г. Челябинск |
|
06 мая 2024 г. |
Дело N А34-6269/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Напольской Н.Е.,
судей Лукьяновой М.В., Тарасовой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дроздовой К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Шадринска на решение Арбитражного суда Курганской области от 15.02.2024 по делу N А34-6269/2023.
В судебном заседании посредством веб-конференции принял участие представитель:
истца - общества с ограниченной ответственностью "Шадринские тепловые сети": Арефьева Г.В. (паспорт, доверенность N 92 от 01.01.2022 сроком действия до 31.12.2024, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Шадринские тепловые сети" (далее - истец, ООО "ШТС") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Шадринска (далее - ответчик, КУМИ) о взыскании 2 879 руб. 83 коп. основного долга, 137 руб. 33 коп. неустойки за период с 12.01.2023 по 23.05.2023 с последующим начислением по день фактической оплаты долга (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения исковых требований, отказа от исковых требований в части долга). От требований к Администрации г. Шадринска истец отказался.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15.02.2024 принят отказ от иска к Администрации города Шадринска, производство по делу в этой части прекращено, иск удовлетворен; с КУМИ в пользу ООО "ШТС" взыскано 2 879 руб. 83 коп. долга, 137 руб. 33 коп. неустойки, 2 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Кроме того, в решении суда указано на продолжение взыскания неустойки с 24.05.2023 до фактического погашения долга на сумму основного долга за каждый день просрочки по одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального Банка РФ исходя из минимального значения ключевой ставки из следующих значений: действовавшей по состоянию на 27.02.2022 и действующей на день фактической оплаты.
С вынесенным решением не согласился ответчик, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе КУМИ (далее - податель, жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывал на отсутствие подписанного им договора горячего водоснабжения N ШТ01ТВ0000001226, а также дополнительного соглашения к нему, о чем истец был извещен, в связи с чем требования о взыскании задолженности за поставленные коммунальные услуги считает необоснованными ввиду отсутствия потребления коммунальных ресурсов в спорный период.
В ходе рассмотрения дела ответчиком в материалы дела представлены справка N 947 от 09.06.2022 и акты обследования от 29.03.2023, от 24.04.2023, составленные представителями КУМИ с участием представителей ООО "ШТС", согласно которым в спорных жилых помещениях, указанных в универсальных передаточных документах (счет-фактурах), приложенных к договору горячего водоснабжения N ШТО1ТВО000001226, в период взыскания суммы задолженности за поставленный коммунальный ресурс никто не проживал, коммунальный ресурс никем не потреблялся, а также в отдельных жилых помещениях не установлены приборы учета потребления горячей и холодной воды, соответственно расчет начислений оплаты коммунальных услуг является незаконным.
Истцом, по мнению подателя апелляционной жалобы, не доказан факт фактического потребления коммунального ресурса, в том числе не представлены расчеты по каждому жилому помещению, указанному в актах реализации (счет-фактурах), нет никакого пояснения, какой применялся тариф к отдельному помещению, нет ссылки на нормативный документ, позволяющий применить этот тариф, а не показания счетчика, а также истцом не представлены акты выхода на место представителя истца для выявления обстоятельств, которые послужили бы для начисления оплаты по тарифу или по показаниям счетчика.
Кроме того, ответчиком в адрес истца и АО "ЭК "Восток" было направлено заявление N 655 от 22.04.2022 о демонтаже горячего водоснабжения, отключения электроэнергии и не прекращении начислений по вышеуказанным и другим адресам. На что в адрес КУМИ поступило уведомление N И-В-КГН-2022-57781 от 19.05.2022 об отказе в данной просьбе, обоснованный тем, что ООО "ШТС" оказывает коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению на территории города Шадринска и Шадринского района Курганской области с 01.08.2020 года, а все квартиры, принадлежащие муниципальному образованию - город Шадринск входят в состав многоквартирных жилых домов и имеют единую систему горячего водоснабжения, в связи с чем у ООО "ШТС" отсутствует техническая возможность произвести отключение (демонтаж) горячего водоснабжения в отдельно взятых квартирах. В п. 15 ст. 161 ЖК РФ установлено, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией; в силу п. 8 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) ремонту общего с перерывами, превышающими установленную продолжительность" внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Также ответчиком в адрес истца направлялись заявления N 2-347, 2-560, 2-803, 2-870 от 03.06.2022 о перерасчете размера оплаты за горячее водоснабжение на жилые помещения, расположенные по вышеуказанным адресам, в связи с отсутствием потребителей, на которые был получен ответ об отказе в удовлетворении данных заявлений.
По мнению апеллянта, истцом не представлено в материалы дела доказательств о наличии у ответчика обязательств по оплате задолженности, более того, ответчик освобожден от оплаты коммунальных услуг.
Кроме того, после выезда 29.03.2023 инспектора тепловой инспекции ООО "ШТС" и обследования жилых помещений, указанных в актах реализации, установлено, что в данных помещениях отсутствуют инженерные коммуникации водоснабжения и водоотведения, а также отсутствует техническая возможность установки прибора учета ГВС, в связи с чем истец в соответствии с п. 46 Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" был обязан провести перерасчет размера платы за предоставляемые коммунальные услуги, однако на сегодняшний день свои обязательства не выполнил.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2024 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 06.05.2024 на 14 час. 00 мин.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2024 отказано в удовлетворении ходатайства ООО "ШТС" об участии в судебном заседании при рассмотрении апелляционной жалобы КУМИ на решение Арбитражного суда Курганской области от 15.02.2024 по делу N А34-6269/2023, путем использования систем видеоконференц-связи.
26.04.2024 Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом удовлетворено ходатайство ООО "ШТС" об участии в судебном заседании посредством веб-конференции.
К дате судебного заседания от ООО "ШТС" посредством электронной системы подачи документов "Мой Арбитр" 10.04.2024 поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил отклонить изложенные в ней доводы, полагая их несостоятельными.
Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От КУМИ поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ответчика.
До судебного заседания через систему "Мой Арбитр" ответчик представил сведения об отправке апелляционной жалобы в адрес Администрации города Шадринска.
Судом апелляционной инстанции приобщены к материалам дела: сведения об отправке апелляционной жалобы в адрес Администрации города Шадринска в порядке статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, ответчики в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчиков.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ШТС" является гарантирующим поставщиком, осуществляющим поставку (продажу) тепловой энергии и горячего водоснабжения потребителям на территории города Шадринска и Шадринского района Курганской области.
Объекты, находящиеся по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Автомобилистов, 56-112, г. Шадринск, ул. Автомобилистов, 78-105, г. Шадринск, ул. Советская, 2-7/7, г. Шадринск, ул. Фабричная, 20-5/3, г. Шадринск, ул. Фабричная, 20-8/7 являются жилыми помещениями, на которые осуществлялась поставка горячего водоснабжения.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, собственниками указанных помещений является Муниципальное образование город Шадринск.
В период с ноября 2022 по декабрь 2022 года истец в отсутствие заключенного договора энергоснабжения поставил ответчику в спорные помещения горячую воду на общую сумму 2 879 руб. 83 коп. (с учетом корректировок от 22.05.2023).
17.03.2023 истец обратился к ответчику с претензией исх. И-ПД-ШТС2023-0828 об оплате образовавшейся в спорный период задолженности.
Однако оплата поставленного ресурса ответчиком не произведена.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате полученной горячей воды послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском (статья 12 Гражданского кодекса РФ, статья 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
На основании части 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны оценивается как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Данные отношения рассматриваются как договорные (пункт 3 статьи 438 ГК РФ, пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождают абонента от обязанности возместить стоимость отпущенной тепловой энергии.
Проанализировав сложившиеся правоотношения, суд первой инстанции верно определил, что у истца и ответчиков сложились фактические отношения по отпуску и потреблению тепловой энергии.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 ГК РФ).
По договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 08.08.2012 N 808, потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:
-35% плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, и 50% плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца;
- оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.
Согласно абзацу 3 пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.
Расчет объема в отсутствие переданных показаний произведен по нормативу потребления коммунальных услуг, утвержденному Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 21.08.2012 г. N 32-1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги на территории Курганской области по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению" и тарифам, утвержденным постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 18.12.2020 N 55-53 Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Шадринские тепловые сети" (г. Шадринск) с календарной разбивкой.
Согласно статьям 307, 309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Факт поставки тепловой энергии в поименованные объекты в спорный период подтвержден материалами дела и ответчиком надлежащими доказательствами не оспорен. Объем поставленного ресурса подтвержден, в том числе расчетами и счетами-фактурами.
Ответчик не представил документы, опровергающие сведения истца об объеме, качестве поставляемой тепловой энергии.
Проверив расчет задолженности истца, суд обоснованно признал его верным. В свою очередь ответчик документально обоснованные контррасчеты не представил.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 2 статьи 212 ГК РФ, предусмотрено, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В пунктах 1, 2 статьи 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - "Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ"), органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 30 ГК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом. В этом случае в соответствии с пунктом 3 статьи 67 ГК РФ плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязан вносить наниматель.
По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
При взыскании платы за коммунальные услуги, оказываемые собственникам жилых помещений - юридическим лицам, подлежит применению тариф для населения, в том числе в случаях, когда помещение является пустующим (незаселенным) (определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2016 N 302-ЭС16-15158).
Пунктом 51 Правил N 354 установлено, что расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется в соответствии с формулами 7, 7(1), 8, 16, 19 и 21 приложения N 2 к настоящим Правилам, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду - в соответствии с формулами 25 - 27 приложения N 2 к настоящим Правилам (Пункт 50 Правил 354).
Расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальных услуг рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения (пункт 56(2) Правил N 354).
Указанное выше правило основано на презумпции постоянного использования жилых помещений их собственниками, призванной, в свою очередь, восполнить возможное отсутствие или сложность получения сведений о постоянно и временно проживающих в жилых помещениях гражданах (в том числе по причине отсутствия у них регистрации в указанных помещениях) в целях определения объема потреблённых коммунальных услуг. Соответствующее правовое регулирование преследует конституционно значимые цели обеспечения справедливого баланса законных интересов всех субъектов отношений в области предоставления коммунальных услуг (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01.2023 N 154-0).
Согласно части 11 статьи 155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 86 Правил 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил.
При этом неиспользование жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя", применяемом в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения от оплаты соответствующей коммунальной услуги.
Согласно п. 91 - п. 93 данных Правил, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется на основании письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
Поскольку ответчик доказательств оплаты стоимости потребленной тепловой энергии в материалы дела не представил, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковое требование к КУМИ.
Истец также заявил требования о взыскании неустойки в размере 137 руб. 33 коп. за период с 12.01.2023 по 23.05.2023 с последующим взысканием по день фактической оплаты долга.
На основании пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 ГК РФ).
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 1 статьи 332 ГК РФ).
Частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ установлено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Как разъяснено в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474 "О некоторых регулирования жилищных отношений в 2022 и 2023 годах" (в редакции от 29.12.2023 N 2382) до 01.01.2025 начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка ЦБ РФ, действующая по состоянию на 27.02.2022, и ключевая ставка ЦБ РФ, действующая на день фактической оплаты.
Установив, что нарушение ответчиком сроков исполнения обязательства по оплате тепловой энергии подтверждено материалами дела, ответственность за нарушение предусмотрена статьей 330 ГК РФ, а также частью 9.4 статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика заявленной суммы пеней.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, доводы ответчика о том, не представлены доказательства, подтверждающие фактическое снабжение (факт отпуска тепловой энергии) помещений, указанных в исковом заявлении, а также документы, подтверждающие количество отпущенной тепловой энергии, фактически потребленное ответчиком, судом апелляционной инстанции рассмотрен и отклоняется, поскольку опровергается материалами дела.
Из материалов дела также усматривается и не опровергается сторонами, что в спорный период времени именно ответчик являлся собственником квартир (комнат) в многоквартирных жилых домах, расположенных в г. Шадринске по адресам, указанных в счетах за спорный период, то есть, указанные объекты являлись муниципальной собственностью.
Суд первой инстанции, проанализировав все представленные в материалы дела доказательства, с учетом положений пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации пришел к верному выводу о том, что ответчику как собственнику жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме и оборудованному централизованной системой горячего водоснабжения и отопления, предоставлялась услуга по поставке горячей воды.
Таким образом, обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента государственной регистрации права собственности.
Также судебной коллегией отклоняется довод апеллянта об освобождении его от оплаты коммунальных услуг ввиду следующего.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В части 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Пунктами 1 и 2 статьи 215 ГК РФ установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Таким образом, от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Таким образом, требования действующего законодательства порождают безусловную обязанность органов местного самоуправления оплачивать оказанные юридическими лицами услуги по энергоснабжению, поставленную на спорные объекты.
Как следует из материалов дела, в период с ноября 2022 года по декабрь 2022 года истцом предоставлены коммунальные услуги, которые приняты ответчиком на общую сумму 2 879 руб. 83 коп., что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела.
Таким образом, истцом свои обязательства исполнены надлежащим образом. Однако в нарушение действующего законодательства ответчик до настоящего времени в полном объеме не произвел расчет с истцом за потребленный коммунальный ресурс.
Как указывалось ранее, согласно пункту 86 Правил утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "е" и "д" пункта 4 настоящих Правил.
Неиспользование жилого помещения (не проживание в данном помещении) не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя", применяемом в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения от оплаты соответствующей коммунальной услуги.
Согласно п. 91 - п. 93 данных Правил, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется на основании письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя с предоставлением подтверждающих, продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, документов.
В отношении жилых помещений, расположенных в г. Шадринске по ул. Фабричная, 20, кв. 8 пом. 7, ул. Советская, 2, кв.7 пом. 7, ул. Фабричная, 20, кв.5 пом.3., по ул. Автомобилистов, 56, N 112, ответчик указал, что они являются пустующими, в заявленный период потребления коммунального ресурса не осуществлялось, в связи с чем ответчик представил в материалы дела копии актов обследования от 29.03.2023, от 24.04.2023, составленных представителями КУМИ с участием представителей ООО "ШТС".
Однако указанные акты не могут быть приняты во внимание, поскольку отражают обстоятельства на дату их составления, тогда как спорным периодом является 2022 года.
Кроме того, из указанных актов усматривается, что в спорных помещениях имеются электроприборы: холодильник, светильники, электрочайник и др., что указывает на факт использования спорных жилых помещений.
Ответчиком не были предоставлены доказательства отсутствия проживающих в данных жилых помещениях в спорном периоде.
Доказательств обратного ответчик в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Доводы апеллянта о том, что истцом не представлены расчеты по каждому жилому помещению, указанному в актах реализации (счет-фактурах), нет никакого пояснения какой применялся тариф к отдельному помещению, нет ссылки на нормативный документ, позволяющий применить этот тариф, а не показания счетчика, а также истцом не представлены акты выхода на место представителя истца для выявления обстоятельств, которые послужили бы для начисления оплаты по тарифу или по показаниям счетчика, также отклоняется судебной коллегией.
В предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).
Из положений статьи 157 Жилищного кодекса РФ следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объёма потребления коммунального ресурса, применяемый для расчёта размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учёта коммунального ресурса.
При взыскании платы за коммунальные услуги, оказываемые собственникам жилых помещений - юридическим лицам, подлежит применению тариф для населения, в том числе в случаях, когда помещение является пустующим (незаселенным) (определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2016 N 302-ЭС16-15158).
Пунктом 51 Правил N 354 установлено, что расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется в соответствии с формулами 7, 7(1), 8, 16, 19 и 21 приложения N 2 к настоящим Правилам, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду - в соответствии с формулами 25 - 27 приложения N 2 к настоящим Правилам (Пункт 50 Правил 354).
Расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальных услуг рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения (пункт 56(2) Правил N 354).
Указанное выше правило основано на презумпции постоянного использования жилых помещений их собственниками, призванной, в свою очередь, восполнить возможное отсутствие или сложность получения сведений о постоянно и временно проживающих в жилых помещениях гражданах (в том числе по причине отсутствия у них регистрации в указанных помещениях) в целях определения объёма потреблённых коммунальных услуг. Соответствующее правовое регулирование преследует конституционно значимые цели обеспечения справедливого баланса законных интересов всех субъектов отношений в области предоставления коммунальных услуг (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01.2023 N 154-О).
Из материалов дела следует, что объем горячей воды определен истцом в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а именно, при наличии общедомовых и индивидуальных приборов учета - исходя из показаний таких приборов учета, в отсутствие приборов учета, допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих - исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.
Начисления за коммунальный ресурс, предъявляемые ко взысканию произведены в соответствии с пунктом 50 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исходя из норматива потребления.
Норматив на горячую воду утвержден Постановлением департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 21.08.2012 N 32-1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги на территории Курганской области по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению".
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 18.12.2020 N 55-53 "Об установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "Шадринские тепловые сети" (г. Шадринск) с календарной разбивкой", Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 18.12.2020 N 55-9 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Общества с ограниченной ответственностью "Шадринские тепловые сети" (г. Шадринск, Шадринский муниципальный округ: с. Ключи, с. Красная Звезда, с. Красномыльское, с. Красная Нива, с. Маслянское, с. Погорелка, с. Мыльниково, с. Нижнеполевское, д. Соровское, с. Чистопрудное, с. Юлдус), с календарной разбивкой" установлены тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение на 2023 год, в том числе спорный период.
Таким образом, сведения о величине норматива потребления и установленных тарифах, являются общедоступными и не требуют доказывания.
С учетом изложенного, объем коммунальных ресурсов, предъявленных ко взысканию в спорный период, определен истцом исходя из требований действующего законодательства РФ.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что ответчик как собственник помещений должен нести расходы за поставленные коммунальные ресурсы, данные для определения размера обязательств (площадь помещений, находящихся в собственности ответчика, и размер платы, утвержденный органом местного самоуправления) ему были известны, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, действуя добросовестно, для исполнения своей обязанности по оплате, ответчик имел возможность своевременно производить оплату потребленных услуг, и не усматривает оснований для освобождения ответчика от ответственности в виде уплаты задолженности и неустойки.
В связи с этим выводы суда об удовлетворении требования о взыскании задолженности и пеней при установлении факта просрочки оплаты соответствует действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Довод апеллянта о том, что судом не были исследованы представленные доказательства, судебной коллегией отклоняется, поскольку носят предположительный характер и не свидетельствует о том, что указанные доказательства не исследовались и не оценивались судом.
Оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает, апеллянтом соответствующих аргументов не приведено.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Взыскание с КУМИ государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения ответчика от ее уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 15.02.2024 по делу N А34-6269/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Шадринска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Е. Напольская |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-6269/2023
Истец: ООО "Шадринские тепловые сети"
Ответчик: Администрация города Шадринска, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАДРИНСКА