г. Санкт-Петербург |
|
06 мая 2024 г. |
Дело N А21-1064/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.
при участии:
от истца: предст. Мозгунов В.С. - доверенность от 15.03.2024
от ответчика: Арапов А.А. по доверенности от 11.01.2024
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43740/2023) Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.11.2023 по делу N А21-1064/2023, принятое
по иску Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к акционерному обществу "Объединенные канализационно-водопроводные очистные сооружения курортной группы городов"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с акционерного общества "Объединенные канализационно-водопроводные очистные сооружения курортной группы городов" (далее - ответчик, Общество, АО "ОКОС") суммы ущерба, причиненного водному объекту - Балтийскому морю, вследствие нарушения водного законодательства, в результате сбросов загрязняющих веществ, поступающих в водный объект со сточными водами АО "ОКОС" (выпуск N 1) в размере 2 886 041 руб. 25 коп.
Решением суда от 10.11.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 10.11.2023, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что АО "ОКОС" не произвело оплату за сбросы загрязняющих веществ в водный объект - Балтийское море за 2021 и 2022 годы, согласно декларациям о плате за негативное воздействие на окружающую среду N 0000000006525229 и N 0000000008687433, указанные декларации не приняты Управлением в связи с предоставлением недостоверной информации и выявленных несоответствий в декларациях, соответственно вопросы поступления платежей, основанных на указанных недостоверных декларациях, Управлением не анализировались и не могли быть приняты. Кроме того, личный кабинет природопользователя АО "ОКОС" на сайте Росприроднадзора содержит сведения об отмене поданных деклараций непосредственно заявителем. Податель жалобы указывает на то, что судом первой инстанции сделаны ошибочные выводы о том, что факт перечисления платы за негативное воздействие АО "ОКОС" в 2022- 2023 годах в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора свидетельствует о том, что ответчик добросовестно исполнил свою обязанность по декларированию и внесению платы перед истцом, который фактически наделен полномочиями по администрированию указанных платежей и приему деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Также, по мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не учтено, что декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 и 2022 годы АО "ОКОС" содержат сведения о расчете суммы сбросов в отношении 17 загрязняющих веществ в водные объекты, среди которых загрязняющее вещество - БПК5 отсутствует и поэтому, вопрос взыскания вреда за сбросы с превышением по БПК5 не имеет отношения к вопросу осуществления платы за негативное воздействие на окружающую среду и произведенному расчету размера вреда, причиненного АО "ОКОС" водному объекту - Балтийское море вследствие нарушения водного законодательства в результате сбросов загрязняющих веществ; суд первой инстанции ошибочно посчитал равнозначными понятия загрязняющих веществ БПК5 и БПК-полное.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "ОКОС" осуществляет пользование Балтийским морем с целью сброса сточных вод по выпуску N 1 на основании решения N 00-01.01.00.003-М-РСБХ-Т-2016-00570/00.
В ходе плановой выездной проверки, проведённой Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора, с привлечением специалистов филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному Федеральному округу" - "ЦЛАТИ по Калининградской области" 01.03.2021 произведен отбор сточной воды.
По результатам лабораторных исследований установлено превышение загрязняющих веществ в сточных водах АО "ОКОС" по показателям БПК5, нитрат-ионы, фосфат-ионы, АПАВ, НПАВ (протокол от 09.03.2021 N 01.21.314); Обществу было выдано предписание от 22.11.2022 N 04-62.
В рамках внеплановой выездной проверки исполнения предписания от 22.11.2022 N 04-62, проведенной на основании решения от 30.08.2022 N 142-ВВ, выполнены лабораторные исследования проб сточной воды, по результатам которых установлено превышение загрязняющих веществ в сточных водах АО "ОКОС" по показателю БПК5 в 1,6 раза (экспертное заключение от 20.09.2022 N20-2022-СЗМУ).
Постановлением Управления от 17.10.2022 N АД-1145/12/2022 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 38 статьи 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, Управлением установлено, что АО "ОКОС" допущено нарушение водного законодательства вследствие сброса загрязняющих веществ в водный объект в составе сточных вод, сбрасываемых через организованный выпуск N 1 в Балтийское море.
Управление в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87, произвело расчет размера вреда, причиненного водному объекту в связи со сбросом загрязняющих веществ в составе сточных вод за период с 01.03.2021 по 13.09.2022, который составил 2 886 041 руб. 25 коп.
Управление направило в адрес Общества претензионное письмо от 28.11.2022 N 05-12/25594 с предложением возместить указанный вред в добровольном порядке.
Поскольку Общество в добровольном порядке не возместило ущерб, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции от 10.11.2023 в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно статье 78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Исходя из положений пункта 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты являются одним из видов негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации от (далее - ВК РФ) использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 56 ВК РФ установлен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Согласно статье 35 ВК РФ содержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (часть 1). Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (часть 2). Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4).
В соответствии со статьей 69 ВК РФ лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его в добровольном или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87 (далее - Методика N 87).
Согласно пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 49) по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона N 7-ФЗ).
Согласно пункту 11 Методики N 87 исчисление размера вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод, производится по формуле N 1:
n
У = Квг x Кв x Кин x SUM Hi x Mi x Киз
i=1
где: У - размер вреда, тыс. руб.;
Квг - коэффициент, учитывающий природно-климатические условия в вгзависимости от времени года, определяется в соответствии с таблицей 1приложения 1 к настоящей Методике;
Кв - коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных вобъектов), определяется в соответствии с таблицей 2 приложения 1 кнастоящей Методике;
Кин - коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую инэкономического развития, определяется в соответствии с п. 11.1 настоящей Методики;
Hi - таксы для исчисления размера вреда от сброса i-го вредного i(загрязняющего) вещества в водные объекты определяются в соответствии с таблицей 3 приложения 1 к настоящей Методике, тыс. руб./т;
Mi - масса сброшенного i-го вредного (загрязняющего) вещества i определяется по каждому загрязняющему веществу в соответствии с главой IV настоящей Методики, т;
Киз - коэффициент, учитывающий интенсивность негативного воздействия из вредных (загрязняющих) веществ на водный объект, определяется в соответствии с пунктом 11.2 настоящей Методики.
Согласно представленному Управлением расчету размера вреда, произведенному по вышеуказанной формуле, продолжительность сброса сточных вод учтена с 01.03.2021 11:30:00 по 13.09.2022 10:58:00 и составила 13463,467 часов; по БПК5 - 01.03.2021 11:30:00 часов по 13.09.2022 10:58:00 и составила 13463,467 часов.
Мi = 549,713м3/час х (2,7 мг/дм3 - 2,1 мг/дм3) х 13463,467 час. х 10-6 = 4.44063т.
У = 1,164 х 1,05 х 3,128 х 170 тыс. руб. х 4,44063х 1 = 2 886,04125 тыс.руб.
Согласно пункту 22 Методики N 87 масса сброшенного вредного (загрязняющего) вещества в составе сточных вод и (или) загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод определяется по формуле N 10:
Mi = Q х (Cфi - Сдi) х Т х 10-6, (10)
где: Мi - масса сброшенного i-ro вредного (загрязняющего) вещества, т;
i - загрязняющее вещество, по которому исчисляется размер вреда;
Q - расход сточных вод и (или) загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод, с превышением содержания i-ro вредного (загрязняющего) вещества определяется по приборам учета, а при их отсутствии - расчетным путем в соответствии с методами расчета объема сброса сточных вод и их характеристик, мЗ/час;
Cфi - средняя фактическая за период сброса концентрация i-ro вредного (загрязняющего) вещества в сточных водах и (или) загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) водах, определяемая по результатам анализов аккредитованной лаборатории как средняя арифметическая из общего количества результатов анализов (не менее 3-х) за период времени Т, мг/дмЗ;
Сдi - допустимая концентрация i-ro вредного (загрязняющего) вещества в пределах норматива допустимого (предельно допустимого) сброса или лимита сброса при его наличии на период проведения мероприятий по снижению сбросов вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты, мг/дмЗ.
Допустимая концентрация i-ro вредного (загрязняющего) вещества в пределах норматива допустимого (предельно допустимого) сброса или лимита на сбросы при его наличии для организаций, осуществляющих водоотведение в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", вносящих плату за негативное воздействие на окружающую среду, применяется с коэффициентом, равным 1,4 (кроме случаев аварийного и залпового сброса сточных вод).
Т - продолжительность сброса сточных вод и загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод с повышенным содержанием вредных (загрязняющих) веществ, определяемая с момента обнаружения сброса и до его прекращения, час;
10-6 - коэффициент перевода массы вредного (загрязняющего) вещества в т.
Как следует из материалов дела, АО "ОКОС" является организаций, осуществляющих водоотведение в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", для которой утвержден норматив допустимого сброса (декларация о воздействии на окружающую среду 27-0139-00030-П).
В ответ на уведомление Управления от 28.11.2022 N 05-12/25594 о добровольном возмещении вреда, Обществом направлено письмо от 07.12.2022 N588, в котором АО "ОКОС" указало, что вносит плату за негативное воздействие на окружающею среду согласно декларации N 0000000006525229 с приложением подтверждающих документов.
Доводы Управления о том, что декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду N 0000000006525229 и N 0000000008687433 не приняты Управлением в связи с предоставлением недостоверной информации и выявленных несоответствий в декларациях, соответственно вопросы поступления платежей, основанных на указанных недостоверных декларациях, Управлением не анализировались и не могли быть приняты, а также ссылки на то, что личный кабинет природопользователя АО "ОКОС" на сайте Росприроднадзора содержит сведения об отмене поданных деклараций, получили надлежащую оценку суда первой инстанции.
Как указывал истец при рассмотрении дела в суде первой инстанции, 19.05.2023, АО "ОКОС" направило в Управление скорректированные декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 и 2022 годы, которые ожидали рассмотрения в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Кроме того, Общество представило в суд первой инстанции документы, подтверждающие внесение платы за негативное воздействие на окружающею среду за 2021 и 2022 годы, а именно платежные поручения N 385 от 24.03.2021, N 783 от 17.06.2021, N 1225 от 27.09.2021, N 232 от 18.02.2022, N 541 от 08.04.2022, N 540 от 08.04.2022, N 386 от 24.03.2021, N 782 от 17.06.2021, N 1224 от 27.09.2021, N 231 от 18.02.2022, N 997 от 23.06.2022, N 998 от 23.06.2022, N 1781 от 18.10.2022, N 1782 от 18.10.2022, N 388 от 28.02.2023, N 387 от 28.02.2023, N 931 от 17.05.2023.
Также в материалы дела Обществом представлено письмо Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора) от 06.02.2023 N 13/860, согласно которому платежные поручения N385 от 24.03.2021, N783 от 17.06.2021, N1225 от 27.09.2021, N232 от 18.02.2022, N541 от 08.04.2022, N540 от 08.04.2022 были учтены и зачислены на расчетный счет Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора.
В материалы дела также представлен акт Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 03.07.2023 N АКТЗ_2021_д_210_1/84, согласно которому по результатам проверки декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год Управлением установлена переплат (кредиторская задолженность) Общества по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в размере 142356 руб. 38 коп.
Судом первой инстанции также обоснованно отклонены доводы Управления о том, что декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 и 2022 годы АО "ОКОС" содержат сведения о расчете суммы сбросов в отношении 17 загрязняющих веществ в водные объекты, среди которых загрязняющее вещество БПК5 отсутствует и поэтому, вопрос взыскания вреда за сбросы с превышением по БПК5 не имеет отношения к вопросу осуществления платы за негативное воздействие на окружающую среду и произведенному расчету размера вреда, причиненного АО "ОКОС" водному объекту - Балтийское море вследствие нарушения водного законодательства в результате сбросов загрязняющих веществ.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 (далее - Постановление N 913) загрязняющее вещество БПК5 не включено в перечень веществ, за превышение которых установлена ставка платы за превышение допустимых показателей, поэтому не указано в декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду, однако как обоснованно указал суд первой инстанции, указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что такое невключение не связано с осуществлением ответчиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В перечень загрязняющих веществ, указанный в Постановлении N 913, включено загрязняющее вещество БПКполн, которое включено в декларации АО "ОКОС" о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 и 2022 годы, следовательно, ответчик является плательщиком платы за негативное воздействие также по указанному веществу.
БПКполн - объективная величина, характеризующая степень загрязнения воды; указанный показатель является нормирующим показателем качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения с позиции охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания.
БПКполн - показатель полного завершения процесса окисления (полное биохимическое потребление кислорода (пункт 1.2 Методики выполнения измерений биохимического потребления кислорода _", 2004 год).
БПК5 - это показатель окисления за пять суток.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, самостоятельного значения показатель БПК5 не имеет, что Управлением не опровергнуто.
Таким образом, при расчете вреда за сбросы с превышением по БПК5 с учетом пункта 22 Методики N 87 подлежит учету внесение плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормируемому показателю БПКполн, отраженному в декларациях по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что АО "ОКОС" является организацией, осуществляющей водоотведение в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и вносящей плату за негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, в соответствии с пунктом 22 Методики N 87 при осуществлении расчета Мi (массы сброшенного i-ro вредного (загрязняющего) вещества) в целях определения Сдi (допустимая концентрация i-ro вредного (загрязняющего) вещества) должен был применить коэффициент, равный 1,4.
Таким образом, Сдi = 2,1x1,4 = 2,94 мг/дм3; Сфi = 2,7 мг/дм3/
Следовательно, СФi < Сдi.
Mi=549,713м3/час х (2,7 мг/дм3 - 2,94 мг/дм3) х 13463.467 час. х 10-6 = -1,77625 т.
У = 1,164 х 1.05 х 3,128 х 170 тыс. руб. х (- 1,77625 т) х 1 = - 1 154.41520 тыс. руб.,
т. е. масса сброшенного i-ro вредного (загрязняющего) вещества и размер вреда становятся величинами отрицательными.
Следовательно, согласно произведенному ответчиком расчету с коэффициентом 1.4 при расчете по формуле (10) Методики N 87, ущерба не наступило. Произведенный ответчиком расчет проверен судами первой и апелляционной инстанций и признан правомерным, Управлением правильность указанного расчета не опровергнута.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Управлением требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 10.11.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10 ноября 2023 года по делу N А21-1064/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1064/2023
Истец: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: АО "Объединенные канализационно-водопроводные очистные сооружения курортной группы городов"
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-43740/2023
10.09.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10230/2024
06.05.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-43740/2023
10.11.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-1064/2023