г. Санкт-Петербург |
|
02 мая 2024 г. |
Дело N А21-12640/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Геворкян Д.С., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4130/2024) общества с ограниченной ответственностью "Вайлдберриз" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.12.2023 по делу А21-12640/2023, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вайлдберриз"
к Администрации Городского округа "Город Калининград"
о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вайлдберриз" (далее - ООО "Вайлдберриз", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация) о признании недействительным предписания на демонтаж рекламной конструкции от 03.07.2023 N УК-693/рк.
Решением суда первой инстанции от 22.12.2023 в удовлетворении требования Обществу отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм процессуального права, выразившееся в рассмотрении дела в отсутствие Общества в связи с не проведением судом первой инстанции судебного заседания с использованием системы веб - конференции при наличии одобренного ходатайства о проведении судебного заседания. Указывает, что оспариваемое предписание не содержит ссылок на нарушение Обществом пунктов 2.1, 7.2 "Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории городского округа "Город Калининград".
Податель жалобы считает, что вывеска является информационной конструкцией, а не рекламной, в связи, с чем требования ФЗ N 38-ФЗ "О рекламе" на спорную вывеску не распространяется.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрацией был выявлен факт размещения рекламной конструкции: объемных букв "WILDBERRIES" по адресу: г. Калининград, ул. Аллея Смелых, д. 11-17, без разрешения на установку и (или) эксплуатацию.
ООО "Вайлдберриз" было выдано предписание Администрации на демонтаж рекламной конструкции от 03.07.2023 г. N УК-693/рк по вышеуказанному адресу.
Несогласие с исполнением указанного предписания послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, в связи, с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (Закон N 38-ФЗ, Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Частью 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ регламентировано, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу части 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются.
В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
При этом, пунктом 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
Решением городского Совета депутатов города Калининграда от 22.10.2014 N 319 утверждены "Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории городского округа "Город Калининград" (Правила N 319).
Пунктом 2.1 Правил N 319 определено, что к рекламным конструкциям относятся, в том числе световые короба, представляющие собой рекламные конструкции, не имеющие определенной формы, с внутренним подсветом или без, которые изготавливается в виде объемного короба и располагается на фасадах зданий, строений, сооружений, остановочных павильонах, киосках.
Пунктом 5.1 Правил N 319 определено, что установка и эксплуатация рекламных конструкций на территории городского округа "Город Калининград" допускаются при наличии действующего разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, полученного в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7.2 Правил N 319, установка и эксплуатация рекламных конструкций без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания, подготовленного уполномоченным должностным лицом.
Факт размещения у входа в помещение по адресу: г. Калининград, ул. Аллея смелых, д. 11-17 конструкции в виде объемных букв "WILDBERRIES", Обществом не оспаривается.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 5 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - Постановление N 58), не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
В пункте 2 Постановления N 58 указано, при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Статьей 3 Закона о рекламе определено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, а объект рекламирования - это, в том числе товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Статьей 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что к средствам индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий относятся, в том числе фирменные наименование, товарные знаки и знаки обслуживания.
Таким образом, в силу закона (статьи 3 Закона о рекламе, статьи 1225 ГК РФ) фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания являются объектами рекламирования.
Часть 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) возлагает на изготовителя (исполнитель, продавец) обязанность довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Постановлением Администрации городского округа "Город Калининград" от 22.09.2015 N 1630 утвержден Порядок установки и эксплуатации информационных конструкций (вывесок) на территории городского округа "Город Калининград" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка N 1630 к информационным конструкциям (вывескам) относятся, в том числе, обязательные информационные вывески, содержащие информацию, которую коммерческие организации и предприятия обязаны довести до сведения потребителей (фирменное наименование организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы, иные сведения, не подпадающие под понятие рекламы).
При размещении на территории городского округа "Город Калининград" информационных конструкций, оформленных в соответствии с настоящим Порядком, согласования администрации городского округа "Город Калининград" не требуется (пункт 1.2 Порядка N 1630).
Согласно пункту 2.1 Порядка N 1630 обязательная информационная вывеска устанавливается в районе входных дверей (на расстоянии не более 2 метров от входа) здания, помещения, в которых находится организация, и содержит информацию, которую организация обязана довести до сведения потребителя (фирменное наименование организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы), также допускается размещение иной информации, не содержащей признаков рекламы. Площадь обязательной информационной вывески не должна превышать одного квадратного метра. Количество обязательных информационных вывесок не может превышать количества входов в помещение организации. Обязательная информационная вывеска должна иметь жесткий каркас, узел крепления, информационное поле (приложение к Порядку).
В рассматриваемом случае, и как следует из материалов дела, на спорной конструкции, размещенной по адресу: г. Калининград, ул. Аллея смелых, д. 11-17 помимо объемных букв "WILDBERRIES" отсутствует обязательная информация, предусмотренная Законом о защите прав потребителей, на конструкции не указаны сведения о режиме работы, организационной форме заявителя, место его нахождения (адрес).
Судом первой инстанци установлено, что вывеска с информацией, необходимой потребителю в силу Закона о защите прав потребителей, имеется. Она располагается в районе входной двери в помещение. Заявитель в нарушение Порядка дополнительно установил еще одну конструкцию, содержащую информацию об объекте рекламирования - о фирменном наименовании и товарном знаке заявителя.
Таким образом, конструкция, владельцем которой является ООО "Вайлдберриз", содержит установленный в силу закона объект рекламирования (товарный знак) и не соответствует единым требованиям к размещению информационных вывесок на территории городского округа "Город Калининград".
Такая конструкция становится отличительным признаком конкретного места реализации товара, привлекает к нему внимание и интерес, и соответственно, заинтересовывает потребителей наличием товаров в самом торговом помещении.
Основной целью размещения спорной конструкции является не указание сведений о юридическом лице в соответствии с требованиями действующего законодательства и (или) обычаями делового оборота, а привлечение внимания неопределенного круга лиц к заявителю и оказываемым им услугам.
Такая конструкция, согласно положению части 9 статьи 19 Закона о рекламе, может быть установлена только на основании разрешения, выданного органом местного самоуправления и такая конструкция, согласно положению части 10 статьи 19 Закона о рекламе, подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления.
Следовательно, конструкция, размещенная по вышеуказанному адресу, является рекламной и установлена с нарушением действующего законодательства о рекламе.
Установив названные обстоятельства, отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию объекта, вывод суда о правомерности выдачи Обществу предписания на демонтаж рекламной конструкции от 03.07.2023 N УК-693/рк является правомерным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, представленным доводам и доказательствам дана надлежащая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права при вынесении решения не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.12.2023 по делу N А21-12640/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-12640/2023
Истец: ООО "ВАЙЛДБЕРРИЗ"
Ответчик: Администрация ГО "Город Калининград"