушенного права, и не ставит их взыскание в зависимость от возможности или одновременности предъявления иска в отношении стоимости утраченного имущества или размера неполученных доходов.
Необходимые для восстановления нарушенного права расходы определены специальными требованиями Закона N 73-ФЗ (Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации). В соответствии со статьей 61 названного Закона лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 Закона, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и подтверждается актами осмотра, фототаблицами, заключением кадастрового инженера ГБУК СК "Ставкрайимущества" то обстоятельство, что Товарищество допустило нарушение действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия, что привело к причинению ущерба объектам культурного (археологического) наследия в результате обустройства Товариществом ливневой канализации, а также сброса канализационных и ливневых стоков. Каких либо мер по сохранению и ликвидации опасности разрушения (утраты) объекта культурного (археологического) наследия Товариществом предпринято не было.
13.03.2023 выездом на место, кадастровым инженером ГБУК СК "Ставкрайимущества" выполнены работы по определению местоположения ливневой канализации на земельных участках, установлено следующее: 1-я труба ливневой канализации расположена на пересечении грунтовой дороги с улицей Пламя-2 (Координаты начала трубы x=469 911,45; у=1315 333,56). Координаты конца трубы не определены в связи с нахождением конструкции под землей. Определено начало ливневой канавы (координаты начала канавы x=469 15 898, 79; у=1 315 327,85), которое распложено южнее гравийной дороги и расположено в границах территории объекта культурного наследия, уточненные сведения о котором внесены в ЕГРН в соответствии с требованиями законодательства, и частично в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:012604:1; 2-я труба ливневой канализации расположена между земельными участками Товарищества, ул. Пламя-2, 270 и КСЛ Пламя, 268 (Координаты начала трубы x469 898,58; У=1 315 368,45). Координаты конца трубы не определены в связи с нахождением конструкции под землей. Определено начало ливневой канавы (координаты начала канавы x=469 892,55; у=1 315 367,64), которое распложено южнее гравийной дороги и расположено в границах территории объекта культурного (археологического) наследия уточненные сведения, о котором внесены в ЕГРН в соответствии с требованиями законодательства, и частично в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:012604:1; 3-я труба ливневой канализации расположена на пересечении грунтовой дороги с улицей Пламя-3 (Координаты начала трубы x=469 891,97; у=1 315 405,27). Данная труба частично расположена в границах территории объекта культурного (археологического) наследия уточненные сведения, о котором внесены в ЕГРН в соответствии с требованиями законодательства, и частично в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:012604:1; 4-я труба ливневой канализации расположена между земельными участками ДНТ Пламя, 163 и ул. Пламя-4, дом. 162 (координаты начала и конца трубы не определены, в связи с нахождением конструкции под землей). Определены начало и конец ливневой канавы (координаты начала канавы х= 469 873,25; н = 1 315 437,15, конец канавы х =467 879,38, н = 1 315 440,15). Начало канавы расположено южнее гравийной дороги и расположено в границах территории объекта культурного (археологического) наследия; 5-я труба ливневой канализации расположена на пересечении грунтовой дороги с улицей Пламя-4. Координаты начала и конца трубы не определены в связи с нахождением конструкции под землей). Определены начало и конец ливневой канавы (координаты начала канавы х = 469 867,25; у = 1 315 470,43. Конец канавы х = 467 874,08; у=1 315 471,85). Начало канавы расположено южнее гравийной дороги и расположено в границах территории объекта культурного (археологического) наследия, уточненные сведения о котором внесены в ЕГРН в соответствии с требованиями законодательства и частично в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:012604:1; 6-я труба ливневой канализации расположена на пересечении грунтовой дороги с улицей Пламя-4. Координаты начала трубы х=469 873,99; у=1315 478,44; Координаты конца трубы x=469 865,00; у=1 315 476,36). Данная труба частично расположена в границах территории объекта культурного (археологического) наследия, уточненные сведения о котором внесены в ЕГРН в соответствии с требованиями законодательств, и частично в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:012604:1; труба сливной канализации расположена южнее земельного участка Товарищества N 54. Координаты конца трубы x=469 841,25; у=1 315 528,13. Данная труба расположена частично в границах территории объекта культурного (археологического) наследия, уточненные сведения о котором внесены в ЕГРН в соответствии с требованиями законодательств.
Таким образом, вопреки доводам Товарищества о сбросе сточных вод в водный объект (ручей без названия), материалами дела подтверждается, что ливневые и сливные канализации, оборудованы вдоль территории Товарищества, сброс содержимого которых осуществляется непосредственно на территорию объекта культурного (археологического) наследия, ливневые канавы расположены в границах территории объекта культурного (археологического) наследия на склоне рва и имеют ширину не менее 0,5 метров, в некоторых местах вдоль канав наблюдается обрушение грунта.
Решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 08.12.2021 по делу N 2-7230/2021 удовлетворены исковые требования Прокурора Ленинского района города Ставрополя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Товариществу об обязании устранить нарушения требований законодательства, запрете производить сброс сточных вод на территорию объектов культурного (археологического) наследия на земельном участке с кадастровыми номером 26:12:012604:1, с момента вступления решения суда в законную силу. Апелляционным определением Ставропольского краевого суда решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 12.04.2022 по делу N 2-7230/2021 оставлено без изменения.
Проверены и подлежат отклонению доводы Товарищества о наличии у него решения от 08.10.2015 N 26-05.01.05.003-Р-РСБХ-С-201501594/00, выданного Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных вод с согласованной точкой сброса в водный объект.
В соответствии с положениями части 5 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ особый режим использования водного объекта или его части, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможности проведения работ, определенных Водным кодексом РФ, при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов археологического наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам и проведения археологических и полевых работ в порядке, установленным Федеральным законом.
Следует также отменить, что решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 03.08.2022 по делу N 2а-266/2020, решение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 08.10.2015 N 26-05.01.05.003-Р-РСБХ-С-201501594/00 о предоставлении водного объекта в пользование Товариществу признано незаконным.
Кроме того, как указано ранее, решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 08.12.2021 по делу N 2-7230/21 Товариществу запрещено осуществлять сброс сточных вод на территорию объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс памятников, ранний железный век, IV-IX вв. н.э.; 1-е Татарское городище; 2-е Татарское городище" вышеуказанные решения вступили в законную силу.
Довод Товарищества, о том, что на его территории отсутствует ливневая канализация, опровергается как представленными в материалами дела доказательствами, так пояснениями самого Товарищества о том, что с целью сохранения земельных участков от эрозии почвы, сохранения имущества в местах образования оврагов и прохождения дороги были проложены трубы и выведены на территорию объекта культурного наследия.
Указание Товариществом на то, что вывод труб осуществлен в ручей не соответствует действительности и опровергается заключением кадастрового инженера ГБУК СК "Ставкрайимущество". Кадастровым инженером определено местонахождение ливневой канализации на земельных участках. В заключении указаны шесть труб ливневой канализации и труба сливной канализации. Данное заключение, выданное компетентным органом, указывает на то, что все трубы ливневой канализации, а также труба сливной канализации расположены в границах территории объекта культурного наследия федерального значения.
Документального подтверждения факта уничтожения музеем-заповедником лесных насаждений в материалы дела не представлено. Согласно информации музея-заповедника, локальная вырубка деревьев на площади 0,5 га осуществлялась в соответствии с проектом освоения лесов в целях очистки наиболее ценных археологических объектов. Подъезд посетителей к памятнику осуществляется со стороны "Белого города", а через территорию Товарищества организован проезд только служебного транспорта, спецтехники и нескольких автомобилей, принадлежащих сотрудникам музея-заповедника.
Доводы о том, что Управлением отказано Товариществу в проведении работ по организации ливневых сооружений с целью отвода дождевых вод, не принимается, поскольку проведение таких работ противоречат законодательству в области охраны объектов культурного наследия. Из пояснений Управления следует, что им неоднократно указывалось Товариществу на необходимость выполнения конкретных действий по выведению существующей точки сброса сточных, в том числе дренажных вод за территорию памятника, и выполнения мероприятий по сохранению объекта археологического наследия.
Доводы Товарищества, о том, что актом контрольного (надзорного) мероприятия зафиксированы последствия природной стихии являются субъективным мнением и основаны на предположениях.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
В соответствии с расчетом ООО "Наследие" стоимость мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, составляет 3263982,40р. В данном случае восстановление нарушенного права - сохранение объекта археологического наследия может быть осуществлено, в том числе путем проведения спасательных археологических полевых работ. Стоимость подобных работ определяется экономическими затратами и не зависит от причин, мотивов и оснований их проведения. В связи с чем, стоимость таких будущих работ определена исходя из "Сборника цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры (СЦНПР-91). Контррасчет суммы ущерба Товариществом не представлен, ходатайств о назначении судебных экспертиз для определения достоверности расчета ущерба, подготовленного по заданию Управления, не заявлено.
Ущерб рассчитывался специалистами специализированной археологической организацией, обладающих специальными познаниями и навыками для проведения мероприятий с целью установления степени повреждения объекта культурного наследия федерального значения, и имеющими "Открытые листы", выданные Министерством культуры Российской Федерации на право проведения определенного вида археологических полевых работ.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.12.2023 по делу N А63-15837/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Егорченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-15837/2022
Истец: УПРАВЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Ответчик: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ПЛАМЯ"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ И ПРИРОДНО-ЛАНДШАФТНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ИМЕНИ Г.Н.ПРОЗРИТЕЛЕВА И Г.К.ПРАВЕ", Кубанское Бассейновое водное управление в лице Отдела водных ресурсов по Ставропольскому краю, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, Дядюра Максим Иванович