г. Москва |
|
02 мая 2024 г. |
Дело N А40-204179/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в лице судьи Валюшкиной В.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2023 по делу N А40-204179/23,
принятое в порядке упрощенного производства по иску ООО "А 1" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ООО "А 1" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ОАО "РЖД" о взыскании штрафа за задержку уборки вагонов в размере 142 440 руб.
Решением суда от 21.12.2023 по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, исковое заявление удовлетворено в части взыскания с ответчика штрафа в сумме 121 000 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, в порядке ст. 257 АПК РФ в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01 мая 2023 г. в 15 ч. 00 мин. на станции Абакан КРА ж.д. подано уведомление о завершении грузовой операции вагонов N 59315218, N 58981424, оператором которых является ООО "А 1".
29 апреля 2023 г. в 07 ч. 20 мин. на станции Черногорские копи КРА ж.д. подано уведомление о завершении грузовой операции вагона N 93029924, оператором которого является ООО "А 1".
28 апреля 2023 г. в 11 ч. 20 мин. на станции Черногорские копи КРА ж.д. подано уведомление о завершении грузовой операции вагона N 58982240, оператором которого является ООО "А1".
27 апреля 2023 г. в 04 ч. 45 мин. на станции Черногорские копи КРА ж.д. подано уведомление о завершении грузовой операции вагонов N 93214492, N 58981499, N 58986894, N 93053197, оператором которых является ООО "А 1".
01 мая 2023 г. в 10 ч. 53 мин. на станции Омск-Пассажирский ЗСБ ж.д. подано уведомление о завершении грузовой операции вагона N 59327684, оператором которого является ООО "А 1".
02 мая 2023 г. в 07 ч. 40 мин. на станции Черногорские копи КРА ж.д. подано уведомление о завершении грузовой операции вагонов N 53667267, N 58982729, оператором которых является ООО "А 1".
03 мая 2023 г. в 06 ч. 04 мин. на станции Томск 2 ЗСБ ж.д. подано уведомление о завершении грузовой операции вагона N 59327676, оператором которого является ООО "А 1".
В соответствии с п. 3.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 N 26, условие о сроках на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливается с учетом технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов. Такой срок исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
Однако, как следует из сведений ГВЦ ОАО "РЖД" по ст. Абакан КРА ж.д., Черногорские копи КРА ж.д., Омск-Пассажирский ЗСБ ж.д., Томск 2 ЗСБ ж.д. указанные вагоны убраны перевозчиком с подъездного пути необщего пользования с нарушением установленного п. 3.7. Правил срока их уборки.
Согласно ст. 100 Устава железнодорожного транспорта РФ за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Как следует из расчета претензионных требований, размер штрафа за задержку уборки вагонов составил 142 440 руб.
Неисполнение ответчиком досудебной претензии послужил поводом для обращения истцом в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требования и с учетом применения положений ст. 333 ГК РФ судом присуждена неустойка в сумме 121 000 руб.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на отсутствие договора между ОАО "РЖД" и ООО "А1" на подачу/уборку вагонов.
Суд отклоняет приведенные доводы апелляционной жалобы.
Отсутствие договора на подачу/уборку вагонов истца с ответчиком обусловлено тем, что истец не является владельцем путей необщего пользования. Следовательно, у ответчика отсутствуют основания для несоблюдения срока уборки вагонов, установленного п. 3.7 Правил N 26.
Так, в соответствии с п. 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
Как следует из ст. 100 УЖТ РФ основанием для начисления штрафа является задержка уборки вагонов с железнодорожных путей необщего пользования после выгрузки грузов.
Таким образом, довод ответчика о том, что истец не представил доказательств задержка уборки вагонов с железнодорожных путей необщего пользования, противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Ответчик также указывает, что размер неустойки явно несоразмерен последствиям неисполнения взятых ответчиком на себя обязательств, неустойка подлежит снижению на 70%.
В силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Кроме того, согласно пунктам 71, 73, 77 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника и только в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды. При этом бремя доказывания несоразмерности неустойки возлагается на ответчика.
По смыслу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшение неустойки является правом суда, и наличие оснований для ее снижения и размер подлежащей взысканию неустойки в результате ее снижения определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, по своему внутреннему убеждению, исходя из собранных по делу доказательств.
При снижении судом неустойки, заявленные суммы уменьшены до 121 000 руб., что не нарушает баланс интересов сторон. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда в части применения положений ст. 333 ГК РФ. Изложенные ответчиком обстоятельства учтены судом первой инстанции при уменьшении неустойки.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не выявлено, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины при ее подаче в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2023 по делу N А40-204179/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в суд кассационной инстанции.
Судья |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-204179/2023
Истец: ООО "А 1"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"