г. Вологда |
|
02 мая 2024 г. |
Дело N А05-9700/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 мая 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Селивановой Ю.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Варфоломеевой А.Н.,
при участии от истца Утту А.В. по доверенности от 01.11.2023 N 1-Д, от ответчика Иванова А.А. по доверенности от 09.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гидрон" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 декабря 2023 года по делу N А05-9700/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Архангельск" (ОГРН 1142901010625, ИНН 2901252021; адрес: 163046, Архангельская область, город Архангельск, проспект Советских Космонавтов, дом 52, помещение 8-Н; далее - Газпром) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Гидрон" (ОГРН 1212900004085, ИНН 2921128791; адрес: 163523, Архангельская область, Приморский район, деревня Рикасиха, дом 58; далее - Общество) о возложении на ответчика обязанности в течение трех рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда установить пломбу на прибор учета воды МЕТЕР ВК-40ХИ заводской N 2286032000, расположенный в машинном зале блочно-модульной газовой котельной 7,5 МВт, находящейся по адресу: Архангельская обл., Приморский р-н, д. Рикасиха, д. 62а.
Решением суда от 19 декабря 2023 года исковые требования удовлетворены. Кроме того, с Общества в пользу Газпрома взыскано 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на: не соответствие узла учета истца проектной и технической документации; невозможность проверить работоспособность телеметрических устройств истца. Полагает, что суд своим решением фактически допустил к эксплуатации узел учета истца без проверки, предусмотренной подпунктом "д" пункта 39 Правил организации коммерческого учета воды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Газпром в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании отклонили приведенные в жалобе доводы, просили решение суда оставить без изменения.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, изучив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как усматривается в материалах дела, Общество наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения в границах поселка Лайский Док муниципального образования "Приморское".
Газпром на праве аренды (договор от 31.08.2012 N 137/1-АР/2012) владеет и пользуется блочно-модульной котельной (далее - котельная) установленной мощности 7,5 МВт, тепловой сетью с водоснабжением протяженностью 91 м и кабельной линией протяженностью 135 м к котельной, расположенными по адресу: Архангельская обл., Приморский р-н, п. Рикасиха, д. 62а.
Обществом с ограниченной ответственностью "Двинское", как водоснабжающей организацией, 11.01.2012 на котельной установлен счетчик холодной воды с заводским N 11504999, о чем составлен акт приемки водомерного узла.
Письмом от 04.07.2023 N 1053/07 Газпром уведомил Общество о неисправности прибора учета воды N 11504999, установленного в машинном зале котельной, и необходимости его замены; просил произвести расчет водопотребления за июнь 2023 года по среднемесячному потреблению в соответствии с Правилами N 766, а также гарантирующую организацию (Общество) направить своего представителя 06.07.2023 в 14 час. 00 мин. для снятия пломб и присутствия при замене неисправного счетчика на новый прибор учета.
Общество в ответе от 05.07.2023, ссылаясь на пункт 50 Правил N 766, указало на необходимость уведомления о совершении данных действий за 2 рабочих дня, а также о необходимости заполнения заявки по определенному образцу. Также Общество известило Газпром, что проверка водопроводных сетей, присоединенных к централизованным системам холодного водоснабжения д. Рикасиха, а также состояния прибора учета (узла учета), исправности прибора учета, сохранности контрольных пломб, снятие показаний и контроля за снятыми показаниями будет проводиться 07.07.2023 с 10 час. 00 мин.
Газпромом 07.07.2023 поданы заявки на демонтаж прибора учета ВСХд-40 N 11504999 и на ввод в эксплуатацию прибора учета холодной воды с заводским N 228603200 (место установки: машинный зал котельной).
Письмом от 10.07.2023 Общество уведомило Газпром о получении заявок и указало, что оно не занимается вводом в эксплуатацию приборов учета, а только осуществляет их допуск в эксплуатацию; сослалось на непредставление полного пакета документов, установленного пунктом 34 Правил N 766.
Демонтаж прибора учета холодной воды ВСХд-40 с заводским N 11504999 произведен 11.07.2023, что зафиксировано в соответствующем акте за подписью представителей сторон. Показания прибора учета на момент демонтажа составили 020148 куб. м; при демонтаже снята контрольная пломба N 5372922.
Письмом от 17.07.2023 Общество направило Газпрому акт допуска узла учета в эксплуатацию, составленный по итогам проверки 14.07.2023, согласно которому узел учета не допускается к эксплуатации по причине его несоответствия проектной и технической документации, отсутствия знака поверки на счетчике, а также невозможности проверки работоспособности счетчика и имеющегося в нем импульсного датчика.
Газпромом на данный акт с сопроводительным письмом от 28.07.2023 N 1207/1 направлено в Общество особое мнение, в котором Газпром выразил свое несогласие с приведенными в акте замечаниями.
Впоследствии сторонами неоднократно назначались даты для допуска узла учета в эксплуатацию, однако в соответствии с актами от 03.08.2023, от 21.08.2023, от 05.10.2023 Общество отказало Газпрому в допуске узла учета к эксплуатации по причине его несоответствия проектной и технической документации, отсутствия знака поверки на счетчике, а также невозможности проверки работоспособности счетчика и имеющегося в нем импульсного датчика.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Газпрома в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Положения статьи 12 ГК РФ, включая ее абзац восьмой, содержат перечень способов защиты гражданских прав, направленных на обеспечение восстановления нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Исполнение обязанности в натуре подразумевает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что между ними сложились фактические отношения водоснабжения, при которых ответчик с 01.12.2022 подает на котельную истца ресурс в виде воды, а последний данный ресурс принимает и оплачивает.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются, в том числе Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами N 776.
Правила N 776 определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения, договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
В пункте 3 Правил N 776 закреплено, что коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом N 416-ФЗ.
При этом приоритетным является учет воды, сточных вод путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета.
В силу пункта 8 Правил N 776 установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета; в) допуск к эксплуатации узла учета; г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета; д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.
В подпункте "е" пункта 95 Правил N 644 предусмотрено, что требования по установке приборов учета воды и устройству узла учета, требования к средствам измерений (приборам учета) воды в узлах учета, требования к проектированию узла учета, месту размещения узла учета, схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета, техническим характеристикам прибора учета должны указываться в условиях о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения. Аналогичные Допуск узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, при участии представителя абонента или транзитной организации (пункт 36 Правил N 776).
Пунктом 39 Правил N 776 определено, что при проведении допуска узла учета к эксплуатации подлежит проверке:
а) соответствие заводских номеров на приборах учета, входящих в состав узла учета, номерам, указанным в их паспортах;
б) соответствие узла учета проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета узла учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность приборов учета, входящих в состав узла учета, и узла учета
д) работоспособность телеметрических устройств (в случае их наличия в составе узла учета).
В силу пункта 40 Правил N 776 при выявлении организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в ходе проверки несоответствий сведений, требований и условий сведениям, требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 39 настоящих Правил, узел учета не может быть допущен к эксплуатации
Согласно пункту 42 Правил N 776 по результатам проверки узла учета организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, оформляет акт допуска узла учета к эксплуатации, в котором указываются:
а) дата, время и местонахождение объекта проверки;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в проверке;
в) результаты проверки узла учета;
г) решение о допуске или об отказе в допуске узла учета к эксплуатации с указанием причины отказа;
д) в случае допуска узла учета к эксплуатации показания приборов учета на момент завершения процедуры допуска узла учета к эксплуатации и указание мест на узле учета, в которых установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы).
В соответствии с пунктом 44 Правил N 776 перед подписанием акта допуска узла учета к эксплуатации (при отсутствии оснований для отказа в допуске узла учета к эксплуатации) представитель организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, осуществляет установку контрольных пломб на приборах учета, фланцах и задвижках на обводных линиях узла учета.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Закона N 416-ФЗ приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Согласно пункту 47 Правил N 776 эксплуатация узла учета, а также ремонт и замена приборов учета осуществляются абонентом. Поверка приборов учета, входящих в состав узла учета, осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В соответствии с пунктом 50 тех же Правил лицо, осуществляющее эксплуатацию узла учета, в случае выхода узла учета или прибора учета из строя (неисправности) обязано незамедлительно известить об этом организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение и сообщить показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя (возникновения неисправности), а также устранить выявленную неисправность (осуществить ремонт) в течение 60 дней со дня выхода узла учета или приборов учета из строя (возникновения неисправности).
Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, должна быть извещена о проведении демонтажа приборов учета не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж приборов учета, входящих в состав узла учета или узла учета, а также их последующий монтаж выполняются в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.
Из дела следует, что до установки в машинном зале котельной счетчика МЕТЕР ВК-40ХИ N 228603200, который Общество отказывается допускать в эксплуатацию, был установлен счетчик ВСХд-40 N 11504999. По нему стороны производили расчеты. Претензии к данному счетчику, в том числе, относительно места его установки у Общества отсутствовали, о чем свидетельствуют представленные истцом в материалы дела акты, составленные представителем Общества Касаткиной О.В. по итогам проверок от 07.03.2023 и 18.04.2023. Отсутствовали какие-либо замечания по месту расположения, монтажа прибора учета ВСХд-40 N 11504999 у предшественника ответчика, допустившего этот прибор в эксплуатацию 11.01.2012.
Демонтаж счетчика ВСХд-40 N 11504999 и установка счетчика МЕТЕР ВК-40ХИ N 228603200 произведены истцом 11.07.2023 в присутствии представителя ответчика, о чем свидетельствуют акт демонтажа прибора учета, а также предъявленные суду апелляционной инстанции видеоматериалы от указанной даты. Согласно данным видеоматериалам представителем ответчика осуществлена фотофиксация демонтированного и вновь установленного приборов учета. Претензий к месту установки нового прибора, его характеристикам представителем Общества 11.07.2023 не высказано.
Видеоматериалы подтверждают факт установки нового счетчика на место старого. Доказательствами проведения истцом мероприятий по реконструкции, ремонту, модернизации, переносу и замене труб в котельной перед установкой нового прибора учета, изменения схемы его монтажа материалы дела не располагают.
В соответствии с пунктом 22 приложения 3 к ГОСТ 15528-86, на который ссылается ответчик, прямой участок трубопровода - это участок трубопровода, ось которого прямолинейна, а площадь и форма поперечного сечения постоянны, что обеспечивает стабилизацию скоростей потока.
Суд по материалам дела пришел к выводу о том, что установка нового прибора учета не повлекла изменение прямолинейности оси, формы поперечного сечения остались постоянными, скорость потока и пропускная способность не нарушены. Данные обстоятельства ответчиком в порядке статьи 65 АПК РФ не опровергнуты.
Наличие на участке трубопровода истца после прибора учета нескольких деталей, имеющих одинаковый внутренний диаметр (поперечное сечение), но разную форму и внешние размеры, не свидетельствует о непрямолинейности оси данного участка трубопровода.
Требование к длине данного участка трубопровода истцом соблюдено.
Прибор учета МЕТЕР ВК-40ХИ N 228603200 имеет такие же метрологические и технические характеристики, что и прибор учета ВСХд-40 N 11504999. У обоих приборов учета длина 300 мм, порог чувствительности 0,1 куб. м/ч (ответ завода-изготовителя от 11.04.2024 N 02/11-04), диаметр трубы 40 мм.
Разница в верхней границе диапазона температуры измеряемой среды (+50 град. С у ВСХд-40 и +40 град. С у МЕТЕР ВК-40ХИ) в рассматриваемом случае не имеет существенного значения, поскольку истцу поставляется холодная вода, нижняя граница диапазона температуры измеряемой среды у обоих приборов учета одна (+5 град. С).
Несовпадение размеров счетчиков по высоте и ширине не влияет на их метрологические характеристики.
На установленный прибор учета истцом представлен паспорт и иная документация, подтверждающая его соответствие единой системе измерения, знак поверки выражен клеймом на свинцовой пломбе (имеется фото в материалах дела), знак поверки внесен в паспорт прибора учета.
Суд дал правильную оценку доводу ответчика о невозможности проверить импульсный датчик прибора учета ввиду отсутствия данного оборудования у ответчика и необходимости его наличия у истца. При этом доказательств того, что истец препятствовал в осуществлении ответчиком такой проверки, на что последний ссылается в жалобе, в материалы дела не предъявлено, в актах о допуске узла учета в эксплуатацию от 14.07.2023, 03.08.2023, 21.08.2023, 05.10.2023 данные обстоятельства не зафиксированы.
Ввиду изложенного, поскольку суд не установил наличия оснований для отказа в допуске прибора учета МЕТЕР ВК-40ХИ N 228603200 к эксплуатации, требования истца удовлетворены правомерно.
Довод Общества о необоснованном отклонении судом ходатайства ответчика о назначении по делу судебной экспертизы, судебной коллегией не принимается.
Напротив, данное ходатайство рассмотрено судом без нарушений норм процессуального права с учетом обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств. Суд установил, что правовых оснований, предусмотренных статьей 82 АПК РФ, для удовлетворения данного ходатайства, в том числе исходя из поставленных на разрешение эксперта вопросов, не имеется. С этим судебная коллегия соглашается.
Не нашел оснований для удовлетворения ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы и суд апелляционной инстанции.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения. Приведенные апеллянтом аргументы не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Поскольку судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 декабря 2023 года по делу N А05-9700/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гидрон" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
Ю.В. Селиванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9700/2023
Истец: ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск"
Ответчик: ООО "Гидрон"