город Воронеж |
|
6 мая 2024 г. |
Дело N А08-7513/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 мая 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Капишниковой Т.И., Песниной Н.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полянской Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Ланк" (ИНН 4011029055, ОГРН 1154011001650, далее - ООО "Ланк", общество или заявитель):
от Белгородской таможни (ИНН 3125016361, ОГРН 1023101682966, далее - Белгородская таможня, таможенный орган):
от Федеральной таможенной службы (ОГРН 1047730023703, ИНН 7730176610, далее - ФТС России): |
Агеев М.В. - представитель по доверенности от 25.12.2023;
Бастрыгин С.М. - представитель по доверенности от 10.01.2024 N 4, Штепина Т.Н. - представитель по доверенности от 09.04.2024 N 49, Чубыкина В.В. - представитель по доверенности от 09.04.2024 N 50;
Бастрыгин С.М. - представитель по доверенности N 81-19/180 от 12.12.2022, |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционные жалобы ООО "Ланк" и Белгородской таможни на решение Арбитражного суда Белгородской области от 02.02.2024 по делу N А08-7513/2023, принятое по заявлению ООО "Ланк" к Белгородской таможне о признании недействительным требования от 28.04.2023 N10101000/2023/ТДП/0000002, взыскании денежных средств,
третье лицо - Федеральная таможенная служба,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ланк" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Белгородской таможне о признании недействительным требования от 28.04.2023 N 10101000/2023/ТДП/0000002.
Дело рассматривалось при участии третьего лица, не заявляющих самостяотельнх требований относительно предмета спора, ФТС России.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 02.02.2024 по делу N А08-7513/2023 заявленные требования удовлетворены частично.
Признано недействительным требование Белгородской таможни об уплате денежной суммы по банковской гарантии или договору поручительства от 28.04.2023 N 10101000/2023/ТДП/0000002 в части уплаты 55 531 рублей 18 копеек.
С Белгородской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ланк" взысканы излишне взысканные денежные средства в размере 55 531 рублей 18 копеек, расходы по оплате госпошлины в размере 4 354 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Белгородская таможня и ООО "Ланк" обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Таможенный орган в своей апелляционной жалобе ссылается на отсутствие оснований для частичного удовлетворения требований заявитель, полагает оспариваемое требование законным и обоснованным в полном объеме.
Общество ссылается на отсутствие оснований для возложения на него обязанности по уплате таможенных пошлин, поскольку нарушение условий таможенной процедуры явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.
Кроме того, обществом заявлено ходатайство об истребовании доказательств: у ФТС России: заверенную надлежащим образом копию поручения (распоряжения, указания), поступившего в ФТС России из Аппарата Правительства РФ по обращениям ООО "ЛАНК" от 28.07.2023 N 28/07-141 и от 29.09.2023 N 29/09-177; заверенную надлежащим образом копию письма (поручения, распоряжения, указания) ФТС России нижестоящим таможенным органам по вопросу завершения таможенного транзита в связи с обращениями ООО "ЛАНК" от 28.07.2023 N 28/07-141 и от 29.09.2023 N 29/09-177, поступившими из Аппарата Правительства РФ; у Минераловодской таможни - письменные пояснения о всех совершенных операциях, предшествовавших завершению таможенного транзита по ТД N 10101120/240222/0004609 (например, таможенный осмотр/досмотр, таможенное наблюдение, создание временной зоны таможенного контроля, размещение в ней товаров, и т.д. и т.п.) и после его завершения (статья 152 ТК ЕАЭС), с указанием соответствующих правовых оснований их совершения, о текущем статусе данных товаров (груза) в таможенном отношении.
Судебное разбирательство откладывалось на 26.04.2024.
Определением суда апелляционной инстанции Федеральной таможенной службе РФ и Белгородской таможне письменно выразить свою правовую позицию относительно ходатайства об истребовании дополнительных доказательств.
Во исполнение указаний суда Белгородская таможня и ФТС России представили в материалы дела возражения от 24.04.2024 и 25.04.2024 соответственно.
Протокольным определением от 26.04.2024 указанные документы приобщены к материалам дела, ходатайство об истребовании доказательств оставлено без удовлетворения ввиду отсутствия правовых оснований.
В судебном заседании представители белгородской таможни и ФТС России поддержали доводы апелляционной жалобы таможни, возражали против апелляционной жалобы общества.
Представитель ООО "Ланк" поддержал доводы апелляционной жалобы общества, возражал против доводов апелляционной жалобы таможенного органа.
Из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что 16.03.2027 между Федеральной таможенной службой (Кредитор) и ООО "Ланк" (Поручитель) заключен договор поручительства по обеспечению уплаты таможенных пошлин, налогов лицами, осуществляющими перевозку товаров при таможенном транзите N 1000/160317/П00008.
Согласно пункту 1.1 Договора Поручитель обязуется отвечать перед Кредитором за исполнение декларантами (таможенной процедуры таможенного транзита, указанными в подпункте 3 статьи 186 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также пеней.
Должники и конкретные размеры финансовых обязательств Поручителя перед Кредитором за каждого должника (сумма обеспечения) указываются в дополнениях к Договору (пункт 1.2 Договора).
Договором обеспечивается обязанность должников по уплате таможенных пошлин, налогов, а также пеней в соответствии со статьей 79, пунктом 1 статьи 80, пунктом 4 статьи 91, статьями 227, 228 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьей 151 Федерального закона, в том числе обязанность, которая может возникнуть в будущем (пункт 1.3 Договора).
В соответствии с пунктом 2.2.2 Договора Поручитель получает право регрессного требования к Должникам после исполнения обязанностей Должников, указанных в пунктах 1.1, 1.3 Договора, в том объеме, в котором Поручитель исполнил требование таможенного органа.
Согласно Изменениям N 1 от 14.02.2018 к Договору поручительства от 16.03.2017 N 01-72/0001, название Договора изложено в следующей редакции: "Договор поручительства по обеспечению исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при таможенной процедуре таможенного транзита". Слова "Таможенный кодекс Таможенного союза" заменены на "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза".
Пункт 1.3. Договора изложен в следующей редакции: "Настоящим Договором обеспечивается исполнение Должниками обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также пеней с них в соответствии со статьей 50, пунктом 1 статьи 54, пунктом 4 статьи 57, статьей 72, пунктом 6 статьи 74, статьей 146, статьей 153, статьей 309 Таможенного кодекса, статьей 151 Федерального закона, в том числе обязанности, которая может возникнуть в будущем".
Пункт 4.1. Договора дополнен предложением следующего содержания: "Действие настоящего Договора продлевается на тех же условиях на каждые последующие 2 (Два) года, если за 60 (шестьдесят) календарных дней до окончания срока действия настоящего Договора ни одна из сторон не уведомит другую Сторону о намерении прекратить его действие".
Согласно Дополнению N 10000000/140222/0079050 к Договору поручительства от 16.03.2017, сумма обеспечения таможенных пошлин и налогов - 620 000 рублей; номер транспортного средства - АХ9259СМ/АХ7758ХТ; срок, в течение которого возможно использование дополнения в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите товаров - 25.02.2022; сведения о поручителе - ООО "Ланк"; сведения о декларанте таможенной процедуры таможенного транзита- PE DZYUBA V.S.; таможенный орган отправления - 10101120, Т/П МАПП НЕХОТЕЕВКА; таможенный орган назначения - 10803040, Т/П ВЕРХНИЙ ЛАРС.
16.02.2022 таможенным постом МАПП Нехотеевка Белгородской таможни осуществлен выпуск товара "шары стальные мелющие 100 мм" по транзитной декларации N 10101120/160222/0003701, Отправитель - "TRADING COMPANY "ENERGOSTEEL" LTD (Украина), получатель - F&H GROUP LLC (Грузия); транспортное средство с регистрационным номером AX9259CM/AX7758XT.Декларантом таможенной процедуры по ТД N 10101120/160222/0003701 является перевозчик PE DZYUBA V.S.
Срок таможенного транзита - 23.02.2022.
В графе 52 ТД "Гарантия" указано N 10000000/140222/0079050, Код 03
Решениями от 08.03.2022, 27.03.2022, 29.04.2022 срок таможенного транзита продлевался до 12.05.2022.
В связи с истечением срока таможенного транзита и отсутствием сведений о поступлении товара по ТД N 10101120/160222/0003701 в соответствии с требованиями пункта 4 Порядка действий таможенных органов государств-членов Таможенного союза в случае отсутствия сведений о доставке товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, либо получения сведений об их недоставке, утвержденного решением Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза от 07.12.2012 N 6/9 (приложение к приказу ФТС России от 17.12.2012 N 2546 "Об объявлении решений шестого заседания Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза") должностными лицами отдела контроля за таможенным транзитом службы организации таможенного контроля Белгородской таможни проведены проверочные мероприятия по факту недоставки товара.
В связи с выявлением факта недоставки перевозчиком товара, перемещаемого по процедуре таможенного транзита по транзитной декларации N 10101120/160222/0003701, влекущего наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьями 153 ТК ЕАЭС и 27 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 03.04.2023 по результатам таможенного контроля Белгородской таможней принято решение N 10101000/030423/Т-00002, в соответствии с которым установлен факт недоставки товаров (шары стальные мелющие 100 мм), влекущий наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьи 150 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статьи 116 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Способ обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов - 03 (Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов поручительством).
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления 28.04.2023 в адрес общества требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии или договору поручительства N 1010100/2023/ТДП/0000002 в размере 675 531 рублей 18 копеек.
Платежным поручением от 07.07.2023 N 108 указанное требование удовлетворено обществом в полном объеме.
Вместе с тем, не согласившись с указанным требованием, общество обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Принимая обжалуемое решение, арбитражный суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для возложения на общества обязанностей по уплате таможенных пошлин на основании договора поручительства, вместе с тем указал на ограничение суммы обеспечения 620 000 рублей, в связи с чем удовлетворил заявленные требования в части, превышающей указанную сумму.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их таможенным декларированием и проведения таможенного контроля.
Согласно части 2 статьи 1 ТК ЕАЭС таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о Союзе).
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации.
Согласно статье 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Транзитная декларация является одним из видов таможенных деклараций в силу пункта 1 статьи 105 ТК ЕАЭС.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 144 и пунктом 1 статьи 145 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления устанавливает срок, в течение которого товары должны быть доставлены от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения (далее - срок таможенного транзита), а также место, куда должны быть доставлены товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита (далее - место доставки товаров).
В силу пункта 1 статьи 148 ТК ЕАЭС разгрузка, перегрузка (перевалка), в том числе с транспортного средства одного вида транспорта на транспортное средство другого вида транспорта, и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории Союза, а также замена транспортных средств, перевозящих такие товары, допускаются с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого совершаются такие операции, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 150 ТК ЕАЭС при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, за исключением случая, указанного в пункте 2 настоящей статьи, обязан:
1) доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен;
2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись;
3) не допустить разгрузку, перегрузку (перевалку) и совершение иных грузовых операций с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замену транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 148 настоящего Кодекса.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 153 ТК ЕАЭС предусмотрено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом транзитной декларации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 153 ТК ЕАЭС такая обязанность подлежит исполнению в случае, если товары не доставлены в место доставки товаров в установленный таможенным органом срок таможенного транзита и действие таможенной процедуры не завершено в случаях, предусмотренных пунктом 12 статьи 151 настоящего Кодекса.
При наступлении указанного обстоятельства сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин считается день помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Следовательно, для возложения на декларанта обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов достаточно установить факт недоставки товара в таможенный орган назначения при отсутствии упомянутых в части 3 статьи 153 ТК ЕАЭС оснований для прекращения этой обязанности.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 21.12.2022 по делу N А14-17882/2020.
В рассматриваемом случае между ООО "Ланк" и ФТС России заключен договор поручительства в рамках таможенной процедуры таможенного транзита, где декларант PE DZYUBA V.S.; таможенный орган отправления - 10101120, Т/П МАПП НЕХОТЕЕВКА; таможенный орган назначения - 10803040, Т/П ВЕРХНИЙ ЛАРС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 361 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Договор поручительства может быть заключен в обеспечение как денежных, так и неденежных обязательств, а также в обеспечение обязательства, которое возникнет в будущем.
На основании пункта 1 статьи 363 ГК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Закона N 289-ФЗ в случаях, предусмотренных Кодексом Союза и настоящим Федеральным законом, исполнение обязанностей может обеспечиваться поручительством.
В силу поручительства поручитель обязывается перед таможенными органами исполнить в полном объеме обязанность плательщика, иного лица в случаях, предусмотренных Кодексом Союза и (или) настоящим Федеральным законом, по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, если лицо не уплатит в установленный срок подлежащие уплате суммы таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (часть 2 статьи 62 Закона N 289-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 62 Закона N 289-ФЗ поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между таможенным органом и поручителем. Поручителями могут выступать юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 63 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза поручительство выступает одним из способов исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 1 статьи 76 Закона N 289-ФЗ таможенный орган вправе потребовать у гаранта, выдавшего банковскую гарантию, поручителя, заключившего с таможенным органом договор поручительства, уплатить суммы денежных средств в размере подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней либо обратить взыскание на предмет залога или на денежный залог.
В рассматриваемом случае обязанность по уплате таможенных платежей декларантом Дзюба В.С. исполнена не была, в связи с чем на основании части 2 статьи 62 Закона N 289-ФЗ у поручителя возникла предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 153 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита.
Следовательно, с учетом вышеприведенных норм требование об уплате таможенных пошлин адресовано Белгородской таможней поручителю ООО "Ланк" в соответствии с требованиями гражданского и таможенного законодательства о договоре поручительства.
Доводы общества о наличии оснований для освобождения от уплаты таможенных пошлин в соответствии с пунктом 3 статьи 153 ТК ЕАЭС были правомерно отклонены судом первой инстанции.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 153 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита, прекращается у декларанта, а также у железнодорожного перевозчика государства-члена, указанного в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, осуществляющего перевозку (транспортировку) товаров до места доставки товаров, определенного таможенным органом отправления, при наступлении следующих обстоятельств:
1) завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в подпункте 2 настоящего пункта;
2) принятие товаров уполномоченным экономическим оператором в соответствии со статьей 440 настоящего Кодекса;
3) помещение товаров, в отношении которых действие таможенной процедуры таможенного транзита прекращено, на временное хранение в соответствии с пунктом 6 статьи 129 настоящего Кодекса;
4) помещение товаров, в отношении которых действие таможенной процедуры таможенного транзита прекращено, под таможенные процедуры в соответствии с пунктом 7 статьи 129 настоящего Кодекса;
5) исполнение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) их взыскание в размерах, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;
6) признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, за исключением случаев, когда до таких уничтожения или безвозвратной утраты в соответствии с настоящим Кодексом в отношении этих иностранных товаров наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
7) отказ в выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита - в отношении обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшей при регистрации транзитной декларации;
8) отзыв транзитной декларации в соответствии со статьей 113 настоящего Кодекса и (или) аннулирование выпуска товаров в соответствии с пунктом 4 статьи 118 настоящего Кодекса - в отношении обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшей при регистрации транзитной декларации;
9) конфискация или обращение товаров в собственность (доход) государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена;
10) задержание таможенным органом товаров в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса;
11) размещение на временное хранение или помещение под одну из таможенных процедур товаров, которые были изъяты или арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении (ведения административного процесса) и в отношении которых принято решение об их возврате, если ранее выпуск таких товаров не был произведен.
При этом ни Таможенный кодекс ЕАЭС, ни Закон N 289-ФЗ, ни гражданское законодательство не содержат иных специальных оснований для освобождения поручителя от обязанности по уплате таможенных платежей, в случае, если товары не доставлены декларантом в место доставки товаров в установленный таможенным органом срок таможенного транзита.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на задержание транспортного средства сотрудниками Территориального отдела Госавтодорнадзора по Республике Северная Осетия-Алания как на обстоятельство непреодолимой силы, освобождающее от обязанности по уплате таможенных платежей в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 153 ТК ЕАЭС.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции учитывается, что согласно части 2 статьи 88 Закона N 289-ФЗ Порядок признания таможенным органом факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в области таможенного дела.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.12.2017 N 170 утвержден Порядок совершения таможенных операций при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, возникших при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (далее - Порядок N 170), который определяет последовательность совершения таможенных операций при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, возникших при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и препятствующих исполнению перевозчиком его обязанностей, предусмотренных статьей 150 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 170 при возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей перевозчика, перевозчик после принятия мер для обеспечения сохранности товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, и транспортного средства незамедлительно сообщает в ближайший таможенный орган, который уполномочен на совершение таможенных операций и в регионе деятельности которого находятся такие товары и транспортное средство (при перевозке (транспортировке) товаров по таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз)) об этих обстоятельствах путем направления соответствующего уведомления (в виде электронного документа, составленного в произвольной форме документа на бумажном носителе или электронной копии документа на бумажном носителе) об обстоятельствах, препятствующих исполнению обязанностей перевозчика (далее - уведомление).
Таким образом, в случае уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы условием прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита, является признание таможенным органом такого факта в соответствии с законодательством о таможенном регулировании.
Признание таможенным органом факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы обусловлено последовательным и оперативным выполнением перевозчиком и таможенными органами ряда мероприятий, предусмотренных Порядком N 170, таких как: незамедлительное уведомление перевозчиком ближайшего таможенного органа, предъявление должностным лицам таможенного органа транспортного средства и товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, обеспечение прибытия должностного лица таможенного органа на месте возникновения аварии или обстоятельств непреодолимой силы (в случае невозможности доставки транспортного средства и товара перевозчиком в указанное таможенным органом место), проведения таможенного контроля в отношении указанных товаров и составления акта об аварии или о действии непреодолимой силы, направление в таможенный орган отправления и таможенный орган назначения сообщения о возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей перевозчика.
В рассматриваемом случае установленная Порядком N 170 последовательность действий с участием должностных лиц таможни перевозчиком (декларантом) не совершалась, участие таможни в подтверждении факта утраты товаров вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, устраняющего обязанность по уплате таможенных платежей, и проведение соответствующих мероприятий таможенного контроля, не обеспечены, в связи с чем основания для освобождения поручителя от обязанности по уплате таможенных платежей отсутствует.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 25.04.2024 N 308-ЭС24-4658 по делу N А15-2642/2023.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области о наличии оснований для направления в адрес заявителя требования об уплате таможенных пошлин на основании пункта 1 части 1 статьи 153 ТК ЕАЭС.
Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что в соответствии с договором поручительства с учетом Изменения к договору поручительства от 14.02.2018N 1, Дополнения к договору поручительства от 14.02.2022 N 10000000/140222/0079050 сумма обеспечения таможенных пошлин и налогов составляла 620 000 рублей, в то время как размер предъявленных к уплате таможенных платежей согласно оспариваемому требованию составил 675 531 рублей 18 копеек.
Согласно пункту 3 статьи 361 ГК РФ условия поручительства, относящиеся к основному обязательству, считаются согласованными, если в договоре поручительства имеется отсылка к договору, из которого возникло или возникнет в будущем обеспечиваемое обязательство. В договоре поручительства, поручителем по которому является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, может быть указано, что поручительство обеспечивает все существующие и (или) будущие обязательства должника перед кредитором в пределах определенной суммы.
Поскольку в рассматриваемом случае договором поручительства была предусмотрена ответственность поручителя в пределах 620 000 рублей, у таможенного органа отсутствовали основания для возложения обязанности по уплате таможенных платежей в части, превышающей указанную сумму.
При таких обстоятельствах оспариваемое требование таможенного органа вопреки доводам апелляционной жалобы Белгородской таможни правомерно признано судом недействительным в части уплаты 55 531 рублей 18 копеек.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 02.02.2024 по делу N А08-7513/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы ООО "Ланк" и Белгородской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-7513/2023
Истец: ООО "ЛАНК"
Ответчик: Белгородская таможня
Третье лицо: Федеральная таможенная служба