г. Пермь |
|
02 мая 2024 г. |
Дело N А60-63485/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 мая 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Крымджановой Д.И., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мухметовой Д.Р.,
при участии:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Энергошаля",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 января 2024 года
по делу N А60-63485/2023
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287)
к обществу с ограниченной ответственностью "Энергошаля" (ИНН 6657003023, ОГРН 1026601509110)
о возложении обязанности по освобождению территории охранной зоны,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее истец) обратилось в Арбитражный судаСвердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Энергошаля" (далее ответчик) об обязании в срок до 15.03.2024 освободить территорию охранной зоны "ВЛ-6 кВ фидер "СНТ Заречный" от заготовленной древесины, очистить земельный участок от порубочных остатков.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24 января 2024 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ответчик обжаловал решение суда в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобе указывает, что исполнить решение суда, а именно освободить территорию охранной зоны ВЛ-6 кВ фидер "СНТ Заречный" от заготовленной древесины без нарушения законных прав и интересов Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области не представляется возможным. Заготовленная древесина возникла в связи с подготовкой лесного участка для осуществления строительства линии ВЛ-6 кВ фидер "СНТ Заречный" в целях технологического присоединения к электрическим сетям ООО "Энергошаля" по заявлению СНТ Заречный. Спорная древесина в соответствии с Лесным кодексом является собственностью Российской Федерации. Отмечает, что уведомлял письмом N 12-05-10/21091 от 18.11.2022 об окончании работ Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, последнее в свою очередь должно было реализовать древесину через торги, однако более чем за год реализация не была осуществлена.
До начала судебного разбирательства от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец полагает судебный акт законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Верх-Нейвинского городского округа от 27.05.2022 N 162 установлен публичный сервитут на 49 лет, в том числе в отношении земельного участка, расположенного в квартале 85 (выделы 30- 33, 36-41), с целью размещения "ВЛ-6 кВ фидер "СНТ Заречный". Правообладатель публичного сервитута - ООО "Энергошаля".
В силу п. 1 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации Федеральный государственный лесной контроль (надзор) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора.
В соответствии с пп. 17 п. 19 постановления Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-ПП "О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области" Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области осуществляет федеральный государственный лесной контроль (надзор), лесную охрану в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в границах территории Свердловской области.
По результатам выездного обследования лесных участков в границах Невьянского лесничества выявлены нарушения требований правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила). В квартале 85 части выдела 41 Верх-Нейвинского участка ВерхНейвинского участкового лесничества (N 57.27108° Е 60.20609°) выявлены порубочные остатки длиной от 1 до 3 метров на участке, примыкающем к стене леса, шириной 10 метров, а также складирование в охранной зоне линии электропередач заготовленной древесины, которая не собрана в штабеля и не опахана минерализованной противопожарной полосой (нарушение требований п. 26, пп. "б" пункта 27, п. 29 и 44 Правил).
Ссылаясь на нарушение ответчиком Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614, Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 N 434, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности требования истца, нарушения ответчиком требований лесного законодательства при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Использование лесов может быть для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (п. 13 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ).
Согласно ст. 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (ч. 1).
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 45 ЛК РФ).
Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434 (ред. от 24.08.2021) утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
В соответствии с п. 15 Правил N 434 при использовании лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов не допускается захламление территорий, прилегающих к землям, на которых осуществляется использование лесов, строительным и бытовым мусором, отходами древесины.
В п. 17 Правил N 434 указано, что граждане, юридические лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий.
Согласно п. 18 Правил N 434 граждане, юридические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов с предоставлением или без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута обязаны: осуществлять предусмотренные частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 17, ст. 2725) меры противопожарного обустройства лесов на предоставленном лесном участке, за исключением граждан, юридические лиц, использующих леса в соответствии с договором безвозмездного пользования (подп. д).
Согласно ч. 3 ст. 53 ЛК РФ Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 53.1 ЛК РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: 1) создание, содержание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) создание, содержание и эксплуатацию посадочных площадок, используемых в целях проведения авиационных работ по охране лесов от пожаров; 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; 4) создание, содержание и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов); 5) создание в целях тушения лесных пожаров условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения; 6) проведение гидромелиорации земель; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Пунктом 45 Правил предусмотрено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 настоящих Правил.
При этом допускается складирование вырубленной древесины в границах просеки с соблюдением требований пункта 29 настоящих Правил в случае, если выполнение требований пункта 31 при складировании невозможно ввиду отсутствия близлежащих открытых пространств или ширины просеки.
В п. 26 Правил указано, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, огневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков запрещаются.
Согласно п. 27 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
В п. 29 Правил указано, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Обладатель публичного сервитута обязан привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, в срок не позднее чем три месяца после завершения строительства, капитального или текущего ремонта, реконструкции, эксплуатации, консервации, сноса инженерного сооружения, для размещения которого был установлен публичный сервитут, или в случаях установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 2, 5 статьи 39.37 Земельного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2018, N 32, ст. 5134), после завершения на земельном участке деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут <18> (подп. з) п. 18).
Установив обстоятельства несоблюдения ответчиком, осуществляющим использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, требований Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, Правил пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах, что зафиксировано в протоколе инструментального обследования от 03.10.2023 по результатам выездного обследования лесных участков в границах Невьянского лесничества, в частности выявлены порубочные остатки длиной от 1 до 3 метров на участке, примыкающем к стене леса, шириной 10 метров, а также складирование в охранной зоне линии электропередач заготовленной древесины, которая не собрана в штабеля и не опахана минерализованной противопожарной полосой, суд правомерно удовлетворил заявленный иск, обязал ответчика освободить территорию охранной зоны от заготовленной древесины, очистить земельный участок от порубочных остатков.
Приведенные в обоснование апелляционной жалобы доводы о принадлежности древесины Российской Федерации, отсутствии решения собственника о реализации заготовленной древесины не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска, поскольку проведение противопожарных мероприятий возложено на лицо, которое использует лесной участок в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, именно обладатель публичного сервитута обязан привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.
При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Судебные расходы на уплату государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 января 2024 года по делу N А60-63485/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-63485/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ЭНЕРГОШАЛЯ"