г. Самара |
|
02 мая 2024 г. |
Дело N А65-33726/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Корастелева В.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 января 2024 года по делу N А65-33726/2023 (судья Бредихина Н.Ю.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению гражданина Гайнутдинова Минислама Динарисовича, г. Казань,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г. Казань,
с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - ПАО "Банк ВТБ",
о признании незаконным и отмене определения об отказе в возбуждении административного дела от 13.10.2013 в отношении ПАО "Банк ВТБ",
УСТАНОВИЛ:
Гайнутдинов Минислам Динарисович (далее - заявитель, потребитель, заемщик, Гайнутдинов М.Д.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене определения от 13.10.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ПАО "Банк ВТБ".
Дело судом рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 января 2024 года заявление удовлетворено. Суд признал незаконным и отменил определение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 13.10.2023 в отношении ПАО "Банк ВТБ".
Не согласившись с принятым решением, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Жалоба мотивирована тем, что доказательств того, что банк навязал потребителю дополнительные услуги, понудил его к заключению договора на приведенных в нем условиях и что в случае несогласия на приобретение дополнительных услуг потребителю было бы отказано в предоставлении кредитных средств, не представлено.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что, как следует из анкеты-заявления, заявитель был вправе отказаться от дополнительных услуг.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между заявителем и ПАО Банк ВТБ 22.03.2023 был заключен договор потребительского кредита V625/0018-0160949, по условиям которого банк предоставил в кредит денежные средства в размере 1 233 046 руб., а заемщик принял на себя обязательство по истечении согласованного срока возвратить сумму долга и уплатить на нее проценты под 9,95 годовых.
При заключении кредитного договора потребителем было заполнено заявление о предоставлении потребительского кредита, в котором отсутствует какая-либо информация о предоставляемой услуге страхования.
В результате рассмотрения обращения Потребителя Управлением вынесено определение от 22.06.2023 об отказе в возбуждении в отношении Банка дела об административном правонарушении, законность которого была предметом рассмотрения в рамках дела N А65-20132/2023.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.09.2023 определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении признано незаконным и отменено.
По результатам повторного рассмотрения жалобы потребителя ответчиком 13.10.2023 г. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении третьего лица.
Не согласившись с данным определением, заявитель оспорил его в рамках настоящего дела.
При принятии решения об удовлетворении указанного заявления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 4 данной статьи определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законными представителями этих лиц, а также защитникам и представителям названных выше лиц.
Потерпевшим признается физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (часть 1 статьи 25.2 КоАП РФ).
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Таким образом, в случае обжалования в арбитражный суд постановления о прекращении дела об административном правонарушении либо определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном нормами параграфа 2 главы 25 АПК РФ, принимая во внимание то обстоятельство, что нормы КоАП РФ не предусматривают вынесение должностным лицом административного органа какого-либо правоприменительного акта о признании соответствующего лица потерпевшим, арбитражный суд обязан установить, каким образом обжалуемое постановление или определение затрагивает права и законные интересы лица, считающего себя потерпевшим.
Указанное обстоятельство подлежит установлению при рассмотрении заявления по существу.
В силу части 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 названной статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, об этом выносится мотивированное определение.
Тем самым, из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что выводы уполномоченного должностного лица как о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, так и об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, должны быть надлежащим образом мотивированы и подтверждены доказательствами, собранными и оформленными в установленном КоАП РФ порядке.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из оспариваемого определения, при анализе документов ответчиком установлено, что в них отсутствуют сведения, подтверждающие факт заключения договора в письменной форме, а именно: отсутствуют подписи стороны- ПАО Банк ВТБ.
В связи с тем, что между сторонами не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, у ответчика отсутствует возможность установить правомерность и законность действия Банка при заключении договора.
Помимо этого, управлением указано на невозможность прийти к однозначному выводу о наличии в действиях Банка события правонарушения и установить факт навязывания дополнительных услуг.
Представленные заявителем документы ответчик полагает невозможным использовать в качестве доказательств, поскольку они получены вне рамок контрольных(надзорных) мероприятий.
С учетом изложенных обстоятельств административный орган отказал в возбуждении дела об административном правонарушении за отсутствием события правонарушения.
Между тем, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что непредставление заявителем какого-либо документа не исключает право и обязанность управления истребовать необходимые ему документы у Банка в рамках проведения административного расследования.
Ссылка управления в оспариваемом определении на статьи 26.1 и 26.2 КоАП РФ о том, что доказательствами по делу об административном правонарушения являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица привлекаемого к административной ответственности, не исключает возможность возбуждения при наличии признаков административного правонарушения производства по делу об административном правонарушении и проведения административного расследования.
Судом первой инстанции обоснованно учтена правовая позиция, изложенная в решении Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2022 N АКПИ22-494.
Так, из указанного решения следует, что контрольные мероприятия являются одной из форм деятельности федеральных органов исполнительной власти, по результатам которой могут быть выявлены признаки административных правонарушений, если они связаны с нарушением обязательных требований контролируемым лицом, но этим не исчерпываются полномочия данных органов, предусмотренные другими федеральными законами, под которыми подразумевается и КоАП РФ.
В решении Верховный Суд РФ прямо указал, что "Вместе с тем проведение контрольных мероприятий не меняет порядка рассмотрения обращений, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагая в итоге принятие должностным лицом уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении.
В обжалуемом решении верно отмечено, что введение Правительством Российской Федерации ограничений для возбуждения дела об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные КоАП РФ процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования, которое согласно подпункту "а" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
Комплекс контрольных (надзорных) мероприятий и действий, осуществляемых в соответствии с главами 13, 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не подменяет собой порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренный КоАП РФ".
Внесенные Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 290-ФЗ в статью 28.1 КоАП РФ изменения для данной ситуации с учетом новой редакции части 3 указанной статьи правового значения не имеют, поскольку в данном случае, порядок рассмотрения заявлений (жалоб) потребителей не требует оценки управлением соблюдения банками (продавцами, исполнителями) обязательных требований в порядке проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом.
Исходя из изложенного выше, вывод управления об отсутствии события правонарушения в связи с непредставлением кредитного договора, подписанного со стороны банка, суд первой инстанции верно посчитал необоснованным.
Тем более, что заявителем в материалы административного дела представлена выписка о списании денежных средств с кредитного счета потребителя 22.03.2023, что напрямую свидетельствует о выполнении сторонами условий кредитного договора, а значит, и о заключении договора.
Те обстоятельства, на которые ссылается административный орган в оспариваемом определении и в отзыве на заявление, а именно, о невозможности выявления факта совершения Банком административного правонарушения, свидетельствуют об уклонении от рассмотрения обращения Потребителя по существу, что влечет признание оспариваемого определения незаконным.
Отсутствие в оспариваемом определении анализа условий Договора исключает возможность их анализа судом, поскольку суд не вправе подменять административный орган, на которого обязанность рассмотрения обращений потребителей возложена законом.
Согласно абз. 5 пункта 19.2 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае принятия арбитражным судом решения об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, материалы дела о соответствующем административном правонарушении направляются административному органу, постановление (определение) которого было отменено, для рассмотрения.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заявленное Потребителем требование об отмене определения Управления об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 13.10.2023 подлежит удовлетворению, а материалы дела - новому рассмотрению управлением по существу.
Вместе с тем, согласно пункту 3 части 4 статьи 211 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должно содержаться, в том числе, указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом.
Таким образом, закон (статья 211 АПК РФ) и его официальное толкование (абзац пятый пункта 19.2 постановления Пленума ВАС РФ N 10) не обязывают суд указывать в резолютивной части судебного акта на направление материалов административного дела в административный орган. Заявленные потребителем требования о признании незаконным и отмене определения об отказе в возбуждении в отношении третьего лица производства по делу об административном правонарушении, подлежат удовлетворению, а материалы дела -направлению в Управление для рассмотрения.
Довод подателя жалобы о том, что доказательств того, что банк навязал потребителю дополнительные услуги, понудил его к заключению договора на приведенных в нем условиях и что в случае несогласия на приобретение дополнительных услуг потребителю было бы отказано в предоставлении кредитных средств, не представлено, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку суд первой инстанции не исследовал условия заключения кредитного договора, поскольку предметом спора был отказ управления в возбуждении административного дела.
Другие аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения иного судебного акта по существу настоящего спора, повлияли бы на обоснованность и законность, либо опровергли бы выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иных доводов, которые могли бы послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ, части 4 статьи 30.1 и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности (определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 января 2024 года по делу N А65-33726/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-33726/2023
Истец: Гайнутдинов Минислам Динарисович, г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: ПАО "Банк ВТБ", г.Санкт-Петербург